Внеурочная деятельность 2 класс "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Кунакова Елена Павловна

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.d.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Список  учащихся .

  1. Аулов Глеб
  2. Валетова Аделия
  3. Васькин Арсений
  4. Ганчурина Диана
  5. Долганов Иван
  6. Ерёмкина Елизавета
  7. Жакупов Данияр
  8. Зайчикина Полина
  9. Казакова Ксения
  10. Клюева Варвара
  11. Колесова Валерия
  12. Кочетова Юлия
  13. Кононов Иван
  14. Кротова Татьяна
  15. Кузнецова Виктория
  16. Мыцыкова Мария
  17. Надейкина Наталья
  18. Прилепская Елизавета
  19. Помякшева Полина
  20. Романова Юлия
  21. Сарсёнова Диана
  22. Соколов Руслан
  23. Тарабарина Кристина
  24. Утигалиев  Александр
  25. Чупрун Яна
  26. Шмончева Кристина

День проведения- _______________

Время проведения- ______________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов

Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Цель .

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству.

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать навыки  и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок».

4. Познакомить с техникой бисероплетения.

5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала.

6. Познакомить  с приемами художественного моделирования из бумаги.

Развивающие.

1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре.

2. Развивать творческую инициативу, смекалку.

3. Развивать память, воображение, мышление.

Воспитательные.

1. Воспитывать трудолюбие,

2. Формировать  коммуникативные способности личности ребенка.

3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам.

Для занятий  объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

             

 

 Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 68часов в год, 2 раза в неделю.

Результаты изучения учебного материала

Личностные универсальные учебные действия. 
У обучающегося будут сформированы: 

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; 
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; 
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. 

Обучающийся получит возможность для формирования: 

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 
  • выраженной познавательной мотивации; 
  • устойчивого интереса к новым способам познания; 
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. 

Регулятивные универсальные учебные действия. 

Обучающийся научится: 

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; 
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы; 
  • планировать свои действия; 
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 
  • адекватно воспринимать оценку учителя; 
  • различать способ и результат действия; 
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; 
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • проявлять познавательную инициативу; 
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; 
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Коммуникативные универсальные учебные действия. 
Обучающиеся смогут: 

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; 
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; 
  • формулировать собственное мнение и позицию; 
  • договариваться, приходить к общему решению; 
  • соблюдать корректность в высказываниях; 
  • задавать вопросы по существу; 
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • контролировать действия партнера. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; 
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 
  • владеть монологической и диалогической формой речи. 
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

Познавательные универсальные учебные действия. 
Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; 
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; 
  • высказываться в устной и письменной форме; 
  • анализировать объекты, выделять главное; 
  • осуществлять синтез (целое из частей); 
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения об объекте; 
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); 
  • подводить под понятие; 
  • устанавливать аналогии; 
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. 

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; 
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: 

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; 
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; 
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; 
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; 
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; 
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; 
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; 
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; 
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития; 
  • Сформировать систему универсальных учебных действий; 
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание учебного предмета

№ п/п

             Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

       1

       1

2

2

Работа  с бумагой и картоном

        1

      18

19

3

Работа с тканью, мехом

        1

       12

13

4

Художественное творчество

        2

         9

11

5

Работа с бисером

        1

       11

           12

6

Работа с природным материалом

        1

         8

9

7

Итоговое занятие

        1

1

2

        8

       27

Итого

68

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Теоретическая часть

2

1

Введение в образовательную программу 3 года обучения

Требования к поведению учащихся во время занятия.

1

2

«Бабушки-рукодельницы». Беседа, выставка работ.

1

Работа с бумагой и картоном

19

3

Профессия дизайнера.

1

4

Изготовление игрушек-сувениров (бабочка)

1

5

Изготовление игрушек-сувениров (бабочка)

1

6

Изготовление игрушек-сувениров (цветок)

1

7

Аппликация «Луг

1

8

Аппликация «Осень»

1

9

Контурная мозаика из конфетти. Слоник.

1

10

Контурная мозаика из конфетти. Слоник.

1

11

Аппликация – игрушка из бумаги «Вылупившийся цыплёнок»

1

12

Аппликация – игрушка из бумаги «Любопытный червячок».

1

13

Аппликация – игрушка из бумаги «Любопытный червячок».

1

14

Оригами «Цветы»

1

15

Оригами «Птицы»

1

16

Оригами «Белка в лесу»

1

17

Оригами «Карусель»

1

18

Оригами «Карусель»

1

19

Оригами «Животные»

1

20

Аппликация «Подводный мир»

1

21

Аппликация «Букет»

1

Работа с тканью, мехом

13

22

Из истории мягкой игрушки.

1

23

Изготовление  мягкой игрушки.

1

24

Техника выполнения  швов «козлик»,

1

25

Техника выполнения  швов «узелок».

1

26

Технология изготовления и шитье игольницы «Клубничка»

1

27

Технология изготовления и шитье игольницы «Клубничка»

1

28

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок»

1

29

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок»

1

30

Изготовление настенного кармашка для мелочей

1

31

Изготовление настенного кармашка для мелочей

1

32

Технология и изготовление сумочки

1

33

Технология и изготовление сумочки

1

34

Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок»

1

Художественное творчество

11

35

Изобразительный материал – пастель

1

36

Картины великих художников

1

37

Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения

1

38

Работа с пастелью «Замок»

1

39

Работа с пастелью «Транспорт»

1

40

Работа с пастелью «Насекомые»

1

41

Работа пастелью:  «Зимний пейзаж»

1

42

Работа пастелью:  «Зимний пейзаж»

1

43

Работа пастелью: « Весенний цветок»

1

44

Работа пастелью:  «Ёлочка»

1

45

Работа пастелью:  «Лунная дорога»

1

Работа с бисером

12

46

Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”

1

47

Пробные плетения

1

48

Плетение колечка

1

49

Плетение рыбки

1

50

Плетение браслета

1

51

Плетение попугая

1

52

Плетение попугая

1

53

Плетение цветка «Лилия»

1

54

Плетение цветка «Лилия»

1

55

Плетение панно «Золушка»

1

56

Плетение панно «Золушка»

1

57

Плетение панно «Золушка»

1

Работа с природным материалом

9

58

Охрана окружающей среды в Саратовской области

1

59

Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»

1

60

Изготовление животных из желудей, шишек, соломки

1

61

Изготовление животных из желудей, шишек, соломки

1

62

Изготовление коллективной поделки по замыслу.

1

63

Изготовление коллективной поделки по замыслу.

1

64

Аппликация ракушек «Краб»

1

65

Панно из ракушек

1

66

Панно из ракушек

1

Итоговое занятие

2

67

Рефлексия, анкетирование

1

68

Выставка творческих работ

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  2. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  4. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  5. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ  г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю....