Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии (4 класс)

Андрияничева Аэлита Ивановна

Рабочая програма кружка декоративно-прикладного творчества "Умелые ручки" для обучающихся 1-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki_16-17_na_sayt.docx83.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка “Умелые ручки”

Разработала: Андрияничева А.И.,

учитель технологии МБОУ СОШ п.Южный

Пояснительная записка

Развитие личности  - цель педагогической деятельности.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме». Эти слова принадлежат замечательному педагогу В.Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда.

Практика предыдущих лет показала, что постичь этот вид ремесла желают дети, средний возраст которых 7 - 12 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане им свойственна высокая самооценка (часто адекватная), критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.      

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление,  практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цели   программы:

  1. Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание условий для самореализации ученика в творчестве.
  3. Формирование практических трудовых навыков.
  4. Развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи       программы:

Образовательные

  1. Овладеть   начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
  2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
  3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
  4. Использовать навыки  творческого сотрудничества.

Развивающие:

      Способствовать развитию:

  1. творческих способностей;
  2. сенсорики, мелкой моторики рук;
  3. пространственного воображения;
  4. технического и логического мышления, глазомера;
  5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

  1. Уважительное отношение к результатам труда.
  2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.
  3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

             

          Новизна

  • разноуровневая система обучения;
  • работа с одарёнными детьми   с использованием дифференцированного подхода.                    

Отличительные особенности

 В рамках предлагаемых занятий по основным темам, предполагается несколько уровней сложности выполнения практических заданий, поскольку у многих детей нет специальных навыков, скорость и степень обучения разные. Практические задания подобраны таким образом, что отвечают запросам детей.

Программа обучения на начальном этапе придерживается принципа репродуктивного копирования с помощью педагога ,позднее  - самостоятельная работа с помощью педагога; к концу учебного года предполагается самостоятельная работа без помощи педагога и в летний период – творческая работа

         Структура занятий  изменяется в соответствии с возможностями детей. Центральная фигура занятий – ребёнок, его деятельность, успехи, ошибки. Педагог – организатор, помощник и руководитель. Предусмотрена индивидуализация процесса обучения  по способностям  и по темпам усвоения детьми программы.

      Программа предполагает работу с одарёнными детьми, которая будет строиться в рамках основной группы с использованием дифференцированного подхода.  Обучение будет по основной программе, а практическая  работа повышенной категории сложности.

Актуальность

Образовательно-познавательная программа «Умелые ручки» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быструю результативность и творческое развитие детей, что в свою очередь позволит повысить интерес к вязанию и сохранить вновь прибывших детей в объединение.

Программа предполагает развитие у ребёнка любознательности, интереса к вязанию, воспитания усидчивости, аккуратности  и самостоятельности. Бережное отношение к личности ребёнка, его внутреннему миру, создание комфортных условий в процессе обучения, играют немаловажную роль для раскрытия ребёнком своих сил и способностей.

Планируемые  результаты:

  • Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
  • Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
  • Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.
  • Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

 Иметь представление:

  • о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
  • о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

  • правила ТБ;
  • название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
  • правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила общения;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • что такое деталь (составная часть изделия);
  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
  • виды материалов;
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибание и по шаблону;
  • способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • различать материалы по их назначению;
  • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • читать простейший чертёж (эскиз);
  • качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые  умения:

Самостоятельно:

  • анализировать предложенное учебное задание;
  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
  • обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  • выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

  • выбирать темы для практических работ;
  • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения;
  • доказывать своё мнение.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

  • игра,
  • труд,
  • учение,
  • общение,
  • творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  • связи теории с практикой 
  • систематичности и последовательности;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;
  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с пластилином, бросовыми материалами и др.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:

  • ценностных эстетических ориентиров,
  • художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,
  • даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,
  • проявить и реализовать свои творческие способности,
  • использовать полученные знания в творческих работах на уроках технологии.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с занятием. Изначально дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к концу обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Дети научатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Пояснительная записка к учебному плану.

