Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» 1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей ( вариант 1.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ppo_1_klass.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» в 1а классе составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей ( вариант 1.2).
Учебники:
Зыкова Т.С. Зыкова М.А. Русский язык. Развитие речи (для глухих обучающихся) 1 кл., ч.1-2 –М: Просвещение, 2019
Цель учебного предмета «Предметно-практическое обучение»:
формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке
Задачи:
-формирование житейских понятий у обучающихся, трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе;
-формирование у детей речемыслительных и коммуникативных компетенций.
-развитие устной и письменной речи;
-овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-совершенствование предметно-практической деятельности;
-целенаправленное воспитание школьников.
Место учебного предмета в учебном плане.
В 1 классе на изучение учебного предмета: «Предметно-практическое обучение» отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Предметно-практическое обучение»
Предметные:
знать/понимать:
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
• область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
• основные источники информации; назначение основных устройств компьютера;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;
Обучающиеся должны уметь:
• выполнять инструкции при решении учебных задач;
• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
• определять материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели;
• определять последовательность действий, операций;
• контролировать ход деятельности;
• сопоставлять результаты с образцом, содержанием задания;
• коллективно и самостоятельно составлять подробный, пооперационный, краткий и сложный планы предметно-практической деятельности, пользоваться ими при изготовлении изделий, при отчете о деятельности;
• участвовать в коллективной деятельности: принимать задания учителя, руководителя группы детей, выполнять их требования, сообщать об окончании работы, уточнять непонятное задание, владеть способами, приемами оказания помощи товарищу;
• выполнять обязанности руководителя группы: давать поручения, проверять правильность выполнения, оказывать помощь, распределять работу между товарищами, вместе с ними определять план работы и способы достижения цели;
• выполнять обязанности контролера-оценщика;
• владеть деловой и эмоционально-оценочной лексикой;
• выражать радость, удовлетворение, сожаление результатами деятельности; использовать при общении различные виды речевой деятельности;
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образцы, предметные карты, условные обозначения, рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу;
• создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу;
• создавать модели несложных объектов из пластилина, деталей конструктора и различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
• выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• решать несложные учебные и практические задачи с применением возможностей компьютерных технологий (создавать и изменять простые объекты, искать информацию с использованием простейших запросов);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т. д.);
• соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий.
Метопредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному плану;
учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
учиться отличать неверно выполненное задание от верного.
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
группировать предметы объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Коммуникативно-речевая и социальная компетентности как реализация социокультурных целей:
использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;
понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение;
сообщение о проделанной работе;
участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные
монологические высказывания, несложные письменные тексты (заявки, отчеты о деятельности, оценка деятельности), сформированы навыки планирования предметно практической деятельности;
способность к позитивному стилю общения;
проявление инициативности и самостоятельности в общении, способность договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других;
сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;
способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;
адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;
способность к установлению позитивных межличностных отношений со сверстниками, адекватному эмоциональному
реагированию и взаимодействию.
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности;
- стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины;
- любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта;
- представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности и др. и др.);
- приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда;
- ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны);
- осознание правил и норм поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников);
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия и поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- стремление к использованию приобретенных знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности;
- готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности и в различных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;
- принятие факта существования разных мнений, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный труд, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, аккуратности и экономному расходованию материалов, используемых в предметно-практической деятельности;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
- способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
- адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и др.).
Содержание учебного предмета
I четверть
Выполнять инструкции учителя, данные в устной и письменной форме. Называть объекты, материалы и их свойства, инструменты. Определять и просить необходимый материал и инструмент. Обращаться к однокласснику с вопросом или просьбой. Составлять инструкции, необходимые для организации и выполнения работы (с помощью учителя и самостоятельно). Выполнять работу по устной инструкции одноклассника. Отвечать на вопросы учителя или товарища. Спрашивать разрешения начать работу, взять материалы, положить работу на место. Сообщать о своей работе и работе одноклассника.
Изготавливать объекты по образцу и по инструкции учителя (товарища).
Разминать пластилин (соленое тесто) и придавать ему различные формы. Отрывать от куска требуемое количество частей.
Работать с бумагой: складывать лист бумаги пополам, отгибать углы, отрезать бумагу ножницами. Резать ножницами по прямой и кривой линиям. Склеивать бумагу. Воспроизводить контуры предметов по шаблону и без него.
