Ручной труд. Рабочая программа
рабочая программа по технологии (1 класс)

Жукова Наталья Олеговна

ручной труд. 1 класс коррекционной школы 8 вида

("ручной труд" Кузнецова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Труд – это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека.

Целью современного специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из неё.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.

В системе начального технологического специального образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.

Начиная с первого класса в качестве определяющего начала формирования познавательных способностей выступают знания о предмете, который является результатом труда. Предмет (изделие) является источником недостающих детям знаний об окружающей предметно-окружающей среде, о его назначении, эстетической, материальной ценности и способах действий с ним. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской, социальной и историко-культурологической ценности, целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Знания о предмете (изделии), могут обладать определенной ценностью с точки зрения социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью. Они являются предпосылкой формирования у них основ трудовой культуры через активное знакомство с историей духовной и материальной культурой, традициями своего и других народов. А установление взаимосвязей между предметным миром и окружающей действительностью позволит подвести ребенка к рассмотрению предмета (изделия) как результату трудовой деятельности, т.е. к осознанию его «трудовой ценности».

Кроме этого предмет (изделие), которым оперирует ребенок, способен создавать устойчивую мотивацию деятельности. Обучающиеся должны четко осознавать социальную ценность результата своей деятельности и полезность сделанной вещи, как для себя, так и для других людей. Известно, что у умственно отсталых детей уровень требований к качеству работы при выполнении трудового задания с учебной целью низок. Во время работы они стремятся лишь к тому, чтобы так или иначе осуществить известные операции, но не следят за качеством ее выполнения. Наблюдается тенденция соскальзывания в сторону от поставленной цели, слабой соотнесенности отдельных действий, операций, приемов с требованиями, предъявляемыми к выполнению продукта труда.  В связи с этим включение заданий, имеющих общественное значение, позволит подвести детей к осознанию социальной ценности трудового задания, что способствует повышению ответственности к качеству выполняемой работы, поменять их отношение к указаниям учителя и сформировать мотив деятельности. Осознание умственно отсталыми детьми важности и нужности работы, приведет к выработке стимула бороться с трудностями, которые возникают в процессе выполнения трудового задания. В противном случае учащиеся начинают чувствовать себя беспомощными, теряют веру в свои силы, а это отрицательно сказывается на формировании настойчивости, целенаправленности

Начальное технологическое образование включает также предметно-практическую деятельность школьников с умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами созидательной, преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Трудности овладения двигательными приемами зачастую вызваны непониманием и плохим запоминаем фронтального объяснения последовательности выполнения трудовых приемов, низким темпом овладения, затруднениями рационального их использования. Это объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных, ниток.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Ручной труд» позволяет применять знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов: изобразительное искусство, математика, развитие речи, окружающий мир и реализовывать их в трудовой деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение детьми учебного материала и позволяет формировать у них целостную картину мира.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с умственной отсталостью

Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» в первом классе заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.  

Трудовая деятельность детей с отклонением в умственном развитии характеризуется рядом особенностей: нарушением целенаправленной деятельности, низким уровнем познавательных способностей, недоразвитием мыслительных операций, нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это ограничивает возможности умственно отсталого школьника в трудовом обучении, отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности (целевой, исполнительской, энергетической).

Целевую сторону учебно-трудовой деятельности характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения и принятия учащимися трудового задания, формирование образа конечного результата труда и плана работы. Так, умственно отсталые дети затрудняются ориентироваться в задании. Они не могут качественно сделать анализ трудового объекта, слабо выделяют основные признаки, свойства и детали изучаемых предметов. Испытывают трудности в планировании хода работы, не представляют и плохо запоминают последовательность выполнения изделия. В процессе практических действий наблюдаются пропуски или повторы трудовых операций. Не всегда могут использовать полученные знания и умения при выполнении нового задания. Отсутствует потребность в текущем и заключительном контроле, слабая способность к установлению причинно-следственных связей. Эти трудности обусловлены несформированностью у них процессов зрительно, слухового восприятия и недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Исполнительская сторона включает свойства, относящиеся к практическому преобразованию объекта труда. При формировании двигательных трудовых приемов в процессе технологической обработки того или иного поделочного материала умственно отсталые дети зачастую не сразу понимают и запоминают фронтальное объяснение трудового приема, у них низкий темп овладения техническими приемами, затрудняются рационально использовать приемы. Эти трудности объясняются недоразвитием мелкой моторики и, в частности, слабым взаимодействием правой и левой рук, недоразвитием механизма зрительно-двигательной координации, слабым контролем за распределением мышечного усилия при выполнении двигательного приема, небольшим объемом внимания и т.д.

К энергетической стороне относятся свойства, которые характеризуют активационно-мотивационные процессы деятельности. Характерной чертой детей с интеллектуальным недоразвитием является средняя, устойчиво средняя или низкая работоспособность. Эти дети не сразу включаются в работу, зачастую, интерес к трудовой деятельности ситуативный, непостоянный, поверхностный.

