Календарно-тематическое планирование по технологии. 4 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс)

Кобзева Ольга Александровна

Календарно-тематическое планирование по технологии. 4 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 453

Колпинского района Санкт-Петербурга

Принята

Педагогическим  советом школы

Протокол №1

От 30.08.2019 г.

«Утверждаю»

Приказ от 30.08.2019 г. № 183

__________/Андреева С.Л./

Рабочая программа

по учебному предмету «Технология»

для   4   класса В

срок реализации программы: 2019/2020 учебный год

Составитель: Кобзева О.А.

        

Санкт- Петербург

2019 г.

Пояснительная  записка

Рабочая программа по технологии для 4В класса составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.:Просвещение,2011, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)на основе авторской рабочей программы «Технология» для 1-4 классов Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой (Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Программа по технологии Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой . М., Просвещение, 2011), в соответствии с учебным  планом школы на 2019-2020 учебный год.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труд

Задачи:

  • духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
  • развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
  • формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
  • развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
  • формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
  • формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
  • формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
  • формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
  • формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
  • формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Программа по технологии реализуется с учётом особенностей класса:

        В 4 «В» классе обучается 33 учащихся, из них 13 девочек и 20 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2016 году. 26 человек из класса 2009 года рождения, 7 человек – 2008 года рождения.  По итогам 2018-2019 учебного года успевают 33 человека.

        6 учеников с высоким уровнем мотивации справляются с учебной деятельностью, им нравится процесс обучения, они нацелены на приобретение знаний. 17 учеников со средним уровнем ориентированы скорее на общение, различные школьные мероприятия, чем на учебно-познавательную деятельность. Низкий уровень мотивации (7 учеников) свойственен учащимся, испытывающим трудности в обучении или поведении.  

        В классе 5 детей со спортивной одаренностью, 1 ребенок с творческой одаренностью, 2 ребенка с академической одаренностью.

        В классе есть ребёнок со статусом ОВЗ. Для него разработана и утверждена АОП для ТНР вида. Он получает коррекционную помощь в школе, в ЦППРИК в рамках сетевого взаимодействия. Для него реализуется модель полной социально-образовательной интеграции, которая эффективна для ребенка, соответствующего по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готового к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ определяют особую логику построения учебного процесса.

Наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционные задачи

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Также изменяется способ подачи информации на уроке в классе:

  • индивидуальные консультации на уроке
  • поэтапное разъяснение заданий
  • последовательное выполнение заданий
  • предоставление дополнительного времени для выполнения заданий
  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся
  • акцентирование внимания на задании
  • использование указаний, как в устной, так и в письменной форме
  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий
  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения
  • обеспечение печатными копиями заданий, написанных на доске
  • дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока

        Интерес класса к предметам – средний, близкий к высокому. Активность класса – достаточно высокая. Особенно высокая работоспособность учащихся отмечается на этапе усвоения новых знаний. Все учащиеся выполняют единые требования учителя. Поэтому у учителя есть возможность работать как со слабыми, так и с сильными учениками, сочетать фронтальную и индивидуальную формы работы. Взаимоотношения в классе позволяют организовывать парные и групповые формы работы.

       На уроках большое значение придается самостоятельной и творческой работе учащихся, тем самым создаются благоприятные условия для самостоятельного выполнения более сложных домашних заданий. Однако, выполняют усложненные домашние задания (или творческие домашние задания) учащиеся с повышенной мотивацией обучения. Слабые ученики выполняют задания не на должном уровне или стараются выполнить минимум объема.

        По результатам итоговой контрольной работы 2018-2019 учебного года наибольшую трудность для учащихся представляли задания, в которых проверялось умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей, анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия.  В связи с этим планирую в течение учебного года создавать условия для формирования следующих умений:

  • проведение измерений и построений для решения практических задач.
  • разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
  • чтение условных графических изображений.
  • анализ и изготовление конструкции по образцу.

В процессе трудового обучения осуществляется направление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

                                                Место учебного предмета в учебном плане.

     Рабочая программа курса «Технология» составлена в соответствии с учебным планом школы на 2019- 2020 учебный год, в 4-ых классах из расчета 1 час в неделю, отводится за год 34 часа.

В связи с расхождением объема содержания учебника и авторской программы, а также изменениями календаря, в программу были внесены изменения по количеству часов, в 4 четверти:1 мая- праздничный день. В программе были объединены часы по теме: «Вагоностроительный завод», учащиеся изготавливают изделие по выбору «Цистерна» или «Пассажирский вагон». Распределение часов осуществляется по четвертям:

1 четверть – 9 часов, фактически 8 (-1)

2 четверть – 7 часов, фактически 8 (+1)

3 четверть – 10 часов, фактически 10

4 четверть – 8 часов, фактически 7 (-1)

Следовательно, по программе предусмотрено 34 часа, скорректирована программа на 33 часа. Предусмотренное сокращение отражено в поурочно-тематическом планировании.

Учебно-методический комплект

Реализация учебной программы обеспечивается УМК «Перспектива», утвержденным приказом по школе № 58 от 01.03.2018. Работа по данной программе обеспечена следующим методическим комплектом:

1.Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» 1-4 классы:- М, «Просвещение» 2011.

