Рабочая программа по технологии в 4 классе
рабочая программа по технологии (4 класс)

Шпакова Елена Александровна
Программа учебного предмета «Технология» составлена на основе авторской программы Н.М. Конышевой «Технология» для 1-4 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tehnologii_4_kl.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

От 29.08.2017 г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г.

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

по технологии

 в 4 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

    Программа учебного предмета «Технология» составлена на основе авторской программы Н.М. Конышевой «Технология» для 1-4 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»

Рабочая программа составлена  в соответствии со следующими нормативными документами:

1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.

2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)

4.Конституцией РФ

5.Конвенцией о правах ребёнка

6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год

8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

               Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР.     Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.

 В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

Цели и задачи:

  • Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления, конструкторских способностей.
  • Формирование эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, исторических особенностей труда, быта, ремёсел родного края.
  • Развитие творческого потенциала ребёнка, его созидательных возможностей.
  • Формирование навыков общения и коллективной деятельности.
  • Воспитание уважительного отношения к человеку труда, к сельскохозяйственной деятельности.
  • Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук.
  • Формирование умений по технологиям обработки доступных детям материалов.
  • Начальное освоение инструментальных сред для работы разного вида.
  • Создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных сред.
  • Ознакомление со способами организации и поиска информации.
  • Создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю, 34  часа за год. Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю),

Планируемые результаты освоения программы по технологии

 (к концу 4 класса)

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  •  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  •  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Требования к уровню подготовки выпускников

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Содержание программы

Из глубины веков – до наших дней (8 часов).

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (7 часов).

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

Тематическое планирование

п\п

Название темы

Кол-во часов

1.

Из глубины веков – до наших дней

8 ч

2.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

8 ч

3.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

10 ч

4.

В каждом деле – свои секреты

8 ч

ИТОГО:

34 ч

Литература.

  • Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система «Школа России».- М.: Просвещение», 2011.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Асмолов А.Г. и др.- Москва: Просвещение, 2010.
  •  Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. .- Москва: Просвещение, 2011
  • Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012.
  • Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. /Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2014
  • Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для3 класса общеобразовательных учреждений./Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2013.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Авторская программа Конышевой Н.М. по технологии Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2014

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во час

Дата

Характеристика  деятельности учащихся

план

факт

1.

Вводный урок. Тема года

1

Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения

2.

Керамика в культуре народов мира

1

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить сосуд с магической росписью

3.

Керамика в культуре народов мира

1

4.

Архитектурная керамика. Изразец

1

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить коллективное панно из изразцов)

5.

Архитектурная керамика. Изразец

1

6-7.

Магия вещей. Украшения. Техника низания бисера

2

Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы

8-9.

Карнавальные маски .Бумагопластика. Новые приёмы оригами

2

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы

10.

Новые приёмы оригами

1

Освоить приемы изготовления из бумаги

11-12

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги .Гофрирование.

2

13-14

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Раскладные открытки

2

15-16

Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование изделия с учётом принципа  стилевой гармонии

2

Уметь делать геометрические построения с помощью различных чертежных инструментов (циркуля

17

Простейшие приёмы вязания крючком

1

Освоить простейшие приемы вязания крючком (цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна)

18-19

Простейшие приёмы вязания крючком

2

20-22

Петельный шов. Изготовление декоративных карманов

3

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

23-24

Барельеф в декоративном изделии( лепка, роспись)

2

25-26

Окантовка картона. Жёсткий переплет

 2

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

–использовать рациональные приемы разметки; – читать и работать по простой технико-технологической документации

Знакомство с переплетными работами, обучение изготовлению жесткого переплета

27

Соломенных дел мастера

1

Уметь:

– читать и работать

по простой техникотехнологической документации;

– воплощать мысленный образ в материале

28

Соломенных дел мастера

1

29

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.

1

Знать простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой).

Уметь читать и работать по простой технико-технологической документации

30

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.

1

31-33

Новые стежки и швы. Закладка для книг.

3

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать по простой технико-технологической документации

34

Итоговый урок. Обобщение

1

Уметь видеть свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.

Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....

Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».

Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

Технология. Класс 1 А Тема. Весна. Какие краски у весны?

Цель: изготовить  аппликацию «Подснежник».Задачи:образовательные:совершенствовать умение размечать детали по шаблону;закрепление навыка вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;п...

Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».

Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...

Предмет: технология Класс: 2 Тема урока: «Подарок маме – открытка на 8 марта.»

Цели урока: создание условий для развития творческих способностей детей, их наблюдательности, коррекция мелкой моторики рук, внимания, умения аккуратно выполнять цветы из бумаги.Планируемые резул...

КТП по технологии класс

Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс. "Школа России"...