Рабочая программа педагога дополнительного образования
рабочая программа по технологии
Программа дополнительного образования технической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 70.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 67
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Принята Утверждена
решением педагогического совета приказом от 01.09.2020г.№46 § 2 школы-интерната №67 директор ГБОУ школы-интерната № 67
протокол № 1 от 27.08.2020 г. __________________Азацкая Т.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО»
2в класс
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67 Пушкинского района Санкт- Петербурга;
-Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011.
Разработчик программы:
Станпаков Алексей Александрович
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. учителя)
,
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 67 Пушкинского района Санкт- Петербурга;
-Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011.
С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Художественная обработка древесины занимает особое место среди различных видов трудовой деятельности человека. Прошли века, но и в настоящее время дерево имеет широкое применение в быту и в технике. Особенности строения этого природного материала позволяют широко применять его, начиная от силовых конструкций в строительстве до основы самых затейливых узоров.
Конструирование и моделирование это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, это познавательный процесс формирования у них начальных политехнических знаний, умений и развития художественного вкуса.
Конструкторским и графическим навыкам, необходимым при изготовлении
поделок, не уделяется должного внимания в процессе школьного обучения,
которое направлено в основном на развитие словесно - логических компонентов мышления. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении. Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веру в свои силы. Все это явилось основанием для разработки модифицированной образовательной программы «Деревянное зодчество», которая вводит ребенка в удивительный мир творчества с помощью такого
вида деятельности, как конструирование из бумаги и дерева, обработка и оформление поделок. Выжигание по дереву - техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Изделия, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.
Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к
получению теоретических знаний в процессе практической работы.
Модифицированная образовательная программа «Деревянное зодчество»
позволяет не только обучить ребенка правильно моделировать и
конструировать, но и подготовить обучающихся к планированию и
проектированию разно-уровневых технических проектов.
Новизна программы состоит в ее пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями.
Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста. Она предусматривает расширение
политехнического кругозора детей, развитие их пространственного
мышления и формирование устойчивого интереса к технике.
На занятиях по моделированию и конструированию обучающиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами.
В детской психологии доказано, что благополучное развитие высших форм мышления во многом определяется уровнем формирования наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Поэтому целью обучения
является не загружать ребенка терминологией и доказательствами из
систематического курса геометрии, а сформировать у него умение
моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Развитие познавательной мотивации у детей младшего и среднего школьного
возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование
устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем
влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности. Важна
практическая значимость занятий.
Отличительной особенностью модифицированной образовательной
программы «Деревянное зодчество» является интеграция разных техник
декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация,
оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование выжигание по дереву). Применение информационно - коммуникативных технологий
приведение экспериментов по исследованию различных материалов,
способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения
программы дополнительного образования владение навыками
познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности,
поиск новых технических решений, работа с технической литературой и
документацией, интернет ресурсами. Такая деятельность способствует готовности обучающегося к самостоятельному поиску методов познания для
изучения различных сторон окружающей действительности, достижению
межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и
окружающего мира, в процессе интеграции, с которыми совершенствуются и
закрепляются специальные компетенции обучающихся в области
технического моделирования.
Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Цель программы - повышение творческо - деятельного потенциала обучающихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у обучающихся навыки работы с различными материалами,
первоначальные графические знания и умения; - формировать умения и навыки самостоятельно решать вопросы
конструирования и изготовления моделей простейших технических объектов;
расширять политехнический кругозор обучающихся; - пробуждать любознательность и интерес у детей к технике и ее устройствам;
Развивающие:
- развивать и совершенствовать навыки ручного труда, мелкую моторику рук;
развивать конструкторские способности, изобретательность и устойчивый
интерес к поисковой и проектной деятельности; - развивать техническое, образное и логическое мышление, воображение,
художественно-эстетический вкус, культуру организации труда; - развивать ориентирование обучающихся на использование новейших
технологий и методов организации практической деятельности в сфере
конструирования и моделирования; - развивать потребности детей в самообразовании и самосовершенствовании;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, ответственность;
- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;
- воспитывать духовно - нравственные качества личности.
Программа имеет научно-техническую направленность и носит
общеразвивающий , личностно-ориентированный характер, удовлетворяет
интересы детей, увлекающихся конструированием и моделированием,
рассчитана на три года обучения. Форма занятий групповая,
состав групп постоянный, условия приема свободные.