Учебный план  кружка «Умелые ручки» составлен на основе:

- Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008;

-Санитарно- эпидемиологические правил и нормативы Сан ПиН 2.4.4.3172-14

( Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г.№ 33660)

Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:

-обеспечение гарантий права обучающегося на дополнительное образование;

-творческое развитие личности и реализация с этой целью программ; дополнительного образования в интересах личности обучающегося, общества, государства;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;

-организация содержательного досуга;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Умелые ручки» является программой художественной направленности.

Приём детей в кружок осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Виды  контроля качества обучения: текущий  и  итоговый.

Формы текущего контроля:

  • Посещения кружков и секций
  • Наблюдение

Текущий контроль проводится в рамках внутришкольного контроля два раза в год ( ноябрь и март) Фиксируется в справке посещений. Текущий контроль осуществляет заместитель директора по ВР.

Форма проведения итогового контроля :

  • Итоговая аттестация, которая проводится с целью выявления уровня освоения обучающимися программы кружка их соответствия прогнозируемым результатам общеразвивающей программы

Итоговая аттестация проводится после прохождения учебного материала и курса самоподготовки  в августе. Самоподготовкой обучающиеся занимаются в летний период в течение двух месяцев ( июль, август).

  • Форма проведения итоговой аттестации: Защита творческого проекта.

Итоговый контроль качества обучения по дополнительной общеразвивающей         программе проводится в конце реализации программы (август)

Продолжительность освоения программы 1 год. Данная программа рассчитана на работу с детьми 1-5  классов, в течение всего календарного  года ( 51 недели).

Режим работы объединения – 1 занятия в неделю по 2 часа с перерывом на отдых – 10 минут. Кол-во учебных недель в год – 42 (сентябрь-июнь)- это 84 часов (аудиторные занятия) 8 недель самоподготовки (июль, август) – это 16 часа (внеаудиторные занятия) и последняя неделя августа (1) – 2 часа на итоговую аттестацию. Всего запланировано 102 ч.

Оптимальное количество детей в группе 15 - 20 человек, группы могут быть разновозрастными.

Учебный план программы включает в себя: пояснительную записку, перечень разделов и тем занятий, кол-во часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические виды деятельности и самоподготовку

Учебный план

Тема

Всего

Теория

Практика

самоподготовка

1

Вводное  занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

0,5

1,5

2

Работа с бумагой и картоном.

12

1,5

10,5

Изготовление закладки (по образцу).

2

0,5

1,5

Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений орнамента, листьев.

2

2

Изготовление закладки по замыслу детей.

2

0,5

1,5

Изготовление аппликаций (по образцу).

2

2

Изготовление аппликаций по замыслу детей.

2

2

Защита проекта: «Открытка»

2

0,5

1,5

3

Работа с бросовым материалом.

18

2,5

15,5

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

2

0,5

1,5

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

2

2

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

2

0,5

1,5

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

2

2

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

0,5

1,5

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

2

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

2

Изготовление карнавальных масок.

2

0,5

1,5

Защита проекта: «Новогодний сюрприз»

2

0,5

1,5

4

Работа с тканью.

16

1,5

14,5

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

2

0,5

1,5

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

2

2

Шитье мягкой игрушки.

2

0,5

1,5

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Защита проекта: «Игрушка своими руками»

2

0,5

1,5

5

Вязание крючком.

20

2

18

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

2

0,5

1,5

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

2

2

Игольница «Грибок», «Ромашка».

2

0,5

1,5

Игольница «Грибок», «Ромашка».

2

2

Игольница «Грибок”, “Ромашка».

2

2

Вязание игрушек-сувениров.

2

0,5

1,5

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Защита проекта: «Игрушка-сувенир»

2

0,5

1,5

6

Конкурсно-выставочная деятельность

12

2

10

Участие в ежегодной выставке детских работ, проводимой в ДО Дома творчества г.Багратионовска

6

1

5

Участие в областном детском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Звезды Балтики»

6

1

5

7

Экскурсия на выставку

4

1

3

Аудиторные занятия

84

11

73

8

Творческий проект «Мягкая игрушка»

16

16

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Изготовление игрушек-сувениров.

