конспект занятия кружка "Мастерилка" по теме "Куклы из пеньковой верёвки"
план-конспект занятия по технологии (4 класс) по теме
Занятия кружка "Мастерилка" направлены на то, чтобы у обучающихся развивать любовь к художественному творчеству, учит конструировать из природного материала поделки. Такие занятия развивают у детей воображение, фантазию, мелкую моторику мышц рук. На занятиях кружка обучающиеся знакомятся с видами природных материалов и способами работы с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kruzhka.docx | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бычковская средняя общеобразовательная школа
Курской области Касторенского района
Конспект занятия кружка «Мастерилка»
(куклы из природного материала)
по направлению «Природа и фантазия»
для детей 10-11 лет
Автор Бобровникова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
2015г.
Тема: Куклы из пеньковой верёвки и мешковины.
Цели: развивать у детей любовь к художественному творчеству; учить конструировать поделки из природного материала; развивать воображение, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику мышц рук; воспитывать ответственность за порученную работу, аккуратность; ознакомить учащихся с видами и свойствами природных материалов, приемами и способами работы с ними; воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус.
Оборудование: различные природные материалы: пеньковый канат, джутовая верёвка разного диаметра и окраса, мешковина пеньковая, мешковина льняная белёная и небелёная; инструменты и приспособления: ножницы, плотный картон, клей, образцы поделок, просмотр презентации.
План занятия
- Организация начала занятия.
- Сообщение темы, цели.
- Вводная беседа.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Практическая работа. Изготовление поделки.
- Подведение итогов. Выставка работ.
- Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1.Организация начала занятия.
2.Проверка готовности к занятию:
-Ребята, прежде чем начать работу, я бы хотела спросить, всё ли у вас есть?
2.Сообщение темы, цели занятия..
Сегодня на уроке мы будем овладевать новым мастерством, новой технологией, будем учиться выбирать природный материал для создания определенного образа технологией создания куклы из природных материалов, а именно, из пеньковой верёвки и мешковины. А так же будем учиться создавать куклы из природных материалов, а именно, из пеньковой верёвки и мешковины .
3. Вводная беседа о разнообразии игрушек на Руси.
- Во что дети играли в древности?
-А какие игрушки были в старину на Руси?
-А где можно было взять новую игрушку? (слайд 1)
Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Возникновение игрушек на Руси имеет огромную историю. Именно через игрушки славянские народы передавали из поколения к поколению свои традиционные ценности и миропонимание. Они отражали то, с чем ребёнку придётся столкнуться в жизни, когда он вырастет. Самые ранние игрушки Древней Руси найдены на территории старинных городов: Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа. Они датируются приблизительно X-XV вв. Разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Древние русские игрушки («потешки»), как правило, выполнялись из самых распространенных материалов: глины, дерева или соломы. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки.
Кукла - первая среди игрушек (слайд 2). Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Самой распространённой среди кукол были тряпичные. Их делали из
остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и
рубахи. Лица им не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для дочери обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестрёнок.
У каждого младенца в колыбельке была яркая куколка, которая охраняла его от сглаза. Такими куклами не играли, они являлись оберегами, хранились в сундуках и передавались, как правило, в день свадьбы.
В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли последовательность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни.
Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как она выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.
Свои игрушки дети никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в доме. Они берегли их в коробах и ларчиках, брали на посиделки, на жатву, в гости. Этих кукол клали им в приданое.
Один из выдающихся деятелей средневековой Руси Сергий Радонежский, живя в скиту, в келье любил радовать детей тех, кто приходил к нему за советом, самодельными игрушками. Шли годы, и на месте скита вырос богатый монастырь, окруженный огромным посадом. В праздники в монастырь стекались люди со всей страны, на посадской площади шумел торг, где продавались изделия местных ремесленников и, конечно, деревянные игрушки (слайд 3).
Сергиевские игрушечники с помощью нехитрых инструментов - стамесок и ножа, с заострённым на конце лезвием - вырезали фигурки людей и животных, раскрашивали их и продавали.
Помогали сергиевским мастерам окрестные селяне. Особенно выделялось село Богородское, где и поныне вырезают из дерева миниатюрную скульптуру.
В Богородском исстари игрушку не раскрашивали - она оставалась в «белье» - и это сразу отличало ее от многоцветной посадской игрушки. Любимые герои богородских мастеров- персонажи сказок: звери и животные.