Данная программа сориентирована на обучающихся 2-4-го классов.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю (34 ч. в год).
Наполняемость групп: - не менее 8 человек.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Эмоциональный фон детей характеризуется преобладанием плохого настроения. Неприятные эмоциональные переживания связаны с учебной нагрузкой. У части ребят имеются объективные причины для неприятных переживаний. Для большинства ребят характерна невнимательность, несформированность трудовых навыков, излишняя тревожность и эмоциональная лабильность. Не всем удается принять и выполнить школьные и общепринятые нормы поведения. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.
В работе с обучающимися будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, которое будет адаптировано к интеллектуальным особенностям детей. При выборе форм и методов освоения учебного материала, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей с ЗПР: дефицит и медленная переключаемость внимания, недостаточное формирование основных мыслительных функций (анализ, сравнение), плохая память и др.
Для реализации программы используются следующие технологии:
Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и задачи. Игра выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, коррекционную, социализации. На занятиях используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.
Здоровьесберегающие технологии: обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Личностно – ориентированные технологии: нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребенка. Изучение нового материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств обучающихся. Основные компоненты развития – это умение применять полученные знания, сформированное умение добывать знания. Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся». Эффективность учебного процесса зависит от того, чем меньше педагог на занятии говорит и делает сам тем больше дает сказать и сделать самим своим ученикам.
Методическое обеспечение программы
Использование нетрадиционных форм, методов обучения и воспитания, способствует развитию мотивации у обучающихся к самостоятельной,
поисковой, проектной деятельности обучающихся, развитию интереса к конструированию и моделированию. Развивать интерес детей к технике помогают проблемные ситуации, эвристические вопросы, игровые задания и постепенное усложнение материала на каждом году обучения.
Дети знакомятся с материалом, правилами работы, с организацией рабочего места, осваивают отдельные простейшие трудовые навыки (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, копирование на доски).
Проводятся занятия в следующих формах:
- практическое занятие;
- занятие с творческим заданием;
- занятие - опыт;
- игра - путешествие;
- занятие - фантазия;
- занятие - мастерская;
- занятие-соревнование;
- конкурс;
- экскурсия.
В технической творческой деятельности обучающимися выполняется работа по образцу (с творческим переосмыслением), шаблону, по памяти,
словесному описанию, техническому рисунку, простейшему чертежу или
собственному замыслу.
Используются методы:
-словесные: объяснение, рассказ, чтение, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, дискуссия, консультация, диалог;
-наглядно- демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;
-практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты), опыты;
-метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки,
ребусы;
-метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения,
фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на
рационально логическое мышление, тесты на развитие у детей
воссоздающего воображения, образного мышления, фантазии, словесно -
логического мышления, задания на пространственное.
- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала,
поощрение;
- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;
- метод информационно коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;
- метод компьютерного моделирования;
- метод проектный.
С целью развития конструкторских способностей у обучающихся
поддерживается и поощряется их стремление принимать самостоятельные
решения в процессе выполнения работы, усовершенствовать конструкции
изделий или изготавливать изделия по собственному замыслу. На
практических занятиях дети учатся анализировать, делать выводы,
принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и
полученный опыт переносить в другую ситуацию: обучающиеся воплощают
свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь проектной
деятельностью, которая включает в себя многие элементы
профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи,
создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение
последовательности изготовления деталей, подбор необходимых
инструментов и т.д.)
В программу включены разнообразные виды работ с использованием
следующих материалов: доски, фанера, пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки и бросового материала (упаковки
полуфабрикатов).
При изготовлении изделий используются разные способы обработки, которые обуславливают развитие мелких мышц кистей рук ребенка. Технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), складывание простейших поделок,выжигание и обработка поделок,окраска и покрытие их лаком.
При построении образовательного процесса используется дидактический
принципы: от более простого, доступного, к более сложному, от декоративной
плоскостной аппликации к объемным, от изготовления простейших поделок
к изготовлению динамичных моделей, конструированию и моделированию
объёмных конструкций и макетов.
Воспитательная работа.
