Рабочая программа педагога дополнительного образования
рабочая программа по технологии

Программа дополнительного образования технической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа70.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 67

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Принята                                                                       Утверждена

решением педагогического совета                           приказом от 01.09.2020г.№46  § 2        школы-интерната №67                                               директор ГБОУ школы-интерната № 67                                            

протокол № 1 от 27.08.2020  г.                              __________________Азацкая Т.В

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО»

2в класс

Срок реализации    2020-2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67  Пушкинского района Санкт- Петербурга;

-Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского.  Москва «Просвещение» 2011.

Разработчик программы:

Станпаков Алексей Александрович

педагог дополнительного образования

(Ф.И.О. учителя)

,

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67  Пушкинского района Санкт- Петербурга;

-Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского.  Москва «Просвещение» 2011.

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Художественная обработка древесины занимает особое место среди различных видов трудовой деятельности человека.  Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров.

Конструирование и моделирование это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса.
Конструкторским и графическим навыкам, необходимым при изготовлении
поделок, не уделяется должного внимания в процессе школьного обучения,
которое направлено в основном на развитие словесно - логических компонентов мышления. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении. Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веру в свои силы. Все это явилось основанием для разработки модифицированной образовательной программы «Деревянное зодчество», которая вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью такого
вида деятельности, как конструирование из бумаги и дерева, обработка и оформление  поделок. Выжигание по дереву -  техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Изделия, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным  способом.

 Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к
получению теоретических знаний в процессе практической работы.
Модифицированная образовательная программа «Деревянное зодчество»
позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и
конструировать, но и подготовить обучающихся к планированию и
проектированию разно-уровневых технических проектов.

Новизна программы состоит  в ее пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями.

Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста. Она предусматривает расширение
политехнического кругозора детей, развитие их пространственного
мышления и формирование устойчивого интереса к технике.

На занятиях по моделированию и конструированию обучающиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами.

В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем формирования наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Поэтому целью обучения
является не загружать ребенка терминологией и доказательствами из
систематического курса геометрии, а сформировать у него умение
моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного
возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование
устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем
влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна
практическая значимость занятий.

Отличительной особенностью модифицированной образовательной
программы «Деревянное зодчество» является интеграция разных техник
декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация,
оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование выжигание по дереву). Применение информационно - коммуникативных технологий
приведение экспериментов по исследованию различных материалов,
способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения
программы дополнительного образования владение навыками
познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности,
поиск новых технических решений, работа с технической литературой и
документацией, интернет ресурсами. Такая деятельность способствует готовности обучающегося к самостоятельному поиску методов познания для
изучения различных сторон окружающей действительности, достижению
межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и
окружающего мира, в процессе интеграции, с которыми совершенствуются и
закрепляются специальные компетенции обучающихся в области
технического моделирования.

 Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Цель программы - повышение творческо - деятельного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами,
    первоначальные графические знания и умения;
  • формировать умения и навыки самостоятельно решать вопросы
    конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов;
    расширять политехнический кругозор обучающихся;
  • пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам;

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
    развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый
    интерес к поисковой и проектной деятельности;
  • развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение,
    художественно-эстетический вкус, культуру организации труда;
  • развивать ориентирование обучающихся на использование новейших
    технологий и методов организации практической деятельности в сфере
    конструирования и моделирования;
  • развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность;
  • воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;  
  • воспитывать духовно - нравственные качества личности.

Программа имеет научно-техническую направленность и носит
общеразвивающий , личностно-ориентированный характер, удовлетворяет
интересы детей, увлекающихся конструированием и моделированием,
рассчитана на три года обучения. Форма занятий групповая,
состав групп постоянный, условия приема свободные.

Данная программа сориентирована на обучающихся 2-4-го классов.

Курс обучения рассчитан на 1 год.  Занятия  проводятся по  1 часу 1 раз в неделю (34 ч. в год).

Наполняемость групп: - не менее 8 человек.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

        Эмоциональный фон детей характеризуется преобладанием плохого настроения. Неприятные эмоциональные переживания связаны с учебной нагрузкой. У части ребят имеются объективные причины  для неприятных переживаний. Для большинства ребят характерна невнимательность, несформированность трудовых навыков, излишняя тревожность и эмоциональная лабильность. Не всем удается принять и выполнить школьные и общепринятые нормы поведения. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.