Кроме этого, у этих детей наблюдается недостаточная сформированность эстетической восприимчивости и оценки предметной среды, крайне обедненные знания о красоте окружающих их предметов, не умением пользоваться этими предметами в повседневной хозяйственной жизни, слабым осознанием общественной необходимости, значимости и важности своего труда при создании предметов. Все эти факторы, в целом, тормозят у них развитие ценностной ориентации на жизнь.

Опыт работы с этими детьми показывает, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются и более сохранные стороны развития личности. Это, в принципе, позволяет осуществлять трудовое обучение этих детей.  

Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.

Задачи обучения в первом классе:

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • Получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
  • Формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • Формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
  • Обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
  •  Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
  • Развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
  • Развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
  • Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
  • Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
  • Развитие речи;
  • Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
  • Коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • Коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного материала в первом классе являются:

Создание условий для адаптации первоклассников к предстоящему систематическому обучению ручному труду. В этот период формируются представления о труде, окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека, развиваются умения наблюдать, запоминать и переносить свои впечатления в трудовой продукт. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

Для формирования положительной мотивации учения в уроки необходимо включать игровые и занимательные материалы (лото, разрезные картинки, разрезные силуэты предметов, игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и др.).

В этот период перед учителем стоит задача изучения личности каждого ребенка, особенностей его развития, выявления их возможностей и затруднений в овладении трудом и определения перспектив работы с тем или иным ребенком, учитывая его потенциальные возможности.

Изучение деятельности учащихся на уроках, анализ выполненных работ, сравнение с динамикой усвоения материала по другим учебным предметам школьного курса, сопоставление с первоначальными знаниями и умениями и ряд других показателей является основанием для определения групп учащихся. Это позволит осуществлять к ним дифференцированный подход, что будет способствовать продвижению детей.

Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.

Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).

На уроках труда первоклассники приобретают простейшие технологические знания глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у первоклассников как зрительного, так и тактильного восприятия.

Обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам.

Занятия в первом классе являются самым сложным периодом обучения ручному труду. Это объясняется разнородностью состава учащихся по степени умственной отсталости и подготовленности к труду. В классе могут быть дети двигательно-заторможенными, вялыми, или, наоборот расторможенными, суетливыми и беспокойными. Зачастую и те и другие дети затрудняются размять пластилин, согнуть, смять, оборвать или разрезать бумагу, обвести шаблон, не сдвинув его с места и др. Поэтому в первом классе обучают простейшим приемам, вначале безорудийным (сгибание, сминание, разрывание бумаги; разминание, размазывание, скатывание, сплющивание пластилина и др.), а затем орудийным примам (резание по короткой, длинной прямой и кривой линии).

Развитие восприятия и ориентировки в наглядных пособиях (учебниках, рабочих тетрадях, предметно-операционных, графических планах).

Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, она является одним из условий коррекции мышления и речи. Для получения общих представлений о предмете, школьникам первого класса наиболее понятными являются натуральные (объекты, муляжи, игрушки и т.п.) и изобразительные (модели, макеты, фотографии, картины и т.п.) учебные пособия. Также наиболее доступной для умственно отсталых первоклассников является наглядность в виде предметно-операционных, графических планов, динамических таблиц, которые носит наиболее конкретный характер.

Все графические дидактические материалы должны быть составлены с учетом особенностей восприятия и мышления умственно отсталых младших школьников и отвечать требованиям коррекционно-образовательной работы. К ним относится: максимальное расчленение последовательности этапов выполнения изделия, но не превышающих пяти-шести последовательно выполняемых пунктов плана ; наличие условных обозначений (схематические изображения карандаша, кисточки, колющих и режущих инструментов и др.), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть и др.) и цифровых обозначений порядка выполнения этапов работы над изделием и трудовых действий; отображение в объеме графических изображений объектов (обязательное условие для умственно отсталых школьников первого класса);

Работа по формированию у первоклассников с интеллектуальным недоразвитием умения работать с графической наглядностью предполагает:

  • Обучение ориентировке в пространстве листов учебника, на которых располагаются графические изображения;
  • Знакомство с цифровыми, буквенными и условными графическими обозначениями;
  • Анализирующее рассматривание предмета, подлежащего изготовлению и пунктов плана;
  • Направление зрительного восприятия при чтении графической наглядности (слева направо).

В связи с низкими читательскими способностями школьников первого класса все текстовые материалы в наглядных учебных пособиях предназначены для чтения взрослыми детям.

Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые действия.

Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в изделиях представления о величине «большой-маленький-средний», «одинаковые»), форме («круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности («короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа», «прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…», «влево от…..»).

Изготовление предметов (изделий), отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям.

Дети любят труд, в процессе которого создается что-либо красивое, необычное. Это стремление ребенка надо всячески поддерживать и развивать. В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей способности чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимать красоту как ценность.

При этом надо помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать и организовывать труд ребенка с тем, чтобы учить его тому, что для него представляет истинную ценность.  В тоже время, задания должны быть достаточно простыми для того, чтобы ребенок мог их выполнить. Помимо этого, учитель должен все время помнить, что работа должна иметь смысл, чтобы ребенок мог развиваться интеллектуально, физически, эмоционально и социально.

