Планирование по технологии - 1 класс "Школа России"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по технологии 1 класс | 65.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
В качестве основных задач, решаемых при изучении курса «Технология» выделяются:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально- исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
1). внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно - преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план и применять его для решения учебной задачи), прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
2) умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
3) коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своими; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
4) первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любых изделий;
5) первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации, её передачи, преобразования, хранения информации, а также навыков использования компьютера;
6) творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно - деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско- технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе техно- логической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности); - использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности; - знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико - ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально- практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно- нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
На изучение технологии в первом классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Давайте познакомимся | 1 |
2. | Человек и земля | 11 |
3. | Человек и вода | 1 |
4. | Человек и воздух | 1 |
5. | Человек и информация | 3 |
|
| |
ИТОГО | 17ч. |
ПРИМЕЧАНИЕ: Т.к. курс делится на материальные технологии и информационные технологии курс сокращён на 17 часов. Каждая тема урока дублируется.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т.п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения дета лей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
- Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Технологии» первоклассник научится:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно - технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно - творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания; - выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия; - пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; - демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств; - сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно - поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; - вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений.
Основы культуры труда, самообслуживания:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность;
- анализ предлагаемой информации, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Конструирование и моделирование:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.
Практика работы на компьютере:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в первом классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведётся безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребѐнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключаются в следующем:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
«Портфель достижений» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которую могут входить творческие работы, отражающие его интересы; лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области; продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология»: Учебник: 1класс. – М.: Просвещение,2011г.
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология»: Рабочая тетрадь: 1класс. – М.: Просвещение,2011г.
- Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О.А. Петрова, М.О. Майсурадзе, В.А. Мотылёва.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть (9 часов)
Раздел 1: «Давай познакомимся!» (1 час)
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов
| Тип урока | Элементы содержания урока |
Планируемые результаты освоения материала (характеристика деят-ти уч-ся) | Дата проведения |
1. | Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. |
1 | УИНМ | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации(задавать ? о круге интересов и отвечать на них). Анализировать , отбирать, обобщать полученную информацию. Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами; подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | 04.09.14 |
2. | Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. |
1 | УИНМ | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации(задавать ? о круге интересов и отвечать на них). Анализировать , отбирать, обобщать полученную информацию. Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами; подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | 11.09.14 |
Раздел 2: «Человек и земля». (11 часов)
3 | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». |
1 |
УИНМ | Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с нитками. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по образцу. | Называть виды природных материалов. Представление о понятиях аппликация, пресс, природные материалы; собирать листья, создавать аппликацию по образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. | 18.09.14 | |||||
4. | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». |
1 |
УИНМ | Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с нитками. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по образцу. | Называть виды природных материалов. Представление о понятиях аппликация, пресс, природные материалы; собирать листья, создавать аппликацию по образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. | 25.09.14 | |||||
5. | Пластилин. Изделие: «Мудрая сова». |
1 | Комбинированный урок | Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. | Наличие понятия «композиция», сравнивать свойства различных природных материалов и соотносить форму и цвет с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия. | 02.10.14 | |||||
6. | Пластилин. Изделие: «Мудрая сова». |
1 | Комбинированный урок | Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. | Наличие понятия «композиция», сравнивать свойства различных природных материалов и соотносить форму и цвет с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для изготовления изделия. | 09.10.14 | |||||
7. | Проект «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина». | 1 | Урок-проект | Осмысление этапов проектной деят-ти. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и т.д.). Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деят-ть, анализировать свою деят-ть. | 16.10.14 | |||||
8. | Проект «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина». | 1 | Урок-проект | Осмысление этапов проектной деят-ти. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и т.д.). Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деят-ть, анализировать свою деят-ть. | 23.10.14 | |||||
9. | Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Использование различных видов материалов при изготовлении изделий. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги ( состав, цвет, форма); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов. Выполнять по образцу. | 30.10.14 |
2 четверть (7 часов)
10. | Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Использование различных видов материалов при изготовлении изделий. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги ( состав, цвет, форма); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов. Выполнять по образцу. | 13.11.14 | |||
11. | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж». |
1 | Урок-проект | Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике «коллаж». Знакомство с правилами работы в паре. | Называть виды диких животных. Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру; самостоятельно составлять композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя. | 20.11.14 | |||
12. | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж». |
1 | Урок-проект | Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике «коллаж». Знакомство с правилами работы в паре. | Называть виды диких животных. Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру; самостоятельно составлять композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя. | 27.11.14 | |||
13. | Домашние животные. Изделие: «Котёнок». |
1 | Комбинированный урок | Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. | Называть несколько видов домашних животных, понимать их значение в жизни человека. Использовать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и т.д.). Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. | 04.12.14 | |||