В работе с обучающимися будет применяться индивидуальный подход  при отборе учебного содержания,  которое будет адаптировано к интеллектуальным особенностям  детей. При выборе форм и методов освоения учебного материала, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР: дефицит и медленная переключаемость внимания, недостаточное формирование  основных мыслительных функций (анализ, сравнение), плохая память и др.

Для реализации программы используются следующие технологии:

Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и задачи. Игра выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, коррекционную, социализации. На занятиях используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.

Здоровьесберегающие технологии: обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Личностно – ориентированные технологии: нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребенка. Изучение нового материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств обучающихся. Основные компоненты развития – это умение применять полученные знания, сформированное умение добывать знания. Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся». Эффективность учебного процесса зависит от того, чем меньше педагог на занятии говорит и делает сам тем больше дает сказать и сделать самим своим ученикам.

Методическое обеспечение программы

Использование нетрадиционных форм, методов обучения и воспитания, способствует развитию мотивации у обучающихся к самостоятельной,
поисковой, проектной деятельности обучающихся, развитию интереса к конструированию и моделированию. Развивать интерес детей к технике помогают проблемные ситуации, эвристические вопросы, игровые задания и постепенное усложнение материала на каждом году обучения.

Дети знакомятся с материалом, правилами работы, с организацией рабочего места, осваивают отдельные простейшие трудовые навыки (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, копирование на доски).

Проводятся занятия в следующих формах:

  • практическое занятие;
  • занятие с творческим заданием;
  • занятие - опыт;
  • игра - путешествие;
  • занятие - фантазия;
  • занятие - мастерская;
  • занятие-соревнование;
  • конкурс;
  • экскурсия.

В технической творческой деятельности обучающимися выполняется работа по образцу (с творческим переосмыслением), шаблону, по памяти,
словесному описанию, техническому рисунку, простейшему чертежу или
собственному замыслу.

Используются методы:

-словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;

-наглядно- демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;

-практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;

-метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки,
ребусы;

-метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения,
фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на
рационально логическое мышление, тесты на развитие у детей
воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно -
логического мышления, задания на пространственное.

- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала,
поощрение;

- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;

- метод информационно коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;

- метод компьютерного моделирования;

- метод проектный.

С целью развития конструкторских способностей у обучающихся
поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные
решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции
изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу. На
практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы,
принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и
полученный опыт переносить в другую ситуацию: обучающиеся воплощают
свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной
деятельностью, которая включает в себя многие элементы
профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи,
создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение
последовательности изготовления деталей, подбор необходимых
инструментов и т.д.)

В программу включены разнообразные виды работ с использованием
следующих материалов: доски, фанера, пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки и бросового материала (упаковки
полуфабрикатов).

При изготовлении изделий используются разные способы обработки, которые обуславливают развитие мелких мышц кистей рук ребенка. Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание простейших поделок,выжигание и обработка поделок,окраска и покрытие их лаком.

При построении образовательного процесса используется дидактический
принципы: от более простого, доступного, к более сложному, от декоративной
плоскостной аппликации к объемным, от изготовления простейших поделок
к изготовлению динамичных моделей, конструированию и моделированию
объёмных конструкций и макетов.

Воспитательная работа.

Большое значение в ходе реализации программы уделяется формированию гражданского самосознания, гражданской позиции у обучающихся, уважения к военной профессии, осознание своего долга перед семьей, народом и Родиной, воспитанию у обучающихся духовно-нравственных качеств личности.

В воспитательные мероприятия программы включены: благотворительные акции: «Подарок ветерану», ко дню защитника Отечества: «На страже Родины, ко дню Победы, ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия»

Образовательной программой «Деревянное зодчество» предусмотрены:
профилактические мероприятия для обучающихся: «Когда на улице мороз»,
«Выбирай хорошие привычки», «Школа пешеходов»; традиционные мероприятия к международному женскому дню 8 марта, дню Матери»,

Каникулярное время, обучающиеся занимаются по досуговой программе
Программа направлена на развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации программы.

