Основы технологических умений, навыков и знаний в начальных классах
учебно-методический материал по технологии на тему
Технология – это учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.
Дети с дошкольного возраста осваивают свойства различных материалов. С 1 класса учащиеся знают материалы, необходимые для создания поделок: пластилин, природный материал, ткань, бумага и картон, нитки, проволока, фольга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_umeniy_po_tehnologii.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы технологических умений, навыков и знаний
в начальных классах
Технология – это учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.
Дети с дошкольного возраста осваивают свойства различных материалов. С 1 класса учащиеся знают материалы, необходимые для создания поделок: пластилин, природный материал, ткань, бумага и картон, нитки, проволока, фольга.
Важно овладеть умением работать с инструментами и приспособлениями: линейкой, ножницами, кисточкой для клея и для рисования, карандашом, ластиком, точилкой, скрепками, различного вида стеками, клеем, скотчем, дощечкой для работы, салфеткой, иголкой и шилом.
Для того чтобы освоить элементарные технологические приёмы и навыки, а в дальнейшем раскрыть секреты ручного мастерства, можно воспользоваться советами и памятками для начинающих любителей прикладного творчества.
Памятка №1. Организация рабочего места
Рабочее место всегда должно быть чистым, свободным и просторным. Материалы, инструменты и приспособления для общего пользования положи посередине стола.
Памятка №2.Подготовка к работе
1)Убери со стола лишние вещи.
2)Подготовь всё необходимое для работы.
3)Подготовь нужные инструменты и приспособления для работы.
4)Расположи материалы так, чтобы он не мешали работать.
Памятка №3. Процесс работы
1)Поддерживай порядок во время работы.
2)Соблюдай правила работы с инструментами, материалами и технику безопасности.
3)Следи за последовательностью технологических операций.
4)Экономно расходуй материалы для работы, сохраняй остатки материала для дальнейшего использования.
Памятка №4.Окончание работы
1)Рассортируй и собери отходы.
2)Убери инструменты и материалы на место.
3)Собери мусор со стола и вокруг него.
4)Вымой руки с мылом.
Памятка №5. Работа с пластилином
С пластилином мы работаем руками. Чтобы пластилин стал мягким, его нужно согреть в руках и размять. Работать с пластилином нам помогают инструменты – стеки. Ими можно отрезать кусочек пластилина или сделать на нём узор.
Приёмы работы с пластилином
1)Отрезать
2)Размять
3)Раскатать
4)Слепить
5)Сплющить
6) Вдавить
7)Скатать
8)Перекрутить
9)Прищипнуть
10)Вытянуть
Памятка №6. Правила работы с шаблоном
1)Расположи шаблон так, чтобы экономно использовать материал.
2)Левой рукой плотно прижми шаблон к заготовке, а в правую возьми карандаш. Приготовься обводить шаблон.
3)Начинай обводить шаблон, не сдвигая его с места.
4)Закончи обводить шаблон в той же точке, где начал.
5)Вырежи заготовку по линии.
Разметка бумаги приёмом сгибания
1)Сгибай лист бумаги на столе.
2)Сгибай лист в направлении от себя.
3)Выровняй углы и стороны сгибаемого листа бумаги.
4)Линию сгиба пригладь от середины к краям сначала ребром ладони, потом при помощи гладилки.
Приёмы работы с бумагой
1)Надрываем
2)Отрезаем
3)Склеиваем
4)Рисуем
5)Вырезаем
6)Складываем
7)Проглаживаем гладилкой
8)Прокалываем
9)Нарезаем
10)Отрываем
Приёмы работы с конструктором
1)Завинчивание
2)Развинчивание
Советы при выполнении поделки
При выполнении любой поделки необходимо внимательно рассмотреть образец и проанализировать, из чего и как он изготовлен. Очень важно правильно спланировать свои действия.
Анализ образца
1)Рассмотри иллюстрацию готовой поделки или готовую поделку.
2)Разберись, из каких деталей она состоит (форма, размер, цвет).
3)Определи материалы и инструменты, с помощью которых она сделана.
4)Постарайся определить способ и приёмы изготовления поделки, понять её конструкцию. Подумай, какова была последовательность технологических операций.
5)Подумай, какими свойствами материалов обоснован их выбор для поделки. Можно ли заменить их другими материалами.
Работа со схемой и инструкцией
1)Рассмотри рисунки этапов работы и прочитай инструкции.
2)Подумай, какие этапы работы пропущены.
3)Оцени трудоёмкость работы, чтобы правильно рассчитать рабочее время.
Каждый ребёнок не сразу, сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно объективно, сможет оценить уровень сложности, оригинальность, аккуратность и композицию своих работ, зафиксировать количество деталей или поделок. Научиться оценивать свою деятельность можно по следующим критериям.
Сложность выполнения изделия
-очень легко
- легко
-трудно освоить новые приёмы работы
Затраты времени:
-менее одного урока
- один урок
-поделку надо доделать дома
Оценка своего изделия:
- над изделием надо ещё потрудиться
- изделие сделано аккуратно
Информационные ресурсы:
1) Учебник «Технология» для 1 класса, УМК «Перспектива» под ред. Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейгат, 2013 г.
2)Учебник «Технология» для 2 класса, УМК «Планета знаний» под ред. О.В.Узоровой, Е.А. Нефёдовой, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...
Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...
Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства
Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...
Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.
Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...
Формирование метапредметных умений на уроках в начальных классах
Выступление на педсовете...
Требования к заниям, умениям, навыкам к концу 1 класса
Разработка классного часа по теме: "Требования к заниням, умениям, навыкам к концу 1 класса...
Требования к заниям, умениям, навыкам к концу 1 класса
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМУЧАЩИХСЯ К КОНЦУ I КЛАССА К концу I класса учащиеся должны знать: все звуки и буквы ру...