Рабочая программа по технологии для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1., 1 класс, УМК "Школа России"
рабочая программа по технологии (1 класс)

Елагина Виктория Валерьевна

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.

Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ. 1 КЛАСС

Вариант 7.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.

Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП) заключается в:

 создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;

приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно - манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

 формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер;

знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами;

 обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола);

 формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).

Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании.

Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевлениядействий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.

Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.

Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебнойдеятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий.

Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда).

В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).

Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования.

Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально- типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно- поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания).

В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого. На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:

 при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;

 выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;

 осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;

 трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно- инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.

Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения. Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться.

При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется:

 при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;

 затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий;

 объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.)

Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико- педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях).

Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально- волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.

Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:

 расширение представлений о трудовой деятельности людей;

 развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);

 совершенствование пространственных представлений;  улучшение ручной моторики;  развитие действий контроля;

 совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);

 вербализация плана деятельности;

 умение работать в парах и группах сменного состава;

 совершенствование диалогических умений;

 формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.

Место предмета в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе выделяется 135ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» может корректироваться в рамках предметной области «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся.

Методические указания к организации обучения по разделам

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека происходит посредством бесед, анализа окружающих предметов, выделения их составных частей и обсуждения их назначения. Познание разнообразия предметов рукотворного мира на первом этапе проходит на предметах, окружающих ребенка в быту: посуда, мебель, игрушки, одежда, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. На уроках, исходя из темы, необходимо уделять время для ознакомления с профессиями людей связанными с изготовлением предметов обихода и быта. Обязательны краткие беседы с обучающимися о сфере деятельности родителей и их профессиях, обсуждение, в чем заключается их труд. Подобные беседы обязательно должны быть подготовлены заранее, т.е. родители и дети сориентированы в вопросах, которые будут заданы. Следует поощрять визуальные презентации профессиональной занятости родителей. Рассматриваются особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов формируется через рациональные способы конструирования изделия и расходования материалов, демонстрируемых детям педагогом (с соответствующими словесными комментариями).

На занятиях педагогу необходимо показывать и формировать первоначальные способы анализа задания, слушать и слышать инструкцию. Учитывая особенности восприятия обучающихся с ЗПР, инструкции следует делать краткими, четкими, понятными. В инструкциях недопустимы сложные обороты и многоступенчатость.

Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы формируются в ходе выполнения практических заданий. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Навыки контроля и корректировки хода работы формируются очень постепенно путем обучения сравниванию результата продукта собственной деятельности с эталонным образцом и последующей корректировке обнаруженных недочетов.

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) сводится к подбору цвета узора, украшающего изделие. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты начинают создаваться также не ранее, чем во второй половине года. Но в начале, на этапе формирования первоначальных навыков проектной деятельности, конечно же ведущую роль в организации, контроле действий осуществляет учитель.Культура проектнойдеятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Системаколлективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результатпроектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, длясамообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды) происходит на каждом занятии. Учитель обращает внимание детей на эти характеристики предметов, дает возможность самостоятельного сравнения по заданным признакам. Необходимо следить, чтобы обучающиеся, описывая предметы, обращали внимание на перечисленные свойства, а обозначающие их слова появлялись в активном словаре.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

В первом классе происходит знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека). Дети обучаются приемам их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью). Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание, складывание, скатывание), лишь затем включаются задания, предполагающие использование инструментов. Изобразительно–иллюстративный материал может быть представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметно-операционных планов, которые должны характеризоваться четкостью, легкостью понимания, быть эстетичными и привлекающими внимание обучающихся, мотивировать на выполнение задания. Благодаря этому формируются и автоматизируются такие операции как сравнение (образца с изделием, с выделением критериев сравнения), анализ (определение составных частей и деталей, выделение существенных признаков предмета: форма, цвет, размер, материал, свойства).

Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань) предпочтительно формировать в игровой деятельности, с опорой на практические действия, направленные на подтверждение изученных свойств и качеств материала. Последнее производится путем исследования элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов (хрупкость, прочность, промокаемость, изменение формы и т.п.).

Дается понятие и обозначается сфера применения таких материалов как бумага, ткань, пластилин. Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей) осуществляется преимущественно репродуктивным путем (по подражанию заданному учителем). Вместе с тем допустимо использование поисковых действий (поэкспериментировать как лучше расположить шаблон на листе).

В 1 классе сначала происходит обучение выбору материалов для изготовления изделия по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Когда способы усвоены, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала по какому-либо параметру (например, выбор цвета или формы будущего изделия).

На уроке путем практического взаимодействия постигается общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Причем знакомство с каждой составляющей происходит рекомендательно очень подробно на отдельных занятиях.