Задания должны отвечать следующим требованиям:

  • Изготовление изделий, не есть цель урока. Это лишь средство решения конкретных учебных задач;
  • Задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;
  • Отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;
  • Расширять знания о предметном мире;
  • Обеспечивать условия для формирования технических умений и навыков.
  • Иметь общественное значение;
  • Не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть взаимосвязаны друг с другом;
  • Объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология». На его изучение в первом классе отводится 66 часов, по два часа в неделю.

При разработке учителем рабочей программы предлагается за основу взять данное в программе примерное тематическое планирование, в котором расставляется реальное количество часов на каждый вид работы.

Содержание учебного предмета взаимосвязано с содержанием учебных предметов других предметных областей:

  • С изобразительным искусством -  композиционное расположение изображения на плоскости, название цветов материалов, предметов, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий, выполнение графических упражнений для подготовки рук к работе ножницами и др.
  • С речевой практикой - выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях, восприятие стихов, сказок; ответы на вопросы учителя, соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению);
  • С математикой - определение свойств предметов: цвет, форма, размер (величина), назначение; сравнение предметов по размеру; работа с геометрическим материалом: треугольник, квадрат прямоугольник, круг овал; шар; положение предметов в пространстве, на плоскости;
  • С миром природы и человека - сезонные изменения, узнавание и называние объектов живой и неживой природы.

Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами.

Планируемые результаты

Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.        

Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;  осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.  

Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:

К концу первого года обучения  ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ;  названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе,  правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и  нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

«Человек и труд». «Урок труда»

Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином»

  • Организация рабочего места при выполнении лепных работ.  
  • Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.  
  • Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
  • Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
  • Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным -  объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
  • Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
  • Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
  • Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

Организация рабочего места работе с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)

Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

«Работа с бумагой»

Организация рабочего места при работе с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).  Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».  

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.    

Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.

Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.

Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Соединение деталей изделия.  Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.  Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).  Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:

  • Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
  • Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
  • Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
  • Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Согласно базисному (образовательному) плану АООП для обучающихся с умственной отсталостью первого класса на изучение учебного предмета «Ручной труд» отводится 66 часов в год. Предмет изучается в первом классе 2 часа в неделю.  Распределение учебного времени по видам труда дается примерное и представлено в таблице.

П/п

Виды работы

Количество часов

Работа с глиной и пластилином

16

Работа с природными материалами

 7

Работа с бумагой и картоном.

35

Работа с нитками.

 8

И Т О Г О

66

Тематическое планирование представлено в соответствии с учебниками «Технология. Ручной труд» для первого класса образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Дата

К-во часов

Виды работ

1

Вводный урок, включающий темы «Человек и труд» и «Урок труда»

Уч-к – стр.4-11

3.09

1

Знакомство с разнообразными предметами рукотворного мира, которые являются результатом труда человека. Знакомство с разнообразными материалами, инструментами и приспособлениями, которые применяются на уроках труда.

2

Вводный урок в раздел «Экскурсия в природу» Уч-к – стр.59-63

7.09

1

Развитие представлений о деревьях, природных материалах, их свойствах, применении. Назвать деревья, которые знаем. Изменение природы по временам года.

3

Работа с природным материалом

10.09

1

Собрать листья, засушить их и сделать коллекцию

4

Работа с природным материалом. Аппликация «Бабочка»

Уч-к – стр.2-3

14.09

1

Закрепление представления о деревьях, развитие воображения, овладение понятием «аппликация», выполнение аппликации по инструкции, обучение приемам приклеивания природного материала на поверхность.

5

Вводный урок в раздел «Путешествие в бумажную страну»: Что нужно знать о бумаге?

Уч-к – стр.12-18

17.09

1

Расширение социального опыта детей. Формирование представления о бумаге как о поделочном материале. Формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из бумаги. Знакомство с некоторыми сортами бумаги (газетная, писчая, печатная, упаковочная и т.д.) и их свойствами (плотная, тонкая, гладкая, блестящая). Формирование умения узнавать и называть цвета, делать коллекцию сортов бумаги.

6

Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево»

Уч-к – стр.19-20

21.09

1

Повторение ранее усвоенных знаний о бумаге, цвете. Формирование представлений о физических свойствах бумаги (мнется, рвется). Обучение приему разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Закрепление представлений о природных явлениях и предметах природного

7

Работа с бумагой. Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «ветка рябины»

Уч-к – стр.21

24.09

1

Расширение знаний о бумаге как поделочном материале; закрепление приемов разрывания бумаги по линии сгиба; обучение приему сминания бумаги (скатывания шариков); закрепление понятия аппликация и технология ее изготовления. Развитие умения наклеивать смятые шарики на основу. Развитие умения узнавать и различать цвета. Формирование представления о разных видах деревьев. Коррекция мелкой моторики: дифференциация движений пальцев, развитие мышечного усилия и т.д.

