Рабочая программа. Отделение дополнительного образования
рабочая программа (изобразительное искусство) на тему

Мартюкова Надежда Николаевна

Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dpi.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обьединение « ИЗОСТУДИЯ»  2013-2014 учебный год.

Тема « Декоративно-прикладное искусство» занимает большую часть в рабочей программе объединения дополнительного образования детей. 46 часов. Второй год обучения.

В данной методической разработке представлено развернутое  тематическое планирование темы «Декоративно- прикладное искусство»

  1. Пояснительная записка.

Изменение социокультурной среды нашего российского общества ставит новые задачи для дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни. Давая возможность детям освоить  направления деятельности, находящиеся за рамками школьной программы, с пользой провести свое свободное время, реализовать себя, как творческую личность, получить ориентиры и навыки на дальнейший выбор профессии,  дополнительное образование становится почти универсальной системой технологии занятости школьников. И одно из интереснейших направлений дополнительного образования - традиционная Городецкая роспись.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.  Первоначально местные мастера расписывали забавными картинками донца прялок, благодаря чему те продавались на Нижегородской ярмарке в большом количестве и расходились по всей России. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные поставцы, солонки и другие предметы деревенского быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. До сих пор поражают своей красочностью, своеобразием Городецкие сюжеты, воплотившие в себе народные представления о счастливой, богатой жизни: кавалеры с дамами, гарцующие всадники, сцены чаепития в богатых интерьерах, сцены охоты и детских игр. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: декоративные панно, шкатулки, ларцы, хлебницы, игрушки, детскую мебель. Люди с удовольствием покупают изделия Городецких мастеров и украшают ими свой дом. Эта поэтичность, декоративность, радостный настрой росписи, возможность каждый день прикасаться к предметам, расписанным собственными руками,   привлекают особое внимание детей.

В основе образовательной деятельности коллективов декоративно-прикладного искусства лежит возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций. Художественные промыслы и народные ремесла рассматриваются как часть материальной и духовной культуры народа. Воспитание ребенка на принципах народной культуры способно решить одновременно задачи воспитания патриотического, духовно-нравственного, трудового, художественного.

В настоящее время работами многих исследователей доказано, что огромную роль  в эстетическом воспитании детей играют произведения народного декоративного искусства, поскольку они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражение его в творчестве народных мастеров и детей поражает декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радует особым чувством ритма, любовью к узорчатости орнамента. К тому же высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность расписных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением.

Типовые программы дошкольных учреждений и общеобразовательных школ предполагают знакомство детей с различными видами народных промыслов, которое осуществляется на практике довольно поверхностно и не всегда профессионально.  Данная программа дополнительного образования  даст учащимся возможность приобщиться к прекрасному миру народного искусства и освоить  навыки и приемы традиционного художественного промысла - Городецкой росписи. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала.

 Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.

Цель создания объединения дополнительного образования «Городецкая роспись» -  привить детям любовь к народному искусству и повысить общий уровень их культуры.

В соответствии с этой целью программа ставит перед собой следующие задачи:

  • Воспитывать и развивать у учащихся художественный вкус на основе знакомства с декоративно-прикладным народным творчеством (росписью по дереву).
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к традиционной

     культуре народов России, ее замечательным мастерам и умельцам

  • Научить ребят основным традиционным приемам и принципам  

     Городецкой  росписи.

  • Развивать творческие способности учащихся, их познавательный интерес.

Занятия в объединении будут строиться на принципах:

  • Толерантности, т.е. уважения и терпимого отношения к представителям различных национальностей и конфессий  (т.к. реализуется программа в условиях многонациональной школы),
  • Творчество – это радость. Реализуется через создание атмосферы дружеского участия и внимания к неудачам и успехам каждого члена коллектива, поддержание чувства здорового оптимизма.
  • Личностного роста каждого ребенка. Сравниваются успехи не разных детей, а одного учащегося на различных этапах работы. Соблюдение данного принципа позволит не развиться чувству зависти, придаст уверенность ребенку в период неудач, и даст возможность постепенной выработке своего почерка в создании творческих работ.
  • Творчество в рамках традиции. Этот принцип диктуется особенностями традиционного искусства, основанного на строго определенных требованиях, нарушение которых снижает художественную ценность выполненных работ.
  • Творю для себя и для коллектива. Этот принцип становится актуальным для учащихся при достижении определенного уровня мастерства. Все работы, выполненные учащимися на деревянных изделиях, становятся экспонатами школьных выставок. Однако лучшие из них, по согласованию с автором, могут быть оставлены в фонде школы. Чтобы у ребенка не было чувства несправедливой обиды, ему можно предложить выполнить две работы на одну тему. Право выбора изделия для школы при этом остается за педагогом.

