Пояснительная записка по технологии. 4 класс.
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Ичитовкина Татьяна Владимировна

Пояснительная записка по технологии в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_tehnologii.docx75.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ТЕХНОЛОГИИ

          Рабочая программа курса технологии для 4 класса составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; авторской программой Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), входящей в учебно-методический комплект «Система Л.В.Занкова», составленной в соответствии с  примерной программой  по технологии, сборник программ: в 2 ч.-Ч.1.-2-е изд., испр./сост. Н.А.Цирюлик – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – 224 с.; основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Гимназия № 34».

          Предмет «Технология» нужен для формирования у школьников основы творческой деятельности, элементов технологического конструкторского мышления, воспитывает экологически разумного отношения к техническому процессу, расширить жизненно - практический опыт в области профессиональной деятельности людей. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности. Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цели предмета – оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

         Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие  задачи:

развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по – разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

  • развитие умений ориентироваться в задания разного типа: от точного повторение образца до воплощения собственного замысла;
  • развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
  • знакомство с происхождениями материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Предмет «Технология» открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.

В результате изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.

Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии. Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для выполнения других такой точности не требуется (например, сплести косичку).

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально цепные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система    ( индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения)

Технологии, используемые в обучении:

  • развивающего обучения;
  • обучения в сотрудничестве;
  • проблемного обучения;
  • развития исследовательских навыков;
  • информационно-коммуникационные,
  • здоровьясбережения и др.

   В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда. 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

 МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ                       Учебный план МОУ «Гимназия № 34» отводит на изучение технологии  в 4 «А» классе по 1 уроку в неделю, что составляет 34 часа (34 недели) в учебный год.  Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 4 «А» класса МОУ «Гимназия № 34». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»                        Личностныерезультаты                                                                                        Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ                       Личностные универсальные учебные действия .                                                                 У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  •  осознание себя как гражданина России;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • знание основных моральных норм и проекция этих
  • норм на собственные поступки;
  • - этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, других
  • людей и сопереживание им;
  • эстетические чувства на основе знакомства с мировой отечественной материальной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
  • адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
  • использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
  •  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
  • работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;-
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;
  •  обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
  • подводить анализируемые объекты под понятия на основе выделения существенных признаков и их синтеза;
  •  устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
  • контролировать действия партнера;
  • формулировать собственные мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  •  использовать речь для регуляции своих действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;                                                       учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда

Обучающийся научится:

  • называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их особенности;
  • бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
  • руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей продуктивной деятельности;
  • самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность;
  • понимать особенности проектной деятельности;
  • разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
  • понимать особенности групповой проектной деятельности;
  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

  • осознанно подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;
  • выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их обработки при разметке, сборке, отделке;
  • применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (иглой, булавками, крючком, спицами);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
  • работать с простейшей технической документацией;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  •  комбинировать художественные технологии в одном изделии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
  • прогнозировать конечный практический результат;
  • проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;
  • решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;
  •  размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
  • изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки;
  • создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

  1. класс (34 часа)

I.Лоскутная мозаика   (3 часа)

           Конструировать изделия из ткани на бумаге с использованием приемов лоскутной мозаики. Иметь представление о лоскутных рисунках. Применять знания о свойствах бумаги и ткани. Совершенствовать умения размечать   лоскуты ткани. Совершенствовать умения соединять детали между собой путем сшивания соединять детали из ткани с другими материалами. Владеть инструментом (ножницы, игла,).  Применять умения выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение.  

II.Вышивание    (4 часа)

          Знакомство с вышиванием как видом декоративно-прикладного искусства, с видами швов. Освоение этапов изготовления вышивки. Использование приемов разметки и копированием, на глаз. Применение вышивания как способа обработки материалов. Вышивание крестом на разреженной ткани. правила безопасности труда  и личной гигиены во время работы с иголкой, ножницами; способы закрепления ниток на ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, выбор стежков для соединения деталей и оформления изделий.

III. Папье-маше  (4 часа)

         Знакомство с одним из видов творческой работы «Папье-маше»Узнавать по фотографиям. Создавать образ в технике папье-маше. Иметь представление о профессии скульптора. Применять в работе знания о свойствах бумаги и клея. Уметь делать разметку с помощью эскиза, на глаз. Использовать приемы работы с бумагой.

IV.Роспись ткани  (3 часа)

        Знакомство с новым  видом декоративно-прикладного искусства - коллаж. Разнообразие материалов, используемых в коллаже. Создание собственной композиции с элементами образца. Совершенствование навыка разметки на глаз, с помощью эскиза, с помощью линейки.

V. Вязание   (4 часа)

        Вывязывать петли на спицах, выполнять игрушку в технике вязания на спицах;  правила безопасности труда  и личной гигиены во время работы со спицами.

VI. Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона  (7 часов)

          Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Изготовление объёмных изделий из бумаги. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание
и сгибание заготовок, соединение деталей склеиванием

VII. Конструирование и моделирование из разных материалов (6 часов)

          Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов

Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».

         Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями

Уметь выполнять поделки разных видах техники по образцу и по представлению. Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

VIII.Объем ное моделирова ние из ткани  (3 часа)

         Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом

 Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются

Знать соответствующие термины.

НОРМЫ  ОЦЕНОК  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

     Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности в выполнении работы;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

     Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ

Характеристика цифровой оценки (отметки)

•        “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.

•        “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.

•        “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

•        «2» ставится, если   имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.

   Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучаемый:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучаемый:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если обучаемый:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучаемый:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Проектная деятельность в курсе «Технология»

Проект на уроках технологии — это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Результат проектной деятельности — личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

В курсе «Технология» проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности — краткосрочные и долгосрочные.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Второй этап работы — это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно-полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы — аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за поддержанием атмосферы доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Рекомендуемое время часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

I. Лоскутная мозаика .           (3 часа)

 

Знать названия и описывать виды мозаики  по изготовлению. Конструировать изделия из ткани на бумаге с использованием приемов лоскутной мозаики. Иметь представление о лоскутных рисунках. Применять знания о свойствах бумаги и ткани. Совершенствовать умения размечать   лоскуты ткани. Совершенствовать умения соединять детали между собой путем сшивания соединять детали из ткани с другими материалами. Владеть инструментом (ножницы, игла,).  Применять умения выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно- прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.

II. Вышивание

(4 часа)

Знакомство с вышиванием как видом декоративно-прикладного искусства, с видами швов. Освоение этапов изготовления вышивки. Использование приемов разметки и копированием, на глаз. Применение вышивания как способа обработки материалов. Вышивание крестом на разреженной ткани. правила безопасности труда  и личной гигиены во время работы с иголкой, ножницами.

 

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

III.Папье-маше

 (4 часа)

Знакомство с одним из видов творческой работы «Папье-маше»Узнавать по фотографиям. Создавать образ в технике папье-маше. Иметь представление о профессии скульптора. Применять в работе знания о свойствах бумаги и клея. Уметь делать разметку с помощью эскиза, на глаз. Использовать приемы работы с бумагой. Использовать способ соединения клеем. Совершенствование навыка работы в данной технике.

Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов, использовать информационно-компьютерные технологии). Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

IV.Роспись ткани  

(3 часа)

Знакомство с новым  видом декоративно-прикладного искусства - коллаж.Разнообразие материалов, используемых в коллаже. Создание собственной композиции с элементами образца. Совершенствование навыка разметки на глаз, с помощью эскиза, с помощью линейки. Обработка материалов: отрезание, вырезание.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничествоисполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

V. Вязание   (4 часа)

Вывязывать петли на спицах, выполнять игрушку в технике вязания на спицах;  правила безопасности труда  и личной гигиены во время работы со спицами.

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.

VI.Объемное конструирование

и моделиро-вание из бумаги и картона

 (7 часов)

Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги. Изготовление объёмных изделий из бумаги. Разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание
и сгибание заготовок, соединение деталей склеиванием Художественное конструирование из природного материала, бумаги и картона.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно- художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

VII. Конструирование и моделирование из разных материалов (6 часов)

Уметь выполнять поделки и аппликации из различных природных материалов.

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов

Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой»

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями

Уметь выполнять поделки разных видах техники по образцу и по представлению. Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

Разные способы изготовления кукол из ниток

Конструирование из проволоки.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства - способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско- технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско- технологической задачи и рационального труда.

VIII.Объем ное моделирова ние из ткани  (3 часа)

Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом

 Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются

Знать соответствующие термины.

Сравнивать различные виды тканей и способы их создания. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебник :

Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), входящей в учебно-методический комплект «Система Л.В.Занкова».

Тетради

 1.Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

 2.Цирулик Н.А. Технология Бумажный калейдоскоп. Рабочая тетрадь  для 4 класса Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1.Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к курсу «Технология».4 класс

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2.Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова.  

   3.«Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г.   Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);

4.«Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);

5.«Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);

6.«Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)

Перечень образовательных дисков:

 CD «Детский энциклопедический словарь»;

 CD «Дымковская игрушка» и др.

Интернет ресурсы.

http://www.zankov.ru/

http://www.nachalka.ru/;  

http://www.edu.ru/

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:                                                          

 Оборудование рабочего места учителя

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

ПК с принтером

Мультимедийный  проектор

   Специфическое сопровождение (оборудование):

  • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
  •  материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый»

Календарно - тематическое планирование  по технологии

Класс:  4 «А»

Учитель:  Ичитовкина Т.В.

Количество часов:  всего  35часов;  в неделю 1 час.

Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования,  примерной программы  по технологиие, в соответствии с авторской программой Н. А. Цирулик «Технология» (Самара: Издательский дом «Федоров», 2012), входящей в учебно-методический комплект «Система Л.В.Занкова»

Учебник – Н.А.Цирулик, Т. Н. Технология: ручное творчество : учебник для 4 класса / 5 – ое изд.,испр. – Самара :Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс

Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой  "Технология" для 4 класса....

Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ

Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе...

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....

Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, ...