Рабочая программа по технологии для 3 класса по УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии с календарно-тематическим планированием для 3 класса по УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_3_a_klass.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ТЕХНОЛОГИИ
учебный предмет, учебный курс
для 3 «А» класса
Разработчик: Ананьевак А.Н.,.
учитель начальных классов
2015 год
Оглавление
I | Пояснительная записка | стр. 3 |
II | Общая характеристика учебного предмета «Технология» | стр. 5 |
III | Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане МАОУ СОШ №50 | стр. 6 |
IV | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» | стр. 7 |
V | Содержание учебного предмета «Технология» | стр. 9 |
VI | Тематическое планирование | стр. 13 |
VII | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | стр. 35 |
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по ТЕХНОЛОГИИ для 3 «А» класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, примерной программой начального общего образования по ТЕХНОЛОГИИ, учебного плана МАОУ СОШ №50 на 2015—2016 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская программа Конышевой Н. М.
Программа обеспечена УМК «Гармония» для 3-х классов автора Конышевой Н. М.
Курс направлен на достижение следующих целей:
- изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,
- формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности
- его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности
- в качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи учебного курса:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социальноценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
- технологии проблемного обучения,
- технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон
(целенаправленно в метапредметном учебном модуле «Мир деятельности»)
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проектной деятельности
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Формами текущего контроля усвоения содержания учебной программы являются:
– письменная проверка (проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; стандартизированные письменные работы, комплексные работы по проверке метапредметных УУД;
– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, стандартизированные устные работы);
– комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, защита учебных проектов, проверка с использованием электронных систем тестирования).
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными становятся новые формы контроля - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Традиционные контрольные работы дополняется новыми формами отслеживания результатов освоения образовательной программы, такими как:
– целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– оценка результатов учебных проектов;
– оценка результатов разнообразных внеурочных и внешкольных работ, достижений учеников.
Промежуточная аттестация подразделяется на:
– годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
– четвертную и полугодовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа, собеседования и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
Особенности обучающихся, осваивающих данную программу
В 3 «А» классе 32 учащихся. Большинство учеников класса имеют средний уровень мотивации, некоторые способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно.
Уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса по результатам итогов года за 2 класс:
Предметы | Технология |
Успеваемость (%) | 100% |
Качество (%) | 100 |
Средний балл | 4,8 |
По результатам диагностики актуального уровня знаний выделяется группа обучающихся нуждающихся в индивидуальной педагогической помощи: индивидуальных маршрутах обучения, индивидуальных карт занятости во внеурочной деятельности учащихся.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Раздел III. Описание места учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ в учебном плане МАОУ СОШ №50
В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет «Технология» относится к обязательной части формируемой участниками образовательного процесса.
На изучение предмета «Технология» в 3 «А» классе отведено 34 часа в год. Соответственно - 1 час в неделю.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «ТЕХНОЛОГИЯ»
№ | Изменение | Обоснование |
1 | Планирование неурочных форм организации образовательного процесса в рамках 20 % школьной вариативности:
|
|
2 | Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем |
|
3 | Расширение программного содержания*; организация практической деятельности обучающихся на компьютере (ПК) |
|
4 | Реализация программы надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» за счёт резервных часов аналогичной тематики, 1-4 класс |
|
* Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
ИКТ-компетентности формируются так же и во внеурочной деятельности.
Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы. (См. Рабочая программа)
Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по ТЕХНОЛОГИИ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:
- проекты, в том числе тематические;
- индивидуально - групповая коррекционная деятельность;
- участие в школьных конференциях,
- участие в конкурсах.
Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ТЕХНОЛОГИЯ
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Раздел V. Содержание учебного предмета
Формы и образы природы – образец для мастера (9 часов)
Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.
Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.
Характер и настроение вещи (7 часов)
Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.
Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.
Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей (8 часов)
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.
Содержание курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты
познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части.
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Раздел VI. Тематическое планирование
VI.I. Учебно-тематическое планирование по технологии в 3-м классе (УМК «Гармония»)
Тема | Общее кол-во часов | Кол-во обязательной части | Неурочные формы организации образовательного процесса (содержание части, формируемой участниками образовательного процесса) | |||||
МиД | Проекты, решение проектных задач | Познавательные лаборатории | Творческие мастерские | Учебные занятия | Другое (связь с ВУД) (экспозиции в ОУ и вне его) | |||
Формы и образы природы – образец для мастера. | 9 | 7 | МиД №5 | Декоративная работа (1ч) | ||||
Характер и настроение вещи. | 7 | 5 | МиД №12 | Конструирование (1ч) | Мастерская Деда Мороза (новогодние поделки) (1ч) | |||
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 10 | 8 | МиД №20 миД №24 | Мастерская «Умелые руки» (поделки к 8 марта и 23 февраля) (1ч) | ||||
О мира природы - к миру вещей. | 8 | 6 | Мид №32 | Экскурсия в янтарную мастерскую (1ч) | ||||
Итого | 34 | 26 | 5 | 1 | 1 | 1 | ||
8 (23%) |
VI.II. Календарно-тематическое (поурочное) планирование по технологии в 3 классе УМК «Гармония» (34 часа)
№ урока | Тема урока | Предметное содержание и задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Формируемые УУД | Дата по плану | Дата по факту | Ком-мен-та-рий | М/Т обеспечение | Внеуроч-ная предмет-ная деятель-ность | |
Формы и образы природы – образец для мастера | ||||||||||
1. | Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве. | Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения. Ознакомление с некоторыми универсальными «дизайнерскими» идеями природы. Развитие представлений о первичности природы по отношению к предметному миру человека и необходимости ее изучения для конструктора и художника; воспитание экологического сознания. Формирование умения работать с учебной информацией (учебник, рабочая тетрадь). Обогащение и детализация знаний и представлений о формах природных объектов. Расширение знаний о способах передачи форм природы в технике оригами. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения, пространственного мышления. | Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Рассказывать об известных правилах организации работы на уроке технологии. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Обсуждать возможности использования информационных технологий и компьютерных устройств в деятельности человека. Упражняться в выполнении работы на компьютере. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Воспринимать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в складывании фигур по схеме. Решать задачи на мысленное выполнение необходимых действий и операций. Рассказывать об этапах работы по графической инструкции. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Изготавливать изделия в технике оригами по вариативным инструкциям. | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 03.09 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
2. | Силуэт: красота линий и форм. | Ознакомление с особенностями и разновидностями силуэтных изображений и приемами достижения их выразительности. Обогащение знаний и представлений о симметричных и асимметричных формах в природе и в рукотворном мире. Совершенствование приемов разметки и вырезания симметричных форм с поворотной симметрией. Развитие воображения, ассоциативно-образного мышления, чувства формы, глазомера и координации движений (в процессе разметки и вырезания сложных симметричных форм). Воспитание экологического сознания. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. Вырезать детали по сложному контуру. Создавать в воображении образ ажурной симметричной формы, прогнозировать действия по ее созданию и совершенствованию и выполнять работу в соответствии с замыслом. | Анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить мысленную трансформацию заготовки. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в изделиях. | 10.09 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
3. | Силуэт: строгий расчет | Ознакомление с новыми приемами создания симметричных силуэтных форм («бесконечный» линейный орнамент). Расширение знаний о культурных традициях в создании предметного мира. Развитие умения анализировать и воссоздавать форму по образцу. Развитие пространственного мышления, творческого воображения, внимания, тонкой моторики. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать и анализировать образцы, схемы изготовления изделий, выполнять работу в соответствии с ними. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки. Упражняться в изготовлении симметричных узоров в квадрате и в полосе по образцам и собственному замыслу. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам культурного наследия. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 17.09 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
4. | Коллаж. | Ознакомление с технологией изготовления коллажа из разных материалов. Формирование практических умений изготовления изделий в технике коллажа. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание экологического сознания, внимательного отношения к объектам природы. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий и изображения объектов природы – прототипов образов в коллаже. Анализировать приемы выполнения работы. Изготавливать композиции в технике коллажа. Обсуждать варианты работы с товарищами. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку текстовой и визуальной информации. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности. Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. Планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | 24.09 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
5 | МиД №5: «План» | Сформировать умение отличать верно составленный план открытия нового знания на уроке от неверно составленного плана, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | 01.10 | Учеб-ник, тет-радь | |||||
6. | Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток. | Расширение представлений об универсальности природных форм и конструкций природных объектов и их использовании в деятельности человека. Обучение технологии изготовления помпона из ниток. Развитие ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса, коммуникативных умений, воображения. Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе. | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Упражняться в выполнении приема равномерного наматывания нитей на основу. Изготавливать помпон на основе использования полученных знаний и умений. Осуществлять взаимопомощь при изготовлении изделия. | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять ее по плану. Использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 08.10 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
7. | Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти | Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики. Закрепление и расширение способов пластического изображения животных в процессе лепки. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание интереса и внимательного отношения к формам и образам природы, экологического сознания. | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Упражняться в лепке фигуры из целого куска пластилина. Представить образ животного, особенности его формы и пластики. Создавать изделие в технике лепки, отображая его типичные черты. | Анализировать текстовую и зрительную информацию. Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Создавать в воображении выразительную пластическую форму животного. Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 15.10 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
8. | Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации природных форм. | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Формирование знаний и представлений о стилизации природных форм в бытовых вещах. Совершенствование приемов лепки, развитие чувства формы. Развитие воображения, ассоциативно-образного мышления; воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать информацию о средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы. Создать в воображении выразительную декоративную форму на основе приемов стилизации природных форм. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной формы. Создавать декоративно-прикладные изделия на основе приемов стилизации природных форм, используя освоенные и новые приемы лепки. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | 22.10 | Учеб-ник, тет-радь | Декоратив-ная работа | |||
9. | Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы. | Ознакомление учащихся с технологией изготовления изделий из бисера. Формирование умений читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Расширение знаний и представлений о разнообразии форм природы и их передаче в декоративно-прикладных изделиях, о декоративно-художественной функции формы и цвета. Воспитание экологического сознания. Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание коммуникативных умений. | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы. Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приемы выполнения работы. Упражняться в изготовлении элементов простой формы из бисера. Изготавливать изделия из бисера. | Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении. Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Анализировать и оценивать полученные результаты. Вступать в общение и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. | 29.10 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
Характер и настроение вещи | ||||||||||
10. | Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка. | Обогащение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Закрепление чертежно-графических знаний и умений; приемов работы с бумагой, ножницами и клеем (разметка прямоугольника от двух прямых углов, вырезание «окошка» с помощью ножниц, складывание форм в технике оригами и др.). Формирование дизайнерских умений (подбор средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом), развитие предпосылок проектной деятельности. Развитие образного мышления, творческого воображения. Воспитание художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру. Обогащение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности. Развитие ассоциативно-образного мышления, творческого воображения. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Изготавливать открытку с окошком в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу. Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий. Упражняться в построении основы фигурной открытки и выполнять разметку формы по принципу зеркальной симметрии. Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу. Изготавливать фигурную открытку в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать и анализировать информацию. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать образцы изделий и способы работы с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Анализировать и оценивать полученные результаты. Воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Самостоятельно планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | 12.11 | Учеб-ник, тет-радь | конструирование | |||
11. | Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка. | Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Совершенствование умений построения прямоугольных разверток объёмных предметов. Формирование дизайнерских умений, предпосылок проектной деятельности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Рассматривать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учителя об их назначении. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. | Воспринимать и анализировать, читать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз) в учебнике и объяснение учителя. Анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Строить работу в соответствии с инструкцией. Выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | 19.11 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
12. | Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»). | Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование умений построения прямоугольника на листе неправильной формы (с помощью угольника). Расширение представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Обогащение знаний об использовании средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала) в декорировании вещей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на построение развёрток, создание образа упаковки, вычислительные задачи. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей развёртки с помощью угольника. Выполнять работу по созданию декора изделия в соответствии с творческой задачей. Решать задачи на мысленную трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания. | Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анализировать информацию, предложенную в учебнике, учитывать ее в своей работе. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объемного изделия в плоскую развертку. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приемы работы в практической деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 26.11 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
13. | Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка. | Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать материалы и способы их обработки в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоугольных деталей. Конструировать и изготавливать ёлочную игрушку – фигурку Деда Мороза / Снегурочки - по образцу и собственному замыслу. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | 03.12 | Учеб-ник, тет-радь | Мастерская Деда Мороза) | |||
14 | МиД №12: «Учусь наблюдать» | Сформировать умение применять метод наблюдения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | 10.12 | Учеб-ник, тет-радь | |||||
15. | Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | Формирование умения выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, графические инструкции. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Решать задачи на мысленное конструирование. Конструировать и изготавливать игрушку из кругов. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы возможных вариантах работы. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. | 17.12 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
16. | Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм. Ёлочное украшение «звезда». | Закрепление и совершенствование приёмов разметки и построения деталей с помощью циркуля и угольника. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать текст, рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и угольника. Решать задачи на конструирование по образцу и заданным условиям. Конструировать и изготавливать изделие по образцу / по собственному замыслу. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Читать чертежно-графическую документацию, выполнять работу на ее основе. Моделировать детали на основе заданной формы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 24.12 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля | ||||||||||
17. | Стиль и стилевое единство предметов быта. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки). Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник). | Расширение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Формирование представлений о стиле и стилевом единстве предметной среды. Обучение приёмам конструирования простейшей выкройки. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание культуры быта. | Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, обсуждать информацию. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Решать задачи на мысленное создание комплекта предметов по принципу стилевой гармонии. Конструировать и изготавливать простейшую выкройку прихватки с учетом единства внешней формы и функции. Выполнять эскизы комплекта в соответствии с решаемой художественно-конструкторской задачей. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать ее в своей работе. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 14.01 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
18. | Прихватка для горячей посуды (разметка, раскрой и смётывание деталей изделия). | Обучение технологии разметки и раскроя парных деталей из ткани. Закрепление технологии выполнения смёточного шва. Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию. Упражняться в выполнении новых приемов разметки и раскроя деталей из ткани. Упражняться в использовании освоенных приемов шитья при изготовлении изделий. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике и объяснения учителя. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 21.01 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
19. | Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка». | Обучение технологии выполнения шва «строчка». Расширение и закрепление представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание культуры быта. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Выполнять сборку изделия с использованием шва «строчка». Создавать в воображении мысленный образ изделия в соответствии с дизайнерской задачей. Конструировать и изготавливать детали отделки изделий. Решать задачи на целесообразное использование материалов в отделке изделия. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать учебную информацию. Анализировать конструкцию и декор образцов, обсуждать их и сравнивать. Моделировать, выполнять мысленную отделку изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 28.01 | Учеб-ник, тет-радь | Мастерская «Умелые руки» | |||
