«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»» | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением
иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга
198215, Санкт-Петербург, Дачный проспект 34,кор. 2, литер А, тел./факс:377-36-23
.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»
Антонова Светлана Евгеньевна
Педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2018 г.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие
тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных
движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они
недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-
координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей младшего школьного
возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения
пальцев и кистей рук, неловкость служат одной из причин, затрудняющих
овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками
самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На кружке «Умелые ручки» наряду с традиционными видами работ, мне хотелось найти что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с ее помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью инструмента, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. Одной из разновидностью квиллинга является: квиллинг из полосок гофрированного цветного картона, позволяющий создавать обьемные изделия, фигурки животных, не требуя специальных инструментов. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Результатами своего труда дети радуют людей, создавая для них подарки, украшают своими изделиями дом, оформляют выставки. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка. Педагогу такая работа дает возможность осуществлять художественно-эстетическое воспитание детей.
Своѐ имя квиллинг получил от английского слова quill — перо.
Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски
первые мастера квиллинга. В Америке полоски наматывались на иглы
дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремѐслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менееудобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины.
Искусство квиллинга пришло к нам из Японии. И сначала использовалась как украшение храмов. Скручивали полоски с помощью пера, а потом покрывали золотой краской и смотрелось изделие, как будто сделанное из золота. Сначала занимались этим видом рукоделия монахини. В Англии принцесса Елизавета увлекалась искусством квиллинга, и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Потом в 19 веке этот вид искусства был забыт и возродился лишь в 20 веке. Теперь же возможности данного искусства очень высоки, так как большое количество различных цветов бумаги, из которых делают картины, поделки различного рода украшения для интерьера. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение: на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать ее по назначению — не развалится и не сломается. Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Обучение детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом я, как педагог, вижу основную необходимость сегодняшнего дня.
Целью работы, исходя из выше сказанного, является: научить детей новой технике обработки бумаги – квиллингу в рамках образовательного процесса.
Думаю, что обучение у младших школьников будет происходить более
эффективно при условии: систематической и последовательной работы с
детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
В результате этого ставлю следующие задачи:
а) познакомить детей с искусством квиллинга. Научить их изготавливать
основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из
них составлять различные композиции (от простых до более сложных).
б) через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики,
мышления, внимания, памяти, творчества.
в) в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при
выполнении работы, эстетику, интерес.
в) провести с родителями 1 класса мастер – класс.
г) оценить результаты проведѐнной работы с детьми (оформить выставку
работ).
д) принять участие в районных; городских выставках декоративно-прикладного искусства: «Рождественская звезда», «Наш дом – Россия», в акциях «Белый цветок».
В начале учебного года, знакомя детей с основными способами кручения, чаще приходится показывать индивидуально то или иное действие,
следить за качеством выполнения отдельных деталей. К середине учебного года дети осваивают различные способы скручивания и нарезания бумажных полос.
В своей работе я использую показ презентаций по квиллингу, мастер –
классы, а также различный демонстрационный материал: схемы, рисунки,
готовые поделки.
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую и
практическую части. Теоретические сведения – это объяснение нового
материала, информация познавательного характера об искусстве квиллинга.
Подбираю наиболее оптимальные методы при обучении детей
квиллингу. В ходе обучения использую фронтальные и индивидуальные
формы обучения, чтобы все дети смогли сделать поделки и не расстраиваться, если они не успевают что-то сделать. Коллективная же форма обучения учит детей работать коллективно и способствует сплочению коллектива.
Учитываю в работе следующие принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы организации определяются целями и задачами конкретного
занятия, количеством детей, материально-техническим обеспечением.
1) Фронтальная форма используется при объяснении нового материала или
одинакового для всей группы задания. Это демонстрация наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога.
2) Индивидуальная форма позволяет учитывать уровень подготовленности и
особенности детей. Выполнение заданий в группе проходит обычно неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают.
Индивидуальная форма позволяет направлять каждого ребенка в отдельности, дополнительно объяснять задание для тех, кто не понял или не посещал занятие по ряду причин, или давать работу на опережение. Данная форма обучения создает условия для успеха и удовлетворения от результатов своего труда, позволяет усвоить программу без психологического травмирования.
3) Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма
организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается
выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует
сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными
группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Коллективное выполнение заданий содействует
воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе,
чувства взаимопомощи.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые
включают непосредственно работу с бумагой. Первоначально нарезание
«волшебных» полос определенной длины и ширины, склеивание, скручивание их. Придание им определенной формы, которая необходима в изготовлении поделки, или создание целой композиции.
Также занятия квиллингом оказывают положительное влияние на
гиперактивных детей, они становятся более спокойными и усидчивыми, им
становится очень важен конечный результат.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы,
анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не
по существу лишает ребят радости, может вызвать нежелание продолжать
работу, поэтому оценка должна носить объективный характер.
Перед тем как проводить занятия в кружке «Умелые ручки» по обучению квиллингу я подобрала и изучила литературу по обучению детей квиллингу, разработала программу внеурочной деятельности для 1-4 класса на учебный год.
