Рабочая программа по технологии на 2014-2015 учебный год для учащихся 3 классов
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом
имени Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской городского округа Самара
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_____от «___»_____2014г. | Рекомендовано к утверждению «___»__________2014 г. Зам. Директора по УВР ___________В.А.Широкова | Утверждаю к использованию в образовательном процессе школы Директор МБОУ СОШ № 170 г.о.Самара ______________А.К.Моисеенко Приказ от «___»_______2014г.№ |
Рабочая программа
по технологии на 2014-2015 учебный год
для учащихся 3к-1 класса
(34 часа)
Составитель:
Ивленкова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
Самара 2014г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Технология», разработанной О.А.Куревиной и Е.А.Лутцевой и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник для 3 класса. М.:Баласс, 2012.
Учебно – тематический план
Название разделов | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. | 6 | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 14 | Самостоятельно:
С помощью учителя:
С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, используя необходимые конструктивные формы и декоративно – художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; - использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом; - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, с использованием цифровой информации. |
Конструирование | 10 | |
Использование информационных технологий | 4 | |
Итого | 34 |
Содержание программы (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 ч.).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч.).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10ч.).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (4ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Художественно-творческая изобразительная деятельность | Трудовая (технико-технологическая) деятельность | |
I | Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. | О материалах. Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися. |
II | Основы композиции. Воздушная перспектива, пропорции. Соответствие формы и содержания художественного произведения. Единство формы и содержания в игрушке. | О конструкции. Соединение деталей − виды «замков». Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д. Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания. Изготовление игрушек. |
III | Компоненты изобразительной деятельности:
| Компоненты технологии. Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника. |
IV | Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания. Образ эпохи. | Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла. |
V | Архитектура как вид искусства. | Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре). |
VI | О профессиях и ремёслах региона. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:
Самостоятельно:
- организовать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологических знания;
- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертеж;
- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);
- использовать для творческих работ различны виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.
Под руководством учителя:
- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Третьеклассник получит возможность научиться:
Под руководством учителя:
- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовать;
- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать их (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско - технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– осуществлять текущий контроль и контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые коррективы.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций);
– донести свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технология продуктивной художественно-творческой деятельности и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
- приводить примеры холодных и тёплых цветов;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
- называть виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
- самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю.
Под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
- создать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметкой за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | УУД | Личностные результаты | |
1 | Вспомни! | Изготовление аппликации из осенних листьев. | Выполнять наброски по своим замыслам; различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способы и результат действия. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
2 | Все начинается с замысла. | Изготовление композиции «Осень» в любом стиле (панно, коллаж, аппликация) | Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению; реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
3 | Воплощение замысла. | Изготовление оригами «Планер». Проектирование, конструирование. | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план. | Проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения. | ||
4 | Воплощение замысла. | Разметка чертежным инструментом. Изготовление модели цилиндра и пирамиды | Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности; применять способы получения объемных форм на основе развертки; работать циркулем. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||
5 | Роль фантазии в реализации замысла. | Изготовление панно по стихотворению «Мотылек мальчику». | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
6 | Роль фантазии в реализации замысла. | Изготовление объемной фигуры «Волшебный кристалл». Разметка с опорой на чертеж. | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||
7 | О чем могут рассказать игрушки. | Изготовление открытки «Белочка» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»). | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||
8 | О чем могут рассказать игрушки. | Изготовление игрушки «Собачка» или «Мышка». | Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
Тема 2. «Жизнь и творчество» (2 часа) | |||||||
9 | Переосмысление жизни в искусстве. | Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра. | Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Осуществлять сотрудничество в совместной работе; планировать и контролировать выполняемую практическую работу; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
2 четверть (7 часов) | |||||||
10 | Переосмысление жизни в искусстве. | Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра. | Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Осуществлять сотрудничество в совместной работе; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