Ещё одной русской деревянной игрушкой, известной во всем мире, является матрёшка (слайд 4). Несмотря на свою популярность, появилась она относительно недавно: в конце XIX века. Первую матрёшку по образцу японского божка вырезал Василий Звёздочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин. Раскрывающаяся кукла сразу же стала очень популярна и в России, и в мире, появились образы барынь в роскошных кокошниках и девушек в сарафанах.
Русская матрёшка олицетворяла собой продолжение рода, кроме того, она была и развивающей игрушкой, ведь совместить на матрёшке причудливый узор и собрать её по порядку для ребенка не такая уж простая задача. Но матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки1.
Есть на правом берегу Вятки Дымковская слобода. В ней исстари селились печники и игрушечники - мастера делать глиняные свистульки. Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель этого промысла в России (слайд 5). Говорят, что слободу потому и назвали Дымковской, что в ней по утрам над каждой избой поднимались хвостатые клубы дыма. Слобода располагается в низине, напротив города Вятки. Посмотрят вятичи, бывало, на слободу за рекой и увидят, что над ней от дыма темным-темно. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощёких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото.
До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную (слайд 6). Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их ещё более привлекательными и ценными.
Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связан с символикой снопа, зерна, колоса. В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земле: это и рождественские традиции, и «жаворонки» - зазывание весны с использованием соломенных птичек (слайд 7). Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. Масленичная кукла, так называемая «Кострома», олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке. Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры. Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.
В Нижегородской, Тверской, Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки,
рамки, игрушки.
Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живёт душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству2.
Изготавливались игрушки на Руси из того, что окружало человека: дерево, растения, ткань, солома, глина и т.д. Многие игрушки имели серьёзный сакральный и даже обрядовый смысл3.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных районах мира.
4. Инструктаж по технике безопасности.
Правила обращения с ножницами:
-Где должны лежать ножницы?
-Как нужно передавать?
-Нужен ли футляр для лезвия ножниц?
-Какими инструментами нельзя пользоваться?
5. Практическая работа (создание поделки).
На Руси в каждой избе: в богатой или бедной, имелось большое количество пеньковых верёвок. Сырьё для неё выращивали на каждом огороде. Пеньковая верёвка очень гибкая, пластичная; не требует специальной обработки (слайд 8).
Сегодня мы будем делать кукол с использованием пеньковой верёвки. Они выполнены в народном стиле. В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из пеньковой верёвки лежат простейшие конструктивные решения, придуманные ещё в далёком прошлом. Однако современные куклы всё же имеют некоторые отличия. Приступая к работе, мы выполним эскиз будущей поделки (слайд 9).
Изготавливая свою куклу, мы немного отошли от традиционного способа: за основу взяли картонный конус, обклеим его мешковиной (слайд 10).
Голову сделаем из теннисного мячика, который обклеили джутовой верёвкой; волосы из канатной пеньковой верёвки, которую распушим и сделаем похожей на волосы, приклеим к голове и заплетём косы (слайд 11). При работе мы будем использовать прозрачный клей «Титан» или «Момент».
Однако наша современная кукла все же имеют некоторые отличия. Готовую игрушку украшаем: можно просто покрыть платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпу, или кокошник, сшить юбку или повязать фартук, из цветных верёвок сделать завитушки, которыми украсить платье нашей куклы. Даже приклеиваем глаза, чего не делали раньше на Руси при изготовлении кукол.
Такие куклы могут не только стать хорошим подарком, украсить интерьер, но и послужить вам оберегом на долгое время . Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками (слайд 12).
- Работать будем в парах. При работе проявите всю свою фантазию. Удачи!
В качестве наглядного пособия используются образцы поделок. Показывая их, надо обратить внимание детей на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их крепление и сочетание.
Не следует придерживаться выполнения ребятами работ по образцу, надо дать им возможность фантазировать, искать, творить по собственным замыслам.
В ходе практической работы учитель внимательно наблюдает за действиями ребят, советами и рекомендациями помогает им находить правильное решение.
6. Заключительный инструктаж. Подведение итогов.
Необходимо каждой работе уделить внимание, обсудить её, подметить в ней положительные и отрицательные стороны.
7. Уборка рабочих мест.
Список источников литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия
Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....