Аналитическая справка о стабильных результатах динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по технологии на тему

Проневская Елена Эдуардовна

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционоой школы остается проблема эффективности образовательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_o_stabilnyh_rezultatah.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Положительная динамика в коррекции развития обучающихся с ОВЗ (на примере формирования основных видов деятельности на уроках «Лепки, рисования, ручного творчества» в 2-4 классах)

Проневская Е.Э.

В настоящее время одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности образовательного процесса. Её решение предполагает совершенствование условий, методов и форм организации обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.

Предмет «Лепка, рисование, ручное творчество» предусмотрен учебным планом для обучающихся, имеющих сложный дефект. Наличие данного предмета в программе специальной (коррекционной) школы VIII  вида продиктовано необходимостью включения умственно отсталых учащихся в разнообразные виды доступной им деятельности.

Анамнез учащихся 4-А класса (2015-2016 учебный год)

Диагноз

%

F-71

75

F-72

12,5

G-80

12,5

Нарушения мозгового кровообращения

100

Нарушение зрения

25

Нарушение опорно-двигательного аппарата

37,5

Нарушение общей и мелкой моторики

100

Гиперактивность

90

РДА, шизофрения, шизофреноподобный синдром

50

Соматически ослаблены

100

Эндокринная патология

25

Желудочно-кишечная патология

12,5

Синдром:

Церебростенический

Неврозоподобный

Психопатоподобный

12,5

50

50

ДЦП

12,5

В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта урок должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму. Независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видов деятельности, например лепку и аппликацию; рисование и аппликацию; рисование и конструирование; аппликацию и конструирование и т. п.

По  данному предмету мной разработан вариант рабочей программы для 1 – 4-х классов.

В рамках преподавания данного предмета решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и коррекционно-развивающие.

Задачами обучения лепки, рисования, ручного творчества детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Решение этих задач на уроках лепки, рисования, ручного творчества возможно при формировании элементарных навыков различных видов деятельности.

В программе по данному предмету представлены планируемые результаты формирования необходимых  элементарных навыков различных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

Рисование:

Достаточный. Стремится рисовать, иногда инициирует рисование; принимает задачу взрослого нарисовать что-то определенное в совместной со взрослым деятельности; движения недостаточно ритмичные, неравномерные, слабокоординированные, не ориентируется на границы изображения; с помощью взрослого называет словом выполненное изображение; может неправильно держать кисть, карандаш, затрудняется в закрашивании рисунка, недостаточно аккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.

Средний. Не инициирует рисование, в совместной со взрослыми деятельности может нарисовать что-то определенное; неправильно держит кисть, карандаш, линии прерывистые, нечеткие, не передают форму объекта; в процессе рисования не проявляет положительных эмоций, не стремится рисовать; может владеть отдельными элементарными приемами рисования, затрудняется в закрашивании рисунка, неаккуратно использует материалы; не участвует в создании коллективных композиций или участвует при постоянном побуждении взрослых.

Низкий. Манипулирует с карандашом, кистью, выделяя их функцию – оставлять следы; неправильно держит кисть, карандаш, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми рисование; не узнает в каракулях определенный объект, не умеет закрашивать рисунок, неаккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.

Лепка:

Достаточный. Стремится лепить, иногда инициирует лепку; принимает задачу взрослого слепить что-то определенное совместно со взрослым; движения недостаточно ритмичные, неравномерные, слабокоординированные, технические навыки сформированы слабо; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает; неаккуратно использует материалы.

Средний. Не инициирует лепку, в совместной со взрослыми деятельности может слепить что-то определенное; в процессе лепки не проявляет положительных эмоций, не стремится лепить; технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами лепки; неаккуратно использует материалы.

Низкий. Манипулирует с пластилином, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми лепка; неаккуратно использует материалы.

Аппликация:

Достаточный. С удовольствием выполняет аппликацию, иногда инициирует выполнение аппликации; принимает задачу взрослого выполнить что-то определенное совместно со взрослым; технические навыки сформированы слабо; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает; неаккуратно использует материалы.

Средний. Не инициирует аппликацию, в совместной со взрослыми деятельности может выполнить что-то определенное; в процессе аппликации не проявляет положительных эмоций, технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами аппликации; неаккуратно использует материалы.

Низкий. Манипулирует с материалом для аппликации, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми аппликация; неаккуратно использует материалы; участвует в создании коллективных композиций.

