Внеурочное занятие на тему: "Кукла - закрутка"
план-конспект занятия по технологии (1, 2, 3 класс) на тему

Корина Любовь Петровна

Это занятие принесёт Вам радость, желание созидать, удачу в ваш дом...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Мастер – класс.

Тема:

«Кукла – закрутка».

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 17

Кукла закрутка в руках ребенка

Автор работы ________________ Корина Л.П.

Учитель I квалификационной категории.

Стаж работы – 32 года.

2013 год

Цели занятия:

  1. Показать, как прослеживается  тема самообразования  в процессе проведения данного мероприятия.
  2. Создать условия для формирования языковой компетентности: слушания, говорения, творческой фантазии.

Задачи мастер – класса:

Образовательные:

  1.   Научить изготавливать куклу – закрутку.
  2.  Активизировать познавательный интерес.

     Развивающие:

      Развивать наблюдательность, кисти рук, речь, образное и креативное мышление.

     Воспитательные:

     Воспитывать любовь к русскому ремеслу,  желание быть чище своей душой, любовь к   родине, семье. Взаимоуважение.

Требования к результатам освоения учебного материала:

  Личностные УУД (универсальные учебные действия):

  • мотивация к изучению нового материала,
  • самоанализ и самоконтроль результата,
  • способность к самооценке успешности/неуспешности.

Познавательные УУД:

  • способность и умение аудитории производить простые действия (наблюдение, сравнение), делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • работать на радость себе и близким.

Регулятивные УУД:

  • коррекция и оценка действий.

       Оборудование:

  1. Выставка кукол – самокруток.
  2. Раздаточный материал – заготовки  лоскутных квадратов 20*20см., 15*15 см., 10*10 см., прямоугольник 3*5 см., ватин, нитки.
  3. Карточки для устного народного диалога.

На доске словарные слова:

Кукла – закрутка, народные промыслы, безликие, тулово.

Кукла- пеленашка, кукла – хозяюшка, куклы – неразлучники, кукла – живница, кукла – берегиня и другие.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Вводное слово учителя.

Мама куколку скрутила.

Будет рада дочка Мила.

Будет доченьку качать,

Песни петь ей и мечтать:

«Скоро Мила подрастёт,

Свою дочку заведёт,

Будет кукол ей крутить,

Чтобы радостнее жить».

II. Постановка темы и целей мастер – класса.

 - О чём же я хочу вам, гости дорогие поведать? ( о кукле – закрутке)

 - Я вам не просто расскажу о куклах – закрутках, но и научу одну из них изготавливать.

Ваше дело слушать ушками, смотреть глазками, крутить ручками, да ещё успевать разговор вести. Ведь молча – то сидеть несподручно. А разговор помогут вести карточки, на которых написано имя и ответы на мои вопросы. Вам нужно только ответить да беседу поддержать.

  1.  Вводное слово учителя.

              Историческая справка и показ моделей.

 

Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью и теплотою сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

 Куклы делились  на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. 

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Значит и самые первые куклы были всё-таки магическими: куклами – оберегами.  Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла - пеленашка, то она отгоняет  злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Затем начинал брать в ручки, развивая тем самым мелкую моторику, рассматривая яркий узор.   В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Каких только кукол не крутили.

Вот часть этих красавиц!

(Показываю на выставку и читаю стихотворение)

Три квадрата разной ткани

Лоскутками мы набьём,

Ниткой туго перетянем,

Набивную ткань возьмём,

Чтобы кукла стала краше,

Платье сделаем мы ей!

Хороша работа наша,

Удивим мы всех гостей!

По фигуре ей обнова!

Стать в ней русская видна!

Быть хозяйкою готова,

Ведь хозяюшка она!

Лоскутки возьмём, покрутим,

Куклу новую закрутим.

Перетянем ниткой ручки,

Крылья вырежем и круг.

С неба к людям из-за тучи

Ангелок спустился вдруг.

То, что крылья из капрона,

Голова из лоскутков,

Не беда. Он всех нас с вами

Охранять уже готов!

Бережёт он всех,  кто верит,

Счастья верного залог,

Душу русскую согреет

Наш тряпичный ангелок!!!

Вот какие куклы!!!

Пеленашка, Хозяюшка, Ангелочек, Неразлучники. ..

  1. Работа по изготовлению куклы – закрутки.

(Одновременная работа и диалог).

