Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика. Изделие "Изба"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Фандеева Анастасия Александровна

Конспект урока технологии  2 класс на тему : Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика.  Изделие : "Изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroitelsto.rabota_s_bumagoy._poluobyomnaya_plastika.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии

Тема: «Строительство. Выполнение работ в технике полуобъемная пластика». Изделие «Изба»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: - познакомить с профессией плотник;

-Научиться различать компоненты строения избы, выполнить полуобъемную аппликацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить учащихся со строением избы;

- формировать умение создавать аппликацию из бумаги;

- обучить способу достижения эффекта объемности в аппликации;

Личностные:

- развивать творческие способности учащихся при помощи работы над созданием композиции.

Основные термины и понятия: причелина, наличник, венец, полуобъемная аппликация, плотник.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация, изображение избы, образцы плоской и объемной аппликаций, образец готового изделия «Изба». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята!

Пожалуйста, присаживайтесь.

               2. Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

         II. Актуализация опорных знаний.

          1. Ребус.

- Чтобы узнать тему нашего урока вам ребята предстоит расшифровать ребус. (Ответ - изба)

-Верно. ( Повесить картинки Избы на доску)

-Что же такое изба? (ответы детей)

           2.  Сообщение темы и целей урока.

- Назовите тему нашего урока? (Строительство. Выполнение работ в технике полуобъемная пластика». Изделие «Изба») Слайд 1,2.

-Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке сегодня?

И сегодня мы с вами будем учиться строить русскую избу из бумаги.

Цель урока: -познакомить с профессией плотник;- научиться различать компоненты строения избы, научиться создавать полуобъемную аппликацию; - развивать воображение и фатазию.

          III.Путешествие во времени.

  1. Беседа.

- Что же такое изба?

Слайд 3. Изба – это слово в древности звучало как «истьба», «истопка», т.е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило укрытием от холода.

-Ребята, давайте вспомним, какой материал использовали люди для строительства в деревнях. (Дерево.) Cлайд 4.

Исстари на Руси дома строили из дерева. При строительстве деревянного дома отдавалось предпочтение деревьям хвойных пород, как вы думаете, каким? – лиственнице, сосне и ели.( также ещё кедр, дуп, липа) Деревья для строительства заготавливали зимой, в самые сильные морозы.

         IV. «Открытие» нового знания.

               1.Работа с учебником .

               -Откройте учебник на стр.45.

                - Прочитайте текст .

(Долгое время на Руси все дома строили из дерева. Каждый мастер украшал дом  по-своему. )

-В Древней Руси каждый город или деревня были неповторимыми, имели какое-то своеобразие в постройках, все они были очень красивыми.

а) Работа с презентацией и учебником .

-Сейчас мы с вами рассмотрим из каких отдельных частей состоит изба и как они называются. Рассмотрите рисунок на стр.45          Слайд 5.

-  Какие части избы незнакомы?(ответы детей)Повесть слова на доску

Причелина — доска, защищающая края крыши от осадков.Слайд 6.

Наличник — деталь обрамления оконного проема для его украшения. Слайд 7.

Венец — звено из четырех бревен. Слайд 8.

- А какие части избы вам знакомы? (крыльцо, крыша, окно)

-Прочитайте текст на с. 45 (Крышу дома украшал конь- охлупень. Окна и крыльцо украшали резьбой.) Слайд 9.

С давних пор крышу избы украшал конь- охлупень. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что «коньки» приносят дому счастье.

Учебник стр 46.  ( - Послушайте, как крестьяне называли свой дом: «родной», «родимый»).

-Как вы думаете, почему?(ответы детей) Не мало пословиц есть о доме.

Слайд 10. «Мой дом – моя крепость». «Дом -  храм семьи». « Дом - начало начал».

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

-А какие профессии, связанные со строительством, вы знаете?(каменщик, штукатур, маляр, плотник)

Слайд 11. (Плотник — рабочий, специалист по обработке дерева; маляр — рабочий, специалист по окраске зданий и помещений и др.)

На странице 46 рассмотрите иллюстрацию найдите и назовете инструменты плотника, которые вам известны. Слайд 12. 

Давайте познакомимся с ними поближе.

Слайд 13-18.  -Посмотрите на слайд (Стамеска — для выдалбливания отверстий в дереве и для отделки обрабатываемого предмета; пила — для разрезания на части; рубанок — для гладкого строгания дерева; молоток — для забивания гвоздей, для удара по стамеске; топор — для рубки; клещи — для вытаскивания вбитых гвоздей.)