14. | Домашние животные. Изделие: «Котёнок». |
1 | Комбинированный урок | Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. | Называть несколько видов домашних животных, понимать их значение в жизни человека. Использовать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и т.д.). Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. | 11.12.14 | |||
15. Эл. прилож. К учебнику. | Новый год. Проект: «Украшаем класс к новому году». Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно». |
1 | Урок-проект | Освоение проектной деят-ти. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Работа с бумагой без ножниц. Работа с мыльным раствором. | Выбирать необходимые инструменты, материалы и приёмы работы. Осваивать способы работы с бумагой. Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов. Оформлять класс. | 18.12.14 | |||
16. Эл. прилож. К учебник | Новый год. Проект: «Украшаем класс к новому году». Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно». |
1 | Урок-проект | Освоение проектной деят-ти. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Работа с бумагой без ножниц. Работа с мыльным раствором. | Выбирать необходимые инструменты, материалы и приёмы работы. Осваивать способы работы с бумагой. Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов. Оформлять класс. | 25.12.14 |
3 четверть (9 часов)
17. Эл. прилож. К учебнику | Посуда. Проект: «Чайный сервиз». Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». |
1 | Урок-проект | Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Изготовление изделий из пластилина. Работа в группах, при изготовлении изделий для чайного сервиза. | Объяснять, что такое «сервировка», «сервиз», правила сервировки стола при чаепитии. Использовать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание и т.д. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деят-ть. Осваивать правила поведения за столом. | 15.01.15 |
18. | Посуда. Проект: «Чайный сервиз». Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница». |
1 | Урок-проект | Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Изготовление изделий из пластилина. Работа в группах, при изготовлении изделий для чайного сервиза. | Объяснять, что такое «сервировка», «сервиз», правила сервировки стола при чаепитии. Использовать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание и т.д. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деят-ть. Осваивать правила поведения за столом. | 22.01.15 |
19. | Свет в доме. Изделие: «Торшер». |
1 | Комбинированный урок | Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Изготовление модели торшера. Закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Уметь работать с шаблоном, клеем и пластилином. | 29.01.15 |
20. | Свет в доме. Изделие: «Торшер». |
1 | Комбинированный урок | Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Изготовление модели торшера. Закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Уметь работать с шаблоном, клеем и пластилином. | 05.02.15 |
21. Эл. прилож. К учебнику | Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток». |
1 | УИНМ | Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают; способами создания одежды. Виды тканей и нитей, их свойства, состав, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. | Объяснять, что такое «выкройка». Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки. | 12.02.15 |
22. Эл. прилож. К учебнику | Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток». |
1 | УИНМ | Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают; способами создания одежды. Виды тканей и нитей, их свойства, состав, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. | Объяснять, что такое «выкройка». Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки. | 19.02.15 |
23. | Учимся шить. «Пришиваем пуговицу с 2-мя отверстиями». | 1 | Комбинированный урок | Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. | Применять правила безопасной работы с ножницами и иглой. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Сравнивать различные виды пуговиц. | 05.03.15 |
24. | Учимся шить. «Пришиваем пуговицу с 2-мя отверстиями». | 1 | Комбинированный урок | Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. | Применять правила безопасной работы с ножницами и иглой. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Сравнивать различные виды пуговиц. | 12.03.15 |
Раздел 3: «Человек и вода». (1 час)
25. Эл. прилож. К учебнику | Вода в жизни человека и растений. «Проращивание семян». |
1 | Комбинированный урок | Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. | Знать, что такое рассада, называть правила ухода за комнатными растениями; значение воды в жизни человека, животных, растений. Сравнивать информацию, полученную из разных источников и делать выводы и обобщения. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. | 19.03.15 |
4 четверть (9часов)
26. Эл. прилож. К учебнику | Вода в жизни человека и растений. «Проращивание семян». | 1 | Комбинированный урок | Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. | Знать, что такое рассада, называть правила ухода за комнатными растениями; значение воды в жизни человека, животных, растений. Сравнивать информацию, полученную из разных источников и делать выводы и обобщения. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. | 02.04.15 |
Раздел 4: «Человек и воздух». (1 час)
27. | Полёты птиц. Изделие: «Попугаи». | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способами создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение деталей для мозаики в группе. | Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Выполнять заготовки для мозаики в группе. | 09.04.15 |
28. | Полёты птиц. Изделие: «Попугаи». | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способами создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение деталей для мозаики в группе. | Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Выполнять заготовки для мозаики в группе. | 16.04.15 |
Раздел 5: «Человек и информация». (3 часа)
29. | Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо». | 1 | Комбинированный урок | Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. | Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах, на основании полученного материала. Самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. | 23.04.15 |
30. | Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо». | 1 | Комбинированный урок | Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. | Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах, на основании полученного материала. Самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. | 30.04.15 |
31. | Важные телефонные номера. Изделие: «Важные телефонные номера» | 1 |
УИНМ | Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. | Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково – символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Рисовать простой план местности, размечать на нём дорожные знаки, определять маршрут. | 07.05.15 |
32. | Важные телефонные номера. Изделие: «Важные телефонные номера» | 1 |
УИНМ | Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. | Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково – символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Рисовать простой план местности, размечать на нём дорожные знаки, определять маршрут. | 14.05.15 |
33. | Компьютер. |
1 | Комбинированный урок | Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого. | 21.05.15 |
34. | Компьютер. |
1 | Комбинированный урок | Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в интернете с помощью взрослого. | 28.05.15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
Тематическое планирование уроков технологии во 2 классе УМК "Школа России" по учебникам Т.Я. Шпикаловой.
Уроки технологии я распланировала в соответствии с учебным планом: 1час в неделю-34часа в год....
Контрольная работа по математике 3 классШкола России
Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...
Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.
Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....
календарно-тематическое планирование по технологии Школа России 1 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету "Технология" разработано по программе "Школа России" для учеников 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по технологии. "Школа России", 3 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии. "Школа России", 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по технологии Школа России 1 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии Школа России 1 класс...