Оценочная деятельность на уроках технологии
статья по технологии на тему

Коконова Дарья Владимировна

Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям. 

Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Но эта система не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит задачу развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочная деятельность

(статья учителя технологии Коконовой Д.В.)

Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям. 

Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Но эта система не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит задачу развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности педагога в соответствии с требованиями стандарта является  оценка образовательных достижений обучающихся.

Полученные данные используются для оценки состояния системы образования школьного уровня.

Направления оценочной деятельности могут быть реализованы только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1.Оценивание является постоянным процессом.

2. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

3.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

4. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

     Система оценки предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

     Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

 Особенность системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка обучающегося, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижения этого опорного уровня представляются как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Условным отражением оценки является отметка, обычно выраженная в баллах.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных занятий, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Этой задачи отметка не решает.

Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Эта система не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Аскарова М. А.  в своей статье «О системе критериального оценивания в обучении» (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36 пишет: «В условиях критериального оценивания, учителя стараются организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка. С самооценки, со способности понять, что «я это уже умею и знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность учащегося. Поэтому одна из главных задач, стоящая перед учителями, работающими в школе, - это формирование у детей умение оценивать результат своей деятельности. Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания. Результаты по каждому критерию выносятся на шкалу с делениями: очень высокий уровень, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Кроме этого работы учащихся оцениваются следующими видами оценочных суждений: хорошо знает и может применить на практике полученное знание; знает; сомневается; не знает; не выявлено. В своей работе на уроке с учащимися учителя используют задания, где они отмечают свои результаты, в соответствии с критериями. Учащиеся и учитель находятся в творческом поиске. Что-то получается, что не удается. Учебная деятельность поможет учащимся в овладении знаниями, и они с радостью будут идти к нам в школу!»
     Что же можно добавить?
 Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок. Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.
   В нескольких словах хотелось бы отметить ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания:

  • Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями.
  • Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
  •  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:

  • включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены  Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

  • использование критической системы оценивания;

    т.е. содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

Домашнее задание по теме: «Завтрак» в 5 классе 
4 уровня:

*На «2» я могу найти пословицы о завтраке и дать к ним комментарий.

*На «3»я могу узнать в интернете сколько калорий содержат продукты, входящие в состав блюд моего завтрака. Отметить для себя низкокалорийные и высококалорийные продукты (на выбор).

*На «4» я могу найти новые способы складывания салфеток(на выбор).

*На «5» я могу постараться в выходной день приготовить завтрак для себя или всей семьи, чтобы порадовать близких (на выбор). Отзывы о завтраке принесу к следующему уроку.

Перевод балльной шкалы оценивания успешности ученика в обычную 5-балльную делает сам процесс оценивания прозрачным для учителя и ученика.

Например: проверочная работа в 5 классе по «Кулинарии»

  1. Разделите нижеперечисленные слова на две группы :завтрак, обед.

Борщ, омлет, бутерброды, какао, макароны, чай, котлеты, салат, яйцо.

  1. Вставь пропущенные слова:

1. Овощи, предназначенные для приготовления отварных блюд, опускают в ___________________________ и варят при ___________________________.

2. Свеклу  и морковь варят ________________________.

        3. При варке овощей уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем ___________.

4. Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят при _______________________________________.

5. Картофель и морковь можно варить не только в воде, но и _____________.

6. Овощные отвары рекомендуется использовать для приготовления _________________ и _____________________.

7.Винегрет – разновидность салата, в состав которого обязательно входит _____________.

Ответ:

1. Горячую воду, при медленном кипении.

2. Без соли.

3. 1-1,5 см.

4. Закрытой крышке.

5. На пару.

6. Супов и соусов.

7. Свекла.

Рефлексия
Задание: Вставьте правильные слова.

  •   - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают  , лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - , незаменимый источник , который необходим для детского организма.
  • Сервировка – это  ...и стола для приема пищи. Салфетки из … и  ткани украшают стол.

Ответ :

Завтрак - это пища, предназначена для еды утром, до обеда. Дети, которые получают  витамины, лучше развиваются, более успешны в учебе. Молочные продукты - молоко,творог , сметана , незаменимый источник кальция , который необходим для детского организма.

Сервировка – это  подготовка и оформление стола для приема пищи. Салфетки из бумаги и полотна ткани украшают стол.

Критерии

  • 20-18 “5”
  • 17-14 “4”
  • 13-10 “3”
  • 9 <  “2 ”

Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по развитию навыков самооценки и самоопределению учащихся на уроках технологии, можно сделать следующие выводы:

   Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.

Ученик становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Также на уроке использовались листы самооценки:

 Тема: «Материаловедение».

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: в 5 классе вместе с учащимися был разработан лист самооценки, позволяющий определить уровень знаний по разделу «Материаловедение». Данный лист самооценки является универсальным, так как может использоваться после изучения любого раздела.