8

Вводный урок в раздел «пластилиновая сказка: что нужно знать о глине и пластилине?» аппликация из пластилина «яблоко»

Уч-к – стр.50-53

28.09

1

Расширение социального опыта ребенка. Формирование представления о глине и пластилине как о поделочных материалах и их физических свойствах; формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из глины и пластилина, определять их функциональную значимость в быту, игре. Обучение приему размазывания пластилина по поверхности. Формирование умения повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы. Обучение использованию графических изображений на листах дидактических материалов. Развитие мышечной системы, пространственной ориентировки. Обучение пониманию изображений на листах рабочей тетради.

9

Работа с пластилином. Лепка предметов из отдельных частей.

«Ёлочка»

«Домик»

Уч-к – стр.54

1.10

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах; знакомство с конструктивным способом лепки. Обучение приему «скатывание пластилина столбиком (палочкой, колбаской); формирование представления о величине (длинный, короткий, средний), толщине (толстый, тонкий), формирование умения сравнивать длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану; развитие мышечной и системы, координация движения рук.

10

Работа с пластилином. Лепка предмета из отдельных шаровидных частей.

«Барашек Бяша»

Уч-к – стр.55

5. 10

1

Формирование умения анализировать объект. Закрепление знаний об аппликации из пластилина. Обучение приему «скатывания пластилина кругообразными движениями (в шар); формирование представления о величине, формирование умения сравнивать величину вылепленных из пластилина шариков с рисунками для контроля в рабочей тетради; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану; развитие мышечного усилия и координации движения рук.

11

Работа с природным материалом и пластилином. Аппликация из гороха и пластилина «Рыбка»

Уч-к – стр. 65

8. 10

1

Закрепление знаний о пластилине. Расширение представления о разнообразных семенах (горох, семечки и т.д.) как природных материалах, знакомство с их свойствами: форма, цвет, величина, плотность, гладкость и т.д. Раскрытие области их применения: продукты питания, использование в художественном ручном труде. Обучение планированию с ориентировкой на изобразительно-графический план. Формирование практических умений работы с различными поделочными материалами. Коррекция мелкой моторики: развитие мышечного усилия, плавности движений; формирование зрительно-двигательной координации.

12

Работа с бумагой. Складывание из бумаги

«Ёлочка»

Уч-к – стр. 22-23

12. 10

1

Закрепление знаний о бумаге: назначение, сорта, свойства (рвется, мнется, клеится). Расширение представлений о деревьях. Формирование знаний о геометрической форме «треугольник». Дать сведения об основных признаках формы треугольника (три стороны, три угла). Развитие умения различать треугольники по величине. Обучение навыку устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. Обучение приему сгибания треугольника пополам. Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве треугольника (верхний-нижний угол, правая-левая, боковая, нижняя сторона). Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.

 

13

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.

«Открытка со складным цветком»

Уч-к – стр. 24-25

15. 10

1

Расширение представления о цветах. Закрепление понятия о геометрической форме «треугольник». Формирование знания о геометрической форме «квадрат». Передача сведений об основных признаках формы: 4 стороны, 4 угла. Развитие умения различать квадраты по величине. Обучение навыку устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму. Обучение приему сгибания квадрата пополам и по диагонали «с угла на угол». Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве квадрата (верхний-нижний угол, правая-левая, боковая, нижняя сторона). Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Коррекция моторно-двигательной сферы. Развитие комментирующей речи.

14

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.

«Открытка со складной фигуркой кошечки»

Уч-к – стр. 24-25

19. 10

1

Расширение представления о животных. Закрепление знаний о геометрических формах «треугольник» и «квадрат» и их признаках. Обучение приему сгибания квадрата пополам и по диагонали «с угла на угол». Закрепление умения делить сторону на две разные части путем сгибания ее пополам. Повторение приема совмещения сторон с опорными точками. Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве квадрата. Развитие умения понимать и выполнять инструкцию, содержащую пространственную характеристику: сгони квадрат снизу вверх, приложи сторону к верхней опорной точке. Коррекция анализирующего восприятия в процессе работы с пооперационным изобразительно-графическим планом. Коррекция двигательной координации. Развитие комментирующей речи.

15

Работа с бумагой.  «Учимся работать с ножницами»

22. 10

1

Закрепление знаний о бумаге: сорта, назначения, свойства. Формирование представлений об орудиях труда. Расширение знаний о ножницах: их устройстве, назначении, правилах хранения, Т/Б. формирование правильной посадки при работе ножницами. Формирование умения правильно держать инструмент. Знакомство со строением кисти руки: ладонь, пальцы. Выявление наличия умения работать с ножницами.

16

Работа с бумагой.  Вырезание квадратов по короткой вертикально линии. «Геометрический орнамент из квадратов»

Уч-к – стр.30-32

26. 10

1

Формирование знание о геометрической форме «квадрат». Повторение правил обращения с ножницами. Закрепление знаний об устройстве ножниц. Обучение рисованию по разметочным линиям снизу вверх. Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу – без бумаги. Формирование умения резать бумагу. Обучение приему «разрез по короткой вертикальной линии со смыканием лезвий ножниц до конца». Развитие аккуратности, точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений.

17

Работа с бумагой. Вырезание треугольников по короткой наклонной линии.

