Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа по технологии для начальной школы с пояснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii.docx | 123.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология» адресована обучающимся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Прохоровская гимназия», обучающихся по программе «Начальная школа 21 века».
Составлена на основе: Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2012.-80с. – (Начальная школа XXI века).
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
В связи с этим задачами курса являются:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.). и направлена на их реализацию.
Концепция (основная идея) программы
В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей деятельности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы
В отличие от традиционного подхода к учебному предмету “Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Обеспечивается УМК, соответствующим требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования, требованиям к учебному предмету «Технология» для начальной школы:
1. Е. А. Лутцева. Технология. Учебник для учащихся 1,2,3,4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2014
2. Е. А. Лутцева. Технология. 1, 2, 3, 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2014.(«Начальная школа XXI века»).
Образовательная область: «Технология».
Цели содержания учебного курса «Технология» :
-всестороннее развитие ребенка;
-формирование его учебной деятельности;
-становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром;
-развитие исследовательских возможностей учащихся в познании действительности и решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.
Срок реализации программы: 2015 – 2019 учебный год.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология как способ реализации жизненно важных потребностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX и XXI веках) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, человек в окружающем мире.
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры. Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и простроен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа, т. е. стержень предмета, - это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращиванию растений (агротехнике), технике как помощнице человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.
Человек в окружающем мире. Показывается связь природы и человека, его созидательная деятельность и ее результаты, природа, как источник вдохновения для человека-созидателя и источник природного сырья для человека-производителя. В связи с возрастными особенностями детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмоционально-личностному компоненту как основе воспитания в учениках веры в свои возможности, потребности в созидании не только для себя, но и для других (близких, знакомых и незнакомых), понимания красоты окружающего мира. А также учтены требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Система оценки достижений учащихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности,
-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдается качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Инструментарий для оценивания результатов:
- самоконтроль, взаимоконтроль;
- словесная оценка;
Санитарные нормы предписывают:
«На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов – не более 5 минут, 2-3-х – 5 – 7 минут, 4-х – 10 минут, а при работе с деревом и проволокой – не более 4 – 5 минут»
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся
Оценка носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах, грамоты, благодарности и т. п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчинённый);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Общая характеристика учебного предмета.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира: о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, о результатах научно-технического прогресса, о духовно-культурной среде, созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
Курс реализуется через следующие типы уроков и их сочетание: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся в 1 классе носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы и темы:
- Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (32 ч.)
Элементы материаловедения. Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Свойства изучаемых материалов. Строение ткани. Продольное и поперечное направления нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость.
Инструменты и приспособления. Линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Основы конструкторских знаний и умений. Подвижное соединение деталей. Соединительные материалы (проволока, нитки). Получение объемных форм сгибанием. Композиционное расположение деталей в изделии.
Основы технологических знаний и умений. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение детали из заготовки, сборка изделия, отделка.
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на чертеж. Простейший чертеж, линии чертежа (основная; вы поеная, размерная, сгиба). Эскиз. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов.
Сборка изделия: проволочное подвижное, ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Условия, необходимые для жизнедеятельности растений. Культурные и дикорастущие растения. Овощные растения, цветочно-декоративные растения открытого и закрытого (комнатные) грунта. Обобщенные приемы выращивания pастений (агротехника): подготовка почвы, посев (посадка), уход, сбор урожая. Размножение семенами, черенками листа, стебля. Инструменты садовода и огородника. Их названия, назначение (наиболее распространенных): лопата, лейка, грабли, ведро, тяпка. Продолжительность жизни растений; однолетники, двулетники, многолетники.
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель.
Ремесленные профессии края, где живут ученики.
Этапы проектной деятельности (разработка замысла и его практическая реализация). Индивидуальный творческий мини-проект, коллективный творческий проект.
- Из истории технологии (2 ч.)
История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Реализация его потребностей в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников, современное состояние этих профессий. Технология выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане.
Образовательная область: «Технология».