К концу освоения образовательной программы у обучающихся развиваются следующие навыки:

- сформированность начальных конструкторских умений и навыков у
обучающихся;

- усовершенствование навыков ручного труда;

- устойчивый интерес детей к поисковой, проектной деятельности, к
конструированию моделированию и изобретательству;

- развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, глазомера;
- развитие художественно - эстетического вкуса;

В процессе реализации программы развиваются следующие качества личности детей:

  • взаимоуважение и взаимопомощь;
  • бережное отношение к результатам своего труда и своих товарищей;
  • бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию;
  •   ответственность и самостоятельность;
  • - уважение к пожилым людям;

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих:

Материально - техническое обеспечение кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно - гигиеническим требованиям: стол педагога - 1 шт.; ученическая доска - 1 шт.; инструменты и материалы, необходимые для работы из расчета на одного обучающегося: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей карандаш, проволока - 2м, шило, циркуль, степлер, канцелярский нож, бумага - 2 набора (цветная, самоклеящаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал.Столярный инструмент и выжигательные аппараты Дидактическое обеспечение:учитывая особенности развития детей младшего и среднего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность в процессе реализации программы широко применяются: художественная литература, периодическая печать, иллюстрации, репродукции, открытки, фотографии, загадки, кроссворды, головоломки, детская литература (стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания), журналы «я- дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»; технологические и инструкционные карты, готовые образцы поделок, схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны.

Механизм оценки получаемых результатов

Контроль ЗУН обучающихся про водится в следующих формах:
самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс,
выставка творческих работ; используются методы: тестирование,
наблюдение, опрос, самооценка, взаимооценка, самоконтроль,
взаимоконтроль.

Начальный контроль 10.09-20.09; промежуточная аттестация 20.04 - 30.04;

Текущий контроль проводится в процессе обучения на итоговых занятиях по  темам.

Критерии оценки результатов в ходе реализации программы:

Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения
осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического
материала, владение практическими умениями и навыками, владение
специальной терминологией, креативность выполнения практических
заданий, владение коммуникативной культурой.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, (2 балла - минимум, 5 баллов - максимум).

1 год обучения - начальный этап:

Правильность и оригинальность выбора материала для технической
конструкции.

Соответствие способа соединения выбранному материалу.

Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от
имеющихся технических возможностей и материалов.

Оригинальность поделки. Аккуратность и точность выполнения работы.
Умение работать с инструментом. Правильность разметки по шаблонам,
промежуточная аттестация:

Знание правил ТБ. Знание способов обработки бумаги.

Экономная разметка материала по шаблонам и линейке. Творческая самостоятельность в оформлении поделки.

В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от  наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности  обучающихся, учета их интересов и пожеланий.

2.Содержание программы

1. Вводное занятие.

Теория. Эвристическая беседа о направленности, содержании программы «Из чего и почему», знакомство детей с поделками, ранее изготовленными в учебных группах начального технического моделирования;правила поведения обучающихся, инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Практическая работа. Конструирование простейших занимательных поделок Формы организации занятия: групповая. Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, техническая литература, образцы поделок (8шт), образец данной поделки (4шт).

Формы и методы контроля: наблюдение, мини - выставка.

2. Освоение основных приемов выжигания:

  • Технология выжигания.
  • Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией.
  • Повторение правил ТБ.
  • Начальное представление об оформлении работы: приемы покрытия готового изделия лаком.

Практическая работа.

  • Выбор тематики выполняемого изделия.
  • Выжигание точками контура рисунка.
  • Выжигание контура рисунка штрихами, оформление отдельных частей рисунка.
  • Оформление контура и отдельных частей работы сплошной линией.
  • Выбор способа выжигания в зависимости от фактуры материала.

3. Моделирование и конструирование объемных изделий.

Теория. Начальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Бумагопластика. Конструирование поделки из бумажной полоски.

Конструирование поделки из нескольких бумажных полосок. Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра. Творческое задание на рационально - логическое мышление. Моделирование игрушки на основе нескольких цилиндров: Создание образа по ассоциации с формой модуля на основе нескольких конусов.

Форма и методы подведения итогов по теме: занятие - фантазия, конкурс поделок «Наши лучшие поделки».

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, анализ поделки, практическая работа, самостоятельная работа. Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, чертежи, схемы, иллюстрации «Наземный транспорт», книги.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, оценка и анализ работ, обсуждение, мини-выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, готовые геометрические формы (коробочки).

4. Изготовление поделок к знаменательным датам.

- Изготовление новогодних игрушек, открыток, елочки, Деда Мороза,
гирлянды, подарочного кулечка. Беседы: «Встреча Нового года», «Дед Мороз
и Санта Клаус
», загадки, стихи. Занятие - мастерская.

- Рождественские подарки - «Ангелочек» и Т.П. Беседа «Рождество», стихи,
игры. Занятие - фантазия.

- День Рожденья мамы - выжигание на фанере

- День защитника Отечества - беседа, рассказ, загадки, викторина.
Изготовление открыток, фигурок солдат. Выставка поделок «Защитники
Отечества
».

- Марта - стихи о женщинах, мамах. Изготовление подарков.

