ФГОС "Начальная школа XXI века". Русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Программа по русскому языку является составляющей частью Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Ястребовская СШ».
- Программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе программы «Русский язык» автор Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, УМК «Начальная школа XXI века».
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
· речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
· формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
· языковое развитие: ознакомление обучающихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи небольших предложенных текстов; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; умение строить модели звукового состава слов различной звуковой структуры, устанавливать связь между значением слова и его звуковым составом; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе
обучающийся научится:
Различать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
Кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
-условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
Решать учебные и практические задачи:
-выделять предложение и слово из речевого потока;
-проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;
-правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
-правильно писать сочетания ча-ща, чу-щу и жи-ши под ударением;
-писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных;
-ставить точку в конце предложения;
-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- переносить слова по слогам без стечения согласных;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой работы ЦОКО.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ Содержательная линия | Учебный материал | Кол- во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
1.Предложение и слово | Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове. | 5ч | -принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммун-ции | Понятия: слово, слог, предложение, ударение
| различать: звук, слог, слово; -слово и предложение; -ударный и безударный слоги; называть, приводить примеры: -слов, называющих предметы; решать учебные и практические задачи: -выделять предложение и слово из речевого потока;
|
2. Звуки и буквы | Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиц-ный способ обозначения зв. буквами. Гл. б.как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит. | 15 ч | Понятия: звук и буква. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки Алфавит. | различать: -звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; -звук, слог, слово; называть, приводить примеры: звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых); кратко характеризовать: - качественные признаки звуков; -условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи: - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов;
| |
3 Чтение и письмо | Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) | 52ч | Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | решать учебные и практические задачи: - выделять предложение и слово из речевого потока; - проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов; - правильно писать «ча – ща», «чу – щу» и «жи – ши» под ударением; - писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; - ставить точку в конце предложения; - грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают). | |
4 Развитие речи | Составлен. Описат-ных и сюжетных рассказов. Восстан-ние простейшего деформир. текста. Пересказ текста по зад. плану. Рифма. |
60ч | Понятия: текст, план, рифма. | Составлять простейшие описательные и сюжетные рассказы Восстанавливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ п./п | Раздел | Наименование тем | Дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные умения | Специфические УУД (соответствующие содержанию предмета | |||||
Научится | Получит возможность научиться | |||||
Добукварный период | Знакомство. | Выделять рабочую строку. Проводить линии: в заданном направлении, параллельные прямые и наклонные, сложной траектории. Прописывать элементы букв. Различать круг и овал. | Личностные нравится быть в школе; принимает содержательные моменты школьной действительности понимает и принимает правила поведения школьника; отличает хорошие поступки от плохих; организует свое рабочее место; организует собственную деятельность за поощрение (внешняя мотивация); выполняет задание, пользуясь фигурами (шаблонами) под руководством учителя задает познавательные вопросы учителю; инициирует внутреннюю мотивацию реагирует на оценку других; пробует провести самоанализ результата с помощью взрослых проводит самооценку работы по «волшебной линеечке» под руководством учителя; соотносит свой результат с образцом называет свою Родину, края (района), в котором он живет; имеет первоначальное представление о стране (крае, районе), в которой живет знает сведения о семье адекватно выражает отношение к своим поступкам и к поступкам других с помощью учителя; демонстрирует хорошие поступки по отношению к сверстникам и взрослым понимает элементарные нормы поведения в обществе, в школе; выполняет основные моральные нормы проявляет чувства стыда, вины, совести; сдерживает свои чувства; чувствует по поступкам других; демонстрирует поступки в соответствии с этическими чувствами