Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ
рабочая программа по технологии на тему
Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_1_-_4_kl.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Панфиловская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы
начальных классов
_________ /Хлопонина Т. В./ _________ /Копотилова Н. Н./ ________ /Волкова О. Н./
Протокол № 1 Приказ № ___
от «28» августа 2012 г. «28» августа 2012 г. от «31» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ТЕХНОЛОГИЯ»
1-4 классы
учителя начальных классов Мерзляковой Е. А.
(первая квалификационная категория)
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы для 1-4 классов
общеобразовательных учреждений «Технология».
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол «№ ___ от «___» _________ 2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Технология» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Рагозиной Т.М. и Мыловой И.Б. (образовательная программа «Перспективная начальная школа») без изменений.
Учебный предмет «Технология (труд)» в 3 и 4 классах включает в себя 2 модульных курса: технология и информатика.
Для реализации программы по технологии в 3 и 4 классах в школьный компонент введён 1час для углубления изучения предмета.
Исходя из цели и задач, учитывая материальную базу школы, была составлена данная программа. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 3 и 4 классах.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Государственный стандарт образования по предмету «технология» соблюдается. Учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками в полном объёме, предусмотренными программой за 3 и 4 класс.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и программой по технологии предмет «Технология» изучается с 1 по 2 класс по 1 часу в неделю, с 3 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа - во 2 классе, 68 часов - в 3 и 4 классах.
Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой. Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
практико-ориентированная направленность содержания обучения;
применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и технологических задач: математика — моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Целью реализации программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
• формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
• развитие планирующей и регулирующей функции речи;
• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;
• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;
• формирование ИКТ_компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире, как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
приобретут навыки самообслуживания; овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности;
• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук;
приобретут первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по технологии (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс
Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой "Технология" для 4 класса....
Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов
Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...
Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС
Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....
Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"
В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....
Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Пояснительная записка по технологии 1 класс 21 век
Пояснительная записка...