"Изо и художественный труд" рабочая программа для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Зырянова Татьяна Николаевна

Представлена рабочая программа по изобразительному искусству (Б. Неменский) для 2 класса 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_i_hudozhestvennyy_trud.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство и художественный труд .

Пояснительная записка.

Рабочая   программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 2 класса разработана на основе учебной программы начального общего образования, авторской программы Бориса Михайловича  Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (УМК «Школа России»), утверждённой МОН РФ (Москва,  2008г.), и соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта образования 1 ступени (Москва, 2004г.)

Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.

Рабочая   программа рассчитана на 68 часов согласно Базисному учебному плану по 2 часа в неделю.

Данный предмет входит в образовательную область « Искусство».

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

        освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

        овладение элементарным умениями, навыками, способами художественной деятельности;

        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Тема 2 класса « Ты и искусство».

В течение второго года обучения учащиеся должны ознакомиться:

  1. С основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, колорит…)
  2. Основными средствами композиции ( высота горизонта, точка зрения, цветовые отношения, выделение главного центра)
  3. Простейшие сведения о наглядной перспективе, точке схода
  4. Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени)
  5. Делением цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов
  6. Начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства
  7. Ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника
  8. С деятельностью художника
  9. С особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, назначением и использованием палитры.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  1. Высказывать простейшие суждения о картинах;
  2. Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет
  3. Правильно сидеть и свободно проводить линии
  4. Использовать навыки компоновки
  5. Передавать пространственное отношение
  6. Применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, ровно и аккуратно закрасить в пределах намеченного контура
  7. Менять направление штриха, линии, мазка согласно форме
  8. Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых форм растительного мира и геометрических форм
  9. Лепить несложные объекты
  10. Составлять аппликационные композиции из разных материалов

Содержание изучаемого курса.

Раздел.

Часы.

Содержание.

Знать.

Уметь.

Чем и как работают художники.

16 ч

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Овладение навыками бумагопластики. . Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

  1. виды и жанры изобразительного искусства , начальные сведения о средствах выразительности рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, колорит…)
  2. Деление цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов
  3.  Особенности работы акварельными и гуашевыми красками, назначение и использование палитры.

  1. Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет
  2. Применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, ровно и аккуратно закрасить в пределах намеченного контура
  3. Составлять аппликационные композиции из разных материалов
  4. Лепить несложные объекты

Реальность и фантазия.

14 ч

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии Овладение навыками бумагопластики. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов .

  1. Роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника

  1. Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет
  2. Правильно сидеть и свободно проводить линии
  3. Передавать пространственное отношение
  4. Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых форм растительного мира и геометрических форм

О чём говорит искусство.

22 ч

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Овладение навыками бумагопластики. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

  1. Деление цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов
  2. Основные средства композиции ( высота горизонта, точка зрения, цветовые отношения, выделение главного центра)
  3. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  1. Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет
  2. Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых форм растительного мира и геометрических форм
  3. Высказывать простейшие суждения о картинах;
  4. Менять направление штриха, линии, мазка согласно форме

Как говорит искусство.

16 ч

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

  1. Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени)
  2. Деление цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов
  3. особенности работы акварельными и гуашевыми красками, назначение и использование палитры.
  4. Простейшие сведения о наглядной перспективе, точке схода

  1. Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет
  2. Правильно сидеть и свободно проводить линии
  3. Менять направление штриха, линии, мазка согласно форме

Календарно-тематический план.

№ урока.

Название раздела, темы урока.

Название раздела, темы урока по ФГОС.

Часы.

Контроль.

Домашнее задание.

Дата

план

факт

Чем и как работают художники.

16 ч

1-2

Три основные краски.

Волшебная палитра.

Цветочная поляна.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Наблюдать в жизни красоту цветовых оттенков.

1-3 с.

3-4

Пять красок – всё богатство цвета и тона.

Природные стихии.

Радуга на грозовом небе.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

6-10 с.

5-6.

Восковые и цветные мелки.

Осенний лес.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Стихи А.С. Пушкина, И. Бунина об осени.

13-17 с.

7-8.

Выразительные возможности аппликации.

Осенний букет.

Осенний листопад.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Найти объекты с применением мозаики.

20-24 с.

9-10.

Выразительные возможности графических материалов.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Рассказы М. Пришвина.

27-31 с.

11-12.

Выразительность объёмных работ.

Животные родного края.

Сказочные животные.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Рассказы В. Бианки, загадки о животных.

11-15 ок.

13-14.

Выразительные возможности бумаги.

Животные – оригами.

Зоопарк.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

18-22 ок.

15.

Для художника любой материал может стать выразительным.

Ночной город.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Наблюдать, какие материалы используются в строительстве.

25-29 ок.

16

Урок-экскурсия в выставочный зал музея.

. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

Реальность и фантазия.

14 ч

17-18.

Изображение и реальность.

Мир вокруг нас.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Фронтальный.

Индивидуальный.

Наблюдения за природными объектами.

1-5 н.

19-20.

Изображение и фантазия.

Фантастические, сказочные звери и птицы.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Русские народные сказки

8-12 н

21-22.

Украшение и реальность.

Бабочки и цветы.

Веточки с паутинкой.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Фронтальный.

Индивидуальный.

Найти природные мотивы в украшении предметов быта.

22-26 н.

23-24.

Украшение и фантазия.

Кружевной воротничок.