Различать изделия по форме, цвету, величине. Подбирать для изделия материал нужного цвета, качества. Определять нужное количество предметов и количество изготовленных изделий (в пределах 20). Отмерять с помощью линейки полоску бумаги нужной длины и ширины.
Работать по готовому пооперационному плану, данному учителем. Составлять с помощью учителя план работы (пооперационный). Сообщать о выполненной работе по отдельным операциям в устной и письменной форме.
Располагать на рабочем месте материалы и инструменты, убирать обрезки, экономно расходовать материалы. Выполнять (с помощью учителя) обязанности руководителя группы (давать поручения по подготовке и выполнению работы, оценивать деятельность товарища, оказывать помощь).
Лепка
Фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, виноград.
Овощи: помидор, огурец, лук, репа, свекла, редис, морковь, картофель.
Игрушки: пирамида из шаров, матрешка, мишка, машина, гусь, петух.
Грибы.
Аппликационные работы
Фрукты и овощи.
Осенние цветы на клумбе.
Лесные ягоды (рябина) и орехи.
Корзинка с грибами.
Моделирование и конструирование
Самолет.
Закладка с аппликацией из цветов, ягод или из кругов, прямоугольников, квадратов (по выбору).
Работа с тканью
Игольница (в виде папочки).
Работа с разными материалами
Коллекция «Листья деревьев».
Работа на пришкольном участке[1]
Экскурсия на учебно-опытный участок.
Ознакомление с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.
Осенняя обработка почвы: удаление остатков растений, мусора (перекапывание почвы старшими школьниками).
II четверть
Составлять инструкции, содержащие требования к выполнению двух-трех операций.
Сообщать о своей работе (параллельно и после изготовления изделия) письменно и устно.
Коллективно составлять пооперационный план (5—6 пунктов).
Самостоятельно составлять пооперационный план (2—3 пункта).
Изготавливать изделия по образцу и по инструкции.
Отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы, просить их у учителя, руководителя работы.
Работать с бумагой: отрезать лишние края бумаги, складывать с угла на угол, выравнивать углы и края. По линейке проводить линии на бумаге, отмерять необходимое количество сантиметров.
Определять способы скрепления деталей в изделиях (склеиванием, сшиванием).
Определять число необходимых частей (кнопок, деталей); каких деталей больше, меньше; решать с этими числами простые задачи.
Работать коллективно с распределением обязанностей. Участвовать в коллективной работе: выполнять часть общей работы; выражать желание, просьбу; задавать уточняющие вопросы; сообщать о выполнении задания; оценивать свою работу и работу товарищей; исправлять ошибки.
Лепка
Кошка. Еж. Волк, лиса, заяц, слон, обезьяна (по выбору).
Аппликационные работы
Белка с орехом.
Аппликация «Осень» (по прочитанному стихотворению: М. Ивенсен. «Падают, падают листья...»).
Моделирование и конструирование
Из бумаги
Парашют (квадратный).
Игрушки для елки: хлопушка, цепь, звездочка, снежинка.
Из строительного материала
Домики. Мебель.
Работа с мозаикой
Цветы, орнаменты, узоры.
Работа с разными материалами
Елочные игрушки: белка, черепаха.
III четверть
Называть (угадывать) объекты, подлежащие изготовлению, по описанию (образцу, рисунку) изделия. Составлять с помощью учителя заявку на материалы и инструменты. Подробно описывать работу, проделанную по одному из пунктов плана.
Выбирать маленького учителя (бригадира) для организации работы. Выполнять инструкции одноклассника и отчитываться о выполненной работе.
Подробно и кратко отчитываться о выполненной работе на основе составленного пооперационного плана.
Лепить части тела из отдельных кусков пластилина (соленого теста), соединять их.
Работать с бумагой: вырезать по контуру, располагать предметы на листе бумаги, аккуратно приклеивать их. Делать надрезы по пунктирной линии, сгибать бумагу по проведенным линиям. Конструировать объект по линиям сгибов заготовки изделия (развернутого в плоскости).
Отбирать по рисунку нужные для изделия детали.
Соединять детали конструктора болтами и гайками. Собирать объекты с разными видами подвижного, неподвижного, разъемного соединения деталей.
Определять по словесной инструкции место одного предмета по отношению к другому. Определять относительные размеры изделия (больше, меньше). Производить счет группами по 3—5 деталей, отсчитывать нужное количество деталей. Сравнивать изготовленные изделия по цвету, форме, размеру. Выполнять работу за время, указанное учителем, с использованием часов (5, 10 мин).