Большое значение в ходе реализации программы уделяется формированию гражданского самосознания, гражданской позиции у обучающихся, уважения к военной профессии, осознание своего долга перед семьей, народом и Родиной, воспитанию у обучающихся духовно-нравственных качеств личности.
В воспитательные мероприятия программы включены: благотворительные акции: «Подарок ветерану», ко дню защитника Отечества: «На страже Родины, ко дню Победы, ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия»
Образовательной программой «Деревянное зодчество» предусмотрены:
профилактические мероприятия для обучающихся: «Когда на улице мороз»,
«Выбирай хорошие привычки», «Школа пешеходов»; традиционные мероприятия к международному женскому дню 8 марта, дню Матери»,
Каникулярное время, обучающиеся занимаются по досуговой программе
Программа направлена на развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
К концу освоения образовательной программы у обучающихся развиваются следующие навыки:
- сформированность начальных конструкторских умений и навыков у
обучающихся;
- усовершенствование навыков ручного труда;
- устойчивый интерес детей к поисковой, проектной деятельности, к
конструированию моделированию и изобретательству;
- развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, глазомера;
- развитие художественно - эстетического вкуса;
В процессе реализации программы развиваются следующие качества личности детей:
- взаимоуважение и взаимопомощь;
- бережное отношение к результатам своего труда и своих товарищей;
- бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию;
- ответственность и самостоятельность;
- - уважение к пожилым людям;
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих:
Материально - техническое обеспечение кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно - гигиеническим требованиям: стол педагога - 1 шт.; ученическая доска - 1 шт.; инструменты и материалы, необходимые для работы из расчета на одного обучающегося: ножницы, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, клей карандаш, проволока - 2м, шило, циркуль, степлер, канцелярский нож, бумага - 2 набора (цветная, самоклеящаяся, газетная, гофрированная, тетрадная бумага, салфетки, фантики, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька), природный и бросовый материал.Столярный инструмент и выжигательные аппараты Дидактическое обеспечение:учитывая особенности развития детей младшего и среднего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность в процессе реализации программы широко применяются: художественная литература, периодическая печать, иллюстрации, репродукции, открытки, фотографии, загадки, кроссворды, головоломки, детская литература (стихи, легенды, сказки, рассказы, высказывания), журналы «я- дизайнер», «Коллекция идей», «Дети, техника, творчество»; технологические и инструкционные карты, готовые образцы поделок, схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны.
Механизм оценки получаемых результатов
Контроль ЗУН обучающихся про водится в следующих формах:
самостоятельная работа, практическая работа, контрольное занятие, конкурс,
выставка творческих работ; используются методы: тестирование,
наблюдение, опрос, самооценка, взаимооценка, самоконтроль,
взаимоконтроль.
Начальный контроль 10.09-20.09; промежуточная аттестация 20.04 - 30.04;
Текущий контроль проводится в процессе обучения на итоговых занятиях по темам.
Критерии оценки результатов в ходе реализации программы:
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения
осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического
материала, владение практическими умениями и навыками, владение
специальной терминологией, креативность выполнения практических
заданий, владение коммуникативной культурой.
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по 4 бальной системе, (2 балла - минимум, 5 баллов - максимум).
1 год обучения - начальный этап:
Правильность и оригинальность выбора материала для технической
конструкции.
Соответствие способа соединения выбранному материалу.
Способность самостоятельно изменять конструкцию в зависимости от
имеющихся технических возможностей и материалов.
Оригинальность поделки. Аккуратность и точность выполнения работы.
Умение работать с инструментом. Правильность разметки по шаблонам,
промежуточная аттестация:
Знание правил ТБ. Знание способов обработки бумаги.
Экономная разметка материала по шаблонам и линейке. Творческая самостоятельность в оформлении поделки.
В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности обучающихся, учета их интересов и пожеланий.
2.Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория. Эвристическая беседа о направленности, содержании программы «Из чего и почему», знакомство детей с поделками, ранее изготовленными в учебных группах начального технического моделирования;правила поведения обучающихся, инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Практическая работа. Конструирование простейших занимательных поделок Формы организации занятия: групповая. Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, практическая работа.
Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, техническая литература, образцы поделок (8шт), образец данной поделки (4шт).
Формы и методы контроля: наблюдение, мини - выставка.
2. Освоение основных приемов выжигания:
- Технология выжигания.
- Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией.
- Повторение правил ТБ.
- Начальное представление об оформлении работы: приемы покрытия готового изделия лаком.
Практическая работа.
- Выбор тематики выполняемого изделия.
- Выжигание точками контура рисунка.
- Выжигание контура рисунка штрихами, оформление отдельных частей рисунка.
- Оформление контура и отдельных частей работы сплошной линией.
- Выбор способа выжигания в зависимости от фактуры материала.
3. Моделирование и конструирование объемных изделий.
Теория. Начальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Бумагопластика. Конструирование поделки из бумажной полоски.
Конструирование поделки из нескольких бумажных полосок. Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра. Творческое задание на рационально - логическое мышление. Моделирование игрушки на основе нескольких цилиндров: Создание образа по ассоциации с формой модуля на основе нескольких конусов.
Форма и методы подведения итогов по теме: занятие - фантазия, конкурс поделок «Наши лучшие поделки».
Формы организации занятия: индивидуальная, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, анализ поделки, практическая работа, самостоятельная работа. Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, чертежи, схемы, иллюстрации «Наземный транспорт», книги.
Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, оценка и анализ работ, обсуждение, мини-выставка.
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, готовые геометрические формы (коробочки).
4. Изготовление поделок к знаменательным датам.
- Изготовление новогодних игрушек, открыток, елочки, Деда Мороза,
гирлянды, подарочного кулечка. Беседы: «Встреча Нового года», «Дед Мороз
и Санта Клаус», загадки, стихи. Занятие - мастерская.
- Рождественские подарки - «Ангелочек» и Т.П. Беседа «Рождество», стихи,
игры. Занятие - фантазия.
- День Рожденья мамы - выжигание на фанере
- День защитника Отечества - беседа, рассказ, загадки, викторина.
Изготовление открыток, фигурок солдат. Выставка поделок «Защитники
Отечества».
- Марта - стихи о женщинах, мамах. Изготовление подарков.
- Мая - День Победы. Работа с разверткой. Выставка поделок «Военная техника».
Формы организации занятия:индивидуальная, групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, стихи, игры, загадки, викторина, практическая работа, выставка поделок.
Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, иллюстрации: «ко дню защитника Отечества», «к Пасхе», книги.
Формы и методы контроля:самоконтроль, взаимоконтроль, оценка работ,
фронтальный опрос, оценка и анализ работ, мини-выставки.
5. Экскурсии.
Теория.Познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей.
Формы организации занятия: групповая.
Формы, методы и приёмы обучения: познавательная, обзорная беседа,
обсуждение.
Формы и методы контроля: наблюдение, опрос.
6. Итоговое занятие
Занятие-праздник «Вот и стали мы на год взрослей»: презентация «Самые любимые поделки»; рекомендации по выполнению летнего задания; поощрение обучающихся.
Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, выставка.
Форма подведения итогов за год: промежуточная аттестация
3. Тематический план:
Задачи:
- формирование основ начальных умений и навыков конструирования и
моделирования;
- развитие творческого воображения, познавательного интереса обучающихся
к технике, художественного вкуса;
- воспитание бережного отношения к результатам своего труда и своих товарищей.
№ п\п | Количество часов | |||
Раздел, тема | всего часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 3 | 1 | 2 |
2. | Освоение основных приёмов выжигания. | 12 | 2 | 10 |
3. | Моделирование и конструирование объемных изделий. Выполнение заданий по образцу. | 4 | 1 | 3 |
12 | ||||
4. | Изготовление поделок к знаменательным датам. | 2 | 10 | |
5. | Экскурсии. | 1 | - | 1 |
6. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
К концу первого года обучения обучающиеся познакомятся:
- с названием материалов, ручных инструментов, приспособлений;
- с правилами безопасности труда при работе с ножницами, ручными инструментами; выжигательным аппаратом,
- с правилами разметки по шаблонам, линейке;
- с названиями и назначениями техники, используемой человеком;
- с линиями чертежа (прерывистая, прямая, надсечка);
- с названиями геометрических фигур;
К концу первого года обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, аккуратно
пользоваться клеем; - экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;
самостоятельно по образцу изготовить изделие; - последовательно и правильно выполнять работу, технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие, самооценка и самоанализ поделки);
,
8.Учебно - методический комплекс к модифицированной образовательной программе «Деревянное зодчество»
1. Учебные и методические пособия:
- Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1 - 4 классах: Методическое пособие.- «Родничок», 1998
- Перевертень г. и. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе. 1988
- Перевертень г. И. Самоделки из различных материалов: Кн. Для учителя нач. классов по внеклассной работе. 1985
- Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002
2. Конспекты занятий: «Плоская - подвесная вращающаяся конструкция», «Автомобили, автомобили - буквально все заполонили», «Мы на железной дороге», «Маяк», «Веселые приключения на транспорте» - познавательные мероприятие в рамках недели технического просвещения, «Волшебные цилиндры», «Самолет».
