Рабочая программа по ручному труду 8 вид.
материал по технологии (3 класс)

Ситникова Лариса Викторовна

Рабочая программа по ручному труду 8 вид ( 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmam_po_ruchnomu_trudu.docx489.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по  ручному труду составлена на основе:

  • Федерального закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
  • Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020учебный год
  • Учебника для обучающихся: Л. А. Кузнецова, Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Цель:получение элементарных знаний по видам труда,воспитание положительных  качеств личности обучающегося: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе

Задачи:

  • обучать доступным приемам труда;
  • формировать трудовые качества, организационные умения в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
  • развивать самостоятельность в труде;
  • прививать интерес к труду;

Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Содержание учебного предмета

 Первая четверть

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

·    Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

·    Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

·    Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

·    Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

·    Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

·    Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

·    Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

·    Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

·    Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

·     Экскурсия в слесарную мастерскую.

·     Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

·     Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

·     Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

·     Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

·     Экскурсия в столярную мастерскую.

·     Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.

·     Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

·     Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

·     Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

·     Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

Вторая четверть

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

·     Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

·     Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

·     Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.

·     Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).

·     Разборка собранных изделий.

·     Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.

·     Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

·     Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

·     Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

·     Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

·     Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

·     Изготовление елочных игрушек.

·     Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

·     Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

·     Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона..

Третья четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

·     Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

·     Изготовление обложки для проездного билета.

·     Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

·     Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

·     Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

·     Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

·     Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

·     Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

·     Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

·     Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

·     Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

·     Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

·     Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).

·     Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.

·     Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.

Четвертая четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

·     Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

·     Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.

·     Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

·     Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

·     Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

·     Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

Практические работы

·     Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

·     Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.

·     Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

·     Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.

·     Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

·     Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

1

Работа с природными материалами

2

Работа с бумагой и картоном

3

Работа с металлоконструктором

4

Работа с древесиной

5

Работа с текстильными материалами

11ч

6

Работа с проволокой

Итого за год:

34ч

Требования уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования.

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно ориентироваться в здании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

-самостоятельно составлять план работы, и по вопросам учителя;

-подбирать материал и инструменты для работы в начале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

-выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

-анализировать свое изделие и изделие товарища;

-ориентироваться в пространстве;

-осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Календарно-тематическое планирование по ручному труду

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Дата

Коррекционные задачи

Требования к уровню подготовленности учащихся

план

факт

Работа с природными материалами

1

Виды природных материалов.

Виды работы с природными материалами.

1

Развивать навыки ориентировки в задании (анализировать объект, условия работы)

Знать виды природных материалов, виды работ с ними. Уметь размечать картон, обозначать середину, изготавливать аппликацию из листьев, скорлупы.

2

Аппликация из засушенных листьев «Птица».

1

3

Аппликация из скорлупы грецких орехов «Воробей».

1

4

Изготовление жирафа из овощей.

1

Развивать мелкую моторику, аккуратность, внимательность.

Уметь изготавливать жирафа из природного материала.

Работа с бумагой и картоном

5

Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном.

1

Развивать фантазию, воображение, аккуратность.

Знать свойства бумаги и картона, правила безопасной работы.

Уметь ориентироваться на  листе картона.

6

Аппликация из обрывной бумаги «Медведь».

1

Работа с проволокой

7

Инструменты. Приёмы работы с проволокой.

1

8

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.

1

Работа с древесиной

9

Изделия из древесины. Дерево и древесина.

1

Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие.

Уметь ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы), изготавливать по образцу.

Знать предназначение колышков и уметь ими пользоваться.

10

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями.

1

11

Изготовление колышков для растений.

1

Работа с природными материалами

12

Приёмы работы с пластилином.

13

Изготовление птицы из пластилина и сухой травы.

Работа с металлоконструктором

Изделия из металлоконструктора.

Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля, организованность.

Знать названия деталей, инструменты для работы, виды соединений планок.

Уметь собирать из планок геометрические фигуры: квадрат, треугольник

14

Инструменты и приёмы работы с металлоконструктором. Сборка треугольника, квадрата.

Работа с проволокой

15

Изготовление из проволоки букв.

Развивать мелкую моторику, аккуратность.

Знать последовательность выполнения действий.

Уметь пользоваться проволокой.

Работа с бумагой и картоном.

16

Карнавальные головные уборы.

Изготовление каркасной шапочки.Кокошник.

Шлем.

1

Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие.

17

Окантовка картона листом бумаги.

1

Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, аккуратность в работе.

Уметь ориентироваться на картонном листе, работать с картоном и цветной бумагой, пользоваться клеем.

Знать приёмы соединения бумаги и картона.

18

Складная доска для игры. Технология изготовления.

1

19

Складная доска для игры. Практическая работа.

1

Работа с текстильными материалами

20

Применение ниток. Правила обращения с иглой.

1

Развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки и оценки друг друга.

Знать виды стежков, правила безопасной работы с иглой.

Уметь завязывать узелок на нитке.

21

Завязывание узелка. Практическая работа.

1

22

Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками.

1

Развивать фантазию, творческое воображение, аккуратность, мелкую моторику.

Знать виды стежков, правила безопасной работы с иглой.

23

Строчка косыми стежками.

1

24

Изготовление прихватки. Технология изготовления.

1

Развивать самостоятельность, терпение, трудолюбие.

25

Изготовление прихватки. Практическая работа.

1

26

Подушечка для игл

1

27

Пришивание пуговиц.

1

Работа с бумагой и картоном

28

Объёмные изделия из картона.

1

Развивать мелкую моторику рук, старательность, усидчивость, аккуратность

Знать свойства картона, способы изготовления коробок, правила безопасной работы, название элементов: развертка, клапан.

Уметь изготавливать коробки.

29

Коробка из картона. Технология изготовления коробки с помощью клапанов. Практическая работа.

Расширять словарный запас, развивать навыки самоконтроля, организованность.

30

Технология изготовления коробки с бортами, соединёнными встык. Практическая работа.

1

Развивать  мыслительные процессы, навыки планирования, познавательную деятельность.

Работа с текстильными материалами

31

Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямого стежка в два приёма.

1

Развивать познавательный интерес, мыслительные процессы.

Знать свойства ниток, правила безопасной работы.

Уметь обмётывать косым стежком

32

Строчка косого стежка в два приёма (крестик).

1

33

Изготовление закладки с вышивкой.

1

Знать инструменты при работе с текстильным материалом.

Уметь пользоваться иглой и наперстком.

Работа с бумагой и картоном

34

Аппликация – орнамент (коврик).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по ручному труду

Адаптированная рабочая программа по ручному труду 2 класс для детей с РАС...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...