Аналитическая справка о стабильных результатах динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по технологии на тему
В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционоой школы остается проблема эффективности образовательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_o_stabilnyh_rezultatah.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Положительная динамика в коррекции развития обучающихся с ОВЗ (на примере формирования основных видов деятельности на уроках «Лепки, рисования, ручного творчества» в 2-4 классах)
Проневская Е.Э.
В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет «Лепка, рисование, ручное творчество» предусмотрен учебным планом для обучающихся, имеющих сложный дефект. Наличие данного предмета в программе специальной (коррекционной) школы VIII вида продиктовано необходимостью включения умственно отсталых учащихся в разнообразные виды доступной им деятельности.
Анамнез учащихся 4-А класса (2015-2016 учебный год)
Диагноз | % |
F-71 | 75 |
F-72 | 12,5 |
G-80 | 12,5 |
Нарушения мозгового кровообращения | 100 |
Нарушение зрения | 25 |
Нарушение опорно-двигательного аппарата | 37,5 |
Нарушение общей и мелкой моторики | 100 |
Гиперактивность | 90 |
РДА, шизофрения, шизофреноподобный синдром | 50 |
Соматически ослаблены | 100 |
Эндокринная патология | 25 |
Желудочно-кишечная патология | 12,5 |
Синдром:ЦеребростеническийНеврозоподобныйПсихопатоподобный | 12,5 50 50 |
ДЦП | 12,5 |
В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта урок должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму. Независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию; рисование и аппликацию; рисование и конструирование; аппликацию и конструирование и т. п.
По данному предмету мной разработан вариант рабочей программы для 1 – 4-х классов.
В рамках преподавания данного предмета решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и коррекционно-развивающие.
Задачами обучения лепки, рисования, ручного творчества детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Решение этих задач на уроках лепки, рисования, ручного творчества возможно при формировании элементарных навыков различных видов деятельности.
В программе по данному предмету представлены планируемые результаты формирования необходимых элементарных навыков различных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
Рисование:
Достаточный. Стремится рисовать, иногда инициирует рисование; принимает задачу взрослого нарисовать что-то определенное в совместной со взрослым деятельности; движения недостаточно ритмичные, неравномерные, слабокоординированные, не ориентируется на границы изображения; с помощью взрослого называет словом выполненное изображение; может неправильно держать кисть, карандаш, затрудняется в закрашивании рисунка, недостаточно аккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.
Средний. Не инициирует рисование, в совместной со взрослыми деятельности может нарисовать что-то определенное; неправильно держит кисть, карандаш, линии прерывистые, нечеткие, не передают форму объекта; в процессе рисования не проявляет положительных эмоций, не стремится рисовать; может владеть отдельными элементарными приемами рисования, затрудняется в закрашивании рисунка, неаккуратно использует материалы; не участвует в создании коллективных композиций или участвует при постоянном побуждении взрослых.
Низкий. Манипулирует с карандашом, кистью, выделяя их функцию – оставлять следы; неправильно держит кисть, карандаш, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми рисование; не узнает в каракулях определенный объект, не умеет закрашивать рисунок, неаккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.
Лепка:
Достаточный. Стремится лепить, иногда инициирует лепку; принимает задачу взрослого слепить что-то определенное совместно со взрослым; движения недостаточно ритмичные, неравномерные, слабокоординированные, технические навыки сформированы слабо; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает; неаккуратно использует материалы.
Средний. Не инициирует лепку, в совместной со взрослыми деятельности может слепить что-то определенное; в процессе лепки не проявляет положительных эмоций, не стремится лепить; технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами лепки; неаккуратно использует материалы.
Низкий. Манипулирует с пластилином, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми лепка; неаккуратно использует материалы.
Аппликация:
Достаточный. С удовольствием выполняет аппликацию, иногда инициирует выполнение аппликации; принимает задачу взрослого выполнить что-то определенное совместно со взрослым; технические навыки сформированы слабо; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает; неаккуратно использует материалы.
Средний. Не инициирует аппликацию, в совместной со взрослыми деятельности может выполнить что-то определенное; в процессе аппликации не проявляет положительных эмоций, технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами аппликации; неаккуратно использует материалы.
Низкий. Манипулирует с материалом для аппликации, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми аппликация; неаккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.
Конструирование:
Достаточный. С удовольствием конструирует, иногда инициирует конструирование; принимает задачу взрослого выполнить что-то определенное совместно со взрослым; технические навыки сформированы слабо; не всегда правильно устанавливает пространственное положение деталей; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает.
