Рабочая программа по технологии к учебнику Н.А.Цирулик,С.И.Хлебникова 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

 
Рабочая программа по технологии  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования и авторской программы Н.А.Цирулик,С.И.Хлебникова «Технология» система Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tehnologiya_4_klass_zankov.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 4

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1ч/неделю

Рабочая программа разработана в соответствии с  нормативно-правовой
базой:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Законом «Об образовании в Республике Адыгея» от 27 декабря 2013 г. N 264
  • Учебным планом МБОУ «СШ №10»;

Программа является частью основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СОШ №10»

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
  • освоение продуктивной проектной деятельности.
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
  • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций, зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего  и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских художественно-конструкторских и технологических задач;
  • развитие регулятивной структуры  деятельности, включающей ориентировку в задании,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование умения искать преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
  • развитие познавательных способностей детей в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В программе акцентировано внимание на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий.                                                                                       

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
  • осознание своей ответственности за общее дело;
  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
  • уважение к чужому труду и результатам труда;
  • уважение к культурным традициям своего народа;
  • представление о себе как гражданине России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств окружающих людей;
  • готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания себя как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
  • готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой
  • ролью;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной
  • задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в   соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • владеть общими приемами решения задач;
  • работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
  • находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов;
  • выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;
  • проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать на основе выделения сущностной связи;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • делать выписки из используемых источников информации;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
  • явлений;
  • выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

  • называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
  • выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
  • использовать отдельные правила создания предметов рукотворного
  • мира в практической деятельности;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
  • соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться

  • понимать особенности проектной деятельности;
  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность:
  • разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
  • экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
  • прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
  • изменять способы соединения деталей конструкции;
  • изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
  • размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
  • изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу;
  • познакомится с названием деталей и блоков конструктора «ПервоРобот»;
  • собирать модель, используя конструктор «ПервоРобот».

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
  • конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя;

                                    Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Технология» имеет практико-ориетированную направленность и соответствует образовательным стандартам второго поколения.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства). Общие критерии создания предметов рукотворного мира (эстетичность, удобство, прочность, экологичность). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. общее представление о мастерстве, мастере и профессии. Традиции в творчестве.

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (учебник, книга, компьютер др. источники) и её использование  организации работы. Контроль и корректировка хода работы. работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (организатор, исполнитель).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, детализация, воплощение). Несложные индивидуальные, парные и групповые проекты. Социально-значимый результат проектной деятельности (услуги, изделия).

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, оказанию помощи младшим, сверстникам, взрослым.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названия используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения детали, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копирование, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), простейшая обработка (шлифование и др.), формообразование деталей (сгибание, складывание), сборка деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развертка, схема, их узнавание. Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз, изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или схеме, эскизу.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделия, детали изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным декоративно-художественным).

4. Практика работа на компьютере.

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов руда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на притер, использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word, Power Point.

С целью обеспечения реализации региональных особенностей содержания образования в программу внесены и уплотнены 4 урока:

Урок 6. Из истории вышивки. Виды вышивки. Вышивка салфетки, украшенной национальным орнаментом;

Урок 18. Композиции из сухих растений. Изготовление панно «Родная Адыгея»;

Урок 21. Ажурные игрушки. Оригами. Животные Северно-Кавказского региона;

Урок 32. Моделирование бесшовных кукол Изготовление кукол в национальном костюме.

Тематическое планирование

Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»

Программа реализуется с использованием учебника Цирулик Н. А. Технология. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013.

№ урока

                                           Тема урока

             Количество часов

Виды художественной техники. Лоскутная мозаика.

3

1.

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Скатерть

1

2.

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты. «Карман-лакомник»

1

3.

Лоскутные рисунки.

1

Папье-маше.

2

4.

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга. «Шумелки».

1

5.

Папье-маше из размельченной бумажной массы. «Маски».

1

Вышивание.

5

6.

Из истории вышивки. Виды вышивки.

Вышивка салфетки, украшенной национальным орнаментом.

1

7.

Вышивание крестом на разреженной ткани. «Одуванчик».

1

8.

Вышивание крестом на разреженной ткани по схеме. «Ежик».

1

9.

Шов «вприкреп». «Теплая осень».

1

10.

Шов «петельки». «Открытка

1

Роспись ткани.

3

11.

Свободная роспись. Коллаж «Аквариум»

1

12.

Роспись по соли. Узоры Деда Мороза

1

13.

Холодный батик. «Бабочка».

1

Вязание крючком.

4

14.