2

2

Изготовление игрушек-сувениров.

2

2

Изготовление игрушек-сувениров.

2

2

Изделие по собственному выбору  

6

6

Внеаудиторные занятия

16

16

9

Итоговый контроль.

Итоговая аттестация.  

Форма проведения:  Защита творческого проекта: «Мягкая игрушка»

2

2

                                                          Итого  

102

11

75

16

Календарный учебный график

1.Календарный год включает в себя каникулярное время и делится на:

  • учебный год с 15 сентября по 30 июня (аудиторные занятия)
  • летний период с 1 июля по 31августа ( внеаудиторные занятия).
  • итоговая аттестация (последняя неделя августа)

2.Продолжительность учебного года по общеразвивающей программе: 

Начало учебного года: 1 сентября ежегодно

Окончание учебного года: 30 июня ежегодно

Продолжительность учебного года ( аудиторные занятия) – 42 недели

Продолжительность летнего периода (внеаудиторные занятия)- 8 недель

Промежуточная или итоговая аттестация -1 неделя ( последняя неделя августа)

3.Комплектование группы - с 1 сентября по 15 сентября ежегодно

4.Регламент образовательного процесса:

Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором МБОУ СОШ п.Южный по вторникам с 15.00-17.00

5.Режим работы внеаудиторных занятий

В летний период занятия детей в кружке  проводится в разных видах и формах: образовательная деятельность, экскурсии в музеи, на выставки, а парковую зону, на море, участие в работе летнего пришкольного лагеря, участие в организации праздников и развлечений, соревнований, выставках, самостоятельная работа (самоподготовка).

Содержание изучаемого курса

Вводное  занятие

Основные теоретические сведения

Беседа  о содержании  работы объединения:

 - цели и задачи объединения;

 - режим и расписание занятий;

 - правила поведения на занятиях;

 - выставка работ детей  предыдущих  лет;

 - просмотр фотоальбомов, специальной литературы;

 - экскурсия;

 Материалы, инструменты и приспособления для вязания крючком:

- общий инструктаж по технике безопасности     и санитарной гигиене на занятиях.

Практические работы

- вырезание кругов (заготовка для помпонов);

- коробочка для инструментов;

.

Работа с бумагой и картоном.

Основные теоретические сведения

Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой.  Правила безопасной работы ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Аппликация из бумаги на бумажной основе. Знакомство с правилами экономного  расходования бумаги. 

Практические работы

Изготовление закладки (по образцу). Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений орнамента, листьев. Изготовление закладки по замыслу детей. Изготовление аппликаций (по образцу). Изготовление аппликаций по замыслу детей. Изготовление поздравительных открыток.

Работа с бросовым материалом.

Основные теоретические сведения

Экология. Отходы. Что относится к бросовому материалу, как его собирать. Способы обработки и соединения деталей из различного бросового материала. Свойства бросового материала. Инструменты, шаблоны для работы с бросовым материалом, подготовка материалов к работе, соединение деталей между собой. Создание макета с использованием бросового материала. Правила безопасной работы.

Практические работы

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. Изготовление елочных гирлянд, игрушек. Изготовление карнавальных масок.

Работа с тканью.

Основные теоретические сведения

Правила безопасности труда. Виды швов, используемых в ручной вышивке, их применение. Приемы выполнения стежков и строчек. Виды швов: «вперед иголку» «тамбурный», «петельный» («краевой»). Технология их выполнения. Способы перевода рисунка на ткань.

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка». Правила кроя игрушки. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика).  

Практические работы

Выполнение швов: «вперед иголка», «через край», «тамбурный», «стебельчатый». Шитье мягкой игрушки, 2-3 деталей.

Вязание крючком.

Основные теоретические сведения

Вязание: история, способы, виды и назначение вязаных вещей. Крючок. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком. Сочетание цветов. Правила безопасности труда.

