Рабочая программа по курсу "Технология"
рабочая программа по технологии

Курочкина Галина Борисовна

      Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Т.М. Геронимус «Технология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Называевская Гимназия»

«Рассмотрено» на заседании ШМО

Учителей начальных классов

Руководитель ШМО

 /_______/ Т.Н. Залётова

Протокол № ___ от

«____»__________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

С.Г.Вотинцев

«____»__________201__ г.

«Утверждаю»

Директор гимназии

_______ Т. А. Понамарёва

Приказ № ___ от «___»________201___ г.

Рабочая программа

По курсу «ТЕХНОЛОГИЯ»

Класс 1 Б

Курочкина Галина Борисовна

Примерная программа по учебным предметам.

Начальная школа. В 2 ч.- М, Просвещение, 2011 год

        

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 1 классе являются следующие умения:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

С  помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
  • Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

Предметными результатами изучения предмета «Технология» являются следующие умения:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  • Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3.Конструирование и моделирование.

4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»

Обучающийся научится:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
  • называть профессии своих родителей;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • называть некоторые профессии людей своего региона.

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Обучающийся научится:

  • узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
  • узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
  • выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
  • узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
  • комбинировать художественные технологии в одном изделии;
  • изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

Раздел «Конструирование и моделирование»

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
  • изменять вид конструкции;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
  • изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.

Раздел «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)»

Обучающиеся научится:

  • выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
  • выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
  • пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
  • пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Обучающиеся получит возможность научиться:

  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

2. Содержание учебного предмета, курса

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение технологии в 1 классе отводиться  1 час в учебную неделю (33 учебные недели), т.е. 33 часа за учебный год.

Целью изучения предмета «Технология» в начальной школе является:

  • развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполаганиепланирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Структура курса.

Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания»

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов, разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Раздел «Конструирование и моделирование»

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Раздел «Практика работы на компьютере»

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ WORD.

За курс изучения технологии предусматривается 1 стартовый тест, 1 итоговый контрольный тест.

Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:

  • стартовый: тест;
  • итоговый: итоговый контрольный тест.

Для контроля за освоением  программного материала используются самостоятельные практические работы.

Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии  проводится в форме практических работ, творческих отчетов.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

(занятия)

Раздел (глава), тема урока

Количество часов

Дата проведения урока (занятия)

Планируемая

Фактическая

РАЗДЕЛ 1. Природная мастерская (10 часов).

1

Рукотворный и природный мир города.

1

2

Рукотворный и природный мир села.

1

3

На земле, на воде и в воздухе. 

1

4

Природа и творчество. Природные материалы. 

1

5

Листья и фантазии. 

1

6

Семена и фантазии.

1

7

Веточки и фантазии. 

1

8

Композиция из листьев. Что такое композиция? 

1

9

Орнамент из листьев. Что такое орнамент? 

1

10

Природные материалы. Как их соединять? 

1

РАЗДЕЛ 2. Пластилиновая мастерская (4 часа).

11

Материалы для лепки.Что может пластилин? 

1

12

В мастерской кондитера. Как работает мастер? 

1

13

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? 

1

14

Наши проекты. Аквариум. Работа в группах. Стартовый тест по технологии.

1

Бумажная мастерская (15 часов).

15

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. 

1

16

Наши проекты. Скоро Новый год! 

1

17

Бумага. Какие у неё есть секреты? 

1

18

Бумага и картон. Какие секреты у картона? 

1

19

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? 

1

20

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? 

1

21

Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? 

1

22

Наша роднаяармия.

1

23

Ножницы. Что ты о них знаешь? 

1

24

Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет?

1

25

Шаблон. Для чего он нужен? 

1

26

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? 

1

27

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

1

28

Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит?

1

29

Праздники весны и традиции. Какие они?

1

Текстильная мастерская (4 часа).

30

Мир тканей. Для чего нужны ткани? 

1

31

Игла – труженица. Что умеет игла? 

1

32

Вышивка. Для чего она нужна? 

Итоговый тест по технологии.

1

33

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? 

1

Приложение 2

Материалы для проведения стартового и итогового контроля по предмету, курсу.

«Технология», 1 класс

Стартовый тест по технологии

1. Выбери орудия труда (инструменты):

а) молоток;
б) ножницы;
в) бумага;
д) лопата;
г) игла;
е) клей.

2. Укажи, что относится к природным материалам:

а) листья;
б) желуди;
в) цветы;
г) бумага;
д) плоды;
е) семена; 


3. Мастер, делающий посуду из глины – это:

а) гончар;
б) архитектор;
в) скульптор;
г) повар.

4. Пластилин – это:

а) природный материал; 
б) материал, созданный человеком.

5. Перечисли приспособления при работе с  пластилином:

а) подкладная доска;
б) катушечные нитки;
в) стеки; 
г) тряпочки.

6. Из чего делают бумагу?

а) из древесины;
б) из железа.

7. Выбери инструменты при работе с бумагой:

а) ножницы;
б) игла;
в
) линейка;
г) карандаш.

8. Что нельзя делать при работе с ножницами?

а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
д) хранить ножницы после работы в футляре.

9. Для чего нужен подкладной лист?

а) для удобства;
б) чтобы не пачкать стол.

10. Что ты понимаешь под "аппликацией"?

а) выравнивание; 
б) наклеивание деталей  композиции на основу

11. Технология – это:

а) знания о технике; 
б) это превращение материалов в какое-то изделие

Приложение 3

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу

 «Технология» обеспечивается УМК:

  • УЧЕБНИК: Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Москва « Просвещение» 
  • РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Рабочая тетрадь Москва « Просвещение»

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Поурочные разработки по технологии 1 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...