«Парусник из треугольников»

«Орнамент из треугольников»

Уч-к – стр. 30.32

9.11

1

Закрепление знаний о геометрических формах «треугольник» и «квадрат» и их признаках. Обучение разметке по шаблону. Повторение правил обращения с ножницами. Закрепление знаний об устройстве ножниц. Обучение рисованию по разметочным наклонным линиям снизу вверх. Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу – без бумаги. Формирование умения резать бумагу. Обучение приему «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Закрепление приема «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционными планами.

18

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.

«Конвертик»

«Наборная линейка»

«Пакетик для сыпучих продуктов»

Уч-к – стр.33

12.11

16.11

19.11

3

Проверка знаний о геометрических формах «квадрат» и «треугольник». Формирование знаний о геометрической форме «прямоугольник» и ее признаках (четыре стороны разной длины, четыре угла – прямые). Обучение навыку устанавливать сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму. Формирование умения устанавливать сходство и различие с треугольником и квадратом. Развитие пространственной ориентировки в прямоугольнике: верхняя, нижняя, правая, левая, боковая сторона, середина, верхний, нижний, правый, левый угол). Обучение приемам «совмещения углов с опорными точками», «сгибания прямоугольника пополам» в разных пространственных направлениях: сверху вниз, справа на лево и т.д. Формирование представления о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги.

19

Работа с бумагой. Вырезание и конструирование.

«Бумажный фонарик»

Уч-к – стр. 33

23.11

1

Повторение признаков формы «прямоугольник. Закрепление знаний о ножницах и правил работы с ними. Обучение рисованию по разметочным линиям снизу вверх. Формирование умения размечать по шаблону. Обучение приему «надрез по короткой вертикальной линии без смыкания лезвий ножниц». Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. Формирование умения контролировать мышечное усилие при выполнении короткого разреза. Обучение сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план. Коррекция восприятия цвета – закрепление умения узнавать, различать и называть цвета.

20

Работа с бумагой. Вырезание по длинной линии и конструирование.

«Бумажный цветок»

Уч-к – стр. 33

26.11

1

Обучение рисованию по опорным точкам снизу вверх. Формирование умения размечать по шаблону. Обучение приему «разрез по длинной линии без смыкания лезвий ножниц». Коррекция недоразвития координации правой и левой рук. Обучение синхронной работе обеих рук. Формирование умения правильно распределять мышечное усилие при выполнении разреза по длинной линии. Обучение сборке конструкции с опорой на предметно-оперативный план.

21

Работа с пластилином. Лепка предметов шаровидной и овальной формы пластическим способом.

«Помидор»

«Огурец»

Уч-к – стр. 55

30.11

1

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Формирование представления о предметах природного мира – группы овощей. Обучение приемам «скатывании в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями»; «раскатывание в ладонях до овальной формы»; «вдавливание пальцем пластилина на парности шара или овала». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя.

22

Работа с пластилином. Лепка предметов конической формы пластическим способом.

«Морковка»

«Свекла»

«Репка»

Уч-к – стр. 56

3.12

1

Обучение пластическому способу лепки однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина. Формирование представления о предметах природного мира – группа овощей. Закрепление приемов: скатывание в ладонях шара кругообразными движениями, раскатывание в ладонях до овальной формы, вдавливание пальцем пластилина на конической поверхности. Обучение приему «вытягивание шара и овала до конической формы». Обучение работе с опорой на предметно- операционный план с частичной помощью учителя и самостоятельно.

23

Работа с природным материалом и пластилина.  Конструирование из шишки и пластилина.

«Ёжик»

Уч-к – стр. 66

7.12

1

Расширение представления о животном и растительном мире. Формирование знания о шишках как о природном материале, их разновидностях и назначении. Знакомство с их свойствами. Обучение использованию шишек в конструктивной деятельности и развитие воображения у детей. Обучение последовательности конструирования с опорой на изобразительно-графический пооперационный план в коллективной беседе. Формирование практических умений работы с различными поделочными материалами. Закрепление приемов «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» и «вытягивание овала до конической формы». Обучение приему «сплющивание пластилина ладонью». Коррекция недоразвития механизма мышечного регулирования.

24

Работа с бумагой. Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация.

«Радуга»

Уч-к – стр. 34

10.12

1

Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя. Повторение практических действий с бумагой. Закрепление приемов прямолинейного вырезания. Формирование графических умений: рисование по дугообразной линии и опорным точкам снизу вверх, обведение по шаблонам с дугообразным контуром. Обучение приему криволинейного вырезания «разрез по незначительной изогнутой линии». Обучение планированию ближайшей операции с помощью изобразительно-графического пооперационного плана. Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок на плоскость листа (наверху, внизу, посередине). Развитие синхронной работы рук.

25

Работа с бумагой. Криволинейное вырезание. Полуобъёмная аппликация.

«Цветы в корзине»

Уч-к – стр. 34

14.12

1

Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя. Повторение практических действий с бумагой. Закрепление приема криволинейного вырезания «разрез по незначительной изогнутой линии». Повторить прием сминания бумаги. Формирование графических умений по округлению прямоугольных форм. Обучение приему криволинейного вырезания «скругление углов прямоугольной формы». Обучение планированию ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана. Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. Развитие синхронной работы рук и воображения.