Практические работы

Вязание цветка, полотна; составление коллажа. Игольница «Грибок», «Ромашка». Вязание игрушек-сувениров.

      Творческие проекты

Основные теоретические сведения 

  -  разновидности;

  -  разработка;

  Практические работы

Выполнение изделий в различной технике.

Презентация своего изделия

Творческий проект: «Открытка»

Творческий проект: «Новогодний сюрприз»

Творческий проект: «Игрушка своими руками»

Творческий проект: «Игрушка-сувенир»

Творческий проект: «Мягкая игрушка»

Творческий проект по выбору учащегося

      Основные теоретические сведения 

 Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

 Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

       Практические работы

 Оформление выставки.

       

             Конкурсно-выставочная деятельность.

Участие в ежегодной выставке детских работ, проводимой в ДО Доме творчества

Участие в областном детском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Звезды Балтики».

             Экскурсия на выставку.

Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством

Формы и механизм учета знаний

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Сопровождение складывается по следующим блокам:

Психологический блок: диагностика личностных особенностей и творческих способностей. Тест: методика «Память на образы», «Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».

Социологический блок: социометрическая диагностика взаимоотношений ребенка в коллективе. Вопросник: «Кого бы из кружка  ты хотел пригласить на свой  день рождения?» методика социометрия.

Воспитательный блок: диагностика  воспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»

Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательной программы.


Тематический план

Тема раздела и занятия

Часы

Вид занятия

Виды и формы деятельности

Дата

Примечание

Всего

Теория

Практика

1

Вводное  занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

0,5

1,5

Участие в  обсуждение. Работа с демонстрационными образцами.

Практическая индивидуальная и групповая работа.

Беседа о соблюдении правил безопасного труда, о санитарно-гигиенических требованиях при вязании. Организация рабочего места.

Практическая индивидуальная и групповая работа

2

Работа с бумагой и картоном.

12

1,5

10,5

Изготовление закладки (по образцу).

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений орнамента, листьев.

2

2

практическая работа

Изготовление закладки по замыслу детей.

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Изготовление аппликаций (по образцу).

2

2

практическая работа

Изготовление аппликаций по замыслу детей.

2

2

практическая работа

Защита проекта: «Открытка»

2

0,5

1,5

Подготовка презентации.Защита

3

Работа с бросовым материалом.

18

2,5

15,5

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

2

2

практическая работа

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

2

2

практическая работа

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

2

практическая работа

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

2

2

практическая работа

Изготовление карнавальных масок.

2

0,5

1,5

презентация

показ, выполнение упр.

Защита проекта: «Новогодний сюрприз»

2

0,5

1,5

практическая работа. Защита проекта

4

Работа с тканью.

16

1,5

14,5

Практическая индивидуальная и групповая работа

Выполнять один из видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Правила подбора материала в зависимости от назначения изделия. Составление технологической карты. Выполнение практической работы по шитью

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

2

0,5

1,5

Знакомство с технологией пошива игрушек. Зарисовка технических выкроек игрушек. Подбор материалов и инструментов.

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

2

2

Внимательное изучение выкроек данных изделий, с учетом мест прибавления и убавления. Пошив  игрушек (выкраивание деталей, их соединение, набивка и оформление).

Шитье мягкой игрушки.

2

0,5

1,5

Практическая индивидуальная и групповая работа

Выполнять один из видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Правила подбора материала в зависимости от назначения изделия. Составление технологической карты. Выполнение практической работы по шитью

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Изготовление игрушек.

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Изготовление игрушек.

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Изготовление игрушек.

Шитье мягкой игрушки.

2

2

Изготовление игрушек. Вывязывание деталей игрушки. Правильное сшивание и оформление игрушки.

Защита проекта: «Игрушка своими руками»

2

0,5

1,5

Оформление мини – выставки  

5

Вязание крючком.

20

2

18

Практическая индивидуальная и групповая работа

Выполнять один из видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Составление технологической карты вязания отдельных деталей. Выполнение практической работы по вязанию отдельных деталей. Сборка. Окончание работы. Отделка изделия.