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.  Технология. 4 класс. Учебник.:- М. «Просвещение»,2015

Интернет-ресурсы

1 Электронное приложение к учебнику «Технология. 4 класс.» (Н.И.Роговцева и др.)

2. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

 6. Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»

Материально-техническое обеспечение

- Компьютер

- Интерактивная доска Smart

- Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами и словарными словами).

-Гербарий.

-Таблицы животных, растений, грибов.

-У каждого учащегося папка с принадлежностями для урока

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;

- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;

-интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;

-представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

-основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;

-этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;

-потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

- представления о значении проектной деятельности. Интерес к конструктивной деятельности; простейшие навыки самообслуживания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

-этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;

-ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;

- представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;

 бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

-потребность в творческой деятельности; учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

-следовать определенным правилам при выполнении изделия;

-дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;

-корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

-проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;

вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-действовать в соответствии с определенной ролью;

-прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;

 Обучающиеся получат возможность научиться:

-работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;

-проводить самооценку;

-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

-ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;

-прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:

оценивать качества своей работы.

Познавательные

Обучающийся научится:

-выделять информацию из текстов заданную в явной форме;

-высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;

-использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;

-проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;

-выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

-находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;

-проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;

-высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;

-устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

 проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

-находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений;

-приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;

-осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;

-оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

-формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

 проявлять инициативу в ситуации общения.

 Обучающийся получит возможность научиться:

-строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

-учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Обучающийся научится:

-воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве;

-называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер- строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира;

-организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;

-соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;

 отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;

-проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;

-осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осмыслить понятие «городская инфраструктура»;

-уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;

-осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;

-осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

-узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;

-узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе:

Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.

Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства тканей (ткачество, гобелен);производство и виды волокон (натуральные, синтетические);

Природные материалы: умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.  знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; знакомство с новым материалом пробкой, ее свойствами и особенностями использования.

Пластичные материалы − систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; − выбор материала в зависимости от назначения изделия − наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.

Конструктор: − сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора

Металл: знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами.

Бисер: − знакомство с новым материалом бисером; − виды бисера; − свойства бисера и способы его использования; − виды изделий из бисера; − леска, её свойства и особенности. − использование лески при изготовлении изделий из бисера.

 Продукты питания: − знакомство с понятием продукты питания; − виды продуктов; − знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;

Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);

Ткани и нитки − знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); − конструирование костюмов из ткани − обработка ткани накрахмаливание; − различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); − выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; − выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; − освоить новые технологические приемы:  создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен);  изготовления карнавального костюма; украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.  украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов; вязания воздушных петель крючком; вид соединения деталей — натягивание нитей.

Обучающийся получит возможность научиться:

изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;

 комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий, осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу;

 выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

 выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;

анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы;

 повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;

анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

Обучающийся получит возможность научиться:

сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;

создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере.

Обучающийся научится:

 использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;

воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; выполнять преобразования информации;

 переводить текстовую информацию в табличную форму;

самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;

 различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.

Обучающийся получит возможность:

переводить информацию из одного вида в другой;

создавать простейшие информационные объекты;

использовать возможности сети Интернет по поиску информации.

Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;

определять этапы проектной деятельности;

определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;

распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;

Обучающийся получит возможность научиться:

осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;

выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;

 распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;

проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;

 развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

Формы, периодичность и порядок контроля

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года.

При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений.

Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты (поскольку владение ими являются основными и базовыми).

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

-чёткость, полнота и правильность ответа;

-соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

-целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (где предусмотрено заданием).

В заданиях проектного характера учитывать умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, изготовлять изделие по заданным параметрам.

Тематический контроль осуществляется после изучения раздела, всего предусмотрено 4 работы.

В конце года проводится итоговая контрольная работа, которая позволит выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

-культура и организация труда, эстетичная и безопасная работа (втом числе экономное использование материалов и рабочего времени);

-способы обработки материалов;

-самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;

-создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации.

При организации четвертной промежуточной аттестации вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за проверочную работу в конце четверти; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце четверти. Отметка обучающегося за четверть, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов  проверочных или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.

 При организации годовой промежуточной аттестации учитывают только четвертные отметки; вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за контрольную работу в конце года; считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года.

Содержание  учебного  предмета

Учебный материал распределён по разделам:

Как работать с учебником (1 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс.

Человек и земля (20 часов)

Вагоностроительный завод (2 ч) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, ходовая часть, кузов вагона. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона».

Полезные ископаемые (2 часа) Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России, новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями).  Понятия: полезные ископаемые, месторождение, поделочные камни, мозаика, имитация. Профессии: геолог, буровик, мастер по камню. Изделие:  «Малахитовая шкатулка».

Автомобильный завод (1 час) Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КАМАЗ». Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КАМАЗ», «Кузов грузовика»(групповой проект).

Монетный двор(2 часа) Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, теснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль».