Согласно базисному плану всего на изучение учебного предмета «Технология» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Результаты изучения технологии в 1 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать помощь одноклассников, отзываться на помощь взрослых и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
- Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, творческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохновения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки на глаз, по шаблону;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- экономно размечать сгибанием, по шаблону;
- точно резать ножницами;
- собирать изделия с помощью клея;
- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- конструкциях — разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
иметь представление:
- об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
- о причинах разделения труда;
- об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
- о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;
знать:
- названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный — клейстер (клей) и нитки; подвижный — проволока, нитки, тонкие веревочки);
- технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
- природные факторы, влияющие на рост и развита растений: свет, тепло, влага, воздух;
- основные агротехнические приемы: подготовке посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
- способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
- названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
- с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
- читать простейший чертеж (эскиз);
- выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
• выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы
по выращиванию растений;
• решать несложные конструкторско-технологические задачи;
• изготавливать несложные макеты транспортных средств;
самостоятельно:
- организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- экономно и рационально размечать несколько деталей
на заготовке;
- контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
- справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
при помощи учителя:
- проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать свое мнение.
3 класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
- о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
4. Использование информационных технологий (практика на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
4 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
·иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
·понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
·планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
·выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
·уважительно относиться к труду людей;
·понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
·понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
·на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
·отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
·выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
·прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
·анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
·решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
·изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
·соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
·создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
·соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
·использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
·создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
·пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Итого часов | ||||
Примерная программа (ФГОС) | Рабочая программа по классам | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. | - | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 8 ч | 38 ч | |
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 8 ч |
3 | Природа в художественно-практической деятельности человека | - | 1 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 6 ч |
4 | Природа и техническая среда | - | 1 ч | 1 ч | 2 ч | 2 ч | 6 ч |
5 | Дом и семья. Самообслуживание. | - | 4 ч | 3 ч | 2 ч | 2 ч | 11 ч |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | - | 11 ч | 12 ч | 12 ч | 10 ч | 45 ч | |
1 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | - | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 2 ч | 11 ч |
2 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | - | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 4 ч |
3 | Общее представление о технологическом процессе | - | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 4 ч |
4 | Технологические операции ручной обработки материалов. | - | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 16 ч |
5 | Графические изображения в технике и технологии. | - | 2 ч | 3 ч | 3 ч | 2 ч | 10 ч |
3. Конструирование и моделирование. | - | 12 ч | 12 ч | 12 ч | 8 ч | 44 ч | |
1 | Изделие и его конструкция. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
2 | Элементарные представления о конструкции. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
3 | Конструирование и моделирование несложных объектов. | - | 8 ч | 8 ч | 8 ч | 6 ч | 30 ч |
4. Практика работы на компьютере (использование информациионных технологий) | - | - | - | - | 8 ч | 8 ч | |
