Рабочая программа по курсу "Технология"
рабочая программа по технологии
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Т.М. Геронимус «Технология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass._rabochaya_programma_po_kursu_predmetu_tehnologiya.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Называевская Гимназия»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Учителей начальных классов Руководитель ШМО /_______/ Т.Н. Залётова Протокол № ___ от «____»__________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР С.Г.Вотинцев «____»__________201__ г. | «Утверждаю» Директор гимназии _______ Т. А. Понамарёва Приказ № ___ от «___»________201___ г. |
Рабочая программа
По курсу «ТЕХНОЛОГИЯ»
Класс 1 Б
Курочкина Галина Борисовна
Примерная программа по учебным предметам.
Начальная школа. В 2 ч.- М, Просвещение, 2011 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 1 классе являются следующие умения:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
- Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» являются следующие умения:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающийся научится:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека;
- называть профессии своих родителей;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- называть некоторые профессии людей своего региона.
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Обучающийся научится:
- узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
- выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
- узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по шаблону;
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
- комбинировать художественные технологии в одном изделии;
- изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам;
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
Раздел «Конструирование и моделирование»
Обучающийся научится:
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- изменять вид конструкции;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
- изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Раздел «Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)»
Обучающиеся научится:
- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютерами другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
- пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Обучающиеся получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
2. Содержание учебного предмета, курса
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение технологии в 1 классе отводиться 1 час в учебную неделю (33 учебные недели), т.е. 33 часа за учебный год.
Целью изучения предмета «Технология» в начальной школе является:
- развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Структура курса.
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания»
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов, разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Раздел «Конструирование и моделирование»
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Раздел «Практика работы на компьютере»
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ WORD.
За курс изучения технологии предусматривается 1 стартовый тест, 1 итоговый контрольный тест.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля:
- стартовый: тест;
- итоговый: итоговый контрольный тест.
Для контроля за освоением программного материала используются самостоятельные практические работы.
Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практических работ, творческих отчетов.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока (занятия) | Раздел (глава), тема урока | Количество часов | Дата проведения урока (занятия) | |
Планируемая | Фактическая | |||
РАЗДЕЛ 1. Природная мастерская (10 часов). | ||||
1 | Рукотворный и природный мир города. | 1 | ||
2 | Рукотворный и природный мир села. | 1 | ||
3 | На земле, на воде и в воздухе. | 1 | ||
4 | Природа и творчество. Природные материалы. | 1 | ||
5 | Листья и фантазии. | 1 | ||
6 | Семена и фантазии. | 1 | ||
7 | Веточки и фантазии. | 1 | ||
8 | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 | ||
9 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 | ||
10 | Природные материалы. Как их соединять? | 1 | ||
РАЗДЕЛ 2. Пластилиновая мастерская (4 часа). | ||||
11 | Материалы для лепки.Что может пластилин? | 1 | ||
12 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 | ||
13 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 | ||
14 | Наши проекты. Аквариум. Работа в группах. Стартовый тест по технологии. | 1 | ||
Бумажная мастерская (15 часов). | ||||
15 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 | ||
16 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 | ||
17 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 1 | ||
18 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | ||
19 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | ||
20 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 | ||
21 | Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? | 1 | ||
22 | Наша роднаяармия. | 1 | ||
23 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 | ||
24 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? | 1 | ||
25 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 | ||
26 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | ||
27 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | ||
28 | Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | ||
29 | Праздники весны и традиции. Какие они? | 1 | ||
Текстильная мастерская (4 часа). | ||||
30 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 | ||
31 | Игла – труженица. Что умеет игла? | 1 | ||
32 | Вышивка. Для чего она нужна? Итоговый тест по технологии. | 1 | ||
33 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
Приложение 2
Материалы для проведения стартового и итогового контроля по предмету, курсу.
«Технология», 1 класс
Стартовый тест по технологии
1. Выбери орудия труда (инструменты):
а) молоток;
б) ножницы;
в) бумага;
д) лопата;
г) игла;
е) клей.
2. Укажи, что относится к природным материалам:
а) листья;
б) желуди;
в) цветы;
г) бумага;
д) плоды;
е) семена;
3. Мастер, делающий посуду из глины – это:
а) гончар;
б) архитектор;
в) скульптор;
г) повар.
4. Пластилин – это:
а) природный материал;
б) материал, созданный человеком.
5. Перечисли приспособления при работе с пластилином:
а) подкладная доска;
б) катушечные нитки;
в) стеки;
г) тряпочки.
6. Из чего делают бумагу?
а) из древесины;
б) из железа.
7. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы;
б) игла;
в) линейка;
г) карандаш.
8. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
9. Для чего нужен подкладной лист?
а) для удобства;
б) чтобы не пачкать стол.
10. Что ты понимаешь под "аппликацией"?
а) выравнивание;
б) наклеивание деталей композиции на основу
11. Технология – это:
а) знания о технике;
б) это превращение материалов в какое-то изделие
Приложение 3
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
«Технология» обеспечивается УМК:
- УЧЕБНИК: Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Москва « Просвещение»
- РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл. Рабочая тетрадь Москва « Просвещение»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Поурочные разработки по технологии 1 класс. Универсальное издание. Т. Н. Максимова. Москва. ВАКО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...