Данная программа рассчитана на реализацию в условиях школы, где формируется группа 1-го года обучения из всех желающих учащихся 2-4 классов в количестве 15 человек. На 2-м обучения возможно сокращение группы соответственно до 10 и 7 человек. Это обусловлено тем, что, во-первых, декоративная роспись требует довольно большой усидчивости и терпения, которые есть далеко не у каждого ребенка. Во-вторых,   практическое обучение всегда индивидуально. А постепенное усложнение тем и образов на занятиях требует от педагога большого внимания каждому учащемуся.

      Содержание занятий.

1. Вводное занятие. Роспись по дереву – как один из видов декоративно-прикладного народного искусства. Виды росписей по дереву различных регионов России. Из истории возникновения Городецкого промысла.    Рассказ-беседа о декоративно-прикладном народном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор видов росписей по дереву различных регионов России (Хохломская, Семеновская, Полх-майданская). Зарождение Городецкого промысла  во второй половине XIX века  в селах Нижегородского края на реке Узоле близ Городца.  Развитие промысла от резных инкрустированных прялок до декоративных панно, детской мебели, предметов  кухонного быта, выпускаемых сегодня на фабрике Городецкой росписи. Пышность цветочных гирлянд и сюжетность росписи – как отличительные черты данного промысла. Демонстрация изделий, выполненных фабричными мастерами и старшими учащимися коллектива.

2. Инструменты и материалы для занятий. Как правильно выбрать краски, кисти. Подготовка гуашевой краски к росписи. Организация рабочего места: наличие бумаги, баночки с водой,  на лоточке – простого карандаша, кистей, мягкой салфетки для снятия лишней краски с кисти, тряпочки для рук. Демонстрация видов бумаги, кистей беличьих № 2, 3, 4. Проверка пригодности кисти к работе обмакиванием в воду (кисть должна образовать заостренный кончик без раздвоения).  Гуашевые краски, их отличие от акварели. Практическое разведение краски до консистенции «жидкая сметана». Использование специальных пластмассовых лопаточек для выкладывания и размешивания гуаши. Опробование кистевых мазков кисточками разных номеров. Уборка рабочего места после занятия.

3. Основные элементы  росписи: точки, штрих, сетка, спираль, капелька, рожок (дуга), скобочка.  Демонстрация педагогом прорисовки основных элементов росписи на листе ватмана размера А-3. Практическая прорисовка элементов учащимися кистью № 2, без предварительной прорисовки карандашом. Кисть держится вертикально к расписываемой поверхности. При рисовании капельки освоение приема «сесть» с «мысочка на пяточку» кисти, т.е. постепенный прижим кисти с острого кончика на толстое основание. Зависимость величины капельки от силы прижима кисти. Прописывание рожка или дуги приемом «сесть-встать» с «мысочка на пяточку и опять на мысочек». Составление простого орнамента из освоенных элементов росписи.

4. Этапы традиционной росписи: подмалевок, разрисовка-теневка, оживка. Составление палитры цветовых сочетаний росписи.  Особенность Городецкой росписи – ее многослойность, прорисовка цветов в 3 этапа. Первый этап – «подмалевок»: рисование цветового пятна (например, кружочка) кистью № 3. Второй этап – «разрисовка» или «теневка»: прорисовка основных элементов (например, середина цветка и лепестки) более темным цветом кистью № 2. Третий этап – «оживка»: отделка белым цветом (например, белая точка в центре цветка, дуги на лепестках) кистью № 2. Знакомство с традиционной палитрой Городецкой росписи. В «старом Городце» это в основном темно синий, темно зеленый, красный, черный и белый цвета. В «новом Городце» это, кроме чистых цветов, разнообразные разбелы. Практическое  смешивание красок и составление палитры цветовых сочетаний Городецкой росписи. Принцип смешивания – постепенное добавление в более светлую краску более темной до получения нужного тона. Формулы смешивания:

белый + синий = голубой

белый + алый  = светло розовый

белый + краплак = темно розовый

белый + фиолетовый = сиреневый

желтый + красный  = оранжевый

желтый + черный  = зеленый (защитный)

желтый + зеленый  =  светло зеленый

красный + синий  = фиолетовый

Таблица основных цветовых сочетаний росписи

№ п/п

Цвета подмалевка

Цвета разрисовки

Цвета оживки

1

голубой

 синий

белый

2

сиреневый

фиолетовый

белый

3

розовый

алый или краплак

белый

4

алый

краплак

белый

5

оранжевый

краплак или коричневый

белый

6

охра

коричневый

белый

7

зеленый

черный

белый

Данную таблицу дети зарисовывают красками.

