пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой "Технология" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя начальных классов Клевцовой Л.Е. 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), разработана на основе авторской программы курса «Технология» для 4 класса Е.А.Лутцевой (2010 г.)
Цель курса «Технология» в начальных классах — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
— обобщение представлений учащихся о современной технико – технологической картине мира и закономерностях эволюции культуры;
— развитие у учащихся преобразующего, технологического мышления, ворческих изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретённые знания в самостоятельной и коллективной проектной работе ;
— формирование у учащихся культуры труда, основ ехнологических и художественно – конструкторских знаний;
—совершенствование умения работать с информацией (искать, отбирать, систематизировать);
— совершенствование умения работать в группе (распределять и исполнять социальные роли);
— развитие коммуникативных качеств;
— формирование экологического сознания, бережного отношения к природе и умения учитывать её законы в своей преобразующей деятельности.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры и из истории технологии.
Значительное место на уроках технологии занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Курс реализуется через следующие типы уроков и их сочетание: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии – его назначении, выбора конструкции, материалов, инструментов, определении рациональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
В программу внесены изменения. Программа рассчитана на изучение курса в течение 68 часов учебного времени. Рабочая программа разработана на 69 ч. в соответствии с учебным планом и особенностями расписания.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Лутцева Е.А. Технология : учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Учебники и тетради 2011 г. соответствуют программе 2010 г. Количество часов в неделю – 2
Количество часов в 1 четверти – 17 ч.
во 2 четверти – 16 ч.
в 3 четверти – 20 ч.
в 4 четверти – 16 ч.
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
I | Технико – технологические знания и умения, основы технологической культуры | 58 | 58 |
1. | Элементы материаловедения. | 8 | 1 четверть |
2. | Основы конструкторско-технологических знаний и умений. | 10 | 2,3 четверть |
3. | Агротехнологические приемы | 4 | 2 четверть |
4. | Дизайн | 19 | 3 четверть |
5. | Техника XX – XXI века | 5 | 1 четверть |
6. | Современный информационный мир | 11 | 4 четверть |
7. | Энергия и современная энергетика | 1 | 2 четверть |
II | Из истории технологии | 10 | 11 | 1, 2,4 четверть |
Итого: | 68 | 69 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Иметь представление:
о современных направлениях научно-технического разви тия в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохра нении природной среды, предотвращении экологических и техноген ных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических зна ний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и свя занные с изученным содержанием;
технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повсе дневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зави симости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
Уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных само стоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные ре шения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в обществен ных местах, грамотный уход за домашними животными, выращи вание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)
Владеть общетрудовыми и общеучебными умениями:
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие про екты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разрабо танным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практи ческую работу на всех её этапах.
При помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Содержание учебного курса
4 класс (68 ч)
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (58ч.)
Элементы материаловедения.Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).
Основы конструкторско-технологических знаний и умений.Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория ре шения изобретательских задач).
Влияние современных технологий и преобразующей деятель ности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвра щения экологических и техногенных катастроф.
Агротехнические приёмы выращивания луковичных растений, размножения растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их ре зультатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород жи вотных (общее знакомство).
Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна — единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависи мости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника XX—XXI вв. Её современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и за её пределами и др.). Совре менные требования к техническим устройствам (экологичность, безо пасность, эргономичность и др.).
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Знакомство с основными базовыми программами. Поиск информации. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер.
Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.
Из истории технологии (10 ч)
Преобразовательная деятельность человека в XX в., науч но-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информацион ные и др.), их положительное и отрицательное влияние на челове ка, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза эко логической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоно сителей (газ, нефть) в промышленности и быту.
Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информа ционно-компьютерных технологий.
Самые яркие изобретения начала века (в обзорном поряд ке) — электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, ра дио, самолёт; в середине века — телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж XX—XXI вв. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.
Формы контроля
Выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Е. А. Лутцева: Технология: программа: 1-4 классы. – . – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010 г.
2. Лутцева Е.А. Технология : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.
3. Лутцева Е.А. Технология : учимся мастерству: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Оборудование и приборы
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Компьютер
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, кисти разных размеров, баночки для воды (непроливайки), стеки, пластилин, клей, картон, ножницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по технологии (4 класс, "Школа 2100")
Пояснительная записка...
Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ
Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе...
Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро
В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам в соответствии с ФГОС...
Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов
Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...
Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС
Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....
Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"
В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....
Презентация к урокам технологии автора Лутцевой Е. А. на тему: "От замысла - к результату: семь технологических задач"
Презентацию можно использоавать на любом уроке технологии, где планируется знакомство детей с понятием "технологическая задача"....