- Мая - День Победы. Работа с разверткой. Выставка поделок «Военная техника».

Формы организации занятия:индивидуальная, групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, стихи, игры, загадки, викторина, практическая работа, выставка поделок.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, иллюстрации: «ко дню защитника Отечества», «к Пасхе», книги.

Формы и методы контроля:самоконтроль, взаимоконтроль, оценка работ,
фронтальный опрос, оценка и анализ работ, мини-выставки.

5. Экскурсии.

Теория.Познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей.

Формы организации занятия: групповая.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная, обзорная беседа,
обсуждение.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос.

6. Итоговое занятие

Занятие-праздник «Вот и стали мы на год взрослей»: презентация «Самые любимые поделки»; рекомендации по выполнению летнего задания; поощрение обучающихся.

Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, выставка.

Форма подведения итогов за год: промежуточная аттестация

3. Тематический план:

Задачи:

- формирование основ начальных умений и навыков конструирования и

моделирования;

- развитие творческого воображения, познавательного интереса обучающихся

к технике, художественного вкуса;

- воспитание бережного отношения к результатам своего труда и своих товарищей.

п\п

Количество часов

Раздел, тема

всего

часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.  Материалы и инструменты. Техника безопасности.

3

1

2

2.

Освоение основных приёмов выжигания.

12

2

10

3.

Моделирование и конструирование объемных  изделий. Выполнение заданий по образцу.

4

1

3

12

4.

Изготовление поделок к знаменательным датам.

2

10

5.

Экскурсии.

1

-

1

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

34

7

27

К концу первого года обучения обучающиеся познакомятся:

  • с названием материалов, ручных инструментов, приспособлений;
  • с правилами безопасности труда при работе с ножницами, ручными инструментами; выжигательным аппаратом,
  • с правилами  разметки по шаблонам, линейке;
  • с названиями и назначениями техники, используемой человеком;
  • с линиями чертежа (прерывистая, прямая, надсечка);
  • с названиями геометрических фигур;

К концу первого года обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно
    пользоваться клеем
    ;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;
    самостоятельно по образцу изготовить изделие;
  • последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);

,

8.Учебно - методический комплекс к модифицированной образовательной программе «Деревянное зодчество»

1. Учебные и методические пособия:

- Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1 - 4 классах: Методическое пособие.- «Родничок», 1998

- Перевертень г. и. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе. 1988

- Перевертень г. И. Самоделки из различных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклассной работе. 1985

- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002

2. Конспекты занятий: «Плоская - подвесная вращающаяся конструкция», «Автомобили, автомобили - буквально все заполонили», «Мы на железной дороге», «Маяк», «Веселые приключения на транспорте» - познавательные мероприятие в рамках недели технического просвещения, «Волшебные цилиндры», «Самолет».

9.Список литературы

9.1 Список литературы, используемой педагогом.

  1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: 000 «ИКТЦ «Лада», 2007.
  2. Андронова П.Н., Галагузова М.А. «Развитие технического творчества младших школьников». 1990.
  3. Большая энциклопедия поделок.- М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2006.- С 255.:ил. Конноли ш. Большая школьная энциклопедия. «Махаон», 2003.
  4. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
  5. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
  6. Горский В.А. Техническое конструирование. - М, 1994г.
  7. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. - М.; Просвещение, 1987г.
  8. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
  9. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое
    обучение» М.: «Просвещение», 2008
  10. Марамыгина Е.А. Методическая разработка по проведению воспитательного
    мероприятия «На страже Родины». - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 38.
  11. Марамыгина Е.А. Сборник «Развитие творческого воображения обучающихся на занятиях конструирования из бумаги». - Надым: МОУ дод «Центр детского творчества», 2009. - С 47.
  12. Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
  13. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М: Знание,1985.
  14. Про граммы для учреждений дополнительного общеобразовательных школ Техническое творчество «Просвещение», 1995.
  15. Оригами и педагогика/Под.ред. С.Афонькина. -М.; Аним, 1996г.
  16. Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.). Просвещение, 1989
  17. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М.: 000 ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  18. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. М.: Сфера, 2009.
  19. Интернет ресурсы: http://podelkidlyadetei .ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru;

9.2Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: 000 «ИКТЦ «Лада», 2009.
    Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
  2. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.:
  3. Эксмо, 2009.
  4. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
  5. Журналы: «Коллекция идей», «Я дизайнер».
  6. Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники. «Росмэн», 1998.
  7. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
  8. Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.
  9. Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. ю. М: ЗАО «Росмэн», 2006.
  10. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.