Итого часов | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
Содержание тем учебного курса «Технология»
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
1 кл. | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
| ||||||
Рукотворный мир как результат труда человека. | Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. | 2 | 2 | 2 | 1 | Наблюдать связи человека с природой. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Анализировать предлагаемые задания, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью и задачами. Организовывать свою деятельность. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Оценивать результат деятельности. Обобщать то новое, что освоено. |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Природа в художественно-практической деятельности человека. | Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике..) | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Природа и технические средства. | Человек – наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы – помощники человека. Проблемы экологии. | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Дом и семья. самообслуживание. | Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки…). Растения и животные в доме (уход за растениями и животными) | 4 | 3 | 2 | 2 | |
| ||||||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | 3 | 3 | 3 | 2 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы, их виды. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной задачи. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать то новое, что открыто и освоено на уроках. |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Общее представление о технологическом процессе | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов, последовательность практических действий и технологических операций. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Технологические операции ручной обработки материалов. | Подбор материалов и инструментов. Разметка. Обработка материала. Сборка деталей, способы соединений. Отделка изделия и его деталей. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Графические изображения в технике и технологии. | Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. | 2 | 3 | 3 | 2 | |
| ||||||
Изделие и его конструкция. | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия, виды конструкций и их способы сборки. Основные требования к изделию. | 2 | 2 | 2 | 1 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Конструировать объекты. проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебно-практических работ и реализации несложных проектов, принятие идеи. |
Элементарные представления о конструкции. | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Конструирование и моделирование несложных объектов. | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов. Проектирование доступных по сложности изделий культурно-бытового и технического назначения. | 8 | 8 | 8 | 6 | |
| ||||||
Знакомство с компьютером | Назначение основных устройств компьютера. Включение и выключение компьютера и подключённых к нему устройств. Клавиатура, общее представление. Соблюдение безопасных приёмов труда. | - | - | - | 3 | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов. Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять): - материальные и информационные объекты; - инструменты материальных и информационных объектов; - элементы информационных объектов; -технологические свойства. Проектировать информационные изделия. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Обобщать то новое, что открыто на уроке. |
Работа с информацией | - | - | - | 3 | ||
Компьютерное письмо | - | - | - | 2 |
Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Учебник страницы | Дата проведения | Примечание | |
По плану | фактически | |||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание ( 8 ч) Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. | ||||||
1 | Что ты видишь вокруг? | Урок-экскурсия | У с 3-5 Р с 4-5 | 03.09 | ||
2 | Мир природы | Урок -путешествие | У с 6-8 Р с 6 | 10.09 | ||
3 | Мир рукотворный | Урок-сказка | У с 9-11 Р с - | 17.09 | ||
4 | Представление о взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь | Урок-путешествие | У с 12-15 Р с - | 24.09 | ||
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? | Урок-сказка | У с 16-18 Р с 7 | 01.10 | ||
6 | Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок». | Урок-сказка | У с 19-24 Р с 11 | 08.10 | ||
7-8 | О радости общения и совместного труда. Готовим праздник. Пластилин-волшебник. | Урок-праздник | У с 25-28 Р с 12 | 15.10 22.10 | ||
Обобщённые технико-технологические знания и умения (4 ч) | ||||||
9 | Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов? | Урок-путешествие | У с 29-31 Р с 13-14 | 29.10 | ||
10 | Общее представление о конструкции изделия. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. | Урок-исследование | У с 32-34 Р с 15-16 | 12.11 | ||
11 | Общее представление о способах соединения материалов. Как соединяют детали? | Урок-игра | У с 35-37 Р с 17 | 19.11 | ||
12 | Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? | Урок-игра | У с 38-42 Р с 18 | 26.11 | ||
Технология обработки бумаги (15 ч) | ||||||
13 14 | Нужны ли нам бумага и картон? | Урок-исследование | У с 43-45 Р с 19, 20-21 | 03.12 10.12 | ||