5. «Азбука Городецкой росписи - 1». Прорисовка на бумаге наиболее простых цветов и листочков (солнышко-крыжовник, ягодка, зёрнышко,  ромашка, незабудка, одиночный лист, пара листочков).  Выполнение «Азбуки» начинается с рисования кружочков («яблочек») кистью № 3 или 4, освоения кистевого мазка «с мысочка на пяточку», когда кисть сначала касается листа бумаги кончиком, прописывается дуга с постепенным прижатием всей кисточки. Кисть как бы совершает поворот вокруг своей оси. Обращается внимание на правильное положение кисти – вертикально к листу бумаги! Затем на 2 этапе на маленькие кружочки наносится тенёвка кистью № 2: маленький кружок-носик и рожок (дуга) для «ягодки-смородинки»; точка в центре, три полукруга и точки вокруг подмалёвка для «солнышка-крыжовника»; рожок и капелька для «зернышек». Тенёвка на средних кружочках: круглая серединка в центре подмалёвка, лепестки в виде капелек для «ромашки»; круглая серединка в центре, лепестки в виде дужек по краю цветка для «незабудки».

Рассматривание с детьми цветочных орнаментов, где особое внимание обращается на различную форму листьев.  Для одиночных листочков рисуется подмалёвок зелёного цвета в три приема: дуга (с мысочка на пяточку), огибание, заливка.   Для парочки листьев два одиночных листочка рядом друг с другом На этапе разрисовки наносятся дуги по краю листочка, дуги в виде ресничек или капельки. На этапе оживки белым цветом прорисовываются различные детали в виде точек, штрихов, дуг, капелек. Практическое выполнение «Азбуки»: учащиеся прорисовывают 3 листа маленьких кружочков, 2 листа средних кружочков, по 2 листа одиночных листочков и парных с поэтапным выполнением подмалёвка, тенёвки и оживки.

6. Городецкий «виноград». Приемы написания, росписи и оживки.  «Гроздь винограда» - традиционный Городецкий мотив. Рассматривание изделий с изображениями «винограда». Исполнение педагогом на листе ватмана А-3 схемы последовательности прорисовки грозди. Показ вариантов разрисовки и оживки виноградин. Практическое прорисовывание учащимися грозди винограда в 3 этапа с выполнением вариантов разрисовки и оживки. Возможные виды: солнышки, ягодки-смородинки, зернышки. Выполнение 1-2-х листов формата А-4.

7. Городецкая купавка. Легенда о цветущем цветке папоротника в ночь на Ивана Купалу. Знакомство с традиционным элементом Городецкой росписи – «купавкой». Рассматривание работ, на которых присутствует элемент «купавка». Прорисовка педагогом всех этапов росписи: подмалёвка - среднего размера кружочка; тенёвки – небольшой круглый носик, под ним большой рожок и небольшие лепестки в виде рожков; оживки – точки, рожок, штрихи. Практическое выполнение показанных цветов. Рисуют 2 листа формата А-4 с двумя видами оживки.

8. Городецкий розан и роза. И розан и роза - традиционные мотивы Городецкой росписи. И хотя Городецкие мастера не делают особых различий в названии видов цветов, для удобства обучения детей мы называем «розаном» (или раскрытым цветком) крупный цветок с большой серединкой и лепестками в виде рожков по всей окружности. А «розой» (или цветком в разрезе) называем большой цветок, имеющий «круглый носик», под ним большой рожок и крупные лепестки в виде рожков, которые могут прорисовываться на дополнительных цветных круглых подмалевках.  Поэтапное исполнение педагогом на листах А–3 элементов цветов. Варианты оживки. Практическое выполнение показанных цветов. Рисуют по 1-2 листа формата А-4 каждого вида цветов.  Обращается внимание на предварительную разметку цветного круга для пропорционального вписывания лепестков, постановку руки  во время прорисовывания отдельных элементов (вертикально к поверхности бумаги).

