Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития на уроках домоводства
статья по технологии на тему
Работа с детьми на уроккх домоводства с ТНМР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmnr_na_urokah_domovodstva.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Пинигина Елена Тимофеевна
ГБОУ Специальная (коррекционная)
школа-интернат № 2
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития на уроках домоводства
Концепция модернизации российского образования, основные положения нормативно-правовых документов специального (коррекционного) образования определяют одной из приоритетных задач школы, реализующей адаптированные образовательные программы, обеспечение успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Значимость проблемы социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена тем, что выпускники испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе, многие из них, точнее сказать дети с тяжелыми нарушениями, которые обучаются в нашей школе, вообще не могут продолжить дальнейшее обучение. При этом исследования ученых свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях системы образования и являться основой их социализации.
С учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850 ) к обязательным требованиям при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Главными ценностями адаптированной основной образовательной программы являются:
Право каждого ребенка на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Адаптированная образовательная программа обеспечивает решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Хочу конкретно остановится на разработки адаптированной программы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в нашей школе с 1по 9 классы Обучающиеся дети с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития ,интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо они испытывают существенные трудности в ее освоении, получают образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Говорить о данной категории детей можно бесконечно, они неповторимы и все очень разные, как и свойственно каждой личности. У них свой особенный мир, они понимают друг друга, находят общие интересы и т.д. Но мы должны их научить, прежде всего самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства и элементарным трудовым навыкам, которые им пригодятся в дальней жизни, так как после окончания школы они не не смогут продолжать дальнейшее обучение и будут первыми помощниками для своих близких.
Наша школа начала свою работу с данной категорией детей по второму варианту ФГОС с целью формирования необходимых для самореализации в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Я учитель технологи и домоводство и поэтому хочу конкретно остановиться на предмете домоводства, которому отведено 5 часов в неделю.
На уроках домоводства ученики должны:
1.Овладеть умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
- Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
- Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
- Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
- Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Для реализации поставленных перед нами задач есть необходимые условия в нашем образовательном учреждении.
- Оборудована кухня, в которой установлена электропечь, холодильник и все необходимые кухонные принадлежности ( кастрюли, столовый и чайный сервиз, столовые приборы, скатерти и т.д.)
- Стиральная машина-автомат, тазы, моющие чистящие средства.
- Пылесос, утюги, гладильные доски.
Все эти предметы и бытовая техника используются в работе при проведении уроков домоводства. Многие дети с тяжелыми нарушениями часто не владеют речью, не понимают словесные инструкции и поэтому наглядно-практическая деятельность стоит в основе всего учебного процесса, который направлен на развитии жизненных компетенций дальнейшей социализации ребенка.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...
Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...
Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...