Начинаем крутить куклу – берегиню. Во время работы откиньте все  тревожные мысли, не думайте о грустном. Весело и задорно нужно работать, чтобы вложить в куклу теплоту души, любовь, частичку своего сердца, красоту природы.  Пусть взгляд ваш будет только добрым и лучистым.

Начинаем….

  1. Перед вами разные лоскутки. Берём белый квадрат.

В его серединку вложим скатанный шарик синтепона и хорошо закрутим ниткой. Никакого узелка не делаем. Просто натянем и оторвём.  Это головка куклы.

( Одновременно показываю и рассказываю). С личика уберём все складочки, чтобы личико было ровненьким.

Теперь это сделайте вы. А мы в это время поговорим о жизни нашей.

Задаю первые 2  вопроса из предложенного диалога.

Диалог.

Вопросы

Ответы

1. Ивановна, а Ивановна, научила блины – то печь свою доченьку? А то скоро свадебка.

Ну, на том жизнь стоит, моя дорогая.

Ивановна.

 - Научила, голубушка, научила. Да жаль дочь – то  из дому отдавать. Самая помощница стала.

2. А у тебя, Анна Федосеевна. Как внучок растёт? Уж бегает, однако?

- Да дождались – тёлочка у нас. Красавица, не налюбуешься!

Анна Федосеевна.

- Побежал, родненький. Того и гляди куда-нибудь залезет.

- А коровка твоя отелилась?

 3. Ты раньше, Семёновна, говорила, шить обнову к пасхе собираешься. Шьёшь?

 Семёновна.

Да уж дошиваю. Вот лоскутки – то с обновки моей.

4. Наташенька, какой тебе уже годок?

Нравится ли тебе рукодельничать?

А по тебе и видно, правда, подруженьки?

Наташенька.

 - Девятый с марта месяца пошёл.

 - Ещё как нравится.

5. Что значит, здоровым быть? Как ты думаешь, наша красавица?

Ну ты и молодец, голубушка. Дай Бог всем так жить – поживать.

 Наша красавица.

Быть здоровым – летать как птица, говорить, как ручей журчащий, доброту людям раздавать, да природу – матушку любить.

6. Расскажите – ка, какие ручки у берегини должны быть? Расскажи нам, Оленька.

А и правда, давайте вместе скажем про наши умелые рученьки.

Оленька.

Добрые, нежные, трудолюбивые, мягкие, ласковые. Да пусть ещё мне кто поможет.

Какую роль играл фартук в русском народном костюме? Вы, уважаемая, Анастасия Ивановна, конечно, нам можете рассказать.

А я добавлю, что если кукле – берегине замотать в фартучек денежку, денежки будут водиться. Не просто с неба падать, а правильно их беречь научится хозяюшка. Если замотать зёрнышко – дом будет хлебосольным.

Анастасия Ивановна.

Фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

  1. Продолжим работу дальше.

Сложите получившуюся закрутку по диагонали. Вправо и влево хорошо расправьте уголки – это будут ручки, а нижний уголок – тулово – туловище.

Теперь закрутим ещё две  такие же заготовки. Возьмём для этого цветные квадраты. Шарики скатаем чуть поменьше. Вытягивать ручки не надо. Вы работайте, а я расскажу, почему  куклу – закрутку крутили, а не шили.  Я уже говорила, что кукла – закрутка являлась да и является до сих пор берегиней. А по народному обычаю, острое не должно касаться оберегов. Игла как бы прокладывает путь злу, всякой нечисти, всяким болезням.

(Задаю 3 и 4 вопросы из предложенной беседы)

 

  1. Делаем следующий шаг. Прикручиваем хорошо обе заготовки под головкой – это грудь нашей берегини.  Закручивая, желайте в данный момент здоровья себе, своей семье, близким, родным и знакомым.

(Задаю 5 вопрос)

  1. Следующий шаг.

Хорошо в стороны распрямили ручки. Спрятали острые уголки внутрь, подогнули края и закрутили низ ручки – сделали ладошечку.

(Задаю 6 вопрос)

  1. Теперь нам надо повязать кукле фартучек. Смотрите, как я это делаю.

Кладу фартучек лицевой стороной на лицо и тулово куклы, перевязываю под грудью, переворачиваю на лицевую сторону. Фартучек готов.

(Задаю 7 вопрос)

  1. Осталось повязать платочек. Можно повязать как в старину, можно по современному.