Все занятия поводятся согласно программе, утвержденной на педсовете школы и директором школы.
Занятия рассчитаны на то, чтобы дать детям более высокие знания в области конструирования из бумаги, в частности из бумажных полос, искусству квиллинга.
Программа рассчитана на 33 ч. для 1 класса, на 34 ч. для 2-4 классов. И ведется согласно учебно-тематическому плану. Его условно можно разделить на 3 части:
1) Вводная. Детей знакомят с инструментами необходимыми для
работы, правилами работы и техникой безопасности.
2) Основная, т.е. непосредственное изготовление поделок или картин
из бумажных полос.
3) Заключительная, где подводятся итоги работы кружка.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Продумываю содержание и ход каждого занятия, чтобы
практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением
теоретических сведений, полученных детьми. Планирую свою деятельность в течение всего занятия, должена быть подготовлена сама и иметь все необходимое для занятия. В процессе изготовления поделок стараюсь
помочь каждому, подсказать, что если не получается.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, стремлюсь
выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке поделок или в создании новых композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм, проявления фантазии и возможного разнообразия в оформлении поделок и картин. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения поделки или картины, помогать в решении по ставленой задачи.
В настоящее время с инновационными процессами в образовании использую различные мультимедийные средства обучения, создаю презентации, с помощью которых можно показать детям поэтапное изготовление поделок.
Важной задачей педагогического руководства является создание таких
условий, при которых дети самостоятельно могут творить, развивать свои
способности, заниматься любым делом. Поэтому целесообразно иметь
необходимое обеспечение, которое используется на различных этапах работы с детьми: при объяснении нового материала, при закреплении, во время
повторения изучаемого материала, при проверке педагогом знаний и
самостоятельной деятельности детей.
Для занятий квиллингом были приобретены все необходимые материалы
и инструменты (цветная бумага для принтера, специальная бумага для
квиллинга, цветной гофрированный картон, картон, ножницы, клей ПВА, линейка, кисточки для клея, инструменты для квиллинга, шаблоны, простой карандаш, зубочистки, пластиковые глазки, стразы для украшения поделок). Нарезанные полоски хранятся в коробках по цветам. Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в отдельных ящичках и в определенном порядке обеспечит также быструю раздачу их на занятиях.
Стараюсь, работать в сотрудничестве с родителями детей, провела беседы на родительских собраниях, мастер - класс для родителей.
Для планирования, организации деятельности по обучению детей
квиллингу, а также для выявления эффективности работы нам была необходима
диагностика. В литературе диагностики уровня сформированности у детей
знаний, умений и навыков бумагокручения, к сожалению, не приведено,
поэтому я самостоятельно разработала критерии для оценки базовых умений
младших школьников в квиллинге: умение нарезать полоски; умение
скручивать и распускать полоски до определенного размера; умение делать
детали разной формы; умение приклеивать детали на фон (создавать
композиции). Диагностика позволила выявить основные проблемы, с которыми сталкивались дети при работе с бумагой. Работая с бумажными полосами, входе создания работ в технике квиллинга у детей:
- не всегда правильно получаются детали заданной формы, что является
следствием недостаточной координации движений пальцев рук;
- элементы композиции получаются разного размера, что определяется
недостаточным развитием глазомера;
- работа не держит форму или теряет ее из-за неправильной дозировки клея,
что происходит от недостаточного знаний свойств материала, вследствие
отсутствия достаточной экспериментальной деятельности с ним.
Диагностика позволила определить эффективность работы. Уже к
середине учебного года, дети овладели всеми базовыми навыками, что
позволило сосредоточиться на творчестве, заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.
Дети демонстрируют родителям свои работы, а также увлеченно
рассказывают им о своей деятельности на занятиях. На мой взгляд, об
эффективности работы свидетельствуют как результаты диагностики, так и тотфакт, что квиллинг стал для семей ребят хобби, которым увлечены и взрослые,и дети.
Список литературы:
1. Квиллинг для всех. Лучшие проекты из бумажных лент.Клер Сунн-ок Чой. ООО «Книжный клуб»Клуб семейного досуга»» г. Белгород 2013г.
2. Квиллинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.byhand.ru/blog/comments/180
3. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике /
Н.Г.Пищикова. – М.: Скрипторий 2003, 2006. – 48 с.
4. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги/ Пер. с итал. Г.В. Кирсановой.
– М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96 с., цв. ил.
5.Забавные фигурки делаем из гофрокартона. Курочкина Л., Щур Т., Ургард А., - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"
Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия: Познакомить с историей возникновения куклы,...
Итоговое занятие кружка "Умелые ручки"
Итог занятия внеурочной деятельности...
Сценарий занятия кружка "Умелые ручки"
В данном материале представлены сценарии занятия кружка с презентацией....
Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"
Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....
Мастер-класс для педагогов по ПДД "Формы организации обучения младших школьников ПДД"
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как профилактика детского доро...
Конспект занятия кружка УМЕЛЫЕ РУЧКИ 1 класс
Открытое внеклассное занятие "Умелые ручки" в 1-м классе. Тема: "Веселый зоопарк"...