сопереживает другим; оказывает помощь другим при акценте внимания учителя или взрослого; принимает сопереживания; принимает адекватную помощь от других; знает и соблюдает санитарно-гигиенические нормы; относится положительно к образовательному учреждению; понимает о необходимости учения организует самостоятельно свое рабочее место; выполняет задание, пользуясь фигурами (шаблонами) самостоятельно проводит самоанализ результата знает права ребенка; может рассудить свои поступки и поступки сверстников; понимает и выполняет нормы поведения в обществе, в школе сопереживает другим; оказывает помощь другим; принимает адекватную помощь от других; превалируют поступки, которые влияют на других Регулятивные принимает учебную задачу от учителя удерживает учебную задачу под руководством учителя; действует по образцу; выполняет заданные инструкции; реагирует на помощь учителя выделяет 1-2 объекта действия; понимает порядок действия под руководством учителя; вырабатывает правила под руководством учителя; понимает, соотносит собственные действия с образцом; соотносит собственные действия с образцом под руководством учителя, определяет пошаговый порядок; оценивает на основе жизненного опыта; соотносит собственные действия с образцом под руководством учителя реагирует адекватно на предложения и оценку взрослых и сверстников видит различия между процессом действия и результатом; выделяет составляющие части, признаки объекта с помощью учителя: исправляет ошибку под руководством учителя пишет, читает, рассказывает, набирает текст в соответствии с поставленной задачей Ставит новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем. Удерживает учебную задачу. Принимает активное участие в образовательном процессе. Самостоятельно находит и исправляет ошибку Выделяет признаки объекта под руководством учителя. Оценивает части (объект). Выделяет общее, видит различия. Видит и понимает главные части под руководством учителя. Действует по заданному алгоритму при помощи учителя. Выделяет существенные признаки объекта при помощи учителя. Фиксирует разные модели при помощи знаков, рисунков. Правильно выстраивает логическую последовательность при помощи учителя. Высказывает свою точку зрения. Слышит учебную задачу при помощи учителя. Удерживает учебную задачу с помощью учителя. Выделяет известное и неизвестное. Познавательные Выделяет признаки объекта под руководством учителя. Оценивает части (объект). Выделяет общее, видит различия. Видит и понимает главные части под руководством учителя. Действует по заданному алгоритму при помощи учителя Выделяет существенные признаки объекта при помощи учителя. Фиксирует разные модели при помощи знаков, рисунков. Правильно выстраивает логическую последовательность при помощи учителя. Высказывает свою точку зрения. Слышит учебную задачу при помощи учителя. Удерживает учебную задачу с помощью учителя. Выделяет известное и неизвестное Коммуникативные Строит высказывания в устной форме, соблюдает правила речевого этикета. Строит простые монологические высказывания в соответствии с возрастом. Свободно вступает в диалог со взрослым на свободную тему. Умеет слушать и понимать высказывания других; задает вопросы на заданную тему; принимает все варианты мнений других. Высказывает свою точку зрения; задаёт уточняющие вопросы относительно других мнений под руководством учителя. Формулирует собственное мнение в устной речи. Принимает позицию заданную взрослым Умеет слушать взрослого, сверстников и выполнять действия, необходимые для интересующей его совместной деятельности, под руководством учителя. Строит высказывания по теме с помощью учителя, учитывая реакцию партнёра на высказывания. Задает познавательные вопросы. Точно отвечает на поставленный вопрос, отвечает на вопросы полным ответом. Находит ошибки в работе партнёра по представленному образцу. Контролирует результат работы по образцу. Задаёт вопросы на уточнение своей деятельности. Высказывает свою точку зрения задаёт вопросы по теме Слушает и слышит других. Высказывает свои мысли по теме. Взаимодействует с детьми и взрослыми в совместной деятельности. Уходит от конфликта под воздействием взрослого. Обращается к партнёру для передачи информации. Задает вопросы, по организации своей деятельности. Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Самостоятельно организует свою работу план. Задаёт вопросы на уточнение своей деятельности. Свободно вступает в диалог. Работа с текстом Под руководством учителя находит в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Выделяет главную идею (мысль) при помощи учителя - Читает осмысленно текст. - Делит текст на смысловые части при помощи учителя. Понимает порядок событий и выделяет суть каждой части. Выделяет части текста (сообщения), сравнивает части, самостоятельно выделяет общее сходство, различия 1-2 признаков объекта с помощью учителя. Сравнивает объекты по 1-2 существенным признакам. Осознаёт, слышит, понимает и передаёт информацию. Заполняет простейшие таблицы, схемы, представленные учителем: Работает со схемами, таблицами при помощи учителя. Владеет диалогической речью, активно включается Видит и понимает значимые части текста, выделяет главное с помощью учителя. Использует по мере необходимости соответствующие возрасту словари и детские энциклопедии. Пользуется словариками в конце учебника. Приводит примеры из жизненного опыта.
