Рабочая программа по технологии 3 класс Начальная школа 21 века
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс Начальная школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 72.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №16 с.Гыршелун
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: технология
Класс: 3 класс
Уровень общего образования: базовый.
Учитель: Якушевская Елена Алексеевна.
Срок реализация программы: учебный год 2017– 2018 уч. год.
Количество часов по учебному плану:
Всего 34 часа, в неделю – 1 час.
Планирование составлено на основе стандарта начального образования 2011 года. «Технология»
Автор: Е.А.Лутцева
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе:
- примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования. Приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009 года « Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта общего начального образования.
-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №16
-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ ООШ №16
За основу рабочей программы по предмету «Технология» взят 1 вариант примерного тематического планирования примерной программы по технологии и авторской программы курса УМК «Начальная школа 21 века» Москва «Вентана-Граф» 2009 г.
При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа 21 века» и учебника «Технология», автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2011 г.
Таблица распределения учебного материала по годам
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Выдано | |||||
ФГОС | Рабочая программа | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания | 0 | 43 | 6 | 8 | 14 | 15 | 43 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 0 | 50 | 17 | 15 | 10 | 8 | 50 |
3 | Конструирование и моделирование | 0 | 29 | 10 | 9 | 5 | 5 | 29 |
4 | Практика работы на компьютере (использование информационных технологий | 0 | 13 | 0 | 2 | 5 | 6 | 13 |
Итого: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Общая характеристика учебного предмета
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личнос тных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Ценностные ориентиры
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основное содержание
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Содержание курса
Содержание курса | Тематическое планирование | Кол-во часов по классам | Характеристика деятельности учащихся | |||
1 | 2 | 3 | 3 | |||
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания | ||||||
Рукотворный мир как результат труда человека | Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. | ||||
Трудовая деятельность в жизни человека.Основы культуры труда | Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда | |||||
Природа в художественно-практической деятельности человека | Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии)1. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено | ||||
Природа и техническая среда | Человек - наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы -помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). Проблемы экологии. Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции оформления, стилевая гармония) | |||||
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | ||||||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приёмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определён- ной художественно-стилистической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
Инструменты и приспособления для обработки материалов | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений | |||||
Общее представление о технологическом процессе | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций | |||||
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения) | |||||
Графические изображения в технике и технологии | Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. Разметка с опорой на доступные графические изображения | |||||
3. Конструирование и моделирование | ||||||
Изделие и его конструкция | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций, при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата Обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
Элементарные представления о конструкции | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | |||||
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) | ||||||
Знакомство с компьютером | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): — материальные и информационные объекты; — инструменты материальных и ин - элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширина и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер - технологические свойства - способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, | ||||
Работа с информацией | Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий | Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологии, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||||
Компьютерное письмо | Правила клавиатурного письма. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) |
Планируемые результаты обучения
I.Результаты изучения технологии в 1 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь о т взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
3. Конструирование и моделирование
II. Результаты изучения технологии во 2 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско- технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока,
коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобс тво, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно- прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
III. Результаты обучения в 3 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Результаты изучения технологии в 4 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные УУД
формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
3. Конструирование и моделирование
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
Материально-методическое обеспечение учебного предмета:
№ п/п | Наименование материально-методического обеспечения | Кол-во |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Примерные программы по учебным предметам Ч.1,2 Начальная школа Москва «Просвещение» 2011 2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва «Вентана Граф» 2009 3. Учебник «Технология», автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2011 г. | 1 2 1 1 |
2. | Печатные пособия | |
3. | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
4. | Технические средства обучения 1. Компьютер. | 1 |
5 | Экранно-звуковые пособия | |
6. | Оборудование класса |
Календарно-тематическое планирование по технологии в 3 классе.
