Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.
материал (1 класс) по теме
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_motoriki.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Еремеева Инна Владимировна
учитель начальных классов
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный
Развитие мелкой моторики и
графических навыков у начальных классов учащихся.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, что может привести в ухудшению успеваемости по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, письмо и др. Поэтому в дошкольном и младшешкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического навыка ручной умелости. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.
Различные проблемы в обучении возникают у школьника тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развивать определенные качества, либо в дальнейшем эти качества оказались не нужными, не востребованными. Обращаясь к коррекционно-развивающей работе со школьниками, педагог создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психолого-педагогические навыки могут сформироваться и стать нужными ребенку в обучении. Те или иные способности, психические новообразования, конкретные психологические навыки ребенка не существуют сами по себе. Они возникают, формируются, развиваются в том случае, если создана особая система отношений с ребенком, которая формирует желания, потребности, интеллектуальную и физическую готовность.
У детей с умственной отсталостью наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кисти и пальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с умственной отсталостью создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей можно определить по числу бросков мяча диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30с ребенок бросил более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15 – удовлетворительная, менее 15 раз – плохая. Используют и другие приемы.
Поочередной прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: продолжить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке – 2-, 3-, 4-й в течение 5с.
Одновременное чередование кулака и ладони.
Отстукивание ритма 1-11-1-11.
Лабиринт: по сигналу провести непрерывную линию до выхода из лабиринта.
Удерживание в течение 10с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.
Стояние с закрытыми глазами в течение 10с попеременно на правой и левой ноге.
При максимальном прыжке вверх ударить в ладони не менее трех раз.
Упражнения и игры для развития и совершенствование
ручной моторики.
- Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).
«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Дом» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.
«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».
«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.
«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.
«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.
- Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.
«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.
«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.
«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.
«Человечки» - указательный и средний палец бегают по столу.
«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз.
«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживания.
«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях «право, лево, верх, низ». Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения учителя, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Ладонь – кулак – ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и становится ребром.
«Зайчик – кольцо» (переход из одной статистической позы в другую).
«Коза – кошка» (переход из одной статистической позы в другую).
«Отстукивание» - карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.
- Упражнения с предметами.
«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными и разноцветными.
«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередование по цвету, форме, величине.
Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».
- Графические работы.
Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в:
- обводке контуров, лекал;
- воспроизведении изображения с помощью опорных точек;
- штриховке в разных направлениях (существуют разные виды штриховок: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигуры. Перед учеником ставится задача: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, с одинаковым нажимом, при этом нужно не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, а фломастеры для обводки контура.);
- дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
- раскрашивании картинок;
- соединении точек, нанесенных на листе бумаги.
6. Игры для тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машины, в другом – дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимателен и осторожен». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.
«Съедобное и несъедобное». (Это игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).
«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.
Кроме вышеописанного, для развития моторики можно использовать работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги, шитье, вышивание, вязание, плетение.
Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на графический навык, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представлений о том, как надо правильно держать карандаш или ручку.
Правильная посадка ученика за партой при письме.
- При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3 – 5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги согнуты под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой, либо немного направо – у детей, пишущих левой рукой.
- Тетрадь следует располагать против середины груди пишущего так, чтобы правый ее угол был выше левого. Во избежание излишнего поворота головы и туловища в ту или иную сторону тетрадь по мере написания нескольких слов должна быть продвинута левой рукой настолько, чтобы пишущая рука не особенно удалялась от середины груди.
- Ручку следует держать тремя пальцами: большим – слева, указательным – сверху, средним – поддерживать справа. Все три пальца находятся в слегка согнутом спокойном положении. Остальные два пальца – безымянный и мизинец – служат опорой кисти. Они должны слегка касаться бумаги и легко скользить по ней. Конец ручки должен быть направлен в правое плечо. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях.
Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за посадкой и графической деятельностью ребенка. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, педагог должен систематически проверять, выполняет ли ученик эти требования, и по необходимости поправлять его.
Литературные источники:
- Вейзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.,1997г.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развитие речи – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, 2000г.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе. М., 2008г.
- Илюхина В.А. Волшебные линии. М., 2005г.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. М., 2001г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М., 2006г.
- Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров, Балашиха, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общеучебных умений и навыков обучающихся начальных классов
Исследование, целью которого являлось выявление и обоснование влияния на качество знаний обучающихся I ступени уровня владения ими общеучебными умениями и навыками. Основными навыками, которые до...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Программа развития мелкой моторики рук для учащихся начальных классов.
Программа рассчитана на два года...
Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»
Мастер-класс и презентация для учителей начальных классов «Развитие учащихся в процессе формирования УУД. Развитие мелкой моторики. Умные руки -умный ребенок. Лэпбук – интерактивная папка»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук для обучающихся 1 класса для детей с ЗПР
Цель: Организация групповых, речевых игр направленных на развитие мелкой моторики рук.Задачи:- Корректировать зрительно-слуховое внимание на основе сосредоточения на речи и действиях говорящего. ...