Календарно-тематическое планирование по технологии. 4 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по технологии. 4 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 56.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 453
Колпинского района Санкт-Петербурга
Принята Педагогическим советом школы Протокол №1 От 30.08.2019 г. | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 г. № 183 __________/Андреева С.Л./ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для 4 класса В
срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Составитель: Кобзева О.А.
Санкт- Петербург
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4В класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.:Просвещение,2011, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)на основе авторской рабочей программы «Технология» для 1-4 классов Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой (Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Программа по технологии Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой . М., Просвещение, 2011), в соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труд
Задачи:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Программа по технологии реализуется с учётом особенностей класса:
В 4 «В» классе обучается 33 учащихся, из них 13 девочек и 20 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2016 году. 26 человек из класса 2009 года рождения, 7 человек – 2008 года рождения. По итогам 2018-2019 учебного года успевают 33 человека.
6 учеников с высоким уровнем мотивации справляются с учебной деятельностью, им нравится процесс обучения, они нацелены на приобретение знаний. 17 учеников со средним уровнем ориентированы скорее на общение, различные школьные мероприятия, чем на учебно-познавательную деятельность. Низкий уровень мотивации (7 учеников) свойственен учащимся, испытывающим трудности в обучении или поведении.
В классе 5 детей со спортивной одаренностью, 1 ребенок с творческой одаренностью, 2 ребенка с академической одаренностью.
В классе есть ребёнок со статусом ОВЗ. Для него разработана и утверждена АОП для ТНР вида. Он получает коррекционную помощь в школе, в ЦППРИК в рамках сетевого взаимодействия. Для него реализуется модель полной социально-образовательной интеграции, которая эффективна для ребенка, соответствующего по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готового к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ определяют особую логику построения учебного процесса.
Наряду с общеобразовательными ставятся следующие коррекционные задачи
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Также изменяется способ подачи информации на уроке в классе:
- индивидуальные консультации на уроке
- поэтапное разъяснение заданий
- последовательное выполнение заданий
- предоставление дополнительного времени для выполнения заданий
- четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся
- акцентирование внимания на задании
- использование указаний, как в устной, так и в письменной форме
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий
- предоставление альтернативы объемным письменным заданиям
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения
- обеспечение печатными копиями заданий, написанных на доске
- дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока
Интерес класса к предметам – средний, близкий к высокому. Активность класса – достаточно высокая. Особенно высокая работоспособность учащихся отмечается на этапе усвоения новых знаний. Все учащиеся выполняют единые требования учителя. Поэтому у учителя есть возможность работать как со слабыми, так и с сильными учениками, сочетать фронтальную и индивидуальную формы работы. Взаимоотношения в классе позволяют организовывать парные и групповые формы работы.
На уроках большое значение придается самостоятельной и творческой работе учащихся, тем самым создаются благоприятные условия для самостоятельного выполнения более сложных домашних заданий. Однако, выполняют усложненные домашние задания (или творческие домашние задания) учащиеся с повышенной мотивацией обучения. Слабые ученики выполняют задания не на должном уровне или стараются выполнить минимум объема.
По результатам итоговой контрольной работы 2018-2019 учебного года наибольшую трудность для учащихся представляли задания, в которых проверялось умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей, анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия. В связи с этим планирую в течение учебного года создавать условия для формирования следующих умений:
- проведение измерений и построений для решения практических задач.
- разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
- чтение условных графических изображений.
- анализ и изготовление конструкции по образцу.
В процессе трудового обучения осуществляется направление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса «Технология» составлена в соответствии с учебным планом школы на 2019- 2020 учебный год, в 4-ых классах из расчета 1 час в неделю, отводится за год 34 часа.
В связи с расхождением объема содержания учебника и авторской программы, а также изменениями календаря, в программу были внесены изменения по количеству часов, в 4 четверти:1 мая- праздничный день. В программе были объединены часы по теме: «Вагоностроительный завод», учащиеся изготавливают изделие по выбору «Цистерна» или «Пассажирский вагон». Распределение часов осуществляется по четвертям:
1 четверть – 9 часов, фактически 8 (-1)
2 четверть – 7 часов, фактически 8 (+1)
3 четверть – 10 часов, фактически 10
4 четверть – 8 часов, фактически 7 (-1)
Следовательно, по программе предусмотрено 34 часа, скорректирована программа на 33 часа. Предусмотренное сокращение отражено в поурочно-тематическом планировании.