15 16 17 | Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой? | Урок-путешествие | У с 46-47 Р с 22-23 У с 48-50 Р с 24-27 (по в) Р с 28-29 | 17.12 24.12 14.01 | ||
18 | Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы ножницами | У с 51-56 | 21.01 | |||
19 | Какие ножницы у мастеров? | У с 57-59 Р с 30-33 | 28.01 | |||
20 | Понятие «линия». Виды линий | У с 60-65 Р с 34 | 04.02 | |||
21 | Соединение разных материалов | У с – Р с 35-36 | 18.02 | |||
22 | Резание бумаги ножницами по размеченным линиям | У с 66-67 Р с 37-38 | 25.02 | |||
23 | Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. | У с 68-71 Р с 39-42 | 03.03 | |||
24 | Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Разметка треугольников. | У с 72-78 Р с 43-44 | 10.03 | |||
25 | Разметка деталей сгибанием | У с 79-82 Р с62-63 | 17.03 | |||
26 | Преобразование заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? | У с 83-85 Р с 64-66 | 24.03 | |||
27 | Разметка деталей сгибанием. Складываем бумагу. | У с – Р с 67-72 | 07.04 | |||
Технология обработки ткани (6 ч) | ||||||
28 | Свойства ткани. Швейные приспособления | У с 86-90 Р с 79 | 14.04 | |||
29 30 | Отделка изделий из ткани. Прямая строчка | У с 91-98 Р с 77-78 | 21.04 28.04 | |||
31 32 33 | Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Комплексная работа «Книжкина больница». | Р с 47-61 | 05.05 12.05 19.05 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» 2 класс. 34 часа
№ п/п | Тема урока | Тип учебного занятия | Дата | Домаш нее задание | Примечание | ||||||||||
По плану | Фактически | ||||||||||||||
Раздел 1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда , самообслуживание. Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты:
| |||||||||||||||
1 | Материалы и их свойства. Экскурсия. История рождения ремесел. Природа и человек. | Урок-экскурсия | 06.09 | ||||||||||||
2 | Изделия из природного материала. Аппликация «Давай дружить» | Урок изучения нового материала | 13.09 | ||||||||||||
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | |||||||||||||||
3 | Разные материалы -разные свойства. «Чайная посуда» Лепка из пластилина | Урок применения полученных знаний | 20.09 | ||||||||||||
4 | Инструменты помощники. «Пирожные к чаю» | Урок изучения нового материала | 27.09 | ||||||||||||
Раздел 3.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда , самообслуживание. Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты:
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | |||||||||||||||
5 | Каждому делу – свои инструменты. «Образы природы в фигурке животного» | Урок изучения нового материала | 04.10 | ||||||||||||
6 | Симметрично-несимметрично | Урок изучения нового материала | 11.10 | ||||||||||||
7 | Определение симметрии в предметах. «Композиция из симметричных деталей» | Урок применения полученных знаний | 18.10 | ||||||||||||
Раздел 4. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты
| |||||||||||||||
8 | Размечаем быстро и экономно. Изготовление квадратных деталей. Панно из круглых деталей «Слон», «Лягушка». | Урок применения полученных знаний | 25.10 | ||||||||||||
9 | Способы соединения деталей. «Открытка с сюрпризом» | Урок изучения нового материала | 08.11 | ||||||||||||
10 | Собираем изделие. «Игрушки-подвески» | Урок применения полученных знаний | 15.11 | ||||||||||||
11 | Украшаем изделие. «Подносы» | Урок применения полученных знаний | 22.11 | ||||||||||||
12 | Линейка-труженица. Практическая работа. Линии, виды линий. | Урок практическо го применения знаний | 29.11 | ||||||||||||
13 | Работа с линейкой (построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур). Складывание бумаги по чертежу. | Урок практическо го применения знаний | 06.12 | ||||||||||||
14 | Что умеют угольники. Разметка прямоугольника с помощью угольника. «Домино» | Урок практическо го применения знаний | 13.12 | ||||||||||||
15 | Чертежи и эскизы. Определение чертежей и эскизов. «Поздравительная открытка» | Урок практического применения знаний | 20.12 | ||||||||||||
Раздел 5.Использование информационных технологий Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
| |||||||||||||||
16 | Выставка изделий. (в том числе, демонстрация учителем с участие учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изученным темам). | Урок-выставка | 27.12 | ||||||||||||
Раздел 6. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты
| |||||||||||||||
17 | Происхождение натуральных тканей Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лен). «Помпон» | Урок изучения нового материала | 16.01 | ||||||||||||
18 | Свойства и строение натуральных тканей. Игрушки из помпона. | Урок изучения нового материала | 24.01 | ||||||||||||
19 | Технология изготовления натуральных тканей . От прялки до ткацкого станка. Изготовление лекала. Выкройка деталей футляра для мобильного телефона. | Урок изучения нового материала | 31.01 | ||||||||||||
20 | Технология обработки ткани . Особенности работы с тканью. Изготовление футляра. | Урок практического применения знаний
| 7.02 | ||||||||||||
21 | Технология изготовления швейных изделий. Игрушки. | Урок изучения нового материала | 14.02 | ||||||||||||
Раздел 7.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда , самообслуживание. Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты:
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника | |||||||||||||||