В 1 классе осваиваются наименования и способы выполнения основных технологических операций ручной обработки материалов:

 разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу);

 выделение деталей (отрывание, резание ножницами);

 формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.);

 сборка изделия (клеевое соединение);

 отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема) происходит на уровне механического запоминания: узнавание с последующим называнием.

Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий так же носит ознакомительный характер. Дети должны отличать целое изделие от его деталей. Осваивается клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий осуществляется по образцу, рисунку.

Практика работы на компьютере.

Работа с компьютером носит также практико- ознакомительный характер. Осуществляется знакомство с функциями разных частей компьютера. Осваивается включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. В обязательном порядке изучаются правила работы, соблюдения безопасности, формируется бережное отношение к техническим устройствам. Содержательно обучающиеся осваивают работу с рисунками (преобразование, удаление). Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.

Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися.

Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.). В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

Личностные результаты на конец обучения:

 формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;

 формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;

овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;

 формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;

 способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

 овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД позволяют:

 определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;

 понимать смысл инструкции учителя;

 определять план выполнения заданий под руководством учителя;

 проговаривать последовательность действий;

 учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;

 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД позволяют:

 ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;

 отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;

 сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие;

 с помощью учителя различать новое от уже известного;

 понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

 анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;

- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника).

Коммуникативные УУД позволяют:

 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

 соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;

 принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;

 контролировать свои действия при совместной работе;

 договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

 осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

- следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;

– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:

–использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;

– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;

– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;

–в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

- Формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

 формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

 формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;

 приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание предмета «Технология» представлено видами работ с различными материалами: пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, тканью. В соответствии с ПрАООП учебный предмет «Технология» может быть представлен ниже перечисленными разделами.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека, разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России).Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,географические и социальные условия конкретного народа.Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии,традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).

Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходованиематериалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей.

Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу).

Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).Изделие, деталь изделия (общее представление).

Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки.Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформленияназначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и позаданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).

Практика работы на компьютере.

Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание (6 часов).

1.Давайте познакомимся. Как работать с учебником.

Красота окружающего мира. Мир природы. Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека. Преобразование мира человеком.Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.

2. Я и мои друзья

Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений. Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления и навигационную систему учебника (систему условных знаков)

3. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

4. Что такое технология?

Знакомство со значение слова «технология» (название предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология

Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозироватьрезультат своей деятельности.

Человек и земля (21 час )

1. Природный материал.Изделие: «Аппликация из листьев».

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливатьзначение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья,высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.

2. Пластилин. Приемы работы с пластилином. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином.

Выполнение аппликаций из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.

Понятия: «эскиз», «сборка».

Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения с пластилином. Составление тематической композиции.

Понятие: композиция.

3. Пластилин. Приемы работы с пластилином. Изделие: «Мудрая сова».

Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения с пластилином. Составление тематической композиции.Использование пластилина как соединительного материала.Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Организация рабочего места.

4. Растения.

Изделие:

«Получение и сушка семян».

Понимать значимость растений и бережно относиться к ним, проявлять интерес и уважение к труду человека. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян.Понятие: земледелие.

5. Растения. Проект «Осенний урожай»

Проявлять положительное отношение к предмету, предметно-практической деятельности, соблюдать гигиену учебного труда и организовывать рабочее место. Происхождение материалов, созданных природой. Использование разных материалов в декоративно-прикладном творчестве. Изготовление поделок из природного материала.Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Обработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.

Понятие: проект.

6. Бумага. Свойства бумаги. Виды бумаги. «Волшебные фигуры»

Знакомство с видами бумаги и ее свойствами. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.

Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного ее расходования.

Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет,прозрачность);определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметка деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъемнуюаппликацию. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники.

7. Бумага. Свойства бумаги. Виды бумаги. Изделие «Закладка для бумаги»

8. Насекомые. Работа с природным материалом.  «Пчелы и соты»

Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина.

9. Дикие животные. Работа с бумагой. «Коллаж»

Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Проект «Дикие животные» Изделие: «Коллаж» Осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя.

10. Проект «Украшаем класс к новому году».

Украшение на елку.

Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия.Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно» Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. Определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.

11. Домашние животные. Виды домашних животных.Изделие: «Котёнок»

Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализироватьформу и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при изготовлении изделий.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. Определять ииспользовать приемы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.

12.Такие разные дома.

Изделие: «Домик из веток»

Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов.

Понятия: макет, гофрированный картон.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводитьэксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы). Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.

13.Посуда. Проект

«Сервировка стола»

Знакомство с видами посуды и материалами, из которых ее изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.

Понятия: сервировка, сервиз.

Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии.