Платочек у куклы – берегини должен обязательно быть красного цвета.  Этот цвет защитит от всего плохого, а притянет только хорошее. Только надо не забывать, что хорошее даётся нам не дёшево. Надо и самим быть добрыми, уметь сопереживать, уметь прощать, уметь беречь и любить всё, что нам  дала матушка природа.

V.    Рефлексия.

  Теперь самый ответственный момент нашего занятия. Надо сильно, от всей души попросить куклу-берегиню  быть помощницей и берегиней для всего живого на Земле.

Попросите. Можно молча, если стесняетесь, Можно вслух

А теперь от чистого сердца подарите друг – другу со словами: «Пусть кукла – берегиня будет тебе (вам) в радость. Подарите.

VI.  Подведение итогов мастер – класса.

 Занятие наше подошло к концу. Я думаю, что оно доставило вам удовольствие, минутки радости. Пусть запомнится вам это время.

Что же я хотела показать во время занятия?

  1. Вы воочию увидели и на себе испытали использование интеграции: технология, история,  русская речь – диалог, искусство.
  2. Умение слушать и слышать,
  3. Радость познания. Радость от нужности работы.

Я веду кружок «Мастера и мастерицы». Когда с детьми изготовили куклу- пеленашку, дали ей имя, рассказывали, какой она вырастет, как будет учиться ходить, разговаривать, играть, учиться в школе, какой она станет хозяюшкой. Проведите с детьми да и с мамами такое занятие и вы увидите, как будут гореть их глаза, как много для себя вы откроете интересного и нужного, чтобы в дальнейшем вместе работать над какими – либо проблемами.

Спасибо вам.

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 1                                                  Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 6

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 7                                            Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 8

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 9                                     Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 10

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 11                                                          Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 12

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 13                        Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 14

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 15                            Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 16

 Куклы, Мастер-класс, Оберег: Тряпичная кукла-закрутка Ткань. Фото 17                                  Кукла Пеленашка

Мама куколку купила,
Очень рада дочка Мила.
Вот у куклы голова.
А вот глазки -их два.

Куклу я свою одену,
В петли пуговицы вздену,
Бант поправлю не спеша…
Как же кукла хороша!

                Кукла
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
И хоть слез у куклы нету,
Плачет девочка моя:
— Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.
Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.
                           
Г.Бойко

 Кукла-крошка 

Кукла-крошка у меня.

Ах, большая с ней возня.

Если с ней не заниматься,

Стыдно в люди показаться.

Утром ей белье стирай,

Встанет – кофе подавай.

Угощай, да не без ласки,

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая "безликая кукла” служила "оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Детские стишки о куклах

Мама куколку купила,
Очень рада дочка Мила.
Вот у куклы голова.
А вот глазки -их два.

Вот у куклы лобик,
Вот у куклы носик,
Вот у куклы ротик,
Щейка и животик.

Вот у куклы ручки,
Ручки прячет в брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них сапожки.

А у Милы есть другая,
Кукла Катя заводная.
Мила ключик повернет-
Катя ножками идет.

Катя ручки поднимает,
Катя ручки  опускает.
Катя глазки закрывает,
Катя глазки открывает.

Мила ключик повернет-
Куколка плясать начнет.
Кукла пляшет, пляшет,пляшет
И руками машет, машет.

 

 

У моей у куклы-дочки
Разноцветные носочки,
А ботинки красные,
Красные, прекрасные!

Вот у куклы сарафанчик,
А к нему пришит карманчик,
На карманчике цветок,
А на грудке петушок.

У моей у куклы-дочки
Глазки -синие кружочки,
На головке бантики,
А в кармане фантики.

Куклу Барби я люблю,
Обнимаю и хвалю:
-Кукла моя милая,
Самая красивая!

Тонкая, изящная,
Словно настоящая!
Чудная прическа,
Не нужна расческа!

Ты моя красавица,
Все  в тебе мне нравится:
Ножки, ручки,спинка,
Славная картинка!

 

 

 Ах ты, куколка моя,
Где же мамочка твоя?
Буду я твоей подружкой,
Поиграем с погремушкой.

Поиграем с мишкой, с кошкой,
С неваляшкой и с  матрешкой,
Поглядим с тобой в окошко,
Поиграем на гармошке.

Положу тебя в коляску,
Рассмешу тебя я пляской,
Покажу тебе картинки,
Дам тебе я апельсинки.

Положу тебя я спать
На удобную кровать,
Буду песни тебе петь,
Буду я тебя жалеть.

Покормлю тебя я ложкой,
Кашки дам тебе немножко,
Обниму тебя скорей,
Буду мамочкой твоей!