26

Работа с бумагой. Вырезание предметов округлой формы. Плоскостная аппликация.

«Фрукты на тарелке»

Уч-к – стр.35-36

17.12

1

Формирование представления о предметах природного мира группы фруктов. Развитие умения анализировать образец. Формирование умения устанавливать пространственные соотношения предметов (на, перед, за, справа, слева, вверху, внизу). Формирование умения рисовать по линиям, опорным точкам, имеющим округлый контур. Обучение приемам разреза ножницами по кривой линии. Развитие синхронной работы рук.

27

Работа с бумагой. Вырезание по кривой линии (круг). Объемное конструирование.

Игрушка «бумажный шар»

Уч-к – стр.35-36

21.12

1

Знакомство с понятиями окружность, круг, шар, определение их сходства и различия. Формирование умения соотносить круг с предметами природного и рукотворного мира, имеющими округлую форму. Развитие анализирующей способности в ходе обследования конструкции изделия. Определение ее функционального назначения. Закрепление умения вырезать по кругу. Обучение сгибанию круга пополам и склеиванию заготовок в единую конструкцию

28

Работа с бумагой. Вырезание по кривой линии (овал). Плоскостное конструирование

Игрушка «цыпленок в скорлупе»

Уч-к – стр.37

24.12

1

Знакомство школьников с понятием «овал», определение сходства и различия овала и круга. Формирование умения соотносить овал с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму. Развитие умения планировать ход работы над изделием по вопросам учителя и предметно-операционному плану. Повторение правил работы с ножницами. Обучение вырезанию по кривой линии. Развитие аккуратности, точности, плавности движений. Коррекция зрительно – двигательной координации, синхронности работы обеих рук, недостатков развития мышечного усилия.

29

Работа с бумагой. Складывание фигурок.

«Пароходик»

«Пилотка»

Уч-к – стр.28

14.01

19.01

2

Расширение представления о предметах рукотворного мира групп «транспорт», «одежда». Закрепление понятия о геометрических формах «треугольник», «прямоугольник», «квадрат» и их признаках. Закрепление приемов сгибания квадрата пополам и с угла на угол. Обучение навыку делить сторону на 4 равные части посредством сгибания ее несколько раз. Обучение приему сгибание сторон к середине. Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической формы. Развитие умения понимать и выполнять инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Коррекция анализирующего восприятия в процессе работы с пооперационным изобразительно-графическим планом. Развитие умения узнавать и называть геометрические формы в полуфабрикате по вопросам учителя. Коррекция зрительно-двигательной координации, развитие комментирующей речи.

30

Работа с бумагой. Складывание фигурок. «Стрела»

Уч-к – стр.28

21.01

1

Расширение представления о предметах рукотворного мира группы «транспорт». Закрепление понятия о геометрических формах треугольник и прямоуголен и их признаках. Закрепление приемов сгибание прямоугольника пополам и сгибание сторон к середине. Обучение приему сгибание углов к середине. Коррекция восприятия пространства и умение ориентироваться в пространстве геометрической формы «прямоугольник». Развитие умения понимать и выполнять инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Формирование умения читать изобразительно-графический пооперационный план по вопросам учителя. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие умения правильно называть предметно-практические действия с бумагой.

31

Вводный урок в раздел «Мир ниток»

Уч-к – стр. 67

26.01

1

Формирование представления о нитках: нитки в природе и жизни человека; из его делают нитки. Обучение навыкам определять их физические свойства (толстые, тонкие, короткие, длинные, разрываются, цветные). Знакомство с особенностями их хранения (сматываются в клубок, катушку). Формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре. Обучение приему наматывания ниток на основу. Формирование умения повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы по предметно-операционному плану. Обучение выполнению предметно-практических действий в заданном направлении (от себя, на себя). Развитие пластичности кисти руки, точность движений. Воспитание аккуратности.

32

Работа с нитками. Сматывание ниток.

«Бабочка»

«Кисточка»

«Бантик»

Уч-к – стр.67-74

28.01

4.02

2

33

Работа с пластилином. Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный метод). «Пирамидка», «грибы»

Уч-к – стр.56

8.02

11.02

2

Обучение конструктивному способу лепки многодетальных предметов. Формирование представления о предметах рукотворного мира группы «игрушки» и природного мира «грибы». Обучение навыку делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Закреплять приемы лепки: скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями, раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы, сплющивание пластилина ладонью. Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя. Формирование умения осуществлять контроль выполненного практического действия, используя схемы для контроля в рабочей тетради.

34

Работа с бумагой. Симметричное линейное вырезание. Плоскостное конструирование. «Плетеный коврик из полос бумаги одного цвета»

Уч-к – стр.38

15.02

1

Обучение способу симметричного вырезания. Формирование представления об отраженном(зеркальном) изображении противоположных частей развертки. Повторение признаков прямоугольника. Закрепление умения сгибать прямоугольник пополам. Закрепление приемов прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям. Формирование умения делать разметку по шаблону. Обучение приему плетения вверх-вниз. Коррекция восприятия направления движения: сверху, снизу, выше, ниже. Развитие чувства ритма. Коррекция внимания.