Учебно-методический комплект
Реализация учебной программы обеспечивается УМК «Перспектива», утвержденным приказом по школе № 58 от 01.03.2018. Работа по данной программе обеспечена следующим методическим комплектом:
1.Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» 1-4 классы:- М, «Просвещение» 2011.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс. Учебник.:- М. «Просвещение»,2015
Интернет-ресурсы
1 Электронное приложение к учебнику «Технология. 4 класс.» (Н.И.Роговцева и др.)
2. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
6. Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- Интерактивная доска Smart
- Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами и словарными словами).
-Гербарий.
-Таблицы животных, растений, грибов.
-У каждого учащегося папка с принадлежностями для урока
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
- ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
-интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
-представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
-основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
-этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
-потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
- представления о значении проектной деятельности. Интерес к конструктивной деятельности; простейшие навыки самообслуживания;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
-этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
-ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
- представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
-потребность в творческой деятельности; учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
-следовать определенным правилам при выполнении изделия;
-дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
-корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
-проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-действовать в соответствии с определенной ролью;
-прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
-проводить самооценку;
-обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
-ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
-прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
оценивать качества своей работы.
Познавательные
Обучающийся научится:
-выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
-высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
-использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
-проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
-выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
-находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
-проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
-высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
-устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
-находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений;
-приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
-осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
-оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
-формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
-учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
-воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве;
-называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер- строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира;
-организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
-соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
-проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
-осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
-уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
-осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
-осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
-узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
-узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе:
Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства тканей (ткачество, гобелен);производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
Природные материалы: умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др. знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; знакомство с новым материалом пробкой, ее свойствами и особенностями использования.
Пластичные материалы − систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; − выбор материала в зависимости от назначения изделия − наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.
Конструктор: − сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора
Металл: знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами.
Бисер: − знакомство с новым материалом бисером; − виды бисера; − свойства бисера и способы его использования; − виды изделий из бисера; − леска, её свойства и особенности. − использование лески при изготовлении изделий из бисера.
Продукты питания: − знакомство с понятием продукты питания; − виды продуктов; − знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;
Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);
Ткани и нитки − знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); − конструирование костюмов из ткани − обработка ткани накрахмаливание; − различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); − выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; − выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; − освоить новые технологические приемы: создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен); изготовления карнавального костюма; украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками. украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов; вязания воздушных петель крючком; вид соединения деталей — натягивание нитей.
Обучающийся получит возможность научиться:
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий, осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы;
повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; выполнять преобразования информации;
переводить текстовую информацию в табличную форму;
самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающийся получит возможность:
переводить информацию из одного вида в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
использовать возможности сети Интернет по поиску информации.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
определять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающийся получит возможность научиться:
осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Формы, периодичность и порядок контроля
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года.
При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений.
Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты (поскольку владение ими являются основными и базовыми).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
-чёткость, полнота и правильность ответа;
-соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
-аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
-целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (где предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера учитывать умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, изготовлять изделие по заданным параметрам.
Тематический контроль осуществляется после изучения раздела, всего предусмотрено 4 работы.
В конце года проводится итоговая контрольная работа, которая позволит выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
-культура и организация труда, эстетичная и безопасная работа (втом числе экономное использование материалов и рабочего времени);
-способы обработки материалов;
-самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу;
-создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации.
При организации четвертной промежуточной аттестации вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за проверочную работу в конце четверти; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце четверти. Отметка обучающегося за четверть, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов проверочных или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.
При организации годовой промежуточной аттестации учитывают только четвертные отметки; вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за контрольную работу в конце года; считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределён по разделам:
Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс.
Человек и земля (20 часов)
Вагоностроительный завод (2 ч) Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, ходовая часть, кузов вагона. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона».
Полезные ископаемые (2 часа) Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России, новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Понятия: полезные ископаемые, месторождение, поделочные камни, мозаика, имитация. Профессии: геолог, буровик, мастер по камню. Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Автомобильный завод (1 час) Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КАМАЗ». Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КАМАЗ», «Кузов грузовика»(групповой проект).
Монетный двор(2 часа) Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, теснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль».
Фаянсовый завод (2 часа) Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс».
Швейная фабрика (4 часа) Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, мерка, размер, мягкая игрушка. Изделия: «Прихватка», «Мягкая игрушка»
Обувное производство (1 час) Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви».
Деревообрабатывающее производство(1 час) Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-тесак. Практическая работа «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»; Изделие: «Лесенка-опора для растений».
Кондитерская фабрика(1 час) Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Тест «Кондитерские изделия». Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».
