Программа по внеурочной деятельности "Оч.умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по технологии (2, 3 класс)
Программа содержит планирование занятий работы с бисером и занятий по оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
och.umelye_ruchki_3_z.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса дополнительного образования
«Оч.умелые ручки»
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Программу составила: Жехновская Наталья Николаевна
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, и непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Декоративно-прикладное творчество» несёт в себе прикладной практико- ориентированный характер. Разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов образовательных школ России, программы образовательной области «Технология»; методических пособий: Т.Б.Сержантова «Оригами .Лучшие модели» М. Айрис-пресвс,2008; Пособие для руководителей кружков. – М.: Просвещение, 2009; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2011;Т. Н.Баскова «Бисер. Уроки труда в начальной школе»
Настоящая программа является существенным дополнением в решении развивающих, воспитательных, образовательных задач педагогики. Способствует обучению детей через творческую совместную деятельность, направленную на постановку проблемы и решение проблемных ситуаций в индивидуальной и коллективно- творческой деятельности.
Цели программы: развивать творческие способности обучающихся, способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству обучающихся, формировать эстетический вкус.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение технике эксперимента для решения задач в процессе изготовления изделий: выбор последовательности кроя, сборки, раскладки и замены деталей и материала;
- Формировать устойчивые знания по основам композиции, цветоведения, материаловедения;
- Организация производительного труда, соединяя приобретённые знания и умения, навыки творчества;
- Обучение разным способам использования материалов (бумага, ткань, соленое тесто, бисер и др.) при изготовлении изделий, работать с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративном творчестве;
Воспитательные:
- Формирование умения работать в коллективе;
- Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
- Развитие компетенций учащихся, которые помогут им: разбираться в схемах, чертежах, выражать свой замысел с помощью эскизов, чертежей;
- Развитие находчивости, устойчивого интереса декоративно-прикладному творчеству, к поисковой деятельности.
Характеристика программы:
Тип программы : дополнительная, образовательная;
Направленность: художественно- эстетическая;
Вид- модифицированная;
Формы проведения занятий: групповые.
Количество учебных часов: год-68ч
неделя -2часа
Ожидаемый результат:
- Активизация познавательной и творческой деятельности;
- Сформированные знания о разделах декоративно- прикладного творчества;
Фантазия – это общая объединяющая для разных видов народного творчества. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы, творчества, позволяют соединить изобразительную (эскиз, чертеж, схема) и трудовую деятельность при выполнении изделий из бумаги и бисера.
Занятия в кружке способствует развитию вкуса, пробуждению положительных эмоций. Выработке жизненно важных качеств: трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, патриотизма, умения работать самостоятельно. Изделия, изготовленные руками детей, могут служить для младших - предметом игр, для старших - украшением одежды, интерьера. Разнообразие занятий помогает поддерживать у ребёнка высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создать изделия с применением различной техники. Чередование занятий разными видами рукоделия даёт возможность ребёнку найти себя в одном из видов творчества. Наиболее полно реализовать в нём свои способности.
Программа занятия включает следующие разделы:
1. Вводное занятие.
2. Работа с бумагой.
3. Работа с бисером.
В разделе «Работа с бумагой» обучающиеся получают навыки работы с бумагой, знания об оригами, умение читать схемы и чертежи.
Раздел «Работа с бисером». Казалось бы, ничего общего с первыми разделом программы нет. Но прежде чем получить готовое изделие, необходимо: прочитать схему или сделать чертеж; подобрать контрастные или близкие цвета; использовать для основы материалы разных свойств (проволока, леска, нитки и т. д.); использовать бисер для украшения и отделки готовых игрушек (глаза, усы, точки, украшения одежды).
На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в различной литературе эскизов, схем, чертежей.
Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районной выставке детского творчества, в республиканских выставках и др.
На занятиях предусматривается следующие формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (одновременно со всеми) при обработке определённых технологических приёмов.
- групповая, распределение обучающихся по группам для выполнения определённой работы.
-индивидуальная, даётся самостоятельное задание с учётом возможностей обучающегося.