Фаянсовый завод (2 часа) Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс».

Швейная фабрика (4 часа) Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, мерка, размер, мягкая игрушка. Изделия: «Прихватка», «Мягкая игрушка»

Обувное производство (1 час) Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви».

Деревообрабатывающее производство(1 час) Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-тесак. Практическая работа «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»; Изделие: «Лесенка-опора для растений».

Кондитерская фабрика(1 час) Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Тест «Кондитерские изделия». Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».

Бытовая техника(3 часа) Знакомство с бытовой техникой и ее значением в жизни людей. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж».  Профессии: слесарь-электрик, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделия: «Настольная лампа», «Абажур».

Тепличное хозяйство (1 час) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии:  агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы».

Человек и вода (4 часа)

Водоканал (1 час) Знакомство системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Познакомить со способами фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра. Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

Порт (1 час) Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница».

Узелковое плетение (2 часа) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет».

Человек и воздух (2 часа)

Самолетостроение. Ракетостроение (3 часа) Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и ракеты. Знакомство с историей возникновения воздушного змея, конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Профессии: летчик, космонавт.  Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделия: «Ракета-носитель», «Воздушный змей».

Человек и информация (5 часов)

Создание титульного листа (1 час) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».

Работа с таблицами (1 час) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Office Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: «Таблица».

Создание содержания книги(1 час) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника». Изделие: «Содержание».

Переплетные работы (1 час)Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

Итоговый урок(1 час), резервные уроки (1час)

Поурочно-тематическое планирование по предмету «Технология» на 2019-2020 учебный год в 4 классе

п/п

Название раздела, темы урока

Дата

План/факт

Контроль

Планируемые результаты обучения

Освоение предметных знаний

УУД

1

Как работать с учебником.

6.09

Текущий

Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

Познавательные УДД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УДД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные УУД: формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.

Человек и земля (21 ч)

2

3

Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)».

13.09

20.09

Текущий

Текущий

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона.

Проектная групповая деятель-ность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона

Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

 Знакомство с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися.

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).

Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов.

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой.

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последователь-ность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производ-ственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик.

Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декориро-вание. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр.

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья.  Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер.

Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов.

 Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод.

Познавательные УДД: формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УДД: учёт разных мнений и умение обосновывать своё; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта; формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.

Личностные УУД: формирование адекватной и позитивной самооценки; формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного; формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование познавательного мотива; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира.

Вагоностроительный завод. «Цистерна» или «Пассажирский вагон».

4

5

Полезные ископаемые.  Изделие: «Буровая вышка».

27.09

Текущий

Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка».

4.10

Текущий

6

Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика».

11.10

Текущий

7

8

Монетный двор. Изделие:

«Стороны медали», «Медаль».

18.10

25.10

Текущий

Текущий

9

10

Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы».

Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза».

8.11

15.11

Текущий

Текущий

11

12

13

14

Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка».

Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка».

22.11

29.11

Текущий

Текущий

Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка».

Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка».

6.12

13.12

Текущий

Текущий

15

Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви».

20.12

Текущий

16

Деревообрабатывающее производство. Практическая работа: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». Изделие: «Лесенка-опора для растений».

27.12

Текущий

17

Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка».Тест «Кондитерские изделия».

17.01

Текущий

18

19

20

Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа».

Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Тест: „Правила эксплуатации электронагревательных приборов".

Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Тест: „Правила эксплуатации электронагревательных приборов".

24.01

31.01

7.02

Текущий

Текущий

Текущий

21

Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Проверочная работа.

14.02

Тематический

Человек и вода (4 ч)

22

Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

21.02

Текущий

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.

Познавательные УДД: формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.

Коммуникативные УДД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учёт разных мнений и умение обосновывать своё.

Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников,

творческой самореализации; формирование адекватной и позитивной самооценки.

23

Порт. Практическая работа«Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница».

28.02

Текущий

24

25

Узелковое плетение. Изделие: «Браслет».

Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Проверочная работа.

6.03

13.03

Текущий

Тематический

Человек и воздух (3 ч)

26

27

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет».

Самолетостроение. Ракетостроение «Ракета-носитель».

20.03

3.04

Текущий

Текущий

Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с метали-ческим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт.

 Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история.

Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

Познавательные УДД: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.

Коммуникативные УДД: формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.

Регулятивные УДД: умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива

28

Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». Проверочная работа.

10.04

Тематический

Человек и информация (5 ч)

29

Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист».

17.04

Текущий

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор корректор, художник.

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец.

Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ

Формирование знаний о переплётных работах. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу».

Познавательные УДД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УДД: формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера; формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные УДД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта; планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера; умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование познавательного мотива.

30

Работа с таблицами. Изделие: «Работа с таблицами».

24.04

Текущий

31

Создание содержания книги. Практическая работа«Содержание».

8.05

Тематический

32

Проверочная  работа по итогам года.

15.05

Итоговый

33

Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника».

22.05

Текущий

34

Резервный урок.

         Всего:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планироваие по ИЗО 3 класс.УМК"Школа России""

Изобразительное искусство 3 класс.Б.М.Неменский...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...