Рабочая программа по технологии для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii_2_kl.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО учителей начальных классов Протокол № 1 От 29.08.2017 г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г. …………(А.В.Шевандин) |
Рабочая программа
по технологии
во 2 классе
Шпаковой Е.А.
(первая категория)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Технология» составлена на основе авторской программы Н.М. Конышевой «Технология» для 1-4 классов (Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г) и ориентирована на работу по УМК Школа России».
«Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.
2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
4.Конституцией РФ
5.Конвенцией о правах ребёнка
6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год
8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР. Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, во 2 классе – 34 часа (34 учебные недели). Данная программы выбрана мною, т.к. концептуальные основы совпадают с концептуальными основами УМК «Школа России».
При составлении программы использовался учебно-методический комплект:
– Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 г.
– Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008 г.
Цели и задачи ступени начального общего образования
по учебному предмету «Технология»
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1. Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры.
2. Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
3. Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития.
4. Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности.
5. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
6. Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). Приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
7. Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и через формирование практических умений.
8. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целепологание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
9. Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач.
10. Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Ценностные ориентиры содержания курса «Технология»
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
- Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
- Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
- Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
- Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
· окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
· математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
· изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
· родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
· литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология», 2 класс
Программа 2 класса является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более
широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности.
Цель курса: воспитание творческой, социально – активной личности, проявляющей интерес к творчеству и желание учиться.
Задачи курса:
1. Духовно-эмоциональное обогащение личности.
2. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека. с его искусственно создаваемой предметной средой.
3. Воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему.
4. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений
5. Воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
7. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
8. Расширение кругозора.
9. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Технология»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные:
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля, осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке.
Учащиеся получат возможность научиться:
· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
· понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию;
· понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты:
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- что такое развёртка объёмного изделия;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
- что такое композиция;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
- швы «вперёд иголку» и «через край»
иметь представление:
- о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
- о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики
уметь:
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
- читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
- выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
- создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей;
- подбирать материалы и способы их обработки;
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
- придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Начиная со 2 класса, предусмотрено выполнение специальных проектов (индивидуальных, групповых и коллективных).
Содержание программы
Раздел 1. Дело мастера боится. (8 часов)
Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника с помощью линейки. Чертежи, эскизы (упражнения в построении прямоугольника).
Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум»
Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развёртка. Подставка для кисти, коробка, книжка-календарь.
Вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Картина для сказочного героя.
Техника лепки в декоративно-художественных работах. Стилизация, композиция. Барельеф, декоративная ваза.
Раздел 2. О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам (8 часов)
Образ и конструкция открытки. Новогодняя открытка.
Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приёмы бумагопластики. Фонарик. Ёлочка из треугольников. Звёзды из полос.
Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги. Гирлянда без клея.
Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы. Упаковка на основе коробки.
Комбинированная работа. Приём навешивания нитей на основу. Подвеска к подарочной упаковке.
Раздел 3. Мастер учится у мастеров (10 часов)
Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей. Изделия по мотивам народных образцов. Народная глиняная игрушка, кукла из волокнистых материалов, птица из щепы (имитация), весеннее печенье.
Работа с тканью; инструменты и приспособления. Дорожная игольница.
Работа с тканью. Полотняное переплетение; разметка продёргиванием нити. Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой.
Работа с тканью. Разметка с припуском. Шов «через край». Декоративная игольница.
Раздел 4. Природа и фантазия в изделиях мастеров (8 часов)
Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях. Композиции из засушенных
растений. «Лесная скульптура»
Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. Мозаичная композиция из камешков на пластилине. Мозаика из бумаги.
Конструирование декоративной игрушки на основе модуля шара. Игрушка из клубков.
Конструирование декоративного образа на основе модуля коробки. Игрушка на основе спичечных коробок.
Проекты
О чём рассказывают наши вещи. Проектирование вещей с ярко выраженным характером:
1) Чайная чашка для сказочного героя (лепка).
2) Украшение для определённого персонажа (комбинированная техника).
3) Дом для сказочного героя (комбинированная техника).
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Дело мастера боится | Рассказыватьо подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. |
2. | О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам | Воспринимать и анализироватьобразцы изделий. |
3. | Мастер учится у мастеров (10 часов) | Рассматривать и анализироватьобразцы. |
4. | Природа и фантазия в изделиях мастеров | Воспринимать и анализироватьинформацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. |
Форма проведения аттестации обучающихся 2 класса
Промежуточная аттестация по технологии проводится согласно Положения «О промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» на основании итогов четвертей и учебного года .
