Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс – 33 часа
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Давайте познакомимся | 2 |
2 | Человек и Земля | 22 |
3 | Человек и вода | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 3 |
| Итого: | 33 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tehnologiya_1_klass.docx | 53.9 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс – 33 часа
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Давайте познакомимся | 2 |
2 | Человек и Земля | 22 |
3 | Человек и вода | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация | 3 |
Итого: | 33 |
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Давайте познакомимся – 3 часа.
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология.
Человек и Земля – 21час.
Природный материал. Пластилин. Растения. Бумага. Насекомые. Дикие животные. Новый год. Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода – 3часа.
Вода в жизни человека. Вода в жизни растение. Питьевая вода. Передвижение по воде.
Человек и воздух - 3 часа.
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация – 3 часа.
Способы общения. Важные телефонные номера. Компьютер.
Формы организации работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в малых группах
- Групповая:
а) однородная,
б) дифференцированная.
Виды учебной деятельности:
«Давайте познакомимся»
- Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
- Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков).
- Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них).
- Находить и различать инструменты, материалы.
- Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.
- Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
- Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями.
«Человек и земля»
- Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.
- Осмысливать значение бережного отношения к природе.
- Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.
- Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
- Выполнять работу с опорой на слайдовый план.
- Соотносить план с собственными действиями
- Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.
- Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.
- Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя.
- Корректировать изготовление изделия.
- Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
- Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.
- Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами.
- Отбиратьнеобходимые материалы для изготовления изделия.
- Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина.
- Составлять композицию из природных материалов.
- Актуализировать знания об овощах.
- Осмысливать значение растений для человека.
- Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.
- Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.).
- Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия.
- Освоить понятия «эскиз», «сборка».
- Познакомиться с терминами проект, композиция, с частями растений, с первоначальными умениями проектной деятельности.
- Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
- Называть инструменты, используемые при работе с пластилином.
- Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
- Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
- Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
- Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
- Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
- Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов.
- Осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж..
- Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия.
- Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов.
- По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов.
- Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона.
- Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий).
- Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы).
- Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.
- Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу.
- Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».
- Осваивать правила поведения за столом
- Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры.
- Составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте
- Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы.
- Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
- Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий.
- Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы.
- Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки.
- Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий.
- Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.
- Сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков.
- Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту.
- Осваивать приёмы работы с конструктором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения.
- Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки.
- Применять приёмы работы с конструктором — завинчивание и отвинчивание гайки — при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).
- Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное).
- Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового приспособления — тачки.
«Человек и вода»
- Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений.
- Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.
- Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
- Проращивать семена.
- Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты.
- Определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
- В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
- Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек).
- Конструировать макет колодца.
- Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
- Сравнивать способы и приёмы изготовления изделия.
- Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу.
- Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления.
- Исследовать различные материалы на плавучесть.
- Осваивать приемы техники оригами.
«Человек и воздух»
- Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах.
- Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки.
- Чертить диагональ по линейке.
- Осваивать соединение деталей с помощью кнопки.
- Использовать приёмы работы с бумагой.
- Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага».
- Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
- Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, контролировать и корректировать последовательность выполнения.
- Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов.
- Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта).
«Человек и информация»
- Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек).
- На основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
- Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки.
- Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).
- Ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение.
- Знать важные телефонные номера.
- находить информацию в Интернете.
- Ориентироваться в информации различного вида.
РАЗДЕЛII
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
- роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
- профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
- обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
- соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности
Учащийся будет знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
- способы разметки («на глаз», по шаблону);
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2) точно резать ножницами;
3) соединять изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование
Учащийся будет знать о:
- детали как составной части изделия;
- конструкциях разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков | Дата проведения | Примечание | ||||||||||
по плану | фактически | |||||||||||||
«Давайте познакомимся» (2ч) | ||||||||||||||
1 | Я и мои друзья. Знакомство с учебником.Техника безопасности на уроках технологии. | 1 | 04.09 | |||||||||||
2 | Знакомство со значением слова «технология». Материалы и инструменты.Организация рабочего места. | 1 | 11.09 | |||||||||||
«Человек и земля» (22ч) | ||||||||||||||
3-4 | Природный материал.Виды природных материалов.Выполнение аппликации из листьев.ТБ. | 2 | 18.0925.09 | |||||||||||
5-6 | Пластилин.Знакомство со свойствами пластилина. Приемы работы с пластилином.Мудрая сова. ТБ. | 2 | 02.10 09.10 | |||||||||||
7-8 | Растения.Заготовка семян. Овощи из пластилина. ТБ Проект «Осенний урожай». | 2 | 16.10 23.10 | |||||||||||
9 | Бумага. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Закладка из бумаги. ТБ | 1 | 30.11 | |||||||||||
2 четверть | ||||||||||||||
10 | Насекомые. Выполнение изделия из различных материалов. Пчелы и соты. ТБ | 1 | 11.11 | |||||||||||
11 | Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Проект «Дикие животные». ТБ | 1 | 18.11 | |||||||||||
12 | Домашние животные. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Котенок. ТБ | 1 | 25.11 | |||||||||||
13 | Дома. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Изделие: « Домик из веток». ТБ | 1 | 02.12 | |||||||||||
14-15 | Посуда. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Чайный сервиз. ТБ | 2 | 09.12 16.12 | |||||||||||
16 | Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». ТБ | 1 | 23.12 | |||||||||||
3 четверть | ||||||||||||||
17 | Свет в доме. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Торшер. ТБ | 1 | ||||||||||||
18 | Мебель. Выполнение модели стула из гофрированного картона. ТБ | 1 | ||||||||||||
19 | Одежда. Ткань. Нитки. Кукла из ниток. ТБ | 1 | ||||||||||||
20-23 | Одежда. Ткань. Нитки.Кукла из ниток. ТБ | 4 | ||||||||||||
24 | Передвижение по земле. Выполнение из конструктора модели тачки. ТБ | 1 | ||||||||||||
«Человек и вода» (3ч) | ||||||||||||||
25 | Вода в жизни растений и человека. Проращивание семян. Уход за комнатными растениями. ТБ | 1 | ||||||||||||
4 четверть | ||||||||||||||
26 | Питьевая вода. Создание композиции «Колодец». ТБ | 1 | ||||||||||||
27 | Передвижение по воде. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Кораблик из бумаги. ТБ | 1 | ||||||||||||
«Человек и воздух» (3ч) | ||||||||||||||
28 | Использование ветра. Изготовление модели флюгера из бумаги. ТБ | 1 | ||||||||||||
29 | Полёт птиц. Выполнение аппликации «Попугай». ТБ | 1 | ||||||||||||
30 | Полёты человека. Выполнение модели самолета и парашюта. ТБ | 1 | ||||||||||||
«Человек и информация» (3ч) | ||||||||||||||
31 32 | Способы общения. Письмо на глиняной дощечке.ТБ Важные телефонные номера. Правила движения. Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. ТБ | 2 | ||||||||||||
33 | Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. ТБ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...