Технологическая карта урока технологии во 2 классе (УМК «Перспектива») Матрешка. Декоративная аппликации из ткани.
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Познакомить учащихся с историей матрешки, закрепить знания об изученных народных промыслах, навыки работы с тканью, развивать аналитические способности, мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к материалу, труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka._dekorativnaya_applikatsii_iz_tkani.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Матрешка. Декоративная аппликации из ткани.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с историей матрешки, закрепить знания об изученных народных промыслах, навыки работы с тканью, развивать аналитические способности, мелкую моторику, воспитывать бережное отношение к материалу, труду.

Тип урока

Изучение нового материала, изготовление аппликации из ткани.

Планируемые
результаты:
Предметные

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные

- уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,

- усвоить последовательность изготовления матрешки,

- уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани.

наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться планировать практическую деятельность на уроке, работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания, уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия, вступать в беседу и обсуждение на уроке.

Оборудование

Учебник «Технология» 2 класс: Роговцева Н. И., Богданова Н. В. УМК «Перспектива», шаблоны матрешки из картона, ткань, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, белая бумага, простой карандаш, подкладной лист.                                                                                   

Экзаменационный билет № 21.

Этап урока

Методы, приемы, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.  Орг. Момент

Цель: Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная, индивидуальная.

1) Приветствие.

2) Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята. Сегодня урок технологии проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Алексеевна. (Приветствует учащихся)

- Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? У вас лежать: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, карандаш. (Проверяет готовность учащихся к уроку)

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к учебной деятельности, проверяют готовность рабочего места, наличие необходимых материалов.

II. Актуализация знаний.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

1) Беседа.

2) Работа в рабочей тетради.

- С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

Выполнение проверочной практической работы. – Откройте рабочую тетрадь на странице 10 и выполните задание. Вам необходимо выбрать правильные утверждения и обвести соответствующую цифру кружочком.

1. Хохломской росписью украшают мягкие игрушки.

2. Основной цвет фона в хохломской росписи – чёрный.

3. Городецкой росписью украшают прялки, лубяные лукошки, солонки, детские стульчики.

4. Основной цвет фона в городецкой росписи – красный.

5. Гончары Дымковской слободы лепят из красной глины посуду, дудочки – свистульки для детишек.

6. Основной цвет фона дымковской игрушки – белый.

- А теперь проверим. Цепочкой читаем утверждения, если вы согласны, поднимаете руки вверх, если не согласны -  хлопаете в ладоши.

Отвечают на вопросы учителя, принимают учебную задачу, читают задание, выделяют правильное ответы кружочком, проверяет правильность выполнения задания.

III. Сообщение темы и цели занятия.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная.

1) Беседа.

- Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:

Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)

- Совершенно правильно. Но откуда взялось это имя - матрёшка? (Высказывания детей)

- Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

- Ну, а самое главное - эта кукла с секретом:

Это сон иль наяву - не могу понять совсем.
Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь.
Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных,
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились и в одну все уместились!

- Предположите, какая у нас сегодня будет тема? (Матрешка)

Какие цели будут сегодня на нашем уроке? (Создать аппликацию «Русская матрешка»)

Внимательно слушают учителя, отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, под руководством учителя формулируют тему и цели урока.

IV.Освоение нового материала.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Фронтальная, индивидуальная.

1) Беседа.

- Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.

- Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Из дерева)

- А чем расписывают матрешку? (Гуашью)

- Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, который сам матрёшку и расписал. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.

Внимательно слушают рассказ учителя, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

2) Проверка усвоения знаний. Беседа.

- А сейчас мы с вами проверим, что вы запомнили, ответим на вопросы:

  • Из чего делают матрешку? (Из дерева)
  • Чем расписывают матрешку? (Гуашью)
  • Сколько матрешек помешалось в самую первую матрешку? (Восемь)

- Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили материал.

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют усвоение полученных знаний.

V. Творческая практическая деятельность

Фронтальная, индивидуальная.

1) Анализ изделия.

- Ребята, сегодня мы с вами выполним аппликацию «Русская матрешка».

- Посмотрите на работу, которую я принесла с собой на урок.

- Из каких частей состоит матрешка? (Фигура матрешки, костюм)

- Какая часть самая главная? (Фигура матрешки, потому что она является основой изделия)

- Из каких деталей собрано изделие? (Фигура и лицо матрешки, платье и косынка)

- Как соединены детали в изделии? (Неподвижно)

- С помощью чего соединены детали между собой? (С помощью клея)

- Из каких материалов выполнено изделие? (Картон, ткань, тесьма)

- Какие инструменты потребуются для работы? (Ножницы, клей, карандаши, бумага)

- Молодцы. Вы верно ответили на все вопросы.