9.Список литературы
9.1 Список литературы, используемой педагогом.
- Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: 000 «ИКТЦ «Лада», 2007.
- Андронова П.Н., Галагузова М.А. «Развитие технического творчества младших школьников». 1990.
- Большая энциклопедия поделок.- М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2006.- С 255.:ил. Конноли ш. Большая школьная энциклопедия. «Махаон», 2003.
- Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
- Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
- Горский В.А. Техническое конструирование. - М, 1994г.
- Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ. - М.; Просвещение, 1987г.
- Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое
обучение» М.: «Просвещение», 2008 - Марамыгина Е.А. Методическая разработка по проведению воспитательного
мероприятия «На страже Родины». - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 38. - Марамыгина Е.А. Сборник «Развитие творческого воображения обучающихся на занятиях конструирования из бумаги». - Надым: МОУ дод «Центр детского творчества», 2009. - С 47.
- Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
- Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М: Знание,1985.
- Про граммы для учреждений дополнительного общеобразовательных школ Техническое творчество «Просвещение», 1995.
- Оригами и педагогика/Под.ред. С.Афонькина. -М.; Аним, 1996г.
- Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.). Просвещение, 1989
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М.: 000 ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. М.: Сфера, 2009.
- Интернет ресурсы: http://podelkidlyadetei .ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru;
9.2Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
- Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: 000 «ИКТЦ «Лада», 2009.
Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007. - Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.:
- Эксмо, 2009.
- Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
- Журналы: «Коллекция идей», «Я дизайнер».
- Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники. «Росмэн», 1998.
- Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
- Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.
- Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. ю. М: ЗАО «Росмэн», 2006.
- Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.
,
Календарно-тематический план 2в класса на 2020-2021 учебный год
Раздел учебно-тематического плана, количество часов | № занятия по разделам | № занятия п/п | Содержание. | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата занятия | |
По плану | Факт | ||||||
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности (3ч). | 1 | 1 | Вводное занятие. «Из чего и почему». Теория: эвристическая беседа о направленности, содержании программы. Правила поведения обучающихся, инструктаж по технике безопасности на занятиях. | ,Инструктаж по Т.Б | 1 | 01.09 | |
2 | 2 | Конструирование простейших поделок | 1 | 08.09 | |||
3 | 3 | Организация рабочего места. Знакомство со слесарным инструментом | 1 | 15.09 | |||
2. Освоение основных приёмов выжигания (12ч). | 1 | 4 | Технология выжигания. Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией. Повторение Правила ТБ при работе с выжигательными аппаратами. Начальное представление об оформлении работы: приемы покрытия готового изделия лаком. Выбор тематики выполняемого изделия. Выжигание точками контура рисунка. Ознакомление с приемами выжигания: точками; штрихами; сплошной линией. Выжигание контура рисунка штрихами, оформление отдельных частей рисунка Оформление контура и отдельных частей работы сплошной линией. Выбор способа выжигания в зависимости от фактуры материала. Отделка изделий прозрачными материалами (лаком). | Устройство выжигательного аппарата. , | 1 | 22.09 | |
2 | 5 | Выжигание штрихами. | 1 | 29.09 | |||
3 | 6 | Правила Т.Б с выжигательным аппаратом. , | 1 | 06.10 | |||
4 | 7 | Выжигание точками | 1 | 13.10 | |||
5 | 8 | Покрытие работы лаком. | 1 | 20.10 | |||
6 | 9 | Выжигание контура рисунка штрихами. | 1 | 10.11 | |||
7 | 10 | Оформление отдельных частей рисунка. | 1 | 17.11 | |||
8 | 11 | Оформление контура сплошной линией. | 1 | 24.11 | |||
9 | 12 | Оформление отдельных частей работы . | 1 | 01.12 | |||