Средний. Не инициирует конструирование, в совместной со взрослыми деятельности может сконструировать что-то определенное; в процессе конструирования не проявляет положительных эмоций, не стремится конструировать; технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами конструирования; самостоятельно установить пространственное положение деталей не может.
Низкий. Манипулирует с деталями конструктора, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми конструирование.
Показатели динамики формирования элементарных необходимых знаний, умений и навыков
n|n | Имя Год обучения | Рисование | Лепка | Аппликация | Конструирование | ||||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Миша | 4 | 7 | 7 | 3 | 6 | 6 | 5 | 7 | 8 | 2 | 5 | 5 |
2 | Денис | 2 | 4 | 7 | 3 | 4 | 7 | 3 | 5 | 8 | 1 | 2 | 3 |
3 | Ира | 2 | 3 | 6 | 2 | 4 | 6 | 3 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 |
4 | Никита | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
5 | Варвара | 3 | 7 | 7 | 4 | 6 | 6 | 4 | 7 | 7 | 2 | 5 | 5 |
6 | Андрей | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 5 | 5 | 1 | 2 | 3 |
Итого | 13 | 28 | 34 | 14 | 24 | 30 | 17 | 32 | 37 | 8 | 17 | 20 |
В конце каждого учебного года делается вывод, какому уровню соответствует достижение ребенком планируемых результатов (показателей) динамики формирования элементарных ЗУН: высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.
Низкий уровень – 1-3 балла, средний – 4-6 баллов, достаточный - 7-9 баллов.
n|n | Имя | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Всего баллов | Суммарный уровень | Всего баллов | Суммарный уровень | Всего баллов | Суммарный уровень | ||
1 | Миша | 14 | с | 25 | д | 26 | д |
2 | Денис | 9 | н | 15 | с | 25 | д |
3 | Ира | 8 | н | 15 | с | 22 | с |
4 | Никита | 4 | н | 7 | н | 8 | н |
5 | Варвара | 13 | с | 25 | д | 25 | д |
6 | Андрей | 4 | н | 14 | с | 15 | с |
Итого | 52 | н | 101 | с | 121 | с |
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в таблицу. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) и вносится в графу «суммарный уровень»: Низкий уровень – 1-12 баллов, средний – 13-24 баллов, достаточный - 25-36 баллов.
Распределение баллов по степени соответствия достижением ребенком планируемых результатов (показателей) определенному уровню
Уровень | Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны |
Достаточный | 9 | 8 | 7 |
Средний | 6 | 5 | 4 |
Низкий | 1 | 2 | 3 |
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования элементарных ЗУН.
Сводная таблица по 2 классу
Уровни | Достаточный | Средний | Низкий |
Количество детей | 0 | 2 | 4 |
Показатели, % | 0 | 33,2% | 66,8% |
Сводная таблица по 3 классу
Уровни | Достаточный | Средний | Низкий |
Количество детей | 2 | 3 | 1 |
Показатели, % | 33,3% | 50% | 16,7% |
Сводная таблица по 4 классу
Уровни | Достаточный | Средний | Низкий |
Количество детей | 3 | 2 | 1 |
Показатели, % | 50% | 33,3% | 16,7% |
Вывод: На основании данных сводных таблиц, видна положительная динамика развития основных видов деятельности, которые формируются у учащихся с ОВЗ на уроках «Лепки, рисования, ручного, творчества». Что говорит, о правильном использовании мной методов, приемов коррекционно- развивающей работы для формирования знаний, умений и навыков школьников младших классов. Проведенный мониторинг показывает, что у 50% учащихся (первая группа) со сложной структурой дефекта к 5 классу ЗУН находятся на достаточном уровне, также отмечается стабильная динамика развития детей со средним уровнем сформированности ЗУН (вторая группа). В дальнейшем для улучшения показателей сформированности ЗУН учащихся третьей группы, большее внимание мной будет уделяться индивидуальной работе с данными учащимися (1 человек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о динамике результатов работы учителя-логопеда
Цель исследования: проанализировать особенности развития связной речи у младших школьников с общим нарушением речи и задержкой психического развития.Задачи исследования:1. Проанализировать смысловую ц...
Аналитическая справка результатов освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений
Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений по Ленинградской области в межаттестационный период...
Аналитическая – справка отчет по результатам изучения школьной мотивации учащихся 2-4-х классов по МБОУ «АНОШ-детский сад» 2017-2018 учебный год
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенст...
Аналитическая справка по результатам мониторинга сформированности УУД у обучающихся вторых классов 2018-2019
Аналитическая справка...
Информационно-аналитическая справка о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов в 2019 году.
Назначение ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов
В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...
Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном году.
Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном го...