9. Основы композиции. Построение композиции в полосе.  Построение композиции в небольшом круге. Построение композиции в прямоугольнике.  Цель занятий – познакомить учащихся с вариантами композиционного размещения узора в зависимости от формы деревянного изделия. Первое изделие, которое им предстоит расписать – небольшая деревянная линейка (20 см). Традиционные схемы расположения узора в полосе – снизу вверх (цветы и листья чередуются и нанизываются один за другим как звенья цепи) и от центра влево и вправо (от центрального цветка идут «две цепочки»). В данной композиции используются цветы небольшого размера 3-4-х видов.

После освоения нового вида цветов (купавки, розана и розы) детям объясняется построение композиции в круге, т.к. для росписи предлагается декоративное блюдце. В такой композиции возможны варианты схем. В центре один крупный цветок, вокруг 3 или 4 мелких, чередующихся с листьями, направленными от центра; в центре три крупных цветка, направленных или в центр или из центра.

 При освоении 7-8 видов цветов большого, среднего и малого размера учащимся предлагается для росписи разделочная доска прямоугольной формы. Схемы расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветами в сочетании с разным количеством мелких цветов. Объясняется построение цветочной гирлянды по дуге. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Демонстрируются образцы изделий Городецких мастеров с вариантами композиций. Последовательность работы над композицией показывается на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется крупный цветок, затем цветы помельче, между ними вписываются листочки, и потом выполняется теневка и оживка всей композиции. Практическое выполнение задания: нарисовать эскиз композиции по заданной форме и в определенной последовательности.  

10. Городецкий фазан (птица). Птица – традиционный мотив Городецкой росписи. Нередко используется и как самостоятельный сюжет, являясь центром композиции. Мастера часто  называют ее  «фазаном», хотя для детей ближе название «павлин». Рассматривание изделий с изображением птицы фазана. Прорисовка педагогом на листе А-3  силуэта птицы. Акцент внимания детей на последовательность выполнения каждого этапа. Начало росписи традиционно черной краской с контуров тонкого клюва, плавно преходящего в линию груди и округлого брюшка. Затем пририсовывается небольшая головка и чуть наклоненная спинка, линия которой ведется до верхнего края крылышка. Под брюшком пририсовываются две лапки. Затем зеленым цветом вписывается крылышко, напоминающее листик. Затем контуры закрашиваются. Для подмалевка хвоста используются светлые (голубой или розовый) тона. Разрисовка наносится только на хвост. Перья на светлом фоне выполняются в виде длинной капельки, вытягиваемой от верхнего края крыла до края подмалевка.   Корпус птички и крыло только оживляются белым цветом. Показ вариантов оживки. Практическое выполнение рисунка птицы. Прорисовка всех этапов росписи. Выполнение  1-2-х листов с птицей, смотрящей влево. Выполнение 1-2-х листов с парой птиц. Обращается внимание на стройность образа, тщательность проработки на этапе оживки.

11. Городецкий петух – символ семейного счастья.  Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе, как символе свободы и счастья. А вот символом земного, семейного счастья они считали петуха, перед пением которого отступает ночь и вся нечистая сила.  Рассматривание изделий с изображением петуха. Прорисовка педагогом на листе А-3  силуэта птицы. Акцент внимания детей на последовательность выполнения каждого этапа, так же как и при работе над фазаном. К черному контуру головы петуха пририсовываются красным цветом гребешок и бородка, ноги несколько длиннее, чем у фазана. Хвост рисуется без подмалевка, прием нанесения мазка перьев «сесть-встать» или «с мысочка на пяточку и на мысочек». Перья – чередование красно-черно-зеленых мазков. Практическое выполнение рисунка петуха. Прорисовка всех этапов росписи. Выполнение  1-2-х листов с птицей, смотрящей влево. Выполнение 1-2-х листов с парой петухов. Обращается внимание на проработанность образа на этапе оживки. Поощряются свои варианты оживки.

12. Рисование на бумаге простых композиций Городецкой росписи.  Прорисовывание на бумаге эскиза к каждому изделию. Готовые эскизы обсуждаются, выясняются достоинства и недостатки работ. Иногда предлагается учащемуся повторить эскиз. На первом этапе обучения педагог предлагает копировать композиции с работ Городецких мастеров, помогая в дальнейшем учащимся составлять свои композиции в карандаше. Практически  в процессе обучения дети прорисовывают 2 эскиза в полосе, 2 эскиза в небольшом круге, 6 эскизов для разделочных досок прямоугольной формы разного размера.