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

2

0,5

1,5

Работа со справочными таблицами, выполнение практической работы: «Вывязывание столбика без накида различными способами» Изучение условных обозначений основных видов столбиков, выполнение практической работы по освоению основных приемов вязания

Практическая индивидуальная и групповая работа

Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

2

2

Положение крючка в руке. Правила начала вязания.

Основные приемы вязания:

  1. начальная петля;
  2. воздушная петля;

цепочка воздушных петель;

Игольница «Грибок», «Ромашка».

2

0,5

1,5

Практическая индивидуальная и групповая работа

Ознакомление с ассортиментом изделий вязаных крючком. Участие в беседе «Знакомые мотивы на современный лад

Вязаные сувениры, их многообразие. Организация  и выполнение практической работы по вязанию

Игольница «Грибок», «Ромашка».

2

2

Составление технологической карты вязания отдельных деталей. Выполнение практической работы по вязанию отдельных деталей.

Игольница «Грибок”, “Ромашка».

2

2

Сборка и отделка изделия. Презентация проекта

Вязание игрушек-сувениров.

2

0,5

1,5

Сувениры, их практическое назначение. Рисование на тему: «Какую бы я хотела иметь свою вязаную игрушку». Работа по схемам и журналам

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Правила подбора материала в зависимости от назначения изделия. Составление технологической карты вязания. Выполнение практической работы по вязанию

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Вязание изделия. Сборка изделия.

Вязание игрушек-сувениров.

2

2

Изготовление игрушек. Вывязывание деталей игрушки. Правильное сшивание и оформление игрушки.

Защита проекта: «Игрушка-сувенир»

2

0,5

1,5

Оформление мини – выставки  «Мои первые игрушки»

6

Конкурсно-выставочная деятельность

12

2

10

Практическая индивидуальная и групповая работа

Подготовка работ к выставке  

Участие в ежегодной выставке детских работ, проводимой в ДО Дома творчества г.Багратионовска

6

1

5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Выбор изделия по тематике выставки

2

0,5

1,5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Выполнение изделия по тематике выставки

2

2

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Оформление изделия на выставку

2

0,5

1,5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Участие в областном детском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Звезды Балтики»

6

1

5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Выбор изделия по тематике выставки

2

0,5

1,5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Выполнение изделия по тематике выставки

2

2

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

Оформление изделия на выставку

2

0,5

1,5

подготовка творческих работ  и участие в районных выставках

7

Экскурсия на выставку

4

1

3

Посещение выставки. Знакомство с работами мастеров родного края. Обмен мнениями.

Экскурсия  на выставку г.Багратионовск

2

0,5

1,5

Знакомство с работами мастеров родного края. Обмен мнениями.

Экскурсия  на выставку  г.Калининград

2

0,5

1,5

Знакомство с работами мастеров родного края. Обмен мнениями.

Аудиторные занятия

84

11

73

8

43-50

Творческий проект

«Мягкая игрушка»

16

Шитье мягкой игрушки.

Изготовление игрушек-сувениров.

Изделие по собственному выбору  

Внеаудиторные занятия

16

9

Итоговый контроль.

Итоговая аттестация.  

Форма проведения:  Защита творческого проекта: «Мягкая игрушка»

2

2

Презентация творческого проекта

                                                          Итого  

102

11

75


Методическое обеспечение

Раздаточный  материал

Инструменты

Крючки№1 (1),  № 1,9 (4), №2 (4), № 2,5 (3),

Иглы

Катушечные нитки

Ткань, ленты, тесьма

Образцы

Вязание круга Многоугольники, овальное полотно; Листики;Цветы ; Квадратные мотивы; круглые мотивы; Цветное вязание

Мягкие игрушки

Изделия и пластика

Дидактический материал

Схемы

*Положение рук

* Воздушные петли

* Столбики без накида

* Полустолбики без накида

* Полустолбики с накидом

* Столбики с накидом

 * Столбики с двумя накидами

Шов «вперед иголка», «назад иголка», «тамбурный», «петельный»

 

Дидактические игры

«Угадай профессию», «Найди ошибку», «Пазлы» (собери картинку, определи технику вязания)

Кроссворды

«Техника безопасности»

 «Техники вязания».