20 | Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги. | Обучение новым технологиям построения выкройки. Закрепление технологии выполнения швов «вперед иголку», «строчка». Расширение культурного кругозора; воспитание внимательного и уважительного отношения к книге. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, пространственного мышления. Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления. | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию. Рассматривать и анализировать образцы. Читать графическую инструкцию по изготовлению выкройки обложки для книги. Производить измерения и вычисления для определения размеров выкройки. Изготавливать выкройку из бумаги по инструкции. Выполнять разметку и раскрой изделия из ткани. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к книге и к устройству собственного быта. | 04.02 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
21 | МиД №20: «Урок открытия. Учусь применять новое знание» | Сформировать умение применять правило закрепления нового знания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | 11.02 | Учеб-ник, тет-радь | |||||
22. | Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка). | Закрепление технологии выполнения шва «через край». Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике. Выполнять обработку боковых сторон изделия в соответствии с инструкцией. Выполнять обработку края изделия и его сборку в соответствии с инструкцией. Завершить изготовление обложки для книги. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | 18.02 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
23. | Монограмма. Стебельчатый шов. | Расширение культурного кругозора, ознакомление с назначением и разновидностями монограмм, технологиями их исполнения. Обучение технологии выполнение стебельчатого шва. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности. Воспитание эстетического вкуса, культуры быта. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделий. Воспринимать, анализировать, обсуждать текстовую и зрительную информацию. Упражняться в выполнении эскизов простых монограмм. Упражняться в выполнении стебельчатого шва. Изготавливать образцы вышивок монограммы. | Воспринимать, анализировать информацию в учебнике. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | 25.02 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
24. | Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия. | Расширение представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Совершенствование расчетно-измерительных, чертежно-графических умений; закрепление приема разметки прямоугольных деталей с помощью угольника. Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Освоение технологий выполнения простейших переплетных работ. Обучение правилам работы с шилом и канцелярским ножом. Обучение технологии сшивания листов тетради «в три прокола». Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда, культуры быта; развитие эстетического вкуса. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учетом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняться в разметке деталей из бумаги и картона. Изготавливать детали изделия по инструкции. Воспринимать и анализировать инструкцию по изготовлению изделия. Ознакомиться и обсудить новые правила безопасной работы. Упражняться в использовании новых инструментов: шила, канцелярского ножа. Выполнять работу по сборке записной книжки в соответствии с инструкцией и правилами. Создавать собственный вариант оформления обложки на основе правил дизайна. Подбирать материалы и выполнять оформление в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Планировать последовательность операций. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Анализировать графическую и текстовую инструкцию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Сознательно использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | 03.03 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
25 | МиД №24: «Чувства - мои помощники в учёбе» | Сформировать умение применять простейшие приёмы преодоления эмоций, которые мешают ученику успешно учиться, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха». | 10.03 | Учеб-ник, тет-радь | |||||
26. | Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию. | Обобщение и систематизация полученных знаний о единстве функциональных и эстетических качеств в декоративно-прикладных изделиях; формирование умений их творческого использования. Расширение опыта конструкторской деятельности; развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять эскизы вариантов изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать (доконструировать, дополнять) изделие по собственному замыслу. | Создавать в воображении мысленный образ изделия, адекватный поставленной задаче. Проектировать устройство изделия в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов ее достижения. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. | 17.03 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
От мира природы – к миру вещей | ||||||||||
27. | Обобщение пройденного. Подготовка к выполнению проектов. | Обобщение, расширение и систематизация полученных знаний о первичности мира природы по отношению к предметному миру, о единстве функциональных и эстетических качеств в предметах рукотворного мира; формирование умений их творческого использования. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать, обсуждать информацию об основных правилах создания предметного мира. Рассматривать образцы произведений дизайна. Обсуждать и планировать возможные темы проектов, содержание и формы их выполнения (индивидуальные, парные, групповые). Выполнять упражнения по созданию отдельных форм и элементов конструкций на основе использования освоенных технологий работы (лепка, бумажная пластика, комбинированные материалы и пр.). | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать конструктивные и декоративно-художественные решения, используемые при создании объектов предметного мира. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении выразительный образ изделия; проектировать собственное произведение. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. | 24.03 | Учеб-ник, тет-радь | Экскурсия в Янтарную мастер-скую | |||
28. | Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок. | Ознакомление с трубчатыми конструкциями в устройстве природных объектов (соломка) и технологиями их использования человеком. Обучение приемам создания простых объемных конструкций из соломенных трубок. Расширение представлений о первичности мира природы по отношению к предметному миру. Расширение культурного кругозора, воспитание экологического сознания. Развитие сенсомоторной сферы. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать, обсуждать информацию. Рассматривать и обсуждать образцы и фотографии предметов окружающего мира. Решать задачи на конструирование. Упражняться в создании конструкций из соломенных трубок. Изготавливать пирамиду из соломенных трубок. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделий. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении конструкцию с заданными свойствами. Сознательно использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Оценивать результаты выполненной работы. | 07.04 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
29. | Простые конструкции из соломенных трубок. Решение задач на конструирование. | Закрепление и расширение знаний об особенностях и физических свойствах конструкций из трубок. Развитие конструктивности и гибкости мышления. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать, обсуждать информацию о конструкциях из трубок, их физических свойствах. Проводить опыты, решать задачи на конструирование. Конструировать объекты из соломенных трубок с заданными свойствами. | Воспринимать и усваивать новую информацию, анализировать ее. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Осуществлять мысленную трансформацию конструкций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Сознательно использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | 14.04 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
30. | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки (по образцу и ТУ). | Ознакомление с неподвижным и подвижным соединениями деталей в конструкциях. Освоение технологий создания неподвижных и подвижных соединений. Расширение знаний и представлений об использовании человеком «секретов» природы. Развитие конструктивности и гибкости мышления. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать, обсуждать информацию о различных видах соединений деталей в сооружениях и способах и технологиях их выполнения. Рассматривать и обсуждать образцы, репродукции и фотографии различных сооружений. Упражняться в сборке узлов и конструкций с подвижными и неподвижными соединениями деталей. Решать задачи на конструирование объектов и соединений с заданными свойствами. Конструировать макет сооружения для детской площадки по образцу и заданным условиям. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать различные конструкции и виды соединений деталей. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать возможные способы работы с учетом взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать собственное изделие. Планировать последовательность операций. Творчески использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку ее результатов. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Оценивать результаты выполненной работы. | 21.04 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
31 | Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. | Расширение знаний о технических сооружениях и принципах их конструирования на основе законов природы. Совершенствование умений конструирования сооружений с заданными свойствами. Развитие конструктивности и гибкости мышления. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать информацию, инструкции и рекомендации в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Создавать мысленный образ конструкции и внешнего вида ракеты. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Подбирать необходимые материалы в соответствии с замыслом и технической задачей. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с замыслом и общей учебной информацией по теме. | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Производить контроль и оценку результатов работы. | 28.04 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
32 | МиД №32: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам. Выявить имеющиеся затруднения; Наметить перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности и коррекции выявленных затруднений | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. | 05.05 | Учеб-ник, тет-радь | |||||
33. | Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке. | Завершение работы над проектами, их предварительная оценка и корректировка. Оформление и подготовка необходимых презентаций. | Представлять и обсуждать состояние работы над проектами. Вносить коррективы в выполненную работу. Выполнять оформление работ к итоговой выставке. Готовить презентации проектов. | Воспринимать, анализировать, обсуждать информацию. Аргументировано представлять работу. Производить контроль и оценку результатов работы. Корректировать работу (при необходимости). Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к работам своих товарищей. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. | 12.05 | Учеб-ник, тет-радь | ||||
34. | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 3-го года обучения. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Аргументировано высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. | 19.05 | Учеб-ник, тет-радь |
Раздел VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, пособия и т. д.)
1.Конышева Н.М. Технология. 3 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
2.Конышева Н.М. Технология. 3 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век
3.Конышева Н.М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства (CD, интернет-ресурсы, ПО и др.)
Электронное сопровождение УМК «Гармония»
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи)
интернет-ресурсы
Технические средства обучения и др.
ПК, ИАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...