Закладка для книги.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов .

Фронтальный.

Индивидуальный.

Найти сказки с иллюстрациями И. Билибина

29 н.-3 д.

25-26.

Постройка и реальность.

Красота природных конструкций.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Фронтальный.

Индивидуальный.

Работа с энциклопедиями.

6-10 д.

27-28.

Постройка и фантазия.

Фантастический город будущего.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

13-17 д.

29-30.

Братья-Мастера создают праздник.

Новогодние конструкции.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

20-24 д.

О чём говорит искусство.

22 ч

31-32.

Выражение характера животных.

Мой любимец красками и аппликацией.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказки Р. Киплинга.

27-31 д.

33-34.

Выражение характера человека(мужской образ).

Злой и добрый сказочный герой.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Найти иллюстрации к историческим рассказам.

10-14 ян.

35-36.

Выражение характера человека(женский образ).

Злой и добрый сказочный герой.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказка «Морозко»

17-21 ян.

37-38.

Образ человека и его характер выражены в объёме.

Скульптурная композиция.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

24-28 ян.

39-40.

Природа в разных состояниях.

Море в сказках А.С. Пушкина.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказки А.С. Пушкина.

31 ян.-4 ф.

41-42.

Выражение характера человека через украшение.

Воин-защитник. Воин- захватчик.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Найти в энциклопедии старинное русское оружие.

7-11 ф.

43-44.

Выражение намерений через украшение.

Морской бой царя Салтана и пиратов.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказка А.С. Пушкина.

14-18 ф.

45-46.

Братья-Мастера создают дома для сказочных героев.

Дворец доброго волшебника и злого колдуна.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказки Волкова.

28 ф.-4 м.

47-48.

Выражение настроения.

Весёлый и грустный клоуны.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Фронтальный.

Индивидуальный.

7-11 м.

49-50

Урок-обобщение. Коллективная работа по собственному замыслу.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Привлечь родителей к составлению эскиза.

14-18 м.

51-52.

Урок-экскурсия в выставочный зал музея. Искусствоведческая викторина.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

21-25 м.

Как говорит искусство.

16 ч

53-54.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

Огонь в ночи. Перо жар-птицы.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Сказка П Ершова «Конёк-горбунок».

28 м.-1 ап.

55-56.

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Мозаика.

Площадь Солнечный город. Тронный зал Снежной королевы.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Просмотр мультфильмов по сказкам Н. Носова и Г.Х.Андерсена.

4-8 ап.

57-58.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Весенние ручьи.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Наблюдения в природе.

18-22 ап.

59-60.

Линия как средство выражения: характер линий.

Деревья ранней весной.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Фронтальный.

Индивидуальный.

Наблюдения в природе.

25-29 ап.

61-62.

Ритм пятен.

Поле цветов. Шаль.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в

Фронтальный.

Индивидуальный.

Стихи и загадки о цветах.

2-6 мая.

63-64.

Пропорции выражают характер.

Конструирование птиц.

Овладение навыками бумагопластики.

Фронтальный.

Индивидуальный.

9-13 мая.

65-66.

Все средства выражения.

Коллективное панно «Весна».

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Фронтальный.

Индивидуальный.

16-20 мая.

67-68.

Урок-экскурсия в выставочный зал музея. Искусствоведческая викторина.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

2 ч

23-27 мая.

Источники информации и средства обучения.

Материалы УМК.

Литература для учителя.

Литература для учащихся.

Интернет-ресурсы.

  1. Б.М. Неменский   Программа. «Изобразительное искусство и художественный труд.» «Школа России», концепция и программы. М., «Просвещение», 2008
  2. Неменская Л.А. Искусство и ты. Учебник для 2 класса.

Москва, «Просвещение», 2006г

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству (1-4 классы,) М., «Владос», 2003                    ,
  2. Александрова А.Г. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе.

Волгоград, «Учитель», 2004г.

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Поурочные планы. 2 класс. Волгоград, «Учитель», 2008
  2. Лопатина А.А. Секреты мастерства.100 уроков о профессиях и мастерах. М., «Амрита-Русь», 2007

  1. Кириченко Н.А.Учитесь рисовать. Альбом для учеников 2 класса.

Киев, «Радянська школа», 1980г

1

www.planetaznaniy.astrel.ru

2

www.nachalka.com

3

www.school.edu.ru

4

www.4stupeni.ru

5

www.zavuch.info

6

www.openclass.ru

7

www.festival.1september.ru

8

www.uroki.net

9

www.metodkabinet.eu

10

www.planetachkol.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

Методические материалы для учителя по программе "Изобразительное искусство и основы художественной культуры" 1-4 класс Авторы: Назарова С.Л., Перминова Г.Н.

Уважаемые коллеги!Данное пособие предназначено для учителей рисования, воспитателей детских садов,руководителей изостудий, учителей начальных классов и родителей. Даётся пошаговый алгоритм работы...

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Художественная студия. Программа факультатива по формированию художественно-эстетическому развитию для 1-4 кл.

Рисовать могут не только одарённые дети , но и все, кто этого захочет. Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка. Дети узнают о цветах и их сво...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смотрю на мир глазами художника» Направление: Художественно-эстетическое: Уровень образования (класс):1-4 классы начальной школы (базовый)

1. Видеть  и  воспринимать  проявления  художественной  культуры в  окружающей  жизни.2. Желание  общаться  с  искусством,  участвовать  в ...