Доклад "Методы организации занятий в объединении "Волшебный квиллинг"
материал по технологии

Лилия Сергеевна Антонова

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                           Дополнительного образования детей                                                                           Центр детского творчества                                                                                                                                  г.Данков  Липецкой области

Доклад на методическом объединениии на тему:

«Методы организации занятий

в объединении «Волшебный квиллинг».

                                                                                                                     Подготовила:                                            педагог дополнительного образования                                                                                                                 Антонова Л.С.

2018г.

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, закрепления, обобщающего повторения.

На своих занятиях я использую следующие виды занятий: в основном это практическая работа, участие в различных выставках и конкурсах, иногда проводим игры-путешествия; игры-сказки и другие.           

Используемые методы организации занятия в объединении «Волшебный квиллинг»:это словесные методы обучения, методы практической работы;  метод проблемного обучения;  проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических методов и приемов.

Активных методов обучения в современной педагогике множество. На своих занятиях я использую такие как викторина, аукцион знаний,  час вопросов и ответов, конкурс смотр знаний и умений, познавательные игры, планируем защиту проекта по квиллингу.                                                                                                     К активным методам обучения можно отнести следующие три группы методов: методы интерактивного обучения;  методы проблемного обучения;      К интерактивным методам обучения могут быть отнесены  «мозговой штурм», конкурсы и т.п.
В практике преподавания в чистом виде эти методы используются редко,    как правило, их элементы проявляются при проведении различных, традиционных занятий. Больше того,  на одном таком занятии происходит  сочетание нескольких разновидностей активных методов обучения.          Занятие-праздник может быть проведено накануне знаменательных дат, юбилеев выдающихся людей, общенародных торжеств, значимых для общества. С одной стороны, это празднование, а с другой, формирование определенное отношение к празднику, традициям и обычаям.

Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения, тренинги.

Словесные методы обучения:  объяснение, рассказ, беседа.

Графические   методы:  работа с карточками, схемами.

Исследовательские методы: проведение экспериментов.

Методы проблемного обучения: объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов.

Проектные   и   проектно-конструкторские   методы обучения:   конструирование из бумаги;  создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, разработка   проектов.

Метод игры: игры: игры на развитие внимания,   памяти,   глазомера,   воображения;   игры-конкурсы, игры-путешествия.  

Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины,   рисунки,   плакаты,  фотографи, схемы.

Проведение занятий с использованием средств изобразительного и декоративно-прикладного  искусства, музыки.

 

Используя программу «Волшебный квиллинг» для детей 7-10 лет я стараюсь применять «игровую» терминологию. Все условные обозначения для складывания бумажных фигур имеют свои простые и понятные детям названия («глаз», «капля», «завиток» и др). На занятиях по квиллингу применяю такой игровой прием как разгадывание кроссвордов, работа с карточками, для итоговых занятий (почти во всех группах) по разделам используются игры «Поле чудес».


Главная цель, которой я стараюсь придерживаться - воспитание личности активной, творческой.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому обучающемуся для развития индивидуальных способностей и проявления личности каждого ребёнка.
Важнейшей задачей декоративно-прикладного искусства является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений детей о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности. Занятия квиллингом — это педагогически организованное общение с обучающимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности.                           В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие индивидуальных творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества. От способности обучающегося к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, и в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить детей к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Решая проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах.  Обеспечены всем необходимым рабочие места в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту.
В-третьих, обеспечить на занятиях психологически комфортную атмосферу.
Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому творческие способности необходимо развивать.
На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах  включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя и развить свои способности.
Как руководитель объединения я знаю, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, для каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в объединении. С самого начала надо приучать обучающихся к самостоятельной работе.
В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение. Как показал опыт - проблемное обучение, основой которого является создание различны  проблемных ситуаций перед учащимися,  способствует успешному решению учебно-воспитательных задач.
При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения задания. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.
Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль играет наглядность. На своих занятиях я применяю следующие виды наглядных пособий: демонстрация и показ изделий.  Наглядность обеспечивает яркое эмоциональное запоминание детьми образов,  детское воображение, творческую фантазию. При отборе своих работ я также учитываю интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки.
Практика показывает, что задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной. Для каждого учащегося надо создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу включённость  учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Используемые мною формы учебной деятельности обучающихся на занятиях – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Целью работы моего объединения является ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, формирование у детей понимания того, что вещи, которые человек создаёт, не могут появляться в его жизни ни с того ни с сего. Постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, мои кружковцы приобщаются к человеческой культуре. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства.
Важная роль в развитии индивидуальных творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как? На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному. Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Реализуя программу «Волшебный квиллинг» я даю детям возможность активно осваивать декоративно – прикладные виды деятельности, развивать личность. Декоративно – прикладные виды деятельности учат не только постигать  и беречь прекрасное, но и воспитывать гражданские качества, что актуально в наше время.Основной задачей является научить детей технике квиллинга, работать с инструментами и приспособлениями, познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества. Методы обучения – работа в группах, индивимдуальная работа, беседы, коллективно- творческие дела.

Моя деятельность направлена на практическое воплощение творческих замыслов воспитанников, я постоянно учитываю изменяющиеся потребности детей, осваиваю новые технологии. Помогаю воспитывать у детей смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей, способного осваивать разнообразные виды деятельности. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме очень велика. Декоративно-прикладное искусство формирует творческую личность, воспитывает у детей умение мыслить нестандартно, дает возможность повысить общую культуру ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы организации занятий

Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...

Конспект занятия по теме "Квиллинг. Основные элементы"

Конспект занятия разработан по авторской дополнительной образовательной программе "Мозаика" для группы 3-го года обучения. Предназначен для введения в тему "Квиллинг" рздела "Бумагопластика"....

Организация занятий чтением. Советы родителям.

Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....

Конспект занятия в технике квиллинг «Цветочные фантазии».

Это конспект практического  занятия,  направленного на развитие творческих способностей у детей  с умственной отсталостью....

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих о...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Технологическая карта внеурочного занятия «Базовые элементы квиллинга» (3 класс)

Планируемые результаты:Предметные:- определять виды и свойства бумаги, правила работы;- обозначение линий и основных форм, принятых в технике квиллинг.Личностные:      - проявление позн...