Рабочая программа учебного предмета "Технология"
рабочая программа по технологии (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Технология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_4_klass.docx | 73.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №176
Калининского района
Санкт - Петербурга
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к использованию Педагогическим советом Протокол № 15 от « 22 » мая 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________Е.А.Фёдорова | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 96 от « 22 » мая 2020 г. Директор ГБОУ СОШ № 176 __________________ И.В.Биланюк |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
ДЛЯ 4 КЛАССА
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НИКИТИНОЙ ТАТЬЯНОЙ БОРИСОВНОЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД
2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014) Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020 (Школа России).
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2014 (Школа России).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно- культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» в 4 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 ч (1 ч в неделю). Согласно программе по технологии Е.А. Лутцевой предмет «Технология» может изучаться 34 ч (1ч в неделю) или 68 ч (2 ч в неделю).
В данной рабочей программе представлен вариант – 34 ч (1 ч в неделю).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Ценностные ориентиры учебного предмета.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
- с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
- с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
- с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.
3. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
4. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.
5. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу
внеурочного кружка (факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться, получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и качественный результат своей работы.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.
Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) допрактической реализации задуманного.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Формы учебных занятий:
- урок-экскурсия;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- проект.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.
В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения:
- работа в группах и парах;
- коллективное решение проблемных вопросов;
- индивидуальные задания.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
- качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
- степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч – в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч – во 2–4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы.
№ п/п | Изменение | Обоснование | ||
В авторской программе | 34 | В рабочей программе 34 | ||
1 | Информационный центр | Программа скорректирована по календарному планированию на 2019-2020 учебный год. | ||
2 | Проект «Дружный класс» | |||
3 | Студия «Реклама» | |||
4 | Студия « Декор интерьера» | |||
5 | Новогодняя студия | |||
6 | Студия «Мода» | |||
7 | Студия «Подарки» | |||
8 | Студия «Игрушки» |
Основная литература
№ п/п | Название учебника | класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | «Технология» | 4 | Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева | Москва «Просвещение» | 2020 |
Дополнительная литература
№ п/п | Название учебника | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
1 | Технология. Методические рекомендации для учителя. | 4 | Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева | Москва «ВАКО» | 2015 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и основных умений.
Коммуникативные УУД
- формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства ( в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
- Уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
- защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву)
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление о:
- дизайне, его месте в роли современной проектной деятельности;
- основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
- решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в рамках Word, Power Point.
Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Технология"4 класс (1 раз в неделю 34 часа).
Условные обозначения типов урока:
ОНЗ – урок открытия новых знаний
РУ – урок развития умений
ВУ – вводный урок
ОУ – обобщающий урок
ИУ – итоговый урок
УК – урок контроля
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
№ п/п | Раздел Тема урока | Тип урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Использов. учебн. и компьютер. оборудов. | Дата проведения | ||||
предметные | метапредметные УУД (Р., П., К.), личностные УУД (Л.) | |||||||||
план | факт | |||||||||
I четверть (8 ч.) факт. - 8 ч. Информационный центр (4 часа) | ||||||||||