35

Работа с нитками. Плетение. «Косичка плетеная в три пряди»

Уч-к – стр.75

25.02

1

Закрепление знаний о нитках: свойства, хранение, области применения. Обучение приему плетения слева направо в три пряди ниток разного цвета и пониманию цифровых обозначений. Развитие понимания и запоминание порядка выполнения предметно-практического действия. Коррекция восприятия направления движения: влево, вправо. Развитие памяти, внимания.

36

Работа с бумагой. Симметричное линейное вырезание, из бумаги, сложенной пополам. Конструирование. «Декоративная веточка»

Уч-к – стр.39

1.03

1

Обучение способу симметричного вырезания по коротким линиям «на глаз». Упражнение в рисовании линий снизу вверх без предварительной разметки (на глаз). Коррекция зрительно-двигательной координации. Обучение приему накручивания заготовки на палочку (веточку). Коррекция дифференциации движения пальцев и координации рук. Воспитание аккуратности.

37

Работа с природным материалом и пластилином. Конструирование из пушистой травы и пластилина. «Ёжик»

Уч-к – стр.65

4.03

1

Закрепление знаний о природных материалах и их художественно-выразительных свойствах. Совершенствование умения скатывать из пластилина заготовку конической формы. Обучение умению планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план. Развитие воображения.

38

Работа с нитками. Шитье и вышивание. «Шитье по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям», «вышивание треугольника, квадрата, круга»

Уч-к – стр.76-77

8.03

11.03

2

Повторение свойств ниток, способов их хранения и приемов использования в быту. Формирование представлений об инструментах (иглы, коклюшки, спицы, ножницы). Знакомство с правилами безопасной работы с иглой. Выработка умения вдевать нитку в иголку. Закрепление ее в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте). Обучение приему шитья игла вверх-вниз. Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий вверх, вниз. Закрепление представления о разнохарактерных линиях (прямая, вертикальная, наклонная) и геометрических формах (треугольник, квадрат, круг)

39

Работа с пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. «Цыплёнок», «курочка в корзинке»

Уч-к – стр.57

15.03

18.03

2

Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Закрепление умения скатывать заготовки шарообразной формы. Обучение приему прищипывания пластилина. Формирование умения соединять детали, используя прием примазывания. Обучение соблюдению пропорции при лепке объемной фигуры.

40

Работа с бумагой. Предметное симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Аппликация «Самолет в облаках»

Уч-к – стр.40

22.03

1

Обучение анализу аппликации с помощью учителя (определять тематику, выделять детали, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавать приемы обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание)). Формирование представления о предметах симметричного строения. Расширение знаний о предметах рукотворного, группы «транспорт». Планирование хода работы по предметно-операционному плану. Обучение симметричному вырезанию изображений сложного контура. Закрепление умения обрывать бумагу. Обучение оценке качества выполненного изделия. Поиск ошибок и установление причин их возникновения.

41

Работа с бумагой. Складывание фигурки «птичка». Уч-к – стр.29

1.04

1

Расширение представления о птицах и их строении (голова, туловище, два крыла, хвост). Осуществление анализа фигурки, сложенной из бумаги в соответствии с этими представлениями. Формирование умения узнавать и называть геометрические формы квадрат, треугольник, прямоугольник и устанавливать их признаки. Закрепление приема сгибания прямоугольника пополам. Обучение навыкам находить центр в квадрате и выполнять прием сгибания углов к центру. Коррекция восприятия пространства (верхний, нижний, правый, левый). Обучение приему «вогнуть внутрь» (клюв). Формирование умения выслушать инструкцию учителя с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и выполнить соответствующие операции.

42

Работа с бумагой. Складывание фигурки. Полуобъёмная аппликация «Ёжик»

Уч-к – стр.29

5.04

1

Развитие воображения путем расширения представления о возможностях поделочных материалов при создании одного и того же образа (ежик из шишки и пластилина, ежик из пушистой травы и пластилина, ежик из бумаги). Обучение сгибанию бумаги по типу «гармошки». Закрепление приемов сгибания прямоугольной формы пополам, сгибание квадрата с угла на угол, вогнуть внутрь. Обучение планированию по инструкции учителя с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

43

Работа с бумагой, симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. «Птички»

Уч-к – стр.39

8.04

1

Развитие воображения посредством обучения школьников разным способам конструирования.  Закрепление способа линейного и предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Формирование умений производить разметку по шаблону. Закрепление приема сгибания бумаги по типу гармошки. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя.

44

Работа с бумагой. Складывание фигурки «курочка», «зайчик»

Уч-к – стр.29

12.04

15.04

2

Расширение представления о животном мире. Закрепление приемов сгибания бумаги с угла на угол, боковые стороны к середине, вогнуть внутрь. Обучение приему сгибания бумаги «выгнуть наружу». Развитие восприятия глубины (внутри, снаружи). Формирование умения выполнять изделие по инструкции и показу учителя с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Коррекция пространственной ориентировки и представлений, зрительно-двигательной координации. Развитие внимания.