10 | 13 | Выбор способа выжигания | 1 | 08.12 | |||
11 | 14 | Выбор способа от фактуры материала. | 1 | 15.12 | |||
12 | 15 | Отделка изделий лаком. | 1 | 22.12 | |||
3. Моделирование и конструирование объемных изделий. Выполнение заданий по образцу (4ч). | 2 | 16 | Теория: начальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Моделирование и конструирование объемных изделий. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Бумагопластика. Конструирование поделки из нескольких бумажных полосок. Изготовление подарков к праздникам. Конструирование объемных форм. Поделка на основе цилиндра Выполнение заданий по образцу. Моделирование из бросового материала | Простейшие тела: конус. | 1 | 12.01 | |
3 | 17 | Сопоставление формы окружающих предметов. | 1 | 19.01 | |||
5 | 18 | Конструирование поделки из бумаги. | 1 | 26.01 | |||
7 | 19 | Поделка на основе цилиндра. | 1 | 02.02 | |||
4. Изготовление поделок к знаменательным датам.(12ч.) | 1 | 20 | Изготовление поделок к знаменательным датам. Выбор образцов изделий, моделей, макетов. Познавательные занятия: «Из истории подарков». Выполнение коллективных работ. Выжигание к празднику Пасхи. Выполнение заданий по образцу. День Рожденья мамы - выжигание на фанере. Выжигание в сочетании с др. видам творчества к празднику 9 Мая. Работа с разверткой. Выставка поделок «Военная техника». Обработка заготовки шкуркой покрытие лаком. Раскрашивание. Экскурсии. Теория: познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей. | Занятия: «Из истории подарков». | 1 | 09.02 | |
2 | 21 | Выжигание с др. видами творчества . | 1 | 16.02 | |||
3 | 22 | Выжигание к празднику Пасхи. | 1 | 02.03 | |||
4 | 23 | Выполнение заданий .День Рожденья мамы. | 1 | 09.03 | |||
5 | 24 | Выжигание к празднику 9 мая. | 1 | 16.03 | |||
6 | 25 | Обработка заготовки шкуркой . | 1 | 30.03 | |||
7 | 26 | Покрытие заготовки лаком. | 1 | 06.04 | |||
8 | 27 | Выполнение коллективных работ. | 1 | 13.04 | |||
9 | 28 | Выполнение работ | 1 | 20.04 | |||
10 | 29 | Выполнение работ. | 1 | 27.04 | |||
11 | 30 | Раскрашивание работ. | 1 | 04.05 | |||
12 | 31 | ,Выполнение работ | 1 | 11.05 | |||
5. Экскурсии.(1 ч.) | 1 | 32 | Экскурсии. Теория: познавательная беседа. Понимание необходимости защиты природы, бережного отношения. Развитие эстетического вкуса. Беседа «Моя родина, мои земляки на страже Родины». Приобщение к истории города, развитие патриотических чувств, создание условий для проявления познавательной активности детей. Итоговое занятие. Занятие – праздник: «Вот и стали мы на год взрослее. Выставка лучших работ. Подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания. | Экскурсия | 1 | 18.05 | |
6. Итоговое занятие (2ч) | 1 | 33 | Итоговое занятие. Занятие – праздник: «Вот и стали мы на год взрослее. Выставка лучших работ. Подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания. | Подведение итогов работы за год. | 1 | 25.05 | |
2 | 34 | Поощрение победите, лелетние заданияй, | 28.05 | ||||
Итого: | 34 | часа |
Словарь терминов к программе «Деревянное зодчество»
Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать - это вид
декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за
фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по
назначению.
Выкройка - образец для кройки.
Графическое изображение - это представление предмета линиями и
штрихами на рисунке.
Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.
Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.
Длина - расстояние между двумя точками.
Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.
Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал.
Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Картон - толстая, твердая бумага.
Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и
рисунков.
Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко
отстающей при нажиме.
Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.
Конструирование - создание нового изделия.
Конструирование художественное - особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически
совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.
Контур - линия, которая передаёт очертания предмета.
Композиция - расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.
Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.
Линия - черта, узкая полоса.