№ | Тема урока | Вид работы | Деятельность детей | Планируемые результаты | Мат. Технич. Об. | |||||||||||||||||
метапредметные | личностные | |||||||||||||||||||||
1 | Какая бывает информация | Проект «Правила поведения в школе» (текстовая информация, в рисунках или знаках) | Проведение исследования – определение на ощупь предмета, по запаху, по звуку. Обсуждение «Что ты знаешь об информации?» | Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Регулятивные: вносить дополнения. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера | Уч с. 3-12, тетр с. 3 | ||||||||||||||||
2 | Учимся работать на компьютере | Работа за компьютером | Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. | Регулятивные УУД: под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи) Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию | Уметь участвовать в диалоге, высказывать свое мнение | Компьютер Учебник с. 12-21 | ||||||||||||||||
3 | Книга – источник информации | Ремонт книг | Работа с иллюстрациями учебника, энциклопедиями. Рассматривание образцов книг. Проведение исследования «Какая книга интересней ?» Ремонт книг | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете | Оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями | Учебник с. 22-25, | ||||||||||||||||
4 | Изобретение бумаги | Проект «Виды бумаги» | Коллективное исследование «Почему для изготовления газет, книг, журналов, открыток используют бумагу разного качества?» Сравнение качеств, свойств бумаги. | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете | Оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями | Учебник с. 25-31 | ||||||||||||||||
5 | Конструкции современных книг | Изготовление обложки книги | Рассматривание конструкции современных книг. Изготовление обложки книги по инструкционной карте | Познавательные УУД: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете | Оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями | Учебник с. 31-38 | ||||||||||||||||
6 | Человек – строитель, созидатель, творец. Зеркало времени | Панно-коллаж «Дама », «Князь и княгиня» «Костюмы эпохи барокко» (по выбору) | Рассматривание фотографий памятников архитектуры, интерьеров жилых помещений и одежды людей в разные исторические эпохи, изготовление панно-коллажа по группам по выбору | Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий | описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера | Уч с. 40-50 тетрс. 4-9 | ||||||||||||||||
7 -8 | Древние русские постройки | Коллективный проект «Макет крепости» | Рассматривание фотографий древних русских построек. Создание коллективного проекта по памятке, подсказкам, советам | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; При планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами | оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие | Учебник с. 51-58 | ||||||||||||||||
Плоские и объемные фигуры | Макеты мебели из спичечных коробков (по выбору) | Работа с рисунками учебника. Сравнение плоских и объемных предметов, чертежа, технического рисунка и изображения трех сторон. Изготовление макетов мебели по инструкционной карте | Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных словарях и энциклопедиях при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество | планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи; осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. | Учебник с. 59-65 тетрадь печатная с. 10-13 | |||||||||||||||||
Изготовляем объемные фигуры | Игрушка «Змея» | воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; осуществлять само-контроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | уметь сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утили-тарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение | Учебник с. 66-68 тетрадь печатная с. 14-18 | |||||||||||||||||
Доброе мастерство | Изготовление игрушки из соленого теста и ее роспись | исследовать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию ;при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоя-щей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам, оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то но-вое, что усвоено. | Учебник с. 69-73 тетрадь печатная с. 19-20 | |||||||||||||||||
Новогодний проект | Игрушка «Дед Мороз» Подвески Изделия в технике бумагопластики | анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, упражняться в построении с помощью линейки элементов, конструкций | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоя-щей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество | оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | тетрадь печатная с. 45-63 | |||||||||||||||||
Разные времена – разная одежда | Проект «Национальный костюм» | Рассматривание рисунков национальных костюмов. Описание понравившегося костюма. Знакомство с русским национальным костюмом. | отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. | Уч с.73-82 тетр с. 21 | |||||||||||||||||
17 | Какие бывают ткани | Салфетка с вышивкой | Выявлять свойства различных тканей, изготавливать салфетку с вышивкой, пользуясь инструкционной картой | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами | Уметь участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее | Уч с. 83- 85 тетрс. 21-24 | ||||||||||||||||
1819 | Застежки и отделка одежды | Закладка из фотопленки. Вышивка крестом | Работа с иллюстрациями учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему сов-местно с учителем | оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | Уч с. 85-89 тетр с. 24-27 | ||||||||||||||||
20 21 22 23 24 2526 | От замысла – к результату: семь технологических задач | 1.Проект «Усовершенствованный предмет» 2. Блокнот. 3. Игрушка с подвижным соединением 4.Металлическое соединение 5.Парашют 6-7. Модель ракеты | анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, упражняться в построении с помощью линейки элементов, конструкций | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоя-щей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество | оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено | Учебник с. 90-98 тетрадь печатная с. 28-37 | ||||||||||||||||
27 | Человек и стихии природы | Изразец для печи | Определять неподвижный и подвижный способы соединений предложенных деталей и предметов, выполнять эти соединения известными способами | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем | Воспитание и развитие заботливости. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий | Учебник с. 100-105 | ||||||||||||||||
28 | Главный металл | Изделие с использованием металлической проволоки | Определять неподвижный и подвижный способы соединений предложенных деталей и предметов, выполнять эти соединения известными способами | С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем | Воспитание и развитие заботливости. Умение сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремеслен. проф | Уч с. 105-108 тетр с. 38 | ||||||||||||||||
29 | Ветер работает на человека | Модель ветряка | анализировать и читать графические изображения (рисунки); воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; | участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее | Уч с. 108- 114 тетр с. 39-40 | ||||||||||||||||
30 31 | Вода работает на человека | Модель водяной мельницы | анализировать и читать графические изображения (рисунки); воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; | участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее | Уч с. 114-116 тетр с. 41 | ||||||||||||||||
32 | Паровые двигатели | Паровой двигатель | анализировать и читать графические изображения (рисунки); воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображ соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; | участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта | Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее | Уч с. 117-119 тетр с. 42 | ||||||||||||||||
33 | Получение и использование электричества | Работа с текстом и иллюстрациями учебника Проведение опытов Выполнение заданий в рабочей тетради | уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное | Оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями | Уч с. 119-128 тетр с. 43 | |||||||||||||||||
34 35 | Из истории изобретений. Обобщение изученного за год | Эскиз понравившегося изобретения | Сообщения детей. Выполнение заданий в рабочей тетради | донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | принимать другие мнения и высказывания | Уч с. 129-151 тетр с. 44 | ||||||||||||||||
36 | ||||||||||||||||||||||
По факту: 35 (9.05) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 1класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа с ктм...
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...