Осмысливает полученную от взрослых информацию. Использует нужную информацию в нужное время и в нужном месте. Оценивает содержание прочитанного текста, высказывает своё мнение (понравилось, не понравилось). . Устно высказывает своё мнение по содержанию текста. Выстраивает сюжетные линии | |||
Приветствие учителя | ||||||
Лента школьного времени | ||||||
Спор и ссора (умение вести дискуссию) | ||||||
Применение знака «?» | ||||||
Стартовая работа | ||||||
Знак «Вопрос» | ||||||
Оценка. Введение линейки оценок | ||||||
Ориентировка на странице прописей. Проведение линий в заданном направлении. | ||||||
Отработка алгоритма действий на страницах прописей. | ||||||
Развитие речи: составление рассказа по картинкам. | ||||||
Отработка алгоритма действий на страницах прописей. | ||||||
Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий. | ||||||
Деление предложения на слова. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | ||||||
Сравнение звуков по твердости-мягкости. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | ||||||
Проведение прямых и наклонных параллельных линий. | ||||||
Проведение параллельных линий. | ||||||
Знакомство с рабочей строкой. Проведение полуовалов. | ||||||
Ориентировка на рабочей строке. Проведение полуовалов. | ||||||
Звуковой анализ слов. Отработка умения находить середину надстрочного пространства. Проведение заданных линий на рабочей строке. | ||||||
Звуковой анализ слов. Ориентировка на рабочей строке прописей. | ||||||
Проведение линий сложной траектории. | ||||||
Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв. | ||||||
Ориентировка в пространстве рабочей строки при использовании рабочих строк двух видов. | ||||||
Букварный период | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». | Различать печатные и прописные гласные буквы. Писать строчные и заглавные гласные буквы. Вписывать буквы в слова с опорой на звуковые модели. | Самостоятельно обозначать звуки на письме. Переносить алгоритм выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных на самостоятельную работу. Классифицировать слова по соответствующим звуковым моделям. | |||
Закрепление написания изученной буквы. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | ||||||
Закрепление правил обозначение звука [а] буквами. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». | ||||||
Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». | ||||||
Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». | ||||||
Закрепление правил обозначение звуков [у], [о] и [а] буквами. | ||||||
Закрепление написания изученных гласных букв. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э». | ||||||
Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». | ||||||
Письмо строчной буквы «ы». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «И, и». | ||||||
Закрепление написания изученных гласных букв. | ||||||
Отработка написания изученных букв. | Писать строчные и заглавные согласные буквы. Вписывать буквы в слова с опорой на звуковые модели. Составлять и записывать слова в соответствии с моделями. Различать на письме разделительные Ъ и Ь знаки. Писать слова и предложения по образцу. Преобразовывать печатный шрифт в письменный. Записывать слова к слоговой схеме. Применять правила написания заглавных букв в именах, названиях городов и т.д.; сочетаний жи-ши, ча-ща; чу-щу. | |||||
Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов. | ||||||
Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. Запись слов в соответствии с последовательностью моделей. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». | ||||||
Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. | ||||||
Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». | ||||||
Отработка написания изученных букв. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». | ||||||
Дифференциация букв «Г, г» - «К, к». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «З, з». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». | ||||||
Тренировка в написании изученных букв. Запись слов в порядке следования звуковых моделей. Работа с деформированными предложениями. | ||||||
Дифференциация букв «З, з» - «С, с». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т». | ||||||
Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». | ||||||
Тренировка в написании букв. Изменение и запись слов по образцу. Восстановление деформированных предложений. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». | ||||||
Тренировка в написании изученных согласных и гласных букв. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». | ||||||
Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». | ||||||
Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». | ||||||
Письмо строчной буквы «ь». | ||||||
Слова с разделительным мягким знаком. | ||||||
Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. | ||||||
Письмо строчной буквы «ъ». | ||||||
Проверочная работа по теме «Написание всех букв русского алфавита». | ||||||
Повторение изученного | ||||||
Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. | Ориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения. Работать с информацией, представленной в форме рисунка и в форме звуковой модели (проводить звуковой анализ). Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании под руководством учителя. | Анализировать речевые ситуации (знакомство, поздравительная открытка) и формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы. Использовать алгоритм порядка действий при списывании и при решении практических задач. | ||||
Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | Выбирать ситуации, связанные с устной и письменной речью; Определять знаки препинания в конце предложения. | Расставлять знаки препинания в конце предложения. | ||||
Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений. | Использовать слова приветствия; обозначать интонацию предложения восклицательным знаком; записывать слова, соответствующие звуковым моделям. | Расставлять знаки препинания в конце предложения. | ||||