22 | Основы агротехники (технология выращивания растений) Как вырастить растение. | Урок практическо го применения знаний | 21.02 | ||||||||||||
23 | Что любят и что не любят растения. Практическая работа (наблюдение за влиянием освещенности, температуры, влаги) | Урок практического применения знаний | 28.02 | ||||||||||||
24 | Технология выращивания растений Что выращивают дома и возле дома. | Урок изучения нового материала | 14.02 | ||||||||||||
25 | Как размножаются растения. (семенами и черенками) | Урок практическо го применения знаний | 21.02 | ||||||||||||
Раздел 8 : «Конструирование и моделирование» Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты
| |||||||||||||||
26 | Техника в жизни человека. Транспорт, макеты, модели, история развития транспор та. Делаем макеты. Автомобиль. | Урок практическо го применения знаний | 01.03 | ||||||||||||
27 | Делаем макеты. Самолет. | Урок практическо го применения знаний | 07.03 | ||||||||||||
28 | Делаем макеты. Лодочка. | Урок практическо го применения знаний | 14.03 | ||||||||||||
29 | Мини-проект «Улицы моего города». | Урок практическо го применения знаний | 21.03 | ||||||||||||
30 | Мини-проект «Праздник авиации» | Урок практическо го применения знаний | |||||||||||||
31 | Мини-проект «Наш флот» | Урок практическо го применения знаний
| 21.04 | ||||||||||||
32 | В воздухе и космосе. Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты. | Урок практическо го применения знаний | 2 | ||||||||||||
33 | Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля. | ||||||||||||||
Раздел 9.Использование информационных технологий Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
| |||||||||||||||
34 | Выставка – изделий (в том числе, демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изученным темам). | Урок практическо го применения знаний |
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Дата проведения | Примечание | |
По плану | фактически | ||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) | |||||
Рукотворный мир как результат труда человека ( 2 ч) | |||||
1-2 | Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. | Урок-исследование. | |||
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.( 4 ч) | |||||
3 | Постройки Древней Руси. | Урок- практикум | |||
4 | Плоские и объёмные фигуры. | Урок-практикум | |||
5 | Делаем объемные фигуры. Изготовление русской избы. | Урок- исследование | |||
6 | Изготовляем объемные фигуры. Изобретение русской избы. | Урок-практикум | |||
Природа в художественно-практической деятельности человека (2ч) | |||||
7 | Доброе мастерство | Урок-экскурсия | |||
8 | Разные времена- разная одежда | Урок-исследование. | |||
Природа и техническая среда (3ч) | |||||
9 | Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. | Урок-проект | 13.11 | ||
10 | Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма | Урок-исследование. | 20.11 | ||
11 | Вода работает на человека. Водяные двигатели. | Урок-проект | 27.11 | ||
Дом и семья/ Самообслуживание (3ч) | |||||
12 | Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка. | Урок-исследование. | 4.12 | ||
13 | Когда растение просит о помощи. | ППЗП | 11.12 | ||
14 | Цветочное убранство интерьера. | Урок-проект | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10часов) | |||||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1ч) | |||||
15 | Главный металл. | Урок-путешествие | 18.12 | ||
Инструменты и приспособления для обработки материалов ( 1ч) | |||||
16 | В мастерской. | Урок-практикум | 25.12 | ||
Общее представление о технологическом процессе ( 2ч) | |||||
17 | От замысла - к результату: семь технологических задач | Урок-исследование. | |||
18 | От замысла -к результату: семь технологических задач (обобщение) | Урок-исследование. | |||
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий - 4ч) | |||||
19-20 | Разные времена - разная одежда. Застежка и отделка одежды. | Урок-исследование. | |||
21-22 | Разные времена – разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. | Урок-практикум | |||
Графические изображения в технике и технологии (2ч) | |||||
23 | Виды условных графических изображений | Урок-практикум | |||
24 | Чтение чертежа развертки. Разметка с опорой на чертеж развертки | Урок-практикум | |||
Конструирование и моделирование (5ч) | |||||
Изделие и его конструкция (1ч) | |||||
25 | Простые объемные изделия на основе разверток. | Урок-практикум | |||
Элементарные представления о конструкции (1ч) | |||||
26 | Конструкции. | Урок-исследование. | |||
Конструирование и моделирование несложных объектов (3ч) | |||||
27 | Объемные фигуры. | Урок-исследование. | |||
28-29 | Моя мастерская. | Урок-выставка | |||
Использование информационных технологий (5часов) | |||||
30-31 | Практикум овладения компьютером. | Урок-практикум | |||
32 | Какая бывает информация? | Урок-исследование. | |||
33 | Книга - источник информации. Изобретение бумаги. | Урок-путешествие | |||
34 | Великие изобретения человека. Для любознательных. | Урок-защита проектов |
Календарно- тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Дата проведения | примечание | |
По плану | фактически | ||||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) Метапредметные результаты: Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, Познавательные: учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; | |||||
1 | Рукотворный мир как результат труда человека | Урок практического применения знаний | |||