Конструирование:

Достаточный. С удовольствием конструирует, иногда инициирует конструирование; принимает задачу взрослого выполнить что-то определенное совместно со взрослым; технические навыки сформированы слабо; не всегда правильно устанавливает пространственное положение деталей; с помощью взрослого называет словом выполненное объекты и обыгрывает.

Средний. Не инициирует конструирование, в совместной со взрослыми деятельности может сконструировать что-то определенное; в процессе конструирования не проявляет положительных эмоций, не стремится конструировать; технические навыки не сформированы; может владеть отдельными приемами конструирования; самостоятельно установить пространственное положение деталей не может.

Низкий. Манипулирует с деталями конструктора, технические навыки не сформированы; не привлекает даже совместное со взрослыми конструирование.


Показатели динамики формирования элементарных необходимых знаний, умений и навыков

n|n

Имя      

                     Год

            обучения

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Миша

4

7

7

3

6

6

5

7

8

2

5

5

2

Денис

2

4

7

3

4

7

3

5

8

1

2

3

3

Ира

2

3

6

2

4

6

3

6

7

1

2

3

4

Никита

1

3

3

1

1

2

1

2

2

1

1

1

5

Варвара

3

7

7

4

6

6

4

7

7

2

5

5

6

Андрей

1

4

4

1

3

3

1

5

5

1

2

3

Итого

13

28

34

14

24

30

17

32

37

8

17

20

В конце каждого учебного года делается вывод, какому уровню соответствует достижение ребенком планируемых результатов (показателей) динамики формирования элементарных ЗУН: высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.

Низкий уровень – 1-3 балла, средний – 4-6 баллов, достаточный - 7-9 баллов.

n|n

Имя

2 класс

3 класс

4 класс

Всего баллов

Суммарный уровень

Всего баллов

Суммарный уровень

Всего баллов

Суммарный уровень

1

Миша

14

с

25

д

26

д

2

Денис

9

н

15

с

25

д

3

Ира

8

н

15

с

22

с

4

Никита

4

н

7

н

8

н

5

Варвара

13

с

25

д

25

д

6

Андрей

4

н

14

с

15

с

Итого

52

н

101

с

121

с

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в таблицу. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) и вносится в графу «суммарный уровень»: Низкий уровень – 1-12 баллов, средний – 13-24 баллов, достаточный - 25-36 баллов.

Распределение баллов по степени соответствия достижением ребенком планируемых результатов (показателей) определенному уровню

Уровень

Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны

Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны

Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны

Достаточный

9

8

7

Средний

6

5

4

Низкий

1

2

3

Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребенка. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования элементарных ЗУН.

Сводная таблица по 2 классу

Уровни

Достаточный

Средний

Низкий

Количество детей

0

2

4

Показатели, %

0

33,2%

66,8%

Сводная таблица по 3 классу

Уровни

Достаточный

Средний

Низкий

Количество детей

2

3

1

Показатели, %

33,3%

50%

16,7%

Сводная таблица по 4 классу

Уровни

Достаточный

Средний

Низкий

Количество детей

3

2

1

Показатели, %

50%

33,3%

16,7%


Вывод: На основании данных сводных таблиц, видна положительная динамика развития основных видов деятельности, которые формируются у учащихся с ОВЗ на уроках «Лепки, рисования, ручного, творчества». Что говорит, о правильном использовании мной методов, приемов коррекционно- развивающей работы для формирования знаний, умений и навыков школьников младших классов. Проведенный мониторинг показывает, что  у 50% учащихся (первая группа) со сложной структурой дефекта к 5 классу ЗУН находятся на достаточном уровне, также отмечается стабильная динамика развития детей со средним уровнем сформированности ЗУН (вторая группа). В дальнейшем для улучшения показателей сформированности ЗУН учащихся третьей группы, большее внимание мной будет уделяться индивидуальной работе с данными учащимися (1 человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о динамике результатов работы учителя-логопеда

Цель исследования: проанализировать особенности развития связной речи у младших школьников с общим нарушением речи и задержкой психического развития.Задачи исследования:1. Проанализировать смысловую ц...

Аналитическая справка результатов освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

Стабильные результаты освоения обучающимися  образовательных программ и показатели динамики их достижений по Ленинградской области в межаттестационный период...

Аналитическая – справка отчет по результатам изучения школьной мотивации учащихся 2-4-х классов по МБОУ «АНОШ-детский сад» 2017-2018 учебный год

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенст...

Информационно-аналитическая справка о результатах проведения Всероссийской проверочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру для обучающихся 4-х классов в 2019 году.

Назначение ВПР  по русскому языку, математике, окружающему миру  –  оценить уровень общеобразовательной  подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...

Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном году.

Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР  обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном го...