Тема 3. «Отражение жизни в образах» (20 часов) | |||||||
11 | Народное искусство. | Работа с соленым тестом. | Называть основные художественные промыслы России; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовать рабочее место. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания. | ||
12 | Живопись. | Создание живописных образов на свободную тему в технике по выбору. | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда. | Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
13 | Архитектура. | Изготовление замка. Конструирование из бумаги. | Иметь представление о различных видах искусства; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. | ||
14 | Вещи века. | Изготовление новогодних игрушек. | Называть известные центры народных художественных промыслов; использовать в речи понятия «художественный образ», «форма». | Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. | ||
15 | Вещи века. | Изготовление новогодних игрушек. | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы). | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
16 | Материал и образ. | Изготовление новогодних игрушек. | Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
3 четверть (10 часов) | |||||||
17 | Гармония образа. | Изготовление аппликации «Древнегреческий бог Анубис». | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
18 | Отражение времени в творчестве. | Вышивка крестиком. | Иметь представление о различных видах искусства; называть известные центры народных художественных ремесел России; реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания. | ||
19 | Единство человека и природы. | Изготовление искусственных цветов. | Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; проводить анализ образца, планировать и контролировать практическую работу. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
20 | Архитектурные образы. | Изготовление объемных геометрических фигур. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
21 | Архитектурные образы. | Изготовление мини-города. Коллективная работа. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. | ||
22 | Мастерство обобщение. | Создание портрета. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
23 | Личность автора в творчестве. | Изготовление аппликации «Сценический костюм». | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
24 | Мысли и чувства. | Изготовление рисунка, коллажа, аппликации «Моё настроение». | Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
25 | Многообразие проявления гармонии. | Изготовление аппликации из геометрических фигур на тему «Гармония» или «Хаос». | Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
26 | Цвет в природе и творчестве. | Создание интерьера. | Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
4 четверть (8 часов) | |||||||
27 | Компьютер. | Создание простейших информационных объектов. | Называть характерные особенности наиболее известных данных; уметь различать по контексту информацию и данные; осуществлять изменение и создание простейших информационных объектов. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. | ||
28 | Образ художника в его творчестве. | Выполнение автопортрета в любой художественной технике. | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | ||
29 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. | Выполнение коллажа «Образ эпохи». | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
30 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. | Выполнение коллажа «Образ эпохи». | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование трудовой деятельности. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. | ||
Тема 4. «Давным – давно» (4 часа) | |||||||
31 | Человек вознесся к небесам. | Изготовление рельефа «Средневековый замок». | Иметь представление об архитектуре как виде искусства; различать основные виды и жанры изобразительного искусства. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщение способы и осваивать новые приемы действий; адекватно воспринимать оценку учителя. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. | ||
32 | Человек вознесся к небесам. | изготовление макета витража. | Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; соблюдать последовательность технологических операций; самостоятельно разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
33 | Образ нового человека. | Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения». | Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | ||
34 | Из тьмы явился свет. | Работа с конструктором. | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. |
Материально-техническое обеспечение программы
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работы с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кисти, коробочки для мелочи;
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная – для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофрированный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, соленое тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
- специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки и пр.
На уроках по курсу «Технология» используются наглядные пособия:
- таблицы «Виды швов»;
- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технология»;
- таблицы «Чертеж, виды разметки».
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства разнообразных жанров и различных народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках русского языка"
обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс на уроках русского языка, показать эффективность метода....
Рабочая программа по плаванию 2014-2015 г.
Настоящая программа по плаванию составлена на основании государственного документа «Примерной программы плавания спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-ю...
Рабочая программа "Микроша" на 2014-2015 учебный год
Программа предназначена для 1-ого года обучения...
Игровые технологии как средство организации учебного процесса в начальных классах на уроках математики
Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе-явление не новое, между тем они так и остаются инновационными в системе образования, т.к. способны создать условия для формирова...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов, технологии за 2014/2015 учебный год.
Задачи на 2014-2015 учебный год.- Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации ФГО...
Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы
Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хорош...
Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы
Выступлене на ШМО учителей начальных классов.Технологии оценивания образовательных достижений...