- Для работы нам понадобятся: шаблоны матрешки из картона, ткань, ножницы, клей, цветные карандаши, подкладной лист.

Рассматривают образец изделия, отвечают на вопросы учителя, определяют составляющие части и детали изделия, из каких материалов и с помощью каких инструментов выполнено изделие.

Фронтальная

2) Повторение правил ТБ.

- Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами.

Правила обращения с ножницами.

1) Не держи концами вверх.

2) Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.

3) Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

4) При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.

5) Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.

6) При вырезании деталей, имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.

7) Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.

- Ребята, а какой клей будем использовать для работы?

- Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу. Приклеивая вы также должны помнить правила работы с клеем.

1) С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит.

2) Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3) Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.

4) При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5) По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6) При работе с клеем пользуйся салфеткой.

Повторяют правила техники безопасности с ножницами, клеем.

Коллективная.

3) Пальчиковая гимнастика.

- Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем разминку для ваших рук.

Пальцы вытянулись дружно

 А теперь сцепить их нужно.

 Кто из пальчиков сильнее?

 Кто из вас сожмет быстрее?

   

Сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.

Коллективная, фронтальная.

4) Составление технологической карты.

- Давайте составим технологическую карту по которой будем выполнять изделие:

1. Подготовка материалов и инструментов.

2.Заготовка формы матрешки (сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона сделать из картона заготовку)

3. Рисуем основные части матрешки.

4.Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).

5.Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Составляют тех.карту на основе плана, предложенного учебником.

Фронтальная.

5) Беседа.

- Теперь нам необходимо выработать критерии оценки своего изделия.

- Как вы думаете, что мы будем оценивать при анализе ваших готовых работ? (Красоту, аккуратность)

- Ребята, работы будут оцениваться по следующим критериям:

1.Вариативность используемых материалов.

2. Яркость

3. Оригинальность

4. Аккуратность.

Высказывают свои мнения, под руководством учителя определяют критерии оценки изделия.

Физминутка.

- Прежде чем приступить к изготовлению аппликации предлагаю вам размять мышцы тела.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

Хлопают в ладоши, руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед, топают ногами, наклоны телом влево – вправо, наклоны головой влево- вправо, руки к плечам, повороты туловища направо – налево, хлопают в ладоши.

Фронтальная.

6)Самостоятельное изготовление изделия.

- А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

- Обращаю ваше внимание на то, что изделие должно быть выполнено аккуратно, ткань не должна торчать по сторонам, края ткани плотно приклеиваем к картону.

- Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.  

- Если у вас возникают вопросы или трудности в ходе выполнения работы, поднимите руку и я подойду.

(Звучит аудиозапись «Кукла Матрешка»)

Самостоятельно выполняют изготовление изделия, вырезают шаблон, заготавливают детали изделия, декорируют матрешку.

VI.  Подведение итогов урока.

Цель: Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Фронтальная, индивидуальная.

1) Анализ готовых работ. Рефлексия.

2) Обобщающая беседа.

3) Сообщение домашнего задания.

- Кто уже справился, прошу вас выйти и продемонстрировать работу всему классу. Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием.

- Давайте проанализируем работу в соответствии с нашими критериями.

- Ребята, где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным и близким)

- Что было сложным при выполнении изделия?

- Какой этап урока вам показался самым интересным?   Почему?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Дома вам необходимо подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы изучали. По желанию вместе с родителями изготовьте один из вариантов матрешки.

Оценивают работы товарищей, отмечая ошибки, недостатки (если они есть) в изготовлении и понравившиеся работы, самостоятельно дают оценку своей работе, отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 4 класс умк "Перспектива"

Уроки технологии в УМК "Перспектива"  предполагают у детей умение быстро работать со статьей учебника....

Технологическая карта урока «Технология» 2 класс УМК «Перспектива» .Проект «Убранство русской избы»

Технологическая карта содержит подробный материал к итоговому уроку представления проекта....

Технологическая карта урока технологии (2 класс). Тема: Работа с бумагой Изделие: аппликация «Золотая рыбка». УМК "Школа России».

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: приемы работы над созданием аппликации, изготовление аппликации «Золотая рыбка».Задачи урокаДидактические:Учить определять и отби...

Технологическая карта урока технологии «Переплётная мастерская. Театр кукол.» Изготовление куклы. Работа с тканью. 3 класс.

Тема урока «Переплётная мастерская. Театр кукол.»Изготовление куклы. Работа с тканью. Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: познакомить с театром как с видом искусс...

Технологическая карта урока технологии 2 класс УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока технологии по теме " Работа с бумагой. Плетение. Изделие "Коврик", 2 класс УМК "Перспектива"...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...