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании. | Использовать слова приветствия и благодарности; обозначать интонацию предложения восклицательным знаком; записывать слова, соответствующие звуковым моделям. | Расставлять знаки препинания в конце предложения. | ||||
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | Использовать слова приветствия и благодарности; обозначать интонацию предложения нужным знаком препинания; задавать вопрос к словам обозначающим предмет. | Расставлять знаки препинания в конце предложения; составлять предложения по заданной схеме. | ||||
Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения. | . | Использовать слова просьбы, извинения, отказа; обозначать интонацию предложения нужным знаком препинания; задавать вопрос к словам обозначающим предмет. | Расставлять знаки препинания в конце предложения; составлять предложения по заданной схеме. | |||
Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен. | Представлять себя при знакомстве; распознавать и записывать имена собственные в соответствии с правилом. | Дополнять предложения именами собственными. Восстанавливать деформированные предложения. Подбирать по смыслу слова-синонимы | ||||
Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен. | Использовать слова ты, вы при общении; записывать имена собственные в соответствии с правилом. | |||||
Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. | Исп-ть правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников; | |||||
Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен. | применять порядок действий при списывании и правила правописания имен собственных. | Восстанавливать деформированные предложения. Подбирать по смыслу слова-синонимы | ||||
Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». | Использовать слова, называющие признаки предмета для описания внешности. | Подбирать слова по данным схемам и звуковым моделям. | ||||
Описание внешности. Повторение слогоударных схем. | ||||||
Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». | ||||||
Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. | Называть точный домашний адрес, применять правило правописания заглавной буквы в именах собственных. | |||||
Повторение слогоударных схем. | ||||||
Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. | Записывать точный домашний адрес, применять правило правописания заглавной буквы в именах собственных; делить слова для переноса. | |||||
Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. | ||||||
Рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке. | Называть место рождения и страну, в которой родился. Применять правила переноса слов. Проводить звуковой анализ слов. | Составлять рассказы на заданную тему. | ||||
Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. | Составлять приглашение на экскурсию. Выделять ударение в слове. Задавать к слову вопрос. | Сравнивать приведенные примеры приглашений на экскурсию, находить и исправлять ошибки, нарушающие правильность речи. Задавать к словам вопросы «кто? «что?», «какой?» | ||||
Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». | Выделять отличительные особенности профессий и слова, обозначающие действия людей; задавать вопросы к словам, обозначающим действия. | Дополнять предложение словами, обозначающими профессии людей и действия предметов. | ||||
Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». | ||||||
Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила правописания сочетаний жи-ши. | Подбирать подходящие высказывания для выражения извинения; писать гласные после шипящих; ставить вопросы к словам-действиям. | Дополнять предложение словами, обозначающими действия предметов. | ||||
Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. Диктант по теме « Правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | Работать со звуковыми моделями слов, писать гласные после шипящих. | |||||
Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что | Составлять, опираясь на приведенные примеры, небольшое монологическое высказывание (описывать собственный характер). Ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса. | Обсуждать текст, формулировать на основе текста выводы (учитывать в собственном поведении и поступках позицию собеседника) | ||||
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы ?», «что делать?», «что сделать?». | Находить высказывания, в которых представлена неполная информация, исправлять допущенные при речевом общении ошибки. Ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса | Анализировать приведенные в тексте ситуации общения и формулировать правила речевого поведения (необходимость учитывать интересы собеседника) | ||||
Повторение. Слова, отвечающие на вопросы ?», «что делать?», «что сделать?». «кто?», «что?». | ||||||
Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами. | Задавать вопросы и пояснять свою мысль; считаться с мнением других, договариваться; определять родственные слова; ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса | Обсуждать речевую ситуацию, в которой наблюдается несовпадение интересов, формулировать правило речевого взаимодействия (учитывать существование различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве) | ||||
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». | ||||||
Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши | Использовать правило правописания сочетаний жи-ши. Выделять общий признак группы слов (согласный звук, который повторяется), находить слово, в котором отсутствует выделенный признак. | Сопоставлять тексты объявлений, анализировать, на какое объявление откликнется больше читателей. Выявлять неточности в приведенном объявлении, и исправлять их. Понимать информацию, представленную в неявном виде (пословицы), определять ситуации общения, в которых могут быть употреблены приведенные пословицы. | ||||
Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | Находить и употреблять устойчивые сочетания слов. Правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу | Анализировать тексты, в которых представлены вымысел и фантазия, формулировать на основе наблюдения вывод о целях создания подобных текстов. | ||||
Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Проверочная работа по теме «Правила переноса слов». | при выполнении заданий, связанных с использованием правил переноса, правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, и при списывании. | Обсуждать ситуации общения, в которых выражается просьба, выбирать формулы речевого этикета, соответствующие ситуации общения. Моделировать речевую ситуац.вежливого отказа, используя опорные слова. | ||||
Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопрос «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен. | Задавать вопросы к словам. Соблюдать правило правописания собственных имен. | Анализировать информацию, полученную из текста и из рисунка. Выявлять причины неуспешного общения и корректировать текст, исправляя ошибки. | ||||
Повторение слов, отвечающих на вопрос «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен. | Соблюдать правило правописания собственных имен. | |||||
Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетания жи-ши и работы со звуковыми моделями. | Использовать правила правописания собственных имен и сочетаний жи-ши | Анализировать тексты, в которых представлено описание внешности животного. Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую (определение характера, повадок животного по описанию его внешности и кличке). | ||||
Повторение правила правописания сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу и работа со звуковыми моделями. | Использовать правила правописания собственных имен и сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Применять правило при письме | ||||
Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа. | Устанавливать, какие из высказываний содержат просьбу, а какие – приказ; ставить знаки препинания в конце предложения. Находить в тексте слова по заданному основанию (ударение на первом слоге). Определять, какой звук чаще других повторяется в слове, устанавливать, в каком слове он обозначен другой буквой. | Обсуждать ситуацию общения, в которой выражается просьба, аргументировать свою позицию. Осуществлять самоконтроль при списывании. | ||||
Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа. | Осуществлять само-контроль при списывании. | |||||
Упражнение в списывании текста. | Ставить знаки препинания в конце предложения. Знать алгоритм при списывании. | |||||
Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. | Анализировать устойчивые сочетания слов с опорой на приём развёрнутого толкования. Наблюдать за словами, сходными по звучанию и написанию. Осуществлять самоконтроль при постановке вопросов к словам, при использовании правила переноса слов и при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения (находить слова, в которых количество звуков и букв не совпадает) | Выделять на основе наблюдения языковые средства, которые позволяют определить внешность и характер. Моделировать речевую ситуацию описания внешности и характера (повадок) домашнего животного | ||||
Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща. | Задавать вопросы к словам. Подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям. Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).. | Использовать диалогическую форму речи. Определять слова, называющие предметы и признаки. | ||||
Диктант по теме «Правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща». | ||||||
Закрепить умение задавать вопросы к словам, отработка порядка действия при списывании. | ||||||
Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании. | Оценивать текст с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений. Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Соотносить слова с приведенными звуковыми моделями. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи. | Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова. | ||||
Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. | Оценивать ситуации устного общения. Подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. | ||||
Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. | ||||||
Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам. | Составлять, опираясь на приведенные примеры, небольшое монологическое высказывание об интересах. Определять вопросы к словам | Моделировать речевую ситуацию | ||||
Повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. | Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу). | Определять слова, называющие предметы и признаки | ||||
Повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу | ||||||
Закрепить умение задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу | Определять слова, называющие пред-меты и признаки | |||||
Проверочная работа по теме «Умение задавать вопросы к словам, правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн» | ||||||
Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании. | Понимать слова как единства звучания и значения. Определять ударение в словах, способы его выделения. Контр-ть послед-ть действий при списывании, пра-ть и аккуратность записи. | Использовать диалогическую форму речи. | ||||
Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. | Применять нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. | Определять многозначные слова | ||||
Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | Подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям | Применять правило правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | ||||
Повторение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | ||||||
Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. | Контролировать последовательности правильного списывания текста. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммун-ой задачи. Определять многозначные слова. | ||||
Повторение функций ь. | Использовать функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Определять многозначные слова. | ||||
Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. | Контролировать последовательности правильного списывания текста. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. | ||||
