Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическое и психическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_pisma_obuchayushchihsya_nachalnyh_klassov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутина О.В., учитель изобразительного искусства высшей категории
МОБУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 38»
Формирование навыков письма обучающихся начальных классов
средствами изобразительного искусства
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов
Джордано Бруно
В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства как отдельного предмета представляется необъективно узким. С одной стороны, не отрицается важность ИЗО в эстетическом воспитании как ведущей задачи. Вместе с тем у многих родителей возникают сомнения в полезности дальнейшего использования знаний и умений, полученных обучающимися на данных уроках, в длительности действия полезных приобретенных навыков, в возможности их дальнейшего применения. Занятия изобразительным искусством в школе необходимы не только для художественного и эстетического воспитания, в не меньшей степени они направлены на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, становление коммуникативной культуры школьников, обучение их работе с информацией.
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30%, причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев», так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.
Рассмотрим необходимость использования уроков изобразительного искусства, различных средств данного вида искусства для развития мелкой моторики рук, а соответственно и формирования навыков письма обучающихся начальных классов.
Согласно данным психологов и физиологов, у обучающихся первых, вторых классов чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).
Наиболее эффективными в данном случае являются уроки изобразительного искусства, так как навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер, а в процессе изобразительной деятельности развиваются движения рук, связанные с процессом изображения. Одновременно решаются вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Уверена, что одним из важных условий развития мелкой моторики руки, является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Обучающимся для выполнения заданий предлагаются следующие материалы: графический карандаш, тушь, акварель, гуашь, пастель, уголь, фломастер, восковые мелки, гелиевые ручки, пластилин, глина. В каждом случае выбор художественного материала, рекомендованного программой, обусловлен конкретной задачей. Детям приходится прорисовывать очень мелкие детали изображения, различные элементы росписи: волнистые и прямые линии, точки. Рисуя, они учатся держать линию. Изображение точек, коротких штрихов различных по характеру линий, учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие элементы рисунков напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью заданий с использованием различных нетрадиционных техник изображения (пальчиковая и ладошковая живопись, набрызг, метод раздувания, кляксография).
Влияние изобразительной деятельности на формирование системы универсальных умений и навыков использовалось в педагогической практике еще И.Г.Пестолоцци. Он считал, что письмо как «рисование произвольно выбранных линейных форм» должно в основном следовать общим правилам линейного рисунка, и учил детей рисовать раньше, чем заходила речь о письме. В соответствии с этим методом его ученики умели писать буквы совершенно безукоризненно, что для раннего возраста не характерно.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическое и психическое здоровье. В процессе рисования будут совершенствоваться наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус, творческие способности; развиваться наблюдательность, внимание, воображение. Кроме того, занятия изобразительным искусством доставят детям радость, создадут положительный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы посредством изобразительного искусства
Исследовательская деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению ребёнком новых знаний ...
Новации как эффективный путь мотивации к саморазвитию обучающихся I ступени средствами изобразительного искусства.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новых образовательных технологий. Различают понятия ...
Новации как эффективный путь мотивации к саморазвитию обучающихся I ступени средствами изобразительного искусства
Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его вид...
Новации как эффективный путь мотивации к саморазвитию обучающихся I ступени средствами изобразительного искусства.
Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии е...
Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем...
Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов
В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфографическая грамотность всегда занимала главную и значимую позицию в русском языке. Но что же включается себя орфографический навык, как его развивают у обучающихся? В данной статье произведено ис...