б)Физкультминутка

               Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

V. Творческая практическая деятельность ( Работа по формированию умений и навыков)

  1. Вводный инструктаж по выполнению задания

«Давайте попробуем создать свою собственную избу, но не из дерева, а из бумаги при помощи аппликации. Вспомните, что это такое. (Способ создания орнаментов или изображений путем наклеивания деталей на какой-либо фон.) Раньше вы выполняли только плоские аппликации, то есть приклеивали детали всей их плоскостью к фону. Сейчас мы познакомимся еще с одним видом аппликации, которая называется объемной».

- Давайте посмотрим и сравним чем отличается плоская аппликация от объемной? (показ образцов изделий)

(Особенность объемной аппликации заключается в том, что ее детали приклеиваются к фону не полностью, не всей поверхностью, а только какой-либо частью. Не приклеенная часть детали должна быть отогнута, что создает эффект объема).

  1. Анализ готового изделия.

- В качестве чего можно использовать поделку? (сувенира, подарка)

-Какие материалы и инструменты, необходимые для работы (цветная бумага и цветной картон, ножницы, карандаш, клей, тряпочка, скрепки), правила и приемы работы с ними, метод разметки, техника выполнения, способ украшения, возможные варианты использования изделия

  1. Инструктаж по технике безопасности

Давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем:

Памятка о работе с ножницами.

1. Не держать ножницы концами вверх.

2. Не работать с ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

3. Не резать ножницами на ходу.

4. Не оставлять ножницы в открытом виде.

5. Передавать ножницы кольцами вперед.

Памятка о работе с клеем.

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

  1. Знакомство с планом работы.

Слайд 19.     План работы на слайде .       

  1. Подготовим рабочее место.
  2. Вырежем шаблоны деталей из рабочей тетради.
  3. Выполним основу для нашего изделия.
  4. Подготовим венцы для избы.
  5. Приклеим детали брёвен к заготовке.
  6. Оформим изделие.

Слайд с 19-23

Следующий этап работы — самостоятельное составление плана работы: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка деталей. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка.
      
Разметка. Выполнить разметку деталей изделия с помощью шаблонов из рабочей тетради (с. 26) на цветной бумаге и картоне. Необходимо напомнить учащимся, как делать разметку детали на основе свойства симметрии при помощи шаблона половины этой детали.
      
Раскрой. Вырезать шаблоны деталей.
      
Сборка. Сделать венцы для избы. Для этого альбомный лист трижды сложить пополам, развернуть и разрезать лист по получившимся линиям сгиба. Получится восемь частей. Каждую из них накрутить на карандаш и закрепить скрепкой, чтобы лист сохранил форму. Приклеить получившиеся венцы к фоновому шаблону, предварительно обрезав и скомпоновав их так, чтобы получилась форма избы. Затем приклеить к бревнышкам заготовленные причелины и наличники.
      
Отделка. Оформить работу. Украсить с помощью красок и цветной бумаги. Учитель обращает внимание детей на то, как оформлена поделка «Изба» в учебнике(с.47).

- При выполнении работы пользуйтесь планом в учебнике на странце 47. 

VI.Самостоятельная творческая работа. Выполнение изделия.

- Какие у вас есть вопросы по изготовлению аппликации?

        VII.Выставка работ учащихся.

        VIII.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Молодцы, все справились с работой. Вспомним:

- Какая была тема урока?

-Что нового узнали на уроке, чему научились?

-Какие новые слова узнали на уроке?

- Что у вас сегодня получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Посмотрите и скажите, что вы чувствуете, глядя на свои работы?

- Спасибо за работу на уроке!

        IX.Домашнее задание.

     Найдите с помощью родителей информацию о том, в каких городах России есть музеи     деревянного зодчества. Материалы вложите в папку достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги.

Данный урок осуществлен на  4-м этапе проекта «Украшение класса к празднику». Урок способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать воп...

“Работа с бумагой. Оригами. Складывание бумаги.”

Интегрированный урок технологии (интеграция с уроками изо, литературного чтения, окружающего мира)...

Конспект по технологии : Работа с бумагой. Аппликация из бумаги

            Класс 1               Тема: «Работа с бумагой. Аппликация из бумаги»            ...

Тест "Бумага и ее свойства. Работа с бумагой"

Данный тест проверяет знания учащихся по разделу "Работа с бумагой"...

Конспект урока технологии по теме "Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика"

Представлен конспект урока для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока по технологии "Строительство. работа с бумагой. полуобъемная пластика. композиция «изба» или «крепость» 2 класс

Конспект урока по технологии "Строительство. работа с бумагой. полуобъемная пластика. композиция «изба» или «крепость» 2 класс...