45

Работа с бумагой, симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. «Закладка для книг с геометрическим орнаментом»

Уч-к – стр.41

19.04

1

Знакомство с особенностями орнаментов (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться). Формирование умений анализировать изделие по вопросам учителя, планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Обучение приему разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник). Закрепление умения вырезать геометрические формы симметричного строения (круг, квадрат).

46

Работа с природным материалом и пластилином. Вазочка «радуга»

Уч-к – стр.65

22.04

1

Знакомство с возможностями природного материала (горох) в быту и ручном труде. Закрепление знаний о пластилине и его свойствах. Закрепление понятия о цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Совершенствование умения скатывать пластилин столбиком (палочкой). Формирование представления о величине, формирование умения сравнивать длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами в тетради. Обучение самоконтролю. Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану с помощью учителя. Коррекция мышечного усилия, координация движения рук.

47

Работа с пластилином. Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. «Котик – полосатый хвостик», «быстроногая лошадка»

Уч-к – стр.58

26.04

29.04

2

Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Совершенствование умения скатывать заготовки овальной формы. Закрепление умения выполнять приемы обработки пластилина и соединения деталей: прищипывание, примазывание. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры.

48

Работа с бумагой. Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. «Букет цветов»

Уч-к – стр.42

6.05

1

Расширение представления о растениях. Знакомство с группой цветов, у которых лепестки равномерно повторяются от середины по окружности (ромашки маргаритки, ноготки и т.д.). Обучение навыку вырезать четырехлепестковые цветки. Формирование умения определять форму, количество лепестков, величину, протяженность (длинный, короткий, узкий, широкий), контур лепестков (заострённый, закруглённый). Обучение выполнению практических действий с опорой на предметно-операционный план. Формирование умения сгибать квадрат три раза. Закрепление приемов сгибания бумаги пополам и с угла на угол. Повторение признаков геометрических форм квадрата, прямоугольника и треугольника. Закрепление приемов вырезания по незначительно изогнутой линии.

49

Работа с бумагой. Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной несколько раз. «Орнаменты»

Уч-к – стр.43

13.05

1

Знакомство с особенностями орнаментов в квадрате, у которых элементы равномерно распределены от середины к краям. Формирование умения анализировать орнамент по вопросам учителя (форма, что изображено, расположение). Обучение навыку выполнять практические действия с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению работать с элементарными схемами. Формирование умения сгибать квадрат в три раза. Закрепление способа симметричного вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз.

50

Работа с бумагой. Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация «подсолнух»

Уч-к – стр.44

17.05

20.05

2

Закрепление знаний о цветах, у которых лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Обучение анализу композиции с помощью учителя. Формирование умения планировать работу с опорой на предметно- операционный план. Обучение способу тиражирования деталей. Закрепление умений осуществлять контроль, используя схемы для контроля в рабочих тетрадях. Закрепление приема симметричного вырезания из бумаги. Сложенной пополам. Обучение приему обрывания мелких кусочков бумаги, с использование деревянного конца кисточки для клея. Формирование умения выполнять аппликацию. Коррекция мелкой моторики: развитие мышечного усилия, зрительно-двигательной координации. Коррекция познавательной сферы: формирование представления о величине, обучена ориентировке в пространстве листа, развитие речи.

51

Работа с природными материалами. Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клена, пластилин). «Пингвин», «петушок»

Уч-к – стр.66

24.05

2

Расширение представления о природных материалах. Развитие умения рассматривать образец и по вопросам учителя выделять его признаки.  Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием следующей операции по предметно-операционному плану. Закрепление приемов работы с пластилином: скатывание шарообразной, овальной, конической формы, вдавливание, прищипывание. Развитие воображения.

52

Работа с пластилином. Лепка многодетальных предметов конструктивным способом. «Клоун Федя», «фигурка девочки»

Уч-к – стр.58

2

Развитие умения анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Передача элементарных представлений о геометризации форм человеческой фигуры: голова – шар, туловище, руки, ноги – усеченный конус. Закрепление приемов раскатывания пластилина. Обучение умениям соблюдать пропорции в изделии и соединять детали в единую конструкцию.

53

Работа с бумагой. Объемное конструирование на основе конуса. «Матрешка»

Уч-к – стр.48-49

2

Закрепление представления об объемном геометрическом теле «конус» и его признаках. Формирование умения соотносить геометрическую форму конус с предметами природного и рукотворного мира. Закрепление элементарных представлений о геометризации форм человеческой фигуры. Обучение изготовлению конической формы из бумаги. Закрепление знаний о геометрической форме круг. Развитие умения вырезать круг. Коррекция мелкой моторики: развитие координации, плавности, точности движения рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы общественно-полезного труда. Рабочая программа 2 класс

Рабочая программа по  курсу "Основы общественно- полезного труда"( внеучебная деятельность, социальное направление) для 2 класса . Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое п...

"Изо и художественный труд" рабочая программа для 2 класса

Представлена рабочая программа по изобразительному искусству (Б. Неменский) для 2 класса 2 часа в неделю....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

Рабочая программа по обучению Ручному труду обучающихся 6 класса по программе 8.2

Представленная методическая разработка может быть полезна педагогам, обучающим детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII

Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс  Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...