Виды пряжи. Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка. «Цветы»

1

15.

Вязание крючком. Пояс.

1

16.

Вязание на спицах. Набор петель. «Город».

1

17.

Чулочная вязка, вязка «резинка». Сумочка.

1

Моделирование и конструирование. Художественное конструирование из растений.

3

18.

Композиции из сухих растений.

Изготовление панно «Родная Адыгея»

1

19.

Букеты из живых растений.

1

20.

Композиции из живых растений

1

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона.

8

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов

3

21.

Ажурные игрушки.

Оригами. Животные Северно-Кавказского региона

1

22.

Старинный город.

1

23.

Рыцарский замок.

1

Объемные поделки из бумаги, полученные приемом «складывание по кривой».

2

24.

Украшения для праздника.

1

25.

Кувшинка на озере.

1

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

3

26

«Говорящие»  животные.

1

27.

Мастерим из пирамидок.

1

28.

Мастерим из цилиндров.

1

Моделирование и конструирование из разных материалов.

3

29.

Соломенная скульптура.

1

30.

Изготовление кукол из ниток.

1

31.

Конструирование из проволоки, проволочная скульптура.

1

Объемное  моделирование  из ткани.

4

32.

Моделирование бесшовных кукол

Изготовление кукол в национальном костюме.

1

33.

Объемные игрушки из плотной ткани.

1

34.

Объемные игрушки из тонкой ткани.

1

35.

Резерв.

1


                                                                                                           Приложение

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология»

Класс: 4

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего –35 ч/год; 1ч/неделю

№ урока

                                           Тема урока

Дата
по плану

Дата
по факту

Виды художественной техники. Лоскутная мозаика.

1.

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Скатерть

2.

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты. «Карман-лакомник»

3.

Лоскутные рисунки.

Папье-маше.

4.

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга. «Шумелки».

5.

Папье-маше из размельченной бумажной массы. «Маски».

Вышивание.

6.

Из истории вышивки. Виды вышивки.

Вышивка салфетки, украшенной национальным орнаментом.

7.

Вышивание крестом на разреженной ткани. «Одуванчик».

8.

Вышивание крестом на разреженной ткани по схеме. «Ежик».

9.

Шов «вприкреп». «Теплая осень».

10.

Шов «петельки». «Открытка

Роспись ткани.

11.

Свободная роспись. Коллаж «Аквариум»

12.

Роспись по соли. Узоры Деда Мороза

13.

Холодный батик. «Бабочка».

Вязание крючком.

14.

Виды пряжи. Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка. «Цветы»

15.

Вязание крючком. Пояс.

16.

Вязание на спицах. Набор петель. «Город».

17.

Чулочная вязка, вязка «резинка». Сумочка.

Моделирование и конструирование. Художественное конструирование из растений.

18.

Композиции из сухих растений.

Изготовление панно «Родная Адыгея»

19.

Букеты из живых растений.

20.

Композиции из живых растений

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона.

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов

21.

Ажурные игрушки.

Оригами. Животные Северно-Кавказского региона

22.

Старинный город.

23.

Рыцарский замок.

Объемные поделки из бумаги, полученные приемом «складывание по кривой».

24.

Украшения для праздника.

25.

Кувшинка на озере.

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

26

«Говорящие»  животные.

27.

Мастерим из пирамидок.

28.

Мастерим из цилиндров.

Моделирование и конструирование из разных материалов.

29.

Соломенная скульптура.

30.

Изготовление кукол из ниток.

31.

Конструирование из проволоки, проволочная скульптура.

Объемное  моделирование  из ткани.

32.

Моделирование бесшовных кукол

Изготовление кукол в национальном костюме.

33.

Объемные игрушки из плотной ткани.

34.

Объемные игрушки из тонкой ткани.

35.

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии к учебнику Н.А.Цирулик,С.И.Хлебникова.

Рабочая программа по технологии  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования ...

Модуль для расширения рабочей программы по математике к учебнику Истоминой Н.Б. для 1-4 классов по УМК "Гармония"

Модуль для расширения рабочей программы по математике к учебнику Истоминой Н.Б. для 1-4 классов по УМК "Гармония"Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и ра...

Рабочая программа по технологии, автор учебника Е.А. Лутцева 2 кл

Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 2 класс...

Рабочая программа по технологии. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Перспектива 2 класс

Рабочая программа по технологии. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Перспектива 2 класс...

Рабочая программа по технологии к учебнику Н.И. Роговцевой 4 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...

Рабочая программа по технологии для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1., 1 класс, УМК "Школа России"

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельнос...