Из опыта работы по выявлению технически одаренных детей.
учебно-методический материал по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога правильно построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Обладая научными знаниями об их индивидуальных особенностях учащихся, учитель начальных классов может помочь детям раскрыть свои таланты и способности. Моя тема самообразования «Работа с одаренными и способными детьми» помогла моим ученикам достичь положительных результатов в разных направлениях детского творчества, в том числе в техническом творчестве, моделировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_vyyavleniyu_tehnicheski_odarennyh_uchayushchihsya._.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по выявлению одаренных детей.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога правильно построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Обладая научными знаниями об их индивидуальных особенностях учащихся, учитель начальных классов может помочь детям раскрыть свои таланты и способности. Моя тема самообразования «Работа с одаренными и способными детьми» помогла моим ученикам достичь положительных результатов в разных направлениях детского творчества, в том числе в техническом творчестве, моделировании. На начальном этапе, в 1 году обучения, я использую определенные методики, которые позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, выявить его способности к техническому творчеству, к научной (интеллектуальной) деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся
№ | Наименование кружков и секций | Количество человек | ФИО учителя |
1 | Мы - следопыты | 12 | |
2 | Занимательный английский язык | 20 | |
3 | Я - исследователь | 15 | |
4 | Вычислительный практикум | 20 | |
6 | Юный эколог | 15 | |
7 | Орфографический практикум | 20 | |
8 | Азбука добра | 15 | |
9 | Культура народов России | 20 | |
10 | Мир творчества | 15 |
Такая работа с учащимися позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности и максимально возможного развития всех учащихся, для выполнения ими активной проектной и исследовательской деятельности учащихся 1 -4 классов, представлению своих работ и обучению их защите;
У меня есть план работы с одаренными и способными детьми состоит из таких ключевых моментов как: предметные недели, участие в конкурсе фантастических проектов для начальных классов (темы проектов разнообразные), дистанционные олимпиады и различные конкурсы.
Отдельно в плане работы хочется выделить такой момент, как участие в олимпиадах: школьного, районного, всероссийского и международного уровней. Победа в любой олимпиаде – это показатель детской одаренности. Поэтому, дети моего класса с удовольствием участвуют в них.
Результаты участия обучающихся, в мероприятиях различного вида, фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.
Администрация школы отмечает детей сертификатами, грамотами, дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. По портфолио легко отследить уровень ученика.
Хочу добавить, что успех и одаренность детей зависит не только от генетической предрасположенности, но и от среды, которую создают наши талантливые, одаренные педагоги Депутатской СОШ. Мы – учителя, стараемся развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей.
2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка
На этом этапе учителя могут осуществлять сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучать специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей:
проведение развивающей работы с ребенком в кружке, в учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, внеурочные занятия, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка.
На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят диагностику успешности развития одаренности ребенка. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».
Я руководствуюсь дорожной картой «Развитие интеллектуальной одаренности учащихся».
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | По уровню: высокие; По личностной сфере: творческие; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) Социальная одарённость. Художественная одарённость. | ||
2 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) Литературное дарование. Социальная одарённость. | ||
3 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (критичность,внимание) Литературное дарование. Художественная одарённость. | ||
4 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание); Специальные (технические). | ||
6. | По уровню:средние; По личностной сфере: творческие (нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (критичность,) Музыкальное дарование Художественная одарённость, Литературное дарование. | ||
7. | По уровню: средние; По личностной сфере: техническое. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание). Специальные (технические). Художественная одарённость | ||
8. | По уровню: высокие; По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты). По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | ||
9 | По уровню: средние; По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя). По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота) Математическая и шахматная одарённость. | ||
10 | По уровню: академические (ярко выраженная способность учиться); По личностной сфере: умственные (умение мыслить, анализируя). По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота) Социальная одарённость. | ||
11 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не резуль-тат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содер-жать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напи-шите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно со-кращаются от минуты до нескольких секунд.
«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
«Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для назва-ний пословицы, поговорки, крылатые фразы.
«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Занятия, игры
5. Придумай животное с заданными свойствами (машину, дом…)
6. На что похоже? На карточках изображены различные фигуры. При-думайте как можно больше предметов, явлений на которые они похожи.
7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами и магнитом, с лучом света, с отражением…
8. Графические игры: «Колябушки» на листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации, необходимо используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ. «Пять точек» - На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек, и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, у детей исчезает статичность, однотипность образа.
9. "Переделай один предмет в другой” (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
10. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл…)
- Блестящими, синими и твердыми
- Большой, блестящий, металлический, новый
- Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные
11. Учебное исследование. Этапы: первый – выбор темы. Второй – постановка вопросов. Третий – проведение исследования. Четвертый – подведение итогов. Дети могут делать несложные заметки – рисунки (схематичные), знакомы буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому мы можем заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: ПОДУМАТЬ, СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УЗНАТЬ ИЗ КНИГ, ПРОВЕСТИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕН, УЗНАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ. В конце дети делают сообщение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с...
Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.
В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Отчет о работе экспериментальной площадки "Школа одаренных детей"
Отчет о работе экспериментальной площадки "Школа одаренных детей"...
Программа по выявлению способностей "Одаренные дети"
Программа по выявлению способностей "Одаренные дети"...
Выявление особенностей одаренных детей.
В этом материале ВЫ познакомитесь с особенностями одаренных детей и диагностикой одаренности в школе...