Основные формы контроля: тесты, анкетирование, игры, творческие отчёты, зачёты, викторины.
Реализация программы способствует овладению учащимися: техникой бисероплетения, работе с бумагой, формирует умение работать в коллективе, ценить труд, вложенный в работу, вырабатывает интерес к рукоделию.
Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности. Инструменты, материалы и приспособления. Продолжить знакомство учащихся с декоративно-прикладным направлением кружка. Ознакомить учащихся с программой обучения на текущий год. Установить график дежурства в кабинете. Знакомство с учебной литературой для учащихся.
Работа с бумагой. Свойства бумаги. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Приемы складывания модулей. Изготовление объёмных изделий.
Работа с бисером. Продолжить отрабатывать технику плетения на леске и проволоке. Научить скручивать бисер на проволоке в формы листочков, цветов.
Практическая работа. Плетение на проволоке броши, лилии. Скручивание бисера на проволоке двумя-тремя дугами. Осуществлять самоконтроль, сравнивать с образцом.
Методическое обеспечение программы
Основной дидактический принцип обучения- обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методу обучения : объяснительно- иллюстративный, рассказ, беседа,работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблено- поисковый метод, ситуационный, экскурсии. С целью уровней обученности предлагается следующая градация:
1 уровень- репродуктивный, с помощью педагога;
2 уровень- репродуктивный, без помощи педагога,
3 уровень- продуктивный;
4 уровень- творческий.
Педагогический контроль знаний, умений, навыков обучающихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
- Промежуточный контроль:
- Тестовый контроль. Представляет проверку репродуктивного уровня усвоения теоритических знаний с использованием карточек заданий по темам изученного курса;
- Фронтальная и индивидуальная беседа;
- Цифровой, графический и терминологический диктанты;
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- Решение ситуационных задач, направленные на проверку умений использовать приобретённые знания на практике.
- Решение кроссвордов;
- Игровые формы контроля;
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности. Участие в выставках и конкурсах различных уровней.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Наименование разделов |
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | |
Работа с бумагой 34ч. | |||
2 | 1 | Происхождение оригами (беседа) | |
3 | 1 | Страна оригами | |
4 | 1 | Таблица взаимосвязи базовых форм | |
5 | 1 | Условные знаки, принятые в оригами | |
6 | 1 | Базовая форма «Треугольник» | |
7 | 1 | Базовая форма «Книжка» | |
8-9 | 2 | Базовая форма «Дверь» | |
10-11 | 2 | Базовая форма «Воздушный змей» | |
12-13 | 2 | Базовая форма «Блин» | |
14-15 | 2 | Базовая форма «Рыба» | |
16-17 | 2 | Базовая форма «Дом» | |
18-19 | 2 | Базовая форма «Катамаран» | |
20-22 | 3 | Базовая форма «Двойной треугольник» | |
23-25 | 3 | Базовая форма «Квадрат» | |
26-28 | 3 | Базовая форма «Птица» | |
29-31 | 3 | Базовая форма «Лягушка» | |
32-34 | 3 | Объемное моделирование из готовых модулей | |
Работа с бисером 34ч. | |||
35 | 1 | Секреты основы бисероплетения (беседа: воспитательная работа) | |
36 | 1 | Низание в одну нить | |
37 | 1 | Продольное низание цепочки из бусин одной величины | |
38-39 | 2 | Продольное низание цепочки с пупырышками | |
40-41 | 2 | Продольное низание в несколько нитей(последовательное) | |
42-44 | 3 | Продольное низание зигзагообразно цепочки | |
45-46 | 2 | Низание в крестик | |
47-49 | 3 | Параллельное низание на проволоке | |
50-54 | 5 | Низание контурного изображения на проволоке | |
55-57 | 3 | Низание в одну и в две нити | |
58-62 | 5 | Низание в две нити | |
63-68 | 6 | Круговое плетение. Плетение жгута. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности «Очумелые ручки».
программа на 4 года обучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)
В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, с...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умелые ручки" 3 класс
1. Пояснительная записка2. календарно - тематическое планирование...