1 | Вспомним и обсудим | ОУ | наблюдать и сравнивать этапы творческих процессов; открывать новые знания и умения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдение и рассуждение; сравнивать и находить общее и различное в этапах творческих процессов, делать вывод об общности этапов творческих процессов; корректировать при необходимости конструкцию изделия, технологию его изготовления; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; знакомиться с профессиями, уважительно относится к труду мастеров. -анализировать способы получения информации человеком в сравнении с возможностями компьютера; -обсуждать и рассуждать с опорой на вопросы учебника и учителя; -исследовать возможности и осваивать приёмы работы с Интернетом для поиска необходимой учебно-познавательной информации. | -повторить изученный в третьем классе материал; -дать общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота); сравнение изделий, строений по данным требованиям. | Метапредметные : -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по составленному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать (называть) то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. Личностные: - поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий; - поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»; - помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии культур и традиций творческой деятельности мастеров. |
Стр. 6-9 Презентация. | ||||
2 | Информация. Интернет | ОНЗ РУ | -повторить правила работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера; -познакомить с назначением сканера; - освоить алгоритм поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете | -поддерживать мотивацию учеников к творческой деятельности в сфере техники и технологий; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология»; -помогать ученикам в формировании целостного взгляда на мир во всем разнообразии культур и традиций творческой деятельности мастеров. | Стр.10-13 https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS18_MS8svLcrP1isq1S8oSq1KzStJTM6sTNTN1gUJl- | |||||
3 | Создание текста на компьютере | ОНЗ РУ | -осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц на компьютере; - искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников; -выполнять практическую работу с опорой на инструкцию, рисунки и схемы; -осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создание простейших презентаций в программе Power Point. | -клавиатура компьютера, освоение навыка набора текста на клавиатуре; - набор текстов, изменение шрифтов, форматирование текста; -познакомить с алгоритмом создания таблиц в программе Word/ | презентация | |||||
4 | Создание презентации | РУ | - введение понятий « презентация», «компьютерная презентация»; - создание компьютерных презентаций с использованием рисунков и шаблонов из ресурса компьютера. | https://uchitelya.com/informatika/30059-prezentaciya-sozdanie-prezentaciy-4-klass.html | ||||||
Проект «Дружный класс» (3 часа) | ||||||||||
5 | Презентация класса | РУ | -выбор тем страниц презентации, стиля их оформления; -распределение работы по группам; -распечатывание страниц презентации, определение способа сборки альбома. | - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; -наблюдать и сравнивать дизайн предложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях. | -поддерживать мотивацию и интерес учеников к рациональному использованию возможностей компьютера в учебе и во внеурочное время; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». | Стр.22-23 | ||||
6 | Эмблема класса | ОНЗ РУ | -знакомство с понятием «эмблема»; -требование к эмблеме; -обсуждение вариантов эмблемы класса; -работа в группах, изготовление эскизов эмблем; - выбор окончательного варианта эмблемы класса по критериям: требования к содержанию эмблемы, прочность, удобство использования, красота. | -изготовление эмблемы класса с использованием известных способов художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера. | Стр.24-25 | |||||
7 | Папка мои достижения. | РУ | -осуществлять сотрудничество в малой группе; - анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; -выполнять правила безопасного пользования компьютером. | -обсуждение возможных конструкций папок и материалов; -выбор своей конструкции каждым учеником; -изготовление папки достижений на основе ранее усвоенных знаний и умений. | Стр26-28 | |||||
Студия «Реклама» (3 часа) | ||||||||||
8 | Реклама. Упаковка для мелочей. | ОНЗ РУ | -понятиями «реклама» «маркетинг», «маркетолог»; -дать общее представление о службе маркетинга; -дать общее представление о видах подарочных упаковок ; | -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -планировать практическую работу и работать по собственному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -оценивать результаты своей работы и работы одноклассников. | -знакомить с профессиями, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» | https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-v-4-klassie-.html | ||||
9 | Коробочка для подарка. | РУ | ||||||||
10 | Упаковка для сюрприза | ОНЗ РУ | Стр. 38-40. | |||||||
Студия «Декор интерьера» | ||||||||||
11 | Интерьеры разных времён. | ОНЗ РУ | -знакомство с понятиями «интерьер», «декупаж»; - использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка; -художественная техника декупажа, её история, приёмы выполнения декупажа. | -использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ; -выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления. | -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» | https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-tiekhnologhii-po-tiemie-intier-.html | ||||
12 | Художественная техника «декупаж». | РУ | ||||||||