Тема раздела

Самооценка

Оценка учителя

Теория

знаю/сомневаюсь/ не знаю/ нужна помощь

Вид материала, где используется

Символы ухода за одеждой

Практика

Умею/сомневаюсь/ нужна помощь

Я умею удалять пятно с ткани

Я умею подбирать наряд по стилю

Лист самодиагностики

Класс 5

Тема: «Проектная деятельность»

При работе над проектом я знаю/умею/могу:

Хорошо / затрудняюсь / плохо

Этапы работы над проектом

Привести примеры творческих проектов

Различаю содержание каждого этапа работы над проектом

Рассчитать себестоимость своего творческого проекта

Создать рекламу своего проекта

Создать свой коллективный или индивидуальный творческий проект

Проанализировать недочеты и ошибки проделанной работы

 Класс:5

 Тема: «Здоровое питание». Тип урока: урок закрепления знаний.

Рекомендации к использованию: лист самодиагностики используется на завершающем этапе урока. Работая с ним, учащиеся анализируют свои действия, оценивают уровень подготовки и фиксируют вывод. Критерии самодиагностики да/ нет

Я легко определяю… (вредные и полезные продукты).

 Я понимаю…. (зачем нужно здорово питаться).

 Я могу составить…(пищевую пирамиду).

 Я участвовал в рабочем диалоге (при обсуждении меню здорового питания).

 Я самостоятельно формулировал …(задачи работы группы)

 Мне было интересно…(работать в группе….)

Также учащимся предлагалось заполнить оценочные листы своих творческих работ:

Класс 5

Тема: «Сервировка стола к завтраку». Тип урока: урок получения новых знаний

Умения

Моя оценка

Оценка учителя

Задания для ликвидации проблем

Знать способы сервировки стола

Уметь подобрать столовые приборы и наряд для завтрака

Знать правила этикета и поведения за столом

Класс 5

Тема «Работа с отходами швейного производства»

Я знаю…

  1. Виды ткани
  2. Как работать со швейными инструментами (правила техники безопасности)
  3. Различные виды швов

Оценка:

отлично (О)

хорошо (Х) удовлетворительно (У) плохо (П)

Я умею…

  1. Сочетать различные виды ткани
  2. Использовать различные техники вышивки
  3. Создать свое индивидуальное изделие

Оценка:

отлично (О)

хорошо (Х) удовлетворительно (У) плохо (П)

   По теме: «Уход за одеждой» учащимся предлагалось заполнить следующую оценочную карту:

Список предметных действий

Умею (+)

Не умею ( - )

Определять вид ткани

Способы ухода за изделием

Температура подошвы утюга для тех или иных видов ткани

Символы ухода за одеждой

Способы хранения одежды

    Использовались оценочные листы по групповой работе:

Инструкция: 1. Соотнеси результат работы группы с умением, представленным в таблице 2. Поставь оценку (балл), согласно следующим критериям:

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Групповая работа

Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы

Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы.

Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными (одинаковыми).

Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу.

Ученику оценочный инструмент дает возможность: - научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; - фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; - планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных инструментов позволяет учителю: - получить информацию о достижениях и проблемах учащихся (которую учитель не может получить иным путем); - делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; - получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; - проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; - договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; - выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу); - заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

Таким образом, внедрение и применение новых оценочных инструментов выполняет 3 функции:

- диагностическую (каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей);

 - стимулирующую (стимулирования познавательной деятельности учащихся);

- контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание)

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296с.(С. 12).
  2. Аскарова М. А. «О системе критериального оценивания в обучении» (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36

3..   Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

3. Ксензова Г.Ю.Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2000, 121с. (С. 5-6, 35, 46)

4.   Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Знание, 1981г.-96с.

(с.3-9).

5.   Селезнев В.Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в    учебно-воспитательном процессе. Автореферат, Борисоглебск, 1997г.-25с. (с.2-11). 

6.   Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания          результатов обучения в школе: учеб. пособие.- М. Педагогическое общество      России, 2008, 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...

Контролирующая и оценочная деятельность на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС II поколения.

Этот материал предназначен для молодых педагогв, поможет правильно организовать контроль знаний обучающихся начальных классов по русскому языку. предложено несколько заданий....

Оценочная деятельность по предмету Технология

Оценочная деятельность по прелмету технология...

контрольно- оценочная деятельность на уроках в начальной школе

контрольно- оценочная деятельность на уроках...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики в начальной школе (из опыта работы).

Оценка - неотделимый компонент образовательной деятельности. В статье представлена система работы по организации мониторинга на уроках математики в начальной школе по развивающей системе Д.Ф.Эльконина...

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен для учителей начального и среднего звена...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках литературного чтения

Авторская презентация, в которой рассматриваются виды, формы контроля на уроках литературного чтения в начальной школе....