Рабочая программа по ручному труду 8 вид.
материал по технологии (3 класс)
Рабочая программа по ручному труду 8 вид ( 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmam_po_ruchnomu_trudu.docx | 489.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020учебный год
- Учебника для обучающихся: Л. А. Кузнецова, Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.
Цель:получение элементарных знаний по видам труда,воспитание положительных качеств личности обучающегося: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе
Задачи:
- обучать доступным приемам труда;
- формировать трудовые качества, организационные умения в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
- развивать самостоятельность в труде;
- прививать интерес к труду;
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Содержание учебного предмета
Первая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
· Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
· Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
· Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
· Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
· Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
· Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
· Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
· Экскурсия в слесарную мастерскую.
· Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
· Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
· Экскурсия в столярную мастерскую.
· Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
· Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
· Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
Вторая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
· Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
· Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
· Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
· Разборка собранных изделий.
· Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
· Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
· Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
· Изготовление елочных игрушек.
· Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
· Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
· Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона..
Третья четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
· Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
· Изготовление обложки для проездного билета.
· Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
· Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
· Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
· Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
· Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
· Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
· Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
· Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
· Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
· Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
· Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Четвертая четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
· Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
· Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
· Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
· Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
· Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
· Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
· Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
· Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
· Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
· Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
· Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Работа с природными материалами | 8ч |
2 | Работа с бумагой и картоном | 8ч |
3 | Работа с металлоконструктором | 2ч |
4 | Работа с древесиной | 3ч |
5 | Работа с текстильными материалами | 11ч |
6 | Работа с проволокой | 3ч |
Итого за год: | 34ч |
Требования уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
-санитарно-гигиенические требования.
Обучающиеся должны уметь:
-самостоятельно ориентироваться в здании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
-самостоятельно составлять план работы, и по вопросам учителя;
-подбирать материал и инструменты для работы в начале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
-выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
-анализировать свое изделие и изделие товарища;
-ориентироваться в пространстве;
-осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Календарно-тематическое планирование по ручному труду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
Приложение к рабочей программе 1-4 классы....
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по ручному труду
Адаптированная рабочая программа по ручному труду 2 класс для детей с РАС...
Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...