Повторение функций ь и порядка действий при списывании. | Использовать функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного. | Восстанавливать деформированный текст повествовательного характера. | ||||
Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. | Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова. Соблюдать правила переноса слов. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Владеть диалогической формой речи. | ||||
Проверочная работа по теме «Правила переноса слов». | Соблюдать правила переноса слов. | |||||
Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн. | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Определять слова на правописание сочетаний чк, чн. Использовать последовательность правильного списывания текста. | Участвовать в диалоге. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. | ||||
Диктант «Правила правописания сочетаний чк, чн». | 22 апр. | Определять слова на правописание сочетаний чк, чн. | Выявлять слова, значение которых требует уточнения | |||
Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. | 25 апр. | Определять слова, близкие по значению - синонимы. Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова. Применять правила правописания сочетаний чк,чн. Контролировать послед-сти правильного списывания текста. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Соблюдать правильную интонацию. | |||
Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. | 26 апр. | Определять слова, близкие по значению - синонимы. Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова. Применять правила правописания сочетаний чк,чн. Контролировать последовательности правильного списывания текста. | ||||
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. | 27 апр. | Составлять небольшие рассказы. Соблюдать правильную интонацию. | Определять слова, называющие действия. | |||
Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. | 28 апр. | Контролировать последовательность правильного списывания текста. | ||||
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения. | 29 апр. | Составлять небольшие рассказы. Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка (соблюдение орфоэпических норм). Применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных . | Осознавать цели и ситуации устного общения. Применять правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | |||
Повторение норм произношения и ударения. | Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. | |||||
Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. | Осознавать цели и ситуации устного общения. Контролировать последовательность правильного списывания текста. | Устанавливать словообразовательные связи между словами. Применять правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | ||||
Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. | Определять многозначные слова. Применять правило постановки знаков препинания в конце предложения. | |||||
Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. | Осознавать цели и ситуации устного общения. Подбирать слова, соответствующие заданной звуковой модели. Различать звонкие и глухие согласные. Применять правило правописания сочетания чк. | |||||
Письменная речь: написание писем. | Овладеть диалогической формой речи. | Определять неизменяемые слова и слова, называющие предметы и признаки. | ||||
Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами. | Восстанавливать деформир. предложения | Определять неизменяемые слова и слова, называющие предметы и признаки | ||||
Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. | Владеть нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения. Обозначать на письме мягкость согласных звуков. Контролировать последовательности правильного списывания текста. | Различать слова, называющие предметы и действия. | ||||
Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам. | Контролировать последовательности правильного списывания текста. | Различать слова, называющие пред-меты и действия | ||||
Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. | Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши) Контролировать последовательность правильного списывания текста. | Участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Переносить слова по слогам без стечения согласных | ||||
Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов. | Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши) Контролировать последовательность правильного списывания текста. | Переносить слова по слогам без стечения согласных | ||||
Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов. | Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши) | Переносить слова по слогам без стечения согласных | ||||
Итоговая диагностика | ||||||
Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. | Составлять небольшие рассказы. Различать звонкие и глухие согласные. | Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; | ||||
Комплексное повторение пройденного. | ||||||
Комплексное повторение пройденного. | ||||||
Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного. | Составлять небольшие рассказы. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Применять правила правописания безударного проверяемого гласного в корне. Соблюдать при письме предложений гигиенические нормы. | Устанавливать словообразовательные связи между словами | ||||
Комплексное повторение пройденного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....
1 класс УМК Начальная школа XXI века Русский язык Знаки в конце предложения
1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык "Знаки в конце предложения"Коспект урока и презентация. (Есть элементы работы на Смарт доске)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ...
ФГОС "Начальная школа XXI века". Русский язык.
Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовска...
КТП 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Русский язык (2019-2020 уч г)
Планирование составлено на основе: : Русский язык. Программа, планирование, контроль Программа Класс: 1-4.- М.: Вентана-Граф, 2012 Иванов С.В., Кузнецова...
КТП 4 класс УМК "Начальная школа 21 века Русский язык
КТП 4 класс русский язык "Начальная школа 21 века"...