,

Календарно-тематический план 2в класса на 2020-2021 учебный год

Раздел

учебно-тематического плана, количество часов

занятия по разделам

№ занятия

п/п

Содержание.

Тема занятия.

Кол-во часов

Дата        занятия

По плану

Факт

1.​  Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности (3ч).

1

1

Вводное занятие. «Из чего и почему». Теория: эвристическая беседа о направленности, содержании программы.

Правила поведения обучающихся,     инструктаж по технике безопасности на занятиях.

,Инструктаж по Т.Б

1

01.09

2

2

Конструирование простейших  поделок

1

08.09

3

3

Организация рабочего места. Знакомство со слесарным  инструментом

1

15.09

2. Освоение основных приёмов выжигания (12ч).

1

4

Технология выжигания. Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией. Повторение Правила ТБ при работе с выжигательными аппаратами.

Начальное представление об оформлении работы: приемы покрытия готового изделия лаком. Выбор тематики выполняемого изделия. Выжигание точками контура рисунка. Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией.

Выжигание контура рисунка штрихами, оформление отдельных частей рисунка Оформление контура и отдельных частей работы сплошной линией.

Выбор способа выжигания в зависимости от фактуры материала. Отделка изделий прозрачными материалами (лаком).

Устройство выжигательного аппарата. ,

1

22.09

2

5

Выжигание штрихами.

1

29.09

3

6

Правила Т.Б  с выжигательным аппаратом. ,

1

06.10

4

7

Выжигание точками

1

13.10

5

8

Покрытие работы лаком.

1

20.10

6

9

Выжигание контура рисунка штрихами.

1

10.11

7

10

Оформление отдельных частей рисунка.

1

17.11

8

11

Оформление контура сплошной линией.

1

24.11

9

12

Оформление отдельных частей работы .

1

01.12

10

13

Выбор способа выжигания

1

08.12

11

     14

Выбор способа от фактуры материала.

1

15.12

12

15

Отделка изделий лаком.

      1

22.12

3. Моделирование и конструирование объемных  изделий. Выполнение заданий по образцу (4ч).

2

16

Теория: начальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Моделирование и конструирование объемных изделий.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Бумагопластика. Конструирование поделки из нескольких бумажных полосок. Изготовление подарков к праздникам. Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра Выполнение заданий по образцу.

Моделирование из бросового материала
Теория: познавательная беседа «Что из чего можно сделать, что на что похоже». Практическая работа: изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы коробок, банок, пластиковых бутылок

Простейшие тела: конус.

1

12.01

3

17

Сопоставление формы окружающих предметов.

1

19.01

5

18

Конструирование поделки из бумаги.

1

26.01

7

19

 Поделка на основе цилиндра.

1

02.02

4. Изготовление поделок к знаменательным датам.(12ч.)

1

20

 Изготовление поделок к знаменательным датам. Выбор образцов изделий, моделей, макетов. Познавательные занятия: «Из истории подарков». Выполнение коллективных работ. Выжигание к празднику Пасхи. Выполнение заданий по образцу. День Рожденья мамы - выжигание на фанере. Выжигание в сочетании с др. видам  творчества к празднику 9 Мая. Работа с разверткой. Выставка поделок «Военная техника». Обработка заготовки шкуркой покрытие  лаком. Раскрашивание.

Экскурсии. Теория: познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины».

Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей.

Занятия: «Из истории подарков».

1

09.02

2

21

Выжигание с др. видами творчества .

1

16.02

3

22

Выжигание к празднику Пасхи.

1

02.03

4

23

Выполнение заданий .День Рожденья мамы.

1

09.03

5

24

Выжигание  к празднику 9 мая.

1

16.03

6

25

Обработка заготовки шкуркой .

1

30.03

7

26

Покрытие  заготовки лаком.

1

06.04

8

27

Выполнение коллективных работ.

1

13.04

9

28

Выполнение работ

1

20.04

10

29

Выполнение работ.

1

27.04

       11

30

Раскрашивание работ.

1

04.05

        12

31

,Выполнение работ

1

11.05

5. Экскурсии.(1 ч.)

1

32

Экскурсии. Теория: познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины».

Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей.

Итоговое занятие.  Занятие – праздник: «Вот и стали мы на год взрослее. Выставка лучших работ.

Подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания.

Экскурсия

1

18.05

6. Итоговое занятие

(2ч)

1

33

Итоговое занятие.  Занятие – праздник: «Вот и стали мы на год взрослее. Выставка лучших работ.

Подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания.