Бытовая техника(3 часа) Знакомство с бытовой техникой и ее значением в жизни людей. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Профессии: слесарь-электрик, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделия: «Настольная лампа», «Абажур».
Тепличное хозяйство (1 час) Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы».
Человек и вода (4 часа)
Водоканал (1 час) Знакомство системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Познакомить со способами фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра. Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды».
Порт (1 час) Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница».
Узелковое плетение (2 часа) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет».
Человек и воздух (2 часа)
Самолетостроение. Ракетостроение (3 часа) Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и ракеты. Знакомство с историей возникновения воздушного змея, конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделия: «Ракета-носитель», «Воздушный змей».
Человек и информация (5 часов)
Создание титульного листа (1 час) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».
Работа с таблицами (1 час) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Office Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: «Таблица».
Создание содержания книги(1 час) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника». Изделие: «Содержание».
Переплетные работы (1 час)Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника».
Итоговый урок(1 час), резервные уроки (1час)
Поурочно-тематическое планирование по предмету «Технология» на 2019-2020 учебный год в 4 классе
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата План/факт | Контроль | Планируемые результаты обучения | |
Освоение предметных знаний | УУД | ||||
1 | Как работать с учебником. | 6.09 | Текущий | Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. | Познавательные УДД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Коммуникативные УДД: умение формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные УУД: формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. |
Человек и земля (21 ч) | |||||
2 3 | Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)». | 13.09 20.09 | Текущий Текущий | Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятель-ность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Знакомство с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии. Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последователь-ность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производ-ственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декориро-вание. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. | Познавательные УДД: формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УДД: учёт разных мнений и умение обосновывать своё; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта; формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Личностные УУД: формирование адекватной и позитивной самооценки; формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного; формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование познавательного мотива; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. |
Вагоностроительный завод. «Цистерна» или «Пассажирский вагон». | |||||
4 5 | Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». | 27.09 | Текущий | ||
Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка». | 4.10 | Текущий | |||
6 | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | 11.10 | Текущий | ||
7 8 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». | 18.10 25.10 | Текущий Текущий | ||
9 10 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». | 8.11 15.11 | Текущий Текущий | ||
11 12 13 14 | Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». | 22.11 29.11 | Текущий Текущий | ||
Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка». Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка». | 6.12 13.12 | Текущий Текущий | |||
15 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». | 20.12 | Текущий | ||
16 | Деревообрабатывающее производство. Практическая работа: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений». Изделие: «Лесенка-опора для растений». | 27.12 | Текущий | ||
17 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка».Тест «Кондитерские изделия». | 17.01 | Текущий | ||
18 19 20 | Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Тест: „Правила эксплуатации электронагревательных приборов". Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Тест: „Правила эксплуатации электронагревательных приборов". | 24.01 31.01 7.02 | Текущий Текущий Текущий | ||
21 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Проверочная работа. | 14.02 | Тематический | ||
Человек и вода (4 ч) | |||||
22 | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». | 21.02 | Текущий | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. | Познавательные УДД: формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УДД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Регулятивные УДД: умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации; формирование адекватной и позитивной самооценки. |
23 | Порт. Практическая работа«Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница». | 28.02 | Текущий | ||
24 25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Проверочная работа. | 6.03 13.03 | Текущий Тематический | ||
Человек и воздух (3 ч) | |||||
26 27 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». Самолетостроение. Ракетостроение «Ракета-носитель». | 20.03 3.04 | Текущий Текущий | Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с метали-ческим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. | Познавательные УДД: формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УДД: формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Регулятивные УДД: умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Личностные УУД: формирование познавательного мотива |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». Проверочная работа. | 10.04 | Тематический | ||
Человек и информация (5 ч) | |||||
29 | Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист». | 17.04 | Текущий | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор корректор, художник. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец. Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ Формирование знаний о переплётных работах. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». | Познавательные УДД: умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий; формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УДД: формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера; формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Регулятивные УДД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта; планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера; умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование познавательного мотива. |
30 | Работа с таблицами. Изделие: «Работа с таблицами». | 24.04 | Текущий | ||
31 | Создание содержания книги. Практическая работа«Содержание». | 8.05 | Тематический | ||
32 | Проверочная работа по итогам года. | 15.05 | Итоговый | ||
33 | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | 22.05 | Текущий | ||
34 | Резервный урок. | ||||
Всего: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планироваие по ИЗО 3 класс.УМК"Школа России""
Изобразительное искусство 3 класс.Б.М.Неменский...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович
Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...