Технологическая карта урока технологии на тему:«Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами» 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
- № урока по календарно-тематическому плану:
- Тема урока : «Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.»
- Изделие, выполняемое на уроке: матрешка из картона и ткани.
- Цель урока: познакомить учащихся с видами историей матрешки и закрепить навыки работы с тканью.
- Тип урока: развивающее обучение
- Планируемые результаты:
-личностные: знакомить с историей матрешек, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; поддерживать и стимулировать необходимый уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям.
-предметные уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек; усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.
-метапредметные: анализировать образцы изделий (с опрой на памятку); организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; обобщать – называть то новое, что усвоено; оценивать результаты своей работы.
- Оборудование для учителя: презентация, технологическая карта, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
- Оборудование для ученика: учебник, картон, ткань, презентация.
№ | Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
0 | Подготовка к уроку | -Ребята достаем свои папки для технологии. | Подготовка материала, самоконтроль | Р:Умение настроиться на работу | |
1 | Организационный момент | 1 | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь. -Давайте проверим готовность к занятию. - Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?(хорошее) - Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия. -Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать : цветной картон, ножницы, клей, линейка, шаблоны, ткань. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию. | Л: действия смыслообразования |
2 | Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний | 2 | На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. Внимание на слайд, под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. ( 1 слайд) - Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Под каким номером хохломская и городецкая. В чем их отличия? Где мы можем встретить эти узоры в жизни? ( в одежде) «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом» Отгадайте, о какой куколке идет речь. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – пять, а может, шесть. Разрумянилась немножко Наша русская …… (матрешка). ( 2 слайд) - Сформулируйте тему урока. - Давайте поставим цели на урок (3-4 слайд) Скажите, а в чем же секрет этой игрушки». ( 5 слайд) (Матрешка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.) Обычно в матрешек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице».(6 слайд) - Скажите, из какого материала делают матрешек? (Из дерева.) Кто этим занимается? (Этим занимаются резчики по дереву – мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек. )( 7 слайд) | - формулировка темы урока -формулировка целей урока -усвоение новых понятий -ответы на вопросы в беседе | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
3 | Объяснение нового материала: анализ образца | 3-5 | Вы все знаете или слышали такое русское имя — Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название „матрешка“. Посмотрите на матрешку,(представленной на столе). Какие образы матрешек вы видите? (Женщину, девушку.) Как выдумаете, что может символизировать матрешка? (Матрешка – она же «мать», этот сувенир символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ. ) ( 8 слайд) А теперь посмотрите на процесс изготовления матрешки(Видеофрагмент): 1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть 2. Вытачивание формы на токарном станке. ( слайд 8) Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. т.д 3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют (слайд 8) 4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил. 5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом - Посмотрите на готовое изделие. - Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.) - Какие виды ткани вы знаете? ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д) - Как называется прием работы над поделкой? (аппликация) - Что такое аппликация? ( изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани) - Какова главная цель нашего урока? | -ответы на поставленные вопросы | Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П:Принимать и сохранять учебные задачи, Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ) | 5-7 | - Что нужно для изделия? Из каких ещё материалов можно сделать эту аппликацию? - Чему должны научиться? - Для чего мы делаем поделку? (ответы учеников) Давайте повторим технику безопасности работы с ножницами. Вспомним, как правильно выкраивать изделия из ткани. Технологическая карта: 1 Из жёлтого картона сделать заготовку матрёшки . Берем готовый шаблон, данный мной, прикладываем его на желтый картон, затем обводим карандашом и вырезаем.Откладываем в сторону. 2 Из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: косынку и фартук. Берем шаблоны элементов костюма, прикладываем их к кусочкам ткани, смотрим за тем, чтобы элементы костюма состояли из разных кусков ткани. Затем обводим эти элементы поочередно на кусочках ткани карандашом и начинаем вырезать. Откладываем в сторону. 3Сборка и оформление Берем вырезанный шаблон матрешки из желтого картона, берем вырезанный фартук и косынку. Берем клей. 1. Приклеить фартук, косынку. 3. Украсить косынку цветами. 4. Приклеить шаблон личика(готовый) 3. Украсить матрёшку тесьмой, бантиками. | -Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы. -повторение техники безопасности по работе с инструментами Краткое формулирование этапов практической работы | Л: участвовать в творческом, созидательном процессе П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
4 | Физминутка | 1-2 | -Давайте с вами отдохнем, вставайте все на физминутку. | Выполнение упражнений | |
5 | Постановка творческой задачи | 1-2 | -Итак, ваша задача, сделать цветок и лепестки. -Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения. | Вопросы по заданию | К: допускать различных точек зрения |
6 | Самостоятельная работа | 25-30 | -Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой. | -подготовка рабочего места к работе -самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление) -взаимопомощь | П:преобразованиеучебного материала, действия Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
7 | Итог урока | 1-2 | -Вы потрудились на славу. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами - Чем мы занимали сегодня на уроке? - Что вам понравилось на уроке? - Где вы в жизни можете применить полученные знания? | -самоанализ -взаимоанализ -самооценка -взаимооценка -ответы на вопросы для закрепления материала -анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей | К: допускать возможность различных точек зрения П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: Участие в подведении итогов урока Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
8 | Домашнее задание | 1 | Дома вы можете придумать свою композицию, используя технику выпуклой аппликации. | -Запись домашнего задания в дневник | П: установка причинно следственных связей |
9 | Уборка рабочих мест | перемена | -Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место. | -уборка рабочих мест -Самоконтроль | Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»
Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).
Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)...
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.
На уроке технологии получилась у детей настоящая русская красавица, куколка с секретом - матрешка....
Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами
конспект по технологии...
Технологическая карта урока изо «Дары осени - овощи» (коллективная работа) (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: формирование знаний о предмете изобразительное искусство; формирование умения наблюдать за предметами с точки зрения художника; формирование практических навыков работы с гуашью....
Конспект урока по технологии "Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.УМК "Школа России", 2 класс
Цели деятельности учителя: Научить учащихся выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.Планируемые результаты:Предметные: Знать о народных промыслах; последовательность изго...
Технологическая карта урока по технологии "Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше"
Цель: формирование у обучающихся умения росписи изделия жлементами орнамента хохломской росписи.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;2. Закрепить навыки росписи ...