Подведение итогов работы за год.

1

25.05

2

34

Поощрение победите, лелетние заданияй,

28.05

Итого:

34

часа

Словарь терминов к программе «Деревянное зодчество»

Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать - это вид
декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за
фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по
назначению.

Выкройка - образец для кройки.

Графическое изображение - это представление предмета линиями и
штрихами на рисунке.

Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.

Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.

Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал.
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.

Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.

Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и
рисунков.

Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко
отстающей при нажиме.

Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование - создание нового изделия.

Конструирование художественное - особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически
совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.

Контур - линия, которая передаёт очертания предмета.

Композиция - расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.

Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.

Линия - черта, узкая полоса.

Лист - тонкий, плоский кусок какого - нибудь материала.

Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.

Моделирование - исследование объектов, процессов, явлений на моделях - устройствах,

Модель - воспроизводит строение и действие   своего образца.

Ножницы - инструмент для резания тонких материалов.

Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме.
Оригами - древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских
и объёмных фигурок.

Образец - предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении.

Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением
отрезков.

Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга.

Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу.

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Размётка - нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки,
детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус - отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки
окружности.

Рицовка - надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Силуэт - заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание.предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание - вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги
для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о
посещении какого-то места или страны.

Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.

Трафарет         приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.

Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого
результата.

Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника - совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в
производственной и не производственной деятельности для облегчения и
ускорения трудовых процессов.

Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника - машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и
сооружения, дороги и каналы.

Технология - совокупность наиболее эффективных приёмов, методов,
способов использования оборудования и других технических средств для
обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и
готовой продукции.

Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчиванияуглов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.

Форма - внешнее очертание, вид предмета.

Фольга - тонкий лист металла.

Фальц - сгиб, проглаживание.

Фальцевание - сгибание.

Фальцовка - инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.

Циркуль инструмент, который используется для вычерчивания
окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на
другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля - измерителя на двух
ножках закреплены иглы.

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.

Шаблон - приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.

Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой.

Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.

Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения
чертежных инструменто.

Перечень поделок для самостоятельной творческой работы обучающихся.

Первый год обучения.

По окончании каждого занятия детям рекомендуется изготовить подобную
поделку самостоятельно, особенно поделки, используемые для оформления
- интерьера, праздников:

- новогодние гирлянды (зайчики», «мишки»);

- витражи на стекла (машины», «птицы», «домики»,«матрешки»);
- елочные украшения (колокольчик», «шар», «носок»);

- панно («Домик в деревне», «На море», «Осенний листопад»);

- вращающиеся конструкции (Самолёты», «Голуби»);

- сувениры: подставка под пасхальное яйцо; рамку для фотографии; маски карнавальные; открытки в форме домика, сердечка, яйца, елочки.

При изготовлении поделок можно использовать различные материалы
(страницы журналов, оберточную бумагу, обои, макаронные изделия И.Т.П.),
дополнять и изменять изделия.

Каталог учебного оборудования.

Инструменты и приспособления общего пользования на одну группу:

выжигательные аппараты 10 шт.

слесарные инструменты:

степлер - 1 шт.

ножницы- 5 шт.

линейка - 5 шт.

угольник- 5 шт.

стирательная резинка- 5 шт.

циркуль- 5 шт.

карандаш - 5 шт.

фломастеры- 5 шт.

цветной картон – 5 наборов

цветная бумага - 5 наборов
клей - 5 шт.

бросовый материал

шило-1 шт.
дырокол - 1шт.

доска для прокалывания - 1 шт.

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Кружок .Деревянное зодчество

Группа __2б________________________________

Педагог   Станпаков А.А._

2020_/2021 учебный год

№ заня-тия

Даты

по осн. КТП

Даты прове-дения

Тема

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

«____» _________________20___

Педагог   _______________(Станпаков А.А.)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.

«____» ________________20___г. «____» _________________20___

Педагог   _______________(Станпаков А.А.)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.

«____» ________________20___г.

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)

Кружок .Деревянное зодчество

Группа ____2а______________________

Педагог __Станпаков А.А._________

2020/2021 учебный год

№ заня-тия

Даты

по осн. КТП

Даты прове-дения

Тема

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

«____» _________________20___

Педагог   _______________(Станпаков А.А.)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.

«____» ________________20___г. «____» _________________20___

Педагог   _______________(Станпаков А.А.)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.

«____» ________________20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Рабочая программа. Отделение дополнительного образования

Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку для детей в возрасте от 5 до 7 лет

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона,  образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет ц...

Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут

Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...