Лепка
Птицы: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, ласточка, грач, скворец, страус, журавль, орел (1—2 птицы по выбору).
Рыбы: сом, ерш, щука.
Аппликационные работы
Аквариум с рыбками.
Вороны на снегу под елкой.
Ветка мимозы в вазе.
Моделированеи и констурирование
Из бумаги
Телевизор. Шапочка.
Из строительного материала
Дома, башни, гараж. Мебель.
Из деталей пластмассового (металлического)
конструктора
Стол. Стул. Качели.
Работа с мозаикой
Орнамент, узор.
Работа с тканью
Пришивание пуговицы.
Длинная, короткая, левая, правая (рука).
Аккуратно, сверху, снизу.
Работа с разными материалами
Макет «Зимой во дворе».
IV четверть
Рассказывать о работе, которая будет выполняться. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников о работе.
Определять нужные для работы материалы и инструменты. Писать заявку, составлять самостоятельно и коллективно пооперационный план работы.
Отчитываться о выполненной работе (кратко и подробно).
Изготавливать изделия по инструкции учителя, одноклассника, по плану.
Сравнивать и различать изготовленные изделия. Соотносить размеры кусков пластилина с размерами будущего изделия.
Определять нужное число деталей различного цвета путем вычисления (уменьшения, увеличения).
Отмерять и отрезать бумагу по размерам, определенным самими учениками.
Оценивать работу отдельных учеников, всей бригады.
Работа с мозаикой
Цветковое растение. Мозаичное панно.
Работа с разными материалами
Макет «Весна». Улица города.
Аппликационные работы
Скворец у скворечника.
Стрекоза, жук, бабочка.
Моделирование и конструирование
Из бумаги
Цветы. Корзинка с ручкой.
Из деталей пластмассового (металлического) конструктора
Самокат.
Работа на пришкольном участке
Осмотр классных делянок (вскопанных старшеклассниками).
Разравнивание граблями. Правила безопасной работы с граблями.
Посев крупных семян (настурция, душистый горошек, ноготки, бобы, горох, фасоль). Подготовка семян к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, их замачивание и проращивание. Подготовка грядок на классной делянке. Разметка рядков и установка щитков с этикетками. Уход за посевами: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, рыхление.
Выращивание зеленого лука на перо.
Наблюдения: распознавание всходов культурных растений, наблюдение за ростом и развитием растений (по плану, предложенному учителем).
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 2 3 4 5 6 7 | Лепка Аппликационные работы Работа с мозаикой Моделирование и конструирование Работа с разными материалами Работа с тканью Работа на пришкольном участке | 25 22 12 24 17 7 1 | - речевая деятельность: говорение чтение письмо, дактилирование, дактильное проговаривание, слухозрительное восприятие; - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; - анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания; - сравнение, обобщение, классификация объектов деятельности; - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, предметным картам, описаниям предмета, тексту, по представлению, схеме); - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение возможных решений, выбор оптимального решения), а также творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результат работы); - привлечение под руководством учителя информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint) при подборе иллюстративных материалов и информации на заданную тему и подготовке проекта; пользование с помощью учителя компьютерной техникой в качестве вспомогательного оборудования при проектировании предметно-практической деятельности и моделировании изделий. |
Учебно-методическое обеспечение
Дидактические средства | Зыкова Т.С., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Приложение к учебнику «Развитие речи» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. М.: Просвещение, 2008, 80с.
|
Методическая литература | Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей, М.: ACADEMIA, 2002, 172 с. Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников. Под ред. С.А. Зыкова, М.: 1976. Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей., М.: Просвещение, 1980, 175 с. Экспериментальные уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Методическое пособие для учителей., М.: 1972, 309 с. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей: Методические рекомендации., М.: Просвещение, 1979, 49 с. |
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.school.edu.ru – документы МО РФ, законы, вспомогательные материалы (раздаточные материалы, иллюстрации), инфотека, электронная библиотека образовательных ресурсов
http://cor.edu.27.ru – единая коллекция ЦОР Хабаровского края
http://stranamasterov.ru/technics
http://openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....
Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с УМК «Технология» Лутцевой Е.А. во 2 классе на учебный предмет «Технология» о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС...
Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)
Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...
Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"
Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...