13 | Плетёные салфетки | ОНЗ РУ | -различное назначение салфеток, материалы, из которых можно изготавливать салфетки; - способы изготовления салфеток; - использование чертёжных инструментов для разметки деталей плетёных салфеток | -опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; -осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. | Стр.46-47 | |||||
14 | Цветы из креповой бумаги. | РУ | - повторение свойств креповой бумаги, сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги; -познакомиться с технологией обработки креповой бумаги; -изготовление цветов из креповой бумаги. | |||||||
15 | Сувениры из проволочных колец. | РУ | -повторить способы соединения деталей, соединение деталей на крючках; -свойства тонкой проволоки, придание спиралевидной и кольцевидной формы. | -использование ранее усвоенных знаний и умений; - изготовление деталей из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. | -обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания; - сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы. | Стр. 50-51 | ||||
16 | Изделия из полимеров | ОНЗ РУ | -введение понятия «полимеры»; -свойства поролона, пенопласта, полиэтилена в сравнении между собой и со свойствами других известных материалов; -упражнение в обработке пенопласта- тонкого и толстого. | -открывать новые знания и умения; -средства художественной выразительности, которые использует скульптор; -мелкая скульптура России, художественные промыслы; отображение жизни народа в сюжетах статуэток. | Стр. 52-55 https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-izdieliia-iz-polimierov.html | |||||
Новогодняя студия | ||||||||||
17 | Новогодние традиции | ОНЗ РУ | -познакомить с новогодними традициями России других стран мира; -научить комбинировать бумажные материалы; -использовать ранее освоенные знания и умения | -изготовление новогодних игрушек с объемными слоёными деталями из креповой бумаги; -искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; | -использовать полученные знания и умения в обработке бумаги, картона, полимеров для выполнения практических работ; -анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; -обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-novogodnie-tradicii-klass-3609655.html | ||||
18 | Игрушки из зубочисток | ОНЗ РУ | -знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро; - подбирать материалы для изготовления моделей объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции; -использование зубочисток, пробок из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций. | -изготовление игрушек объёмных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина. | ||||||
19 | Игрушки из трубочек для коктейля | РУ ОУ | -познакомить со свойствами пластиковых трубочек для коктейля; -использование данных свойств для подбора технологии изготовления новогодних игрушек(связывание, резание, нанизывание на нитку или тонкую проволоку; -проверить знания и умения по теме. | -искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, интернете; -наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления. | ||||||
Студия «Мода» | ||||||||||
20 | История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм | ОНЗ РУ | -познакомить с историей моды; -особенности материалов одежды разных времён; -виды тканей натурального и искусственного происхождения. | -анализировать образцы изделий с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделий; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -обобщать то новое, что освоено; -планировать практическую работу и работать по составленному плану; -отбирать необходимые материалы для изделия; -оценивать свои результаты и результаты одноклассников. | -поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология» | |||||
21 | Одежда народов России | ОНЗ РУ | -национальная одежда народов России; -познакомить с основными составляющими женского (рубаха, юбка-понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; -головные уборы девушек и замужних женщин; -изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России. | |||||||
22 | Синтетические ткани | РУ | -познакомить с видами тканей как материалом для изготовления одежды; - сравнивать свойства синтетических и натуральных тканей; -использование специфических свойств синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды. | -самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать | Стр. 76-79 | |||||
23 | Твоя школьная форма | РУ | -узнать об истории школьной формы; -назначение школьной формы; -обсуждение требований к ней (удобство, эстетичность, фасоны, материалы) | -отделять известное от неизвестного; - открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через исследование, пробные упражнения; -изготавливать изделия по технологической карте; -проверять изделия в действии; -корректировать конструкцию и технологию изготовления; -искать информацию в приложении учебниках, книгах, энциклопедиях, интернете; -осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебниках и других источниках информации. | Стр.80-81 | |||||
24 | Объёмные рамки | РУ | -повторение знаний о чертеже, линиях чертежа и условных обозначениях, о чертёжных инструментах; -рассчитывать размер рамок, получать объём складыванием; -уметь прорабатывать сгибы биговкой; -изготовление объёмных рамок | Стр.82-83 | ||||||