Промежуточная аттестация состоит из:
— текущей
— четвертной
— годовой (конец года)
Текущая аттестация включает в себя поурочное оценивание творческих работ обучающихся.
Четвертная и годовая включает в себя проведение выставки творческих работ.
Формы и методы работы на уроках технологии:
коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности, анализ образца изделий
- подбор материалов и выбор инструментов в творческих группах
- самостоятельная организация трудовой деятельности
- работа в паре
- работа в микрогруппе
- конструирование и моделирование
- дизайн работа
- проектирование
Технологии, используемые на уроках технологии:
- здоровьесберегающая
- гуманно-личностная
- сотрудничества
- личностно-ориетированная
- игры
- творческая
Практическая часть программы
Наблюдения и опыты во 2 классе:
- рассматривание объектов природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях;
- рассматривание плоских и объёмных объектов природы, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативнообразного мышления);
- сравнение бумаги и ткани в операциях разрезания и сгибания; рассматривание тканей с полотняным переплетением нитей; продёргивание нитей в тканях с полотняным переплетением.
Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства:
- оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов; аппликация; мозаика;
- скульптура; барельеф; посуда; вазы; украшения;
- упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры;
- вышивка;
- предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы).
Логические задачи и задания на пространственное мышление:
мысленная трансформация плоской развертки в объёмное изделие и наоборот;
- мысленная трансформация сложенной симметричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот;
- вычисление размеров заготовки по объёмному образцу и наоборот (вычисление размеров изделия по его развёртке); вычисление размеров деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями; выделение в чертеже развёртки соответствующих конструктивных
частей изделия;
определение пропущенных операций в инструкции;
- самостоятельный поиск способов получения нужной формы;
- внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями использования вещи.
Здоровьесберегающий компонент
На уроках технологии используются:
· физминутки,
· гимнастика для глаз,
· беседы по ТБ:
«Организация рабочего места»
«Техника безопасности при работе с ножницами»
«Техника безопасности при работе с иглой»
«Техника безопасности при работе с клеем»
«Техника безопасности при работе с пластилином»
Список литературы.
- Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.
- Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.
- Н. М. Конышева. Технология. Чудесная мастерская. Методические рекомендации. — Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.
4.Н. М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 2 класс. – Смоленск: « Ассоциация XXIвек», 2012 г.
Календарно-тематическое планирование.
Дата по плану | Дата по факту | № урока | Тема урока | Содержание урока | Изделие |
Вводный урок. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание.. | Подкладной лист для работы с клеем | |||
Первые шаги в мастерской. | Понятие «развертка», разметка, сгибание, склеивание. | Подставка для кисти. | |||
Обработка бумаги. Оригами. | Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Возможность творческой работы. Обучение работе по схеме-чертежу. | Собачка. Тюльпан. | |||
Обработка бумаги. Оригами. | Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия. | Рыбка, лягушка. | |||
Композиция. Оригами. | Понятие «композиция», способы избежания ошибок при составлении композиций, приемы крепления и декора. | Бабочки, цветы. | |||
Аппликация из бумаги. | Вырезание по шаблону. Изобразительные возможности панно (ритм, передача движения). Выбор фона. | Листопад. | |||
Композиция из засушенных растений. | Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту и схожесть с реальностью засушенных растений. | Панно. | |||
Симметричное вырезание из бумаги. | Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа. | «Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук) | |||
Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование. | Подготовка к проверке умений учащихся работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат. | Фигуры из квадратов. | |||
Симметрия и асимметрия в композиции. | Понятие «асимметрия», выбор цветовой гаммы. Творческая работа. | Панно из бумажных листьев различной формы. | |||
Лесная скульптура. | Формирование ассоциативного видения природы. Приемы создания композиции. | Аквариум.Сова. | |||
Природа полна волшебных тайн. | Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов. | Животные. | |||
Цепи, подвески, гирлянды из бумаги. | Повторение приемов изготовления цепочки из бумаги. Порядок вырезания ажурных подвесок. | Цепочка с подвесками. | |||
Фонарик. Ёлочки и звезды. | Изготовление развертки изделия, соблюдение правил сборки. Творческие доработки изделия. Правила изготовления объемных поделок из деталей одинаковой формы и размера. | Фонарик. Елочки, звездочки-снежинки. | |||
Букет-шар. | Приемы изготовления цветов из бумаги и проволоки. Коллективная работа при сборке шара. | Букет-шар. | |||