«Ручные швы»

Викторины

«Ремесла древние и современные», «Знаешь ли ты пословицы?»

Карточки

Обучающие карточки: 

«Инструменты, материалы и приспособления»

«Подбор ниток и крючка»

«Вязание цепочки из воздушных петель»

«Основные приемы вязания»

«Листик», «Сердечко»

Карточки с исследовательскими заданиями: 

 «Нитки, ткани»

Карточки с проблемными  заданиями: 

«Прочти схему и продолжи узор»

«Прочти схему и восстанови узор»

«Уэорное полотно»

«Квадрат»

Учебно-материальная база

        Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей. Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания.

1. Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими  инструментами, электроприборами

2. Наличие инструментов:

- крючки для вязания различной толщины;

- ножницы;

- швейные иглы;

- булавки;

- сантиметровая лента;

- электрический утюг, гладильная доска

3   Наличие материалов:

- пряжа и нитки разной толщины и цветов;

 - калька;        

 - миллиметровая бумага;

 -  акварельные краски.

-ткань, ленты, тесьма, кружева

4  Специальная и учебная литература для детей и педагога

5  Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

- таблицы

 «Основные приёмы вязания»,

 «Условные знаки и сокращения»  для вязания крючком

 «Способы введения крючка в петлю»,

 «Вязание круга, квадрата»,

- схемы изделий;

- коллекция ниток;

- образцы вязания;

- изделия: панно, поделки;

- инструкционные карты;

- лекала;

- дидактические карточки;

- альбомы с фотографиями работ

- видеокассеты о русских народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве России

- аудиозаписи русской  народной музыки.

Итоговая аттестация.

Цель итоговой аттестации – выявление уровня освоения обучающимися программы кружка «Умелые ручки» и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

 Задачи итоговой аттестации:

  • развитие социально-позитивных мотивов познавательной деятельности обучающихся основе изучения их способностей и интересов;
  • определение уровня теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области;
  •  выявление степени сформированности практических умений и навыков обучающихся в выбранном ими виде творческой деятельности;
  •  выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;
  • внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединений.

Формы итоговой аттестации:

  •  Защита творческого проекта: «Мягкая игрушка»

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007
  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”
  3. Ворончихин Н.С.“ Сделай сам из бумаги”
  4. Геронимус Т.М. “Мастерская: Методические рекомендации”. 2007г
  5. Геронимус Т.М. “Работаем с удовольствием” 2008г.
  6. Гудилина С.И.“Чудеса своими руками”
  7. Гусакова М.А.“Аппликация”
  8. Гусакова М.А.“Подарки и игрушки своими руками”
  9. Гусева Н.“365 фенечек из бисера”
  10. Докучаева Н.“Сказки из даров природы”
  11. Докучаева С.О., Вольнова Е.В. “Капитошка дает уроки”
  12. Еременко Т., Лебедева Л.“Стежок за стежком”
  13. Еременко Т.И. “Рукоделие”
  14. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П.“Рукоделие для детей”
  15. Канурская Т.А., Маркман Л.А.“Бисер”
  16. Конышева Н.М.“Наш рукотворный мир”
  17. Конышева Н.М.“Секреты мастеров”
  18. Конышева Н.М.“Умелые руки”
  19. Конышева Н.М.“Чудесная мастерская”
  20. Кочетова С.В.“Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  21. Красовская Е.Т. “Вязаный ежик”
  22. Молотобарова О.С.“Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  23. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”
  24. Петрунькина А.“Фенечки из бисера”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

рабочая программа "Золотые ручки"

Программа "Золотые ручкаи" для внеурочных занятий с учщимися 1-4 классов. Цель: гармоничное развитие учащимся средствами художественного творчества....

Рабочая программа "Умелые ручки". 1 класс

 Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовател...