Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
рабочая программа (1 класс) на тему

Разина Светлана Александровна

Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы являются наблюдения, сравнения, экскурсии, дидактические игры. Речь глубоко умственно-отсталых детей исключительно скудна и дефектна... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Разработка примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) На примере разработки программ учебных предметов, специальных индивидуальных программ развития.

       (Программа  составлена на  основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).)

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП вариант 1,  либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования,

На основе которых образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям.  Формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

  У учеников недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении. У глубоко отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о  составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен. В процессе обучения детей  счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.         Обучение - это выработка умения слушать учителя и слышать его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы являются наблюдения, сравнения, экскурсии, дидактические игры. Речь глубоко умственно-отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы, на уроках применяются различные материалы для побуждения ученика к речевой и познавательной активности. Занятия с детьми  должны быть направлены не на механическое заучивание либо выполнение заданий, а на то, чтобы их работа способствовала осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на уроках и экскурсиях.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

области

I

II

III

IV

 Обязательная

часть

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

3

3

2

2

13

2. Математика

2.1.Математические представления

2

2

2

2

10

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

2

2

2

2

10

3.2 Человек

3

3

2

2

13

3.3 Домоводство

-

-

3

3

6

3.4. Окружающий социальный мир

1

1

2

2

7

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

2

2

2

10

4.2 Изобразительная деятельность

3

3

3

3

15

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

2

2

2

10

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

10

Итого

20

20

22

22

104

Предметные

области

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание учебного материала:

Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Задачи программы: Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

2. Математика

2.1.Математические представления

Цель программы: Обучение элементарному счету детей  с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),

        У детей с (ТМНР), очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. Не возникает подлинного понятия о числе и о  составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен.

        В процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

        Уроки  необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

         Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

        На уроках  дети считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, учащиеся знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

        Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием с занятиями технологией.

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

Цель программы: Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Содержание учебного материала:

·        Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

·        Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

·        Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

·        Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2)        Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

·        Интерес к объектам живой природы.

·        Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

·        Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

·        Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3)        Элементарные представления о течении времени.         Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

·        Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

3.2 Человек

3.3 Домоводство

3.4. Окружающий социальный мир

Цель: Адаптация к социальной среде.

 Задачи программы: Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации в показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

        С большим трудом усваиваются усвоенные ими усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями, которые в состоянии получить в школе, т.е. с чтением, письмом, счетом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации ребенка. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счету ребенок может более успешно адаптироваться в общественной жизни; между тем, бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения. Это обучение протекает более эффективно, когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков, связанных с жизнью человека в социалистическом обществе. но будет недостаточно, если ученик заучит и будет владеть только умениями и навыками, указанными  в программе. Программа предполагает, что с младших лет обучения у детей с ТМНР должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

ритмика

4.2 Изобразительная деятельность

        Рисование – один из предметов программы обучения умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

        Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

        Уроки  состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде, чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия. В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

        Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.

        На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

        В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

        Большое внимание к работе следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвет.

Декоративное рисование. С помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем в начале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм. На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры. Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

        Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.        С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы, по возможности, анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

ЛФК

6. Технологии

6.1 Профильный труд

Нет по программе

7. Коррекционно-развивающие занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранстве дома" (урок устной речи для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Цель урока:развитие коммуникативных навыков учащихся.Задачи урока:Образовательные:- формировать и расширять пассивный и активный словарный запас, связанный с содержанием бытового, предметного, игровог...

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

"Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"

quot;Использование развивающих игр в процессе обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"...

Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями все чаще принимаются в образовательные учреждения. Чем больше таких детей попадает в образовательные учреждения, тем больше возникает вопросов и проблем у пе...