Кукла закрутка в руках ребенка

Впервые о кукле-закрутке я узнала на Алексеевской ярмарке в Котельниче. Именно тогда на семинаре мастеров народных промыслов я познакомилась с мастером, педагогом, арт-терапевтом Ниной Васильевной Осиповой. Она и рассказала мне о пользе куклы-закрутки. Хотя слово «польза» неприемлемо к кукле… Скорее, она – идеальный помощник и воспитатель как вас, так и вашего малыша. – Ничто так не развивает моторику, воображение, внимание, как кукла, – говорит Нина Васильевна, – и продолжает – а также воспитывает в ребенке такие качества как терпение, внимание и усидчивость. Что могут дать эти недетские барби с параметрами а-ля 90-60-90 и откровенно страшные винксы, когда они не несут никакого воспитания, а главное нашей исконной культуры? Ведь, по словам и опыту мастерицы, при изготовлении куклы у ребенка активируются точки здоровья на руках, развивается моторика. Кстати, первую куколку делали уже новорожденному, которая так и называется: «младенчик» – похожий на ребенка, завернутого в пеленки, и который легко помещается в детскую ладошку. «Младенчик» особенно необходим, если у вашего малыша повышенный мышечный тонус. Когда малыш мнет игрушку, то массируется ладошка, которая (как теперь доказала наука) через активные точки имеет связь со всеми органами тела. Говорят, «младенчик» помогал даже в тяжелых случаях, то есть если дитя рождалось с какой-нибудь врожденной болезнью. Кстати, ребенок сам, инстинктивно чувствует, что «массаж» закончен, и выпускает «младенчика» – тогда его вкладывают в другую ручку. 

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

 Процесс изготовления куклы-закрутки        

1. Ивановна, а Ивановна, научила блины – то печь свою доченьку? А то скоро свадебка.

Ну, на том жизнь стоит, моя дорогая.

Ивановна.

 - Научила, голубушка, научила. Да жаль дочь – то  из дому отдавать. Самая помощница стала.

2. А у тебя, Анна Федосеевна. Как внучок растёт? Уж бегает, однако?

- Да дождались – тёлочка у нас. Красавица, не налюбуешься!

Анна Федосеевна.

- Побежал, родненький. Того и гляди куда-нибудь залезет.

- А коровка твоя отелилась?

 3. Ты раньше, Семёновна, говорила, шить обнову к пасхе собираешься. Шьёшь?

 Семёновна.

Да уж дошиваю. Вот лоскутки – то с обновки моей.

4. Наташенька, какой тебе уже годок?

Нравится ли тебе рукодельничать?

А по тебе и видно, правда, подруженьки?

Наташенька.

 - Девятый с марта месяца пошёл.

 - Ещё как нравится.

5. Что значит, здоровым быть? Как ты думаешь, наша красавица?

Ну ты и молодец, голубушка. Дай Бог всем так жить – поживать.

 Наша красавица.

Быть здоровым – летать как птица, говорить, как ручей журчащий, доброту людям раздавать, да природу – матушку любить.

6. Расскажите – ка, какие ручки у берегини должны быть? Расскажи нам, Оленька.

А и правда, давайте вместе скажем про наши умелые рученьки.

Оленька.

Добрые, нежные, трудолюбивые, мягкие, ласковые. Да пусть ещё мне кто поможет.

Какую роль играл фартук в русском народном костюме? Вы, уважаемая, Анастасия Ивановна, конечно, нам можете рассказать.

А я добавлю, что если кукле – берегине замотать в фартучек денежку, денежки будут водиться. Не просто с неба падать, а правильно их беречь научится хозяюшка. Если замотать зёрнышко – дом будет хлебосольным.

Анастасия Ивановна.

Фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Кукла - оберег"

Кукла - что это, оберег или игрушка? Что такое оберег? Как его сделать своими руками....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

конспект занятия кружка "Мастерилка" по теме "Куклы из пеньковой верёвки"

Занятия кружка "Мастерилка" направлены на то, чтобы у обучающихся развивать любовь к художественному творчеству, учит конструировать из природного материала поделки. Такие занятия развивают у детей во...

Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят» для второго младшего возраста.

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи предусматривает интеграцию образовательных областей "Коммуникация", "Художественное творчество".Эта деятельность направлена на закрепление...

Авторская разработка занятия в группе продленного дня. Тема: «Куклы из ниток».

Авторская разработка занятия в группе продленного дня.Тема: «Куклы из ниток»....