14. Посуда. Проект «Чайный сервиз»

Понятия: сервировка, сервиз. Проект «Чайный сервиз» Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза. Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница».Правила работы с шаблоном, ножницами, клеем.Уметь работать с различными видами бумаги, используя в качестве приспособления для соединения деталей клей.

15.Свет в доме. Изделие: «Торшер»

Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом. Изделие: «Торшер» На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи. Анализировать конструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина.

16.Мебель. Изделие «Стул».

Мебель. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приёмы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте.

17.Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток».

Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: выкройка, модель. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки. 

18.Учимся шить.    Изделие: «Строчки прямых стежков и с перевивом».

Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия. Оформление игрушки при помощи пуговиц. спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия.

19. Учимся шить.

Изделие: «Закладка с вышивкой».

20. Учимся шить.

Изделие: «Пришивание пуговиц». «Медвежонок

21.Передвижение по земле.

Изделие: «Тачка»

Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Знакомство с конструктором, его деталями и приемами соединения деталей.Осваивать приемы работы с конструктором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения.Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять приемы работы с конструктором – завинчивание и отвинчивание гайки – при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединения деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать исобирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового приспособления – тачки.

«Человек и вода» (3 часа)

1. Вода в жизни человека и растений.

Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Понятие: рассада. Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта).

2. Питьевая вода. Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Изделие: «Колодец».

 Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.

Передвижение по воде. Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.

3.Передвижение по воде.Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».

Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.Проект: «Речной флот»

Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги.

Проводить исследование различных материалов различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика, плота) из различных материалов.Понятие: оригами.

«Человек и воздух» (3 часа)

1.Использование ветра. Осмысление способов использования ветра человеком. 

Изделие: «Вертушка»

Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу. Понятие: флюгер. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Чертить диагональ по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приёмы работы с бумагой. Выполнять оформление изделия по собственному замыслу работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».

25. Полёты птиц. Знакомство с видами птиц.

Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: мозаика. Изделие: «Попугай»

4

Практика работы на компьютере (2 часа)

1.Информация. Способы хранения информации. Способы передачи информации. Общение. Способы общения.

Компьютер и его устройство. Правила безопасной работы с компьютером. Интернет. Способы поиска информации в интернете. Работа в компьютерном классе либо с интерактивной доской, имеющимися гаджетами. Создание рисунчатого письма путем продавливания на пластичном материале. (пластилин, глина, картон, фольга). Способы передачи информации, способы получения важной информации. Знаковая форма передачи информации.

2.Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.

Важные телефонные номера. Дорожные знаки – способ передачи информации о правилах дорожного движения. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Экскурсия «Дорожные знаки» или практическая работа по изготовлению дорожных знаков, памяток по важным номерам (уголок безопасности). Изобретатель компьютера. Область применения компьютера.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс.

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Шипилова Н. В.,Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В.

Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П.

Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.

Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при наличии – интерактивные доски.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь.

В 1 классе желательно достичь следующих результатов:

- умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов;

- составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;

- умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека);

- умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;

- умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы;

- умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином)

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1 классе является формирование следующих знаний и умений:

-уважительно относиться к труду людей;

-называть некоторые профессии людей своего региона

-об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.

-виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;

-названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.

-технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;-виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

-разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

-способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.

-различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

-названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ними;

-что такое деталь (составная часть изделия);

-по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;

-виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;

-какое соединение деталей называют неподвижным;

-части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;

-о семенном размножении растений (общее представление);

-о массовых профессиях (общие сведения);

-по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

-знать средствами связи, правила дорожного движения;

-организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

-под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;

-работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.

-Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);

-осуществлять контроль качества работы друг друга;

-соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

-по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;

-резать ножницами;

-соединять детали клеем, нитками;

-эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;

-проращивать крупные семена растений;

-по элементам техники: подбирать детали для работы;

-собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.

-по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),

-под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;

-осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.

-названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

-вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.

-пришивать пуговицу с двумя отверстиями.

-лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);

-вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.

-складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.

-плести в три пряди из различных материалов.

-определять инструменты и приспособления необходимые для работы.

-самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.

-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

-самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),

-словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);

-осваивать технологию моделирования.

-использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.

-развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;

-называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

-анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.

-исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).

-осваивать правила сбора и хранения природных материалов;

-под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

-безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

-выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

-создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

-работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)

Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-го класса

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа курса «Технология» ,Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой 3 класс "Школа России"

В  основу  содержания  курса  положена  интеграция  технологии  с предметами  эстетического  цикла  (изобразительное  искусство,  литературн...

Рабочая программа по математике для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по технологии для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаСодержание учебного курсаКалендарно-темат...

Рабочая программа по технологии для обучающихся 2 класса (Школа России)

Рабочая программа по технологии для обучающихся 2 класса (Школа России)...