Доклад "Методы организации занятий в объединении "Волшебный квиллинг"
материал по технологии
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Методы организации занятий в объединении "Волшебный квиллинг" | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Центр детского творчества г.Данков Липецкой области
Доклад на методическом объединениии на тему:
«Методы организации занятий
в объединении «Волшебный квиллинг».
Подготовила: педагог дополнительного образования Антонова Л.С.
2018г.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, закрепления, обобщающего повторения.
На своих занятиях я использую следующие виды занятий: в основном это практическая работа, участие в различных выставках и конкурсах, иногда проводим игры-путешествия; игры-сказки и другие.
Используемые методы организации занятия в объединении «Волшебный квиллинг»:это словесные методы обучения, методы практической работы; метод проблемного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических методов и приемов.
Активных методов обучения в современной педагогике множество. На своих занятиях я использую такие как викторина, аукцион знаний, час вопросов и ответов, конкурс смотр знаний и умений, познавательные игры, планируем защиту проекта по квиллингу. К активным методам обучения можно отнести следующие три группы методов: методы интерактивного обучения; методы проблемного обучения; К интерактивным методам обучения могут быть отнесены «мозговой штурм», конкурсы и т.п.
В практике преподавания в чистом виде эти методы используются редко, как правило, их элементы проявляются при проведении различных, традиционных занятий. Больше того, на одном таком занятии происходит сочетание нескольких разновидностей активных методов обучения. Занятие-праздник может быть проведено накануне знаменательных дат, юбилеев выдающихся людей, общенародных торжеств, значимых для общества. С одной стороны, это празднование, а с другой, формирование определенное отношение к празднику, традициям и обычаям.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения, тренинги.
Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа.
Графические методы: работа с карточками, схемами.
Исследовательские методы: проведение экспериментов.
Методы проблемного обучения: объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов.
Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: конструирование из бумаги; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, разработка проектов.
Метод игры: игры: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игры-конкурсы, игры-путешествия.
Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографи, схемы.
Проведение занятий с использованием средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки.
Используя программу «Волшебный квиллинг» для детей 7-10 лет я стараюсь применять «игровую» терминологию. Все условные обозначения для складывания бумажных фигур имеют свои простые и понятные детям названия («глаз», «капля», «завиток» и др). На занятиях по квиллингу применяю такой игровой прием как разгадывание кроссвордов, работа с карточками, для итоговых занятий (почти во всех группах) по разделам используются игры «Поле чудес».
Главная цель, которой я стараюсь придерживаться - воспитание личности активной, творческой.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому обучающемуся для развития индивидуальных способностей и проявления личности каждого ребёнка.
Важнейшей задачей декоративно-прикладного искусства является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений детей о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности. Занятия квиллингом — это педагогически организованное общение с обучающимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для воплощения композиционного замысла, эмоционального самовыражения личности.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие индивидуальных творческих способностей на занятиях декоративно-прикладного творчества. От способности обучающегося к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, и в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить детей к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
Решая проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. Обеспечены всем необходимым рабочие места в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту.
В-третьих, обеспечить на занятиях психологически комфортную атмосферу.
Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому творческие способности необходимо развивать.
На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя и развить свои способности.
Как руководитель объединения я знаю, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, для каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композицию, другой успеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в объединении. С самого начала надо приучать обучающихся к самостоятельной работе.
В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение. Как показал опыт - проблемное обучение, основой которого является создание различны проблемных ситуаций перед учащимися, способствует успешному решению учебно-воспитательных задач.
При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения задания. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.
Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль играет наглядность. На своих занятиях я применяю следующие виды наглядных пособий: демонстрация и показ изделий. Наглядность обеспечивает яркое эмоциональное запоминание детьми образов, детское воображение, творческую фантазию. При отборе своих работ я также учитываю интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки.
Практика показывает, что задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной. Для каждого учащегося надо создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу включённость учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Используемые мною формы учебной деятельности обучающихся на занятиях – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Целью работы моего объединения является ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, формирование у детей понимания того, что вещи, которые человек создаёт, не могут появляться в его жизни ни с того ни с сего. Постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, мои кружковцы приобщаются к человеческой культуре. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства.
Важная роль в развитии индивидуальных творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь «все и сразу». Но как? На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не готовы и тогда мы с детьми стали работать по принципу от простого к сложному. Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей. Реализуя программу «Волшебный квиллинг» я даю детям возможность активно осваивать декоративно – прикладные виды деятельности, развивать личность. Декоративно – прикладные виды деятельности учат не только постигать и беречь прекрасное, но и воспитывать гражданские качества, что актуально в наше время.Основной задачей является научить детей технике квиллинга, работать с инструментами и приспособлениями, познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества. Методы обучения – работа в группах, индивимдуальная работа, беседы, коллективно- творческие дела.
Моя деятельность направлена на практическое воплощение творческих замыслов воспитанников, я постоянно учитываю изменяющиеся потребности детей, осваиваю новые технологии. Помогаю воспитывать у детей смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей, способного осваивать разнообразные виды деятельности. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме очень велика. Декоративно-прикладное искусство формирует творческую личность, воспитывает у детей умение мыслить нестандартно, дает возможность повысить общую культуру ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы организации занятий
Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...
Конспект занятия по теме "Квиллинг. Основные элементы"
Конспект занятия разработан по авторской дополнительной образовательной программе "Мозаика" для группы 3-го года обучения. Предназначен для введения в тему "Квиллинг" рздела "Бумагопластика"....
Организация занятий чтением. Советы родителям.
Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....
Конспект занятия в технике квиллинг «Цветочные фантазии».
Это конспект практического занятия, направленного на развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью....
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих о...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Технологическая карта внеурочного занятия «Базовые элементы квиллинга» (3 класс)
Планируемые результаты:Предметные:- определять виды и свойства бумаги, правила работы;- обозначение линий и основных форм, принятых в технике квиллинг.Личностные: - проявление позн...