13. Подготовка деревянного «белья» к росписи. Ошкуривание мелкой «наждачной бумагой» деревянных изделий («белья»). Ошкуривание производится в 2 этапа: по диагонали и круговыми движениями шлифуется до ощущения «шелковистой» поверхности. Практически учащиеся ошкуривают 5-6 изделий в год.

14. Рисование на деревянных досках простых композиций. После подготовки эскизов выполнение росписи на деревянных изделиях. Набросок простым карандашом делается педагогом. Обращается внимание на аккуратность выполнения работы, строгое соблюдение этапов росписи. Практически учащиеся расписывают 5-6 изделий в год.

15. Завершающая обработка и оформление готовых изделий.  Нанесение отводок или рамок. Покрытие лаком.

16. Подготовка и проведение отчетных выставок. Отбор эскизов и работ, выполненных на дереве, для выставки. Придумывание названия своей работе. Оформление эскизов на цветном картоне. Размещение работ на стенде.  Дежурство на выставке.

17. Итоговое занятие. Обсуждение результатов работы в течение года. Награждение учащихся за успехи в обучении. Творческое задание на лето.

По итогам 1-го года обучения учащиеся должны знать и уметь.

  1. Иметь представление о нескольких видах народных росписей по дереву, выделять работы Городецкой росписи.
  2. Знать правила смешения красок и подготовки их к работе.
  3. Знать основы построения композиции в полосе, небольшом круге, прямоугольнике.
  4. Уметь рисовать кистью основные элементы росписи, виды цветов и листьев из «Азбуки Городецкой росписи - 1», традиционные купавки, простой розан, гроздь винограда.
  5. Уметь самостоятельно поэтапно прорисовать простую композицию в полосе, небольшом круге, прямоугольнике.
  6. Выполнить эскизы композиций и расписать 5-6 деревянных изделий, предусмотренных программой.

Учебно-тематические планы занятий

Учебно-тематический план  занятий.

Тематика занятий

Количество часов

Количество часов

практики

Общее количество часов

Вводное занятие. Роспись по дереву – как один из видов декоративно-прикладного народного искусства. Виды росписи по дереву различных регионов России. Из истории возникновения Городецкого промысла.

1

0

1

Инструменты и материалы для занятий. Как правильно выбрать краски, кисти. Подготовка гуашевой краски к росписи.

1

0

1

Основные элементы  росписи: точки, штрих, сетка, спираль, капелька, рожок (дуга), скобочка

1

1

2

Этапы традиционной росписи: подмалевок, разрисовка-теневка, оживка.

Составление палитры цветовых сочетаний росписи.

2

0

2

«Азбука Городецкой росписи - 1». Прорисовка на бумаге наиболее простых цветов и листочков (солнышко-крыжовник, ягодка, зёрнышко, ромашка, незабудка, одиночный лист, пара листочков).  

1

3

4

Городецкий «виноград». Приемы написания, росписи и оживки.

1

3

4

Городецкая купавка.

0

2

2

Городецкий розан и роза.

0

2

2

Основы композиции. Построение композиции в полосе.

Построение композиции в круге.

Посторенние композиции в прямоугольнике (на доске)

1

1

2

Городецкий фазан (птица)

1

3

4

Городецкий петух – символ семейного счастья. Этапы его написания, росписи, оживки.

1

3

4

Рисование на бумаге простых композиций Городецкой росписи

0

4

4

Подготовка деревянного «белья к росписи»

0

2

2

Рисование на деревянных досках простых композиций

0

4

4

Завершающая обработка и оформление готовых изделий.

0

4

4

Подготовка и проведение отчетных выставок

0

2

2

Итоговое занятие

0

2

2

Корректировка программы

0

0

0

Итого

10

36

46

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс

Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по дополнительному образованию

Нет сомнения в том, что все мы искренне желаем здоровья нашим детям. Мы хотим их видеть жизнерадостными и увлекательными, умными и способными решить любую задачу. Один из путей, который ведет к этому-...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Отделения дополнительного образования детей "Зеленый пакет"

Программа является начальным этапом для изучения образовательной программы «Экологический отряд» и направлена на подготовку ребят к выполнению серьезных исследований в рамках программы «Экологический ...