Упаковки для подарков. | Выбор основы для упаковки. Разметка обертки. Способы украшения подарочной коробки. Развертка чертежа коробки. Этапы подготовки к сборке. Разница размеров донышка и крышки. Приемы украшения коробки. | Упаковочная коробка. | |||
Подвески к коробкам и упаковкам. | Изготовление подвесок из картона по шаблону. Украшение изделия. Вклеивание тесьмы. | Подвески из картона. | |||
Новогодние поздравительные открытки. | Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция. | Открытка. | |||
Лепка из пластилина. Животные, которых мы знаем. | Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Обучение лепке фигур животных из целого куска пластилина. | Птица, кошка. Копытное животное. | |||
Лепка из пластилина. Барельеф из пластилина. | Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема. Роспись. | Барельеф льва. | |||
Лепка из пластилина. Ваза для цветов. | Изготовление вазы из пластилиновых жгутов. Способы украшения изделия. Роспись. | Ваза. | |||
Чайная чашка. | Создание проекта чашки сказочного героя, обоснование своего выбора. Роспись изделия. | Чашка. | |||
Украшения, которые мы носим. | Изучение истории возникновения украшений. Виды украшений. Их сочетание с одеждой. Изготовление украшений из пластилина с добавлением декоративных вставок из фольги, камешков, бусин | Подвеска. Бусы и браслет. | |||
А может ли дом рассказать о своем хозяине? | Конструирование дома сказочного героя. Использование гофрированного картона и др. материалов для оклеивания стен домиков. Изготовление конусов, колонн, лестниц. Правила оклеивания коробки цветной бумагой. Способы соединения деталей дома. Декор домика. | Детали домика. Замок или дом. | |||
Игольница в обложке. | ТБ при работе с иглами. Виды игольниц. Выполнение развертки обложки и выкройки вкладыша. Выбор материалов для обложки и вкладыша. Сборка изделия. | Игольница. | |||
Правила работы с иглой. Салфетка с бахромой. | Изучение правил работы с иглой. Изучение видов переплетения. Полотняное переплетение. Выкраивание салфетки, продергивание бахромы. | Салфетка с бахромой. | |||
Вышивка салфетки швом «вперед иголка». | Определение места вышивки. Продергивание «дорожки». Определение длины нити. Выполнение шва «вперед иголка». Изучение др. типов переплетений. | Вышитая салфетка. | |||
Весеннее печенье «Тетерки». | Знакомство с народными фольклорными традициями. Три кольца-завитка – символ Солнца. Вкладыши-завитки «кудерочки». Изготовление печенья из солевого теста. | Печенье «Тетерки». | |||
Куклы из соломки. | Знакомство с народными фольклорными традициями. Масленица. Изготовление кукол из мочала или шпагата. | Куклы. | |||
Народная глиняная игрушка. | Знакомство с глиняными игрушками народов Руси. Полкан., корова, конь, птичка, баран – символы Солнца, благополучия, богатства на древней Руси. Изучение и рисование узоров русского Севера. Обереги. Лепка игрушки из глины. | Птичка. | |||
Птица-солнце. | Изучение видов народного искусства по обработке дерева. Изготовление туловища в технике оригами. Правила гофрирования бумаги. Сборка игрушки. | Птица-солнце. | |||
Мозаика. | Знакомство с новой изобразительной техникой «мозаика». Выполнение мозаики из мелких камешков или семян. | Рыбка. Бабочка. Петушок. Гномик. | |||
Мягкие игрушки из меха. | ТБ при работе с проволокой, ножницами, иглой. Правила раскроя меха. Технология сбора игрушки. Порядок вставки каркаса. | Птичка. | |||
Игрушки – «небывальщины» | Способ оклеивания коробки. Изготовление колючек, шерсти, чешуек, бородавок. | Дракон. | |||
К концу второго класса учащиеся должны знать:
– что такое развёртка объёмного изделия;
– условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
– что такое композиция;
– что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
– как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
– что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
– швы «вперёд иголку» и «через край»;
иметь представление:
– о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
– о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
– о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;11
– о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
– о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
– о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики;
уметь:
– с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
– читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
– выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
– выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
– лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
– выполнять изображения в технике барельефа;
– расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
– изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
– выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
– выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
– выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
– создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
– анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
– вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
– придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...