Лист - тонкий, плоский кусок какого - нибудь материала.
Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.
Моделирование - исследование объектов, процессов, явлений на моделях - устройствах,
Модель - воспроизводит строение и действие своего образца.
Ножницы - инструмент для резания тонких материалов.
Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме.
Оригами - древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских
и объёмных фигурок.
Образец - предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении.
Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением
отрезков.
Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.
Окружность - контур круга.
Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу.
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.
Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.
Размётка - нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки,
детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.
Радиус - отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки
окружности.
Рицовка - надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.
Силуэт - заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание.предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.
Симметричное вырезание - вырезание с использованием оси симметрии.
Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги
для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.
Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о
посещении какого-то места или страны.
Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.
Трафарет приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.
Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.
Технология - план действий, необходимых для получения желаемого
результата.
Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.
Техника - совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в
производственной и не производственной деятельности для облегчения и
ускорения трудовых процессов.
Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.
Техника - машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и
сооружения, дороги и каналы.
Технология - совокупность наиболее эффективных приёмов, методов,
способов использования оборудования и других технических средств для
обработки сырья, материалов и изделий и получения полуфабрикатов и
готовой продукции.
Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчиванияуглов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.
Форма - внешнее очертание, вид предмета.
Фольга - тонкий лист металла.
Фальц - сгиб, проглаживание.
Фальцевание - сгибание.
Фальцовка - инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.
Циркуль инструмент, который используется для вычерчивания
окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на
другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля - измерителя на двух
ножках закреплены иглы.
Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.
Шаблон - приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.
Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой.
Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.
Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения
чертежных инструменто.
Перечень поделок для самостоятельной творческой работы обучающихся.
Первый год обучения.
По окончании каждого занятия детям рекомендуется изготовить подобную
поделку самостоятельно, особенно поделки, используемые для оформления
- интерьера, праздников:
- новогодние гирлянды (зайчики», «мишки»);
- витражи на стекла (машины», «птицы», «домики»,«матрешки»);
- елочные украшения (колокольчик», «шар», «носок»);
- панно («Домик в деревне», «На море», «Осенний листопад»);
- вращающиеся конструкции (Самолёты», «Голуби»);
- сувениры: подставка под пасхальное яйцо; рамку для фотографии; маски карнавальные; открытки в форме домика, сердечка, яйца, елочки.
При изготовлении поделок можно использовать различные материалы
(страницы журналов, оберточную бумагу, обои, макаронные изделия И.Т.П.),
дополнять и изменять изделия.
Каталог учебного оборудования.
Инструменты и приспособления общего пользования на одну группу:
выжигательные аппараты 10 шт.
слесарные инструменты:
степлер - 1 шт.
ножницы- 5 шт.
линейка - 5 шт.
угольник- 5 шт.
стирательная резинка- 5 шт.
циркуль- 5 шт.
карандаш - 5 шт.
фломастеры- 5 шт.
цветной картон – 5 наборов
цветная бумага - 5 наборов
клей - 5 шт.
бросовый материал
шило-1 шт.
дырокол - 1шт.
доска для прокалывания - 1 шт.
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Кружок .Деревянное зодчество
Группа __2б________________________________
Педагог Станпаков А.А._
2020_/2021 учебный год
№ заня-тия | Даты по осн. КТП | Даты прове-дения | Тема | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
«____» _________________20___
Педагог _______________(Станпаков А.А.)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.
«____» ________________20___г. «____» _________________20___
Педагог _______________(Станпаков А.А.)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.
«____» ________________20___г.
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Кружок .Деревянное зодчество
Группа ____2а______________________
Педагог __Станпаков А.А._________
2020/2021 учебный год
№ заня-тия | Даты по осн. КТП | Даты прове-дения | Тема | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
«____» _________________20___
Педагог _______________(Станпаков А.А.)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.
«____» ________________20___г. «____» _________________20___
Педагог _______________(Станпаков А.А.)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школы-интерната № 67_______ Печерских Г.В.
«____» ________________20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа составлена с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа. Отделение дополнительного образования
Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по английскому языку для детей в возрасте от 5 до 7 лет
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет ц...
Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения "Веселый английский" МУ ДО ДДТ г. Красный Кут
Рабочая программа по УМК Английский для младших школьников (2 ч) и спотлайт стартер...