"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
план-конспект урока (4 класс) по теме
Цель урока:
развитие коммуникативных навыков учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игрового опыта;
- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
- формирование фонематического слуха;
- учить понимать и выполнять поручения.
Коррекционно-развивающие:
- развитие памяти и внимания на основе методики глобального чтения;
- коррекция и развитие тактильного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_4_kl.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока устной речи
в 4 Г классе ГБОУ АО СКОШ № 31
для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Тема урока:
Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда), об их назначении в играх и игровых упражнениях.
Цель урока:
развитие коммуникативных навыков учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игрового опыта;
- уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
- формирование фонематического слуха;
- учить понимать и выполнять поручения.
Коррекционно-развивающие:
- развитие памяти и внимания на основе методики глобального чтения (работа с табличками);
- коррекция и развитие тактильного восприятия через игровые упражнения с «Чудесным мешочком».
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Оборудование, инвентарь, дидактические материалы: натуральные объекты, детская посуда, картинки с изображением различной посуды,
разрезные картинки, таблички со словами, «Чудесный мешочек», куклы, кукольная мебель (стол, стулья), плита.
Словарь: чашка, тарелка, ложка, вилка, кружка, чайник, поднос, нож, посуда; накрывать, готовить, варить, кипятить, заваривать, наливать, пить, есть, мыть, разбить, чистая, грязная.
Ход урока.
1. Организационный момент, подготовка к восприятию материала.
Прозвенел и смолк звонок, –
Начинается урок.
Говорить сегодня будем мы, ребята,
О посуде.
А сейчас позвольте мне
Вам напомнить о весне.
Фонетическая ритмика. (Проводится у доски). Дети проговаривают звуки, слоги и слова в сопровождении движений.
- А_______, О_______, У_______, И________.
- Ма-ма-ма, была зима. (Учитель предъявляет картинку с изображением зимы).
На-на-на, вот весна. (Учитель предъявляет картинку с изображением
весны).
Та-та-та, тает снег.
- А______, чАшка, чАйник, О_______, лОжка, нОж, И________, вИлка, У_______, крУжка, посУда. (Учитель показывает предметные картинки).
А теперь сядьте за парты красиво.
Основная часть.
Учитель: Тут посуда: чашки, тарелки, ложки, вилки, чайник, кастрюля.
Посуда на кухне. В посуде готовят еду: суп, кашу, чай, компот. Из посуды мы едим и пьем.
А теперь слушайте, что я скажу:
Дима взял тарелку,
Дима взял поднос.
Дима тарелку Насте
На подносе принес.
(При необходимости учитель подсказывает: Что сказать надо?)
- «На».
Настя благодарит Диму.
Учитель предлагает Кате выбрать нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет.
- Катя, какую табличку надо подложить к этому предмету?
Катя находит нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет - «тарелка» и кладет рядом с тарелкой.
- Дима найди такую же табличку, табличку со словом «тарелка».
Учитель: Что едим из тарелки? (Ответы детей: суп, кашу.) Из тарелки мы едим суп, кашу, макароны, котлету, колбасу.Учитель предъявляет картинку «Каша в тарелке».
- Настя, у тебя тарелка. А чем едят кашу?
Настя показывает жестом: «ложка».
Учитель: Правильно. Ложка нужна!
Дима взял ложку,
Дима взял поднос.
На подносе ложку
Насте он принес.
Ученик: «На».
Настя благодарит Диму.
Учитель: Ложкой едят суп, кашу.
Катя, найди табличку со словом «ложка».
Катя находит нужную таблицу со словом, обозначающим принесенный предмет - «ложка» и кладет рядом с ложкой.
Учитель: А вилкой едят картошку, колбасу, котлету (предметная картинка).
Дима взял чашку,
Дима взял поднос.
На подносе чашку
Кате он принес.
Ученик: «На».
Катя благодарит Диму: «Спасибо!»
Учитель комментирует действия детей.
Учитель: Настя, что это?
Настя показывает жестом «чашка», «пить».
Катя находит нужную табличку со словом, обозначающим принесенный предмет - «чашка» и кладет рядом с чашкой.
Учитель: Что из чашки пьём? (Чай.) Да, правильно. Из чашки пьют чай, а ещё сок, компот, молоко, воду. Катя, из чего наливают чай? (Из чайника.)Чай наливают из такого чайника(предметная картинка заварочного чайника).А кипятят воду для чая в большом чайнике(натуральный объект).
Физкультминутка:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу (поворачивают головы в стороны)
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (прыгают)
Вот уже кипит вода («моторчик»),- значит, чай нам пить пора (хлопают в ладоши).
Учитель: Садитесь на свои места. Продолжаем урок.
Тарелка – ух!
Тарелка – ах!
Тарелка голубая!
Держу её в своих руках -
Красивая какая!
Не удержав в своих руках,
Тарелка – бух!
Тарелка – бах! – (учитель поясняет: «Разбилась тарелка», показывает детям «осколки»).
Осколки собираю. (по Е. Евсеевой)
Учитель: Теперь послушайте рассказ «Чашка» (учитель читает иллюстрированный рассказ Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»). Мальчик разбил чашку. Поможем ему собрать?
Детям дается задание собрать разрезную картинку (из 2-3 частей) с изображением тарелки и чашки.
Игра «Чудесный мешочек».
Учитель: Угадайте, что за посуда здесь спряталась?
Каждый ребенок вынимает из мешочка предмет, называет его и подкладывает нужное слово.
Учитель: В «Чудесном мешочке» спряталась посуда! – предъявляет табличку со словом «посуда».
Игра «Накормим кукол».
Учитель: Наши куклы хотят есть. Надо сварить кашу.
Настя будет варить кашу в кастрюле. (Настя выбирает из набора посуды кастрюлю, ложку и «варит кашу»). Настя, накладывай в тарелки «кашу» (Настя накладывает «кашу»).
Учитель: Дима будет накрывать на стол. А Катя будет кипятить чайник. Потом будет наливать в чашки чай. (Дети выполняют озвученные действия).
Учитель: Настя и Катя будут кормить кукол, а Дима будет помогать. (Дети «кормят» кукол).
Учитель: Куклы съели кашу и выпили чай. Что куклы должны сказать?
(Учитель предъявляет табличку «спасибо»). Куклы говорят «спасибо».
Учитель: На столе грязная посуда. Посуду надо мыть. Настя, покажи как мы будем мыть посуду? (Настя имитирует мытьё посуды).
Учитель: Покажи, Дима, как ты маме помогаешь? (Работа с коммуникативным альбомом).
Заключительная часть.
Учитель: Мы говорили о посуде. Из посуды мы едим и пьём (тарелка, чашка, кружка). В посуде варят суп, кашу, заваривают чай.
Учитель благодарит детей за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития на уроках домоводства
Работа с детьми на уроккх домоводства с ТНМР...
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...
Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...