2 | Рукотворный мир как результат труда человека | Урок практического применения знаний | |||
3 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | Урок практического применения знаний | |||
4 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | Урок практического применения знаний | |||
5 | Природа в художественно-практической деятельности человека | Урок практического применения знаний | |||
6 | Природа в художественно-практической деятельности человека | Урок практического применения знаний | |||
7 | Природа и техническая среда | Урок практического применения знаний | |||
8 | Природа и техническая среда | Урок практического применения знаний | |||
9 | Природа и техническая среда | Урок практического применения знаний | |||
10 | Природа и техническая среда | Урок практического применения знаний | |||
11 | Дом и семья. Самообслуживание | Урок практического применения знаний | |||
12 | Дом и семья. Самообслуживание | Урок практического применения знаний | |||
13 | Дом и семья. Самообслуживание | Урок практического применения знаний | |||
14 | Дом и семья. Самообслуживание | Урок практического применения знаний | |||
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч) Метапредметные результаты: Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, Познавательные: учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; | |||||
15 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | Урок практического применения знаний | |||
16 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | Урок практического применения знаний | |||
17 | Общее представление о технологическом процессе | Урок практического применения знаний | |||
18 | Общее представление о технологическом процессе | Урок практического применения знаний | |||
19 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Урок практического применения знаний | |||
20 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Урок практического применения знаний | |||
21 | Графические изображения в технике и технологии | Урок практического применения знаний | |||
22 | Графические изображения в технике и технологии | Урок практического применения знаний | |||
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч) Метапредметные результаты: Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, Познавательные: учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; Коммуникативные: учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. | |||||
23 | Изделие и его конструкция | Урок практического применения знаний | |||
24 | Элементарные представления о конструкции | Урок практического применения знаний | |||
25 | Конструирование и моделирование несложных объектов | Урок практического применения знаний | |||
26 | Конструирование и моделирование несложных объектов | Урок практического применения знаний | |||
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов | Урок практического применения знаний | |||
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч) Метапредметные результаты: Регулятивные: учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; | |||||
28 | Компьютерное письмо | Урок практического применения знаний | |||
29 | Компьютерное письмо | Урок практического применения знаний | |||
30 | Компьютерное письмо | Урок практического применения знаний | |||
31 | Создание презентаций | Урок практического применения знаний | |||
32 | Создание презентаций | Урок практического применения знаний | |||
33 | Создание презентаций | Урок практического применения знаний | |||
34 | Создание презентаций | Урок практического применения знаний |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Должно быть | Имеется | Процентное соотношение | ||||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||||||
Учебно-методические комплекты УМК система Л.В.Занкова для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) Методические пособия и книги для учителя Примерная программа по технологии Предметные журналы | 25 1 1 | 25 1 1 | 100 100 100 | ||||||
Печатные пособия | |||||||||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстративного и раздаточного материала | Д/П | ||||||||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||||||||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | ||||||||
Технические средства обучения | |||||||||
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету | Д | ||||||||
Экранно-звуковые пособия | |||||||||
Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д | ||||||||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||||||
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения. Конструкторы. Объёмные модели геометрических фигур | К Ф/П К Ф/П | ||||||||
Оборудование класса | |||||||||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий) Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д Д Д | 13 1 3 1 | 100 100 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы "Начальная школа XXI века" 4 класс
Рабочие программы по предметам...
Рабочие программы по школе 21 века
Здесь разработаны рабочие программы по школе 21 века 1 класс, 2 класс надомное обучение...
Рабочие программы «Начальная школа XXI века» 2 класс
рабочие программы включают пояснительную записку, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса по окружающему миру...
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочие программы "Начальная школа 21 века" для 2 класса математике...