25 | Аксессуары одежды | РУ | -учить изготавливать аксессуары из различных материалов с использованием изученных приёмов их обработки. | -самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; -выявлять и формулировать учебную проблему; -приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Стр. 84-85 | |||||
26 | Вышивка лентами Проверим себя | ОНЗ РУ ОУ | -узнать об истории вышивки лентами; выбор материалов для вышивки; -осваивать приёмы вышивки лентами; -разметка рисунка для вышивки лентами. -проверка знаний и умений по теме | https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-tehnologiyam/132421-vyshivka-lentami.html | ||||||
Студия «Подарки» | ||||||||||
27 | Плетеная открытка | РУ | -особенности конструкций ранее изготовленных открыток; -конструктивная особенность плетёной открытки; -выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. | -осваивать изготовление изделия сложной конструкции в группах по 4-6 человек; -учить использовать ранее полученные знания и умения по шитью, вышиванию и пришиванию пуговиц при выполнении изделия сложной конструкции; -учить выстраивать технологию изготовления комбинированного изделия. | -уважительно относится к военным и их труду и службе в вооруженных силах; -пробуждать патриотические чувства гордости за свою страну и ее профессиональных защитниках; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология». | https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pletenaya_otkritka_165137.html | ||||
28 | День защитника Отечества | РУ | -наиболее значимые победы Российского государства в разные времена; -Царь-пушка, её история, групповой проект; - использование других ранее освоенных знаний и умений (изготовление объёмных деталей по чертежам) | Стр.92-93 | ||||||
29 | Весенние цветы | РУ | -узнать об истории Международного женского дня 8 Марта; -подбор технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных; -изготовление цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений. | -анализировать образцы изделия с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; - планировать практическую работу и работать по составленному плану; -отбирать необходимые материалы для изделий, обосновывать свой выбор; -изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схему; | Стр.96-97 https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-4-klass-vesennie-cvety-4240418.html | |||||
Студия «Игрушки» | ||||||||||
30 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка. | ОНЗ РУ | -дать общее представление о происхождении и назначении игрушек; -Российские традиционные игрушечные промыслы; -современные игрушки, их развивающие возможности; -игрушки с подвижными механизмами; -изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом. | -овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; -анализировать образцы изделия с опорой на памятку; -организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; -изготавливать изделие с опорой на чертежи, рисунки и схемы; -обобщать то новое, что освоено; | -оценивать результат своей работы и работы одноклассников. побуждать и поддерживать интерес к декоративно-прикладным видам искусства, уважительно относится к людям соответствующих профессий; -поддерживать и стимулировать высокий уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям и умениям в рамках учебного предмета «Технология».
| https://multiurok.ru/files/4-klass-tekhnologiia-istoriia-igrushek-igrushka-po.html | ||||
31 | Подвижная игрушка «Щелкунчик» | РУ | -подвижный механизм типа «Щелкунчик», особенности его конструкции и изготовления; -использование щелевого замка, использование других ранее освоенных знаний и умений. | |||||||
32 | Игрушка с рычажным механизмом. | ОНЗ РУ | -рычажный механизм; -особенности его конструкции и изготовления; -изготовление игрушек с рычажным механизмом. | -анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых изделиях; -формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения. | -принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; - предлагать конструктивно-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных; -приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений. | Стр.108-109 | ||||
33 | Подготовка портфолио. | ОУ | -отбор и обсуждение зачётных работ за все 4 года. | -обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки | Стр.110-111 | |||||
34 | Проверим себя | -проверка знаний и умений за 4 класс | -использовать освоенные знания и умения по изученным темам для решения предложенных задач | -обобщать (называть) то новое, что освоено; | Стр.112-113 |
Материально - техническое обеспечение.
Программы:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 - М. : Просвещение, 2019
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.:«Просвещение» 2019
Учебные пособия для учащихся:
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2019
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
Необычные уроки с объемными моделями для раскрашивания. – Режим доступа: http://webinfo.reformal.ru/visit?domain=1-kvazar.ru
Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых. - http://stranamasterov.ru/
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/
Сайт издательства «Дрофа - http://www.drofa.ru/
Презентации по ИЗО и технологии - http://shkola-abv.ru/katalog_prezentaziy5.html
Презентации к урокам (лепка) - http://pedsovet.su/load/242-1-0-6836
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного
Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...