ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
консультация по математике
Материал будет полезен для учителей начального и среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 апреля в нашей школе состоялись педагогические чтения по теме « Система оценивания образовательных результатов учащихся в контексте ФГОС по предметам учебного плана. Содержание и организация методической работы по совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся» . где учителя математики, русского языка, информатики, иностранных языков представили опыт работыь в этом направлении. Я так же представила свой опыт работы. И хочу поделиться с вами наработками, которые могут пригодиться вам.
все учебные действия становятся произвольными и регулируемыми только при наличии самоокнтроля и самооценки в структуре учебной деятельности.
Самооценка и самоконтроль, чем эти понятия схожи?
- ребенок делает сам
- сам оценивает свои действия
В чем же отличие этих понятий?
САМОООЦЕНКА- это оценка своих результатов на разных этапах.
- что из изученного материала я знаю хорошо-а что недостаточно
- мне многое удалось, но в этом вопросе Я не разобрался до конца
- чтобы не испытывать затруднение, я должен повторить
САМОКОНТРОЛЬ – оценка собственных действий.
- верно ли я сделал?
- всё ли я сделал?
Самооценку надо развивать на каждом уроке, системтаически, начиная с 1 класа. Если это будет проходить от случая к случаю, то эффективности не будет. Хвалить ребенка, что сумел увидеть незнание и определить способы преодоления этого незнания.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле учащихся, его самостоятельной экспертизе собственной деятельности.
При формировании КОД каждый урок начинается с мотивации учебной деятельности. На этом этапе создаются условия для детского ХОЧУ, НАДО, МОГУ
Я хочу показать как я вводила и как сейчас продолжаю работать , формирую КОД.
Например, тема «Порядок действий в выражении» 2 класс.
На этапе актуализации знаний учащиеся воспроизводят и фиксируют ЗН УМ Н достаточные для построения нового способа действий с помощью выполнения самостоятельной работы на карточке
карточка 1
15 – 6 + 1 =
15 – ( 6+1) =
Учащиеся владеют с 1 класса алгоритмом решений выражений первой ступени на порядок действий. В соответствии с этим учащимся предлагается оценить себя: умеют ли они решать выражения в два действия по шкале.
Учащиеся выполняют первое выражение без затруднений.
И тут же предлагаю оценить свою работу, на полях напротив задания (ПО ЦВЕТУ)
Затем я предлагаю учащимся выражение из тех же чисел, знаков и действий, но уже появляются скобки.
Опять я предлагаю оценить по шкале: знаю-не знаю, могу-не могу.
После этого предлагаю решить данные выражения, ив ходе проверки видим, что результаты получаются разные.
Устанавливаем причину
Формулируем проблему
Работаем над алгоритмом
И получаем радость от открытия новых знаний, которые открыли сами.
В этом и заключается суть стандартов - системно-деятельностный подход, где учащиеся открывают знания, а не получают в готовом виде.
На данную тему во 2 классе отводится два урока, значит натретьем уроке я осуществляю итоговый контроль.
Лист контроля.
Тема «Порядок действий в выражении»
1. найди значение выражений
13+ ( 6 -2) =
(25 – 14) + 21 =
75 - 7 – (5+14)
2. Вставь пропущенные знаки: больше, меньше, равно
(5+11) – 4 18-6 + 0
42 +1 9 – 15 42 + (19 – 15)
17 – 12 + 25 6+8 + 16
Ребенок выполняет работу и оценивает в пустых квадратиках себя + , если он уверен, что выполнил верно.
После учитель собирает работы на проверку и там где есть ошибка ставит во втором квадратике ?.
Происходи формативное оценивание.
- Что это такое?
- Это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находится ученики в процессе своего обучения, направления в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня..
Благодаря формативному оцениванию учитель и ученик могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения.
Я не ставлю отметку, я не исправляю ошибку.
После этой работы проводится работа над ошибками, где ученик должен определить свою ошибки, причину….При проведении коррекционной работы ему дается возможность: проанализировать и исправить свою ошибку
Для осуществления самоконтроля и взаимоконтроля я использую прием «Карточка для соседа». Карточка готовится дома на двух рабочих листах:1.- это само задание без ответов, а второй – это эталон-образец, по которому ребенок который готовит карточку и будет проверять работу товарища. естественно, здесь мы привлекаем и семью, чтобы карточка была оформлена верно.
Такую работу целесообразно проводить вне зависимости в каком классе вы работаете.
Каждый ученик выполняет и получает отметку
РАССКАЗ КАК РАБОТАЕ М НА КАРТ ОЧКЕ , ПРОВЕРЯЕМ,
1- ЗНАНИЕ ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ
2- УМЕНИЕ СКЛАДЫВАТЬ
3- УМЕНИЕ ВЫЧИТАТЬ
И еще познакомлю вас с одним приемом оценки собственных действий- приемом самоконтроля, так как приемов самооценки очень много, а самоконтроля мало…
Вы все знаете в ТРИЗ технологии есть прием: таблица: ЗНАЮ УМЕЮ, я ее немного переработала и составила следующую. Покажу на примере: темы «Порядок действий в выражении»
46 – (24 +13) =
Какие нам понадобятся знания и умения, чтобы решить этот пример, заполняем таблицу
- знание компонентов сложения и вычитания И умение записывать выражение на порядок действий под диктовку
- алгоритма выполнения порядка действий И умение определять порядок действий
- знание таблицы сложения в пределах 10 и 20 и умение письменно складывать в пределах 10 и 20
После того как заполнены две колонки мы приступаем к упражнению для проверки данных знаний и умений.
- Запишите ИЗ 46 ВЫЧЕСТЬ СУММУ ЧИСЕЛ 24 И 13
- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю: + или –
- Расставьте порядок действий
- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю: + или –
- Находим значение по действиям
- Проверяем по эталону, в колонке применяю ставлю: + или –
Теперь анализируем (колонку ПРИМЕНЯЮ)
С помощью данного приема легко у учащихся выявить проблемные зоны, таблица может применяться на уроках и в средней школе, а так же при осуществлении контроля и текущего контроля.
Возможно то, о чем я рассказала – вам знакомо. ноя думаю, что то новое вы для себя открыли.
Может быть, у вас есть какие то вопросы.
А теперь проведем самооценку по КОД. Возьмите лист, обведите свою ладошку. В середине напишите Я, а на каждом пальчике напишите, что для вас КОД…..
Все пальцы заполнены? Всегда хоть 1 палец, да не заполнен, это показатель того, что в этой теме нами еще не всё изучено.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования
Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....
программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.
Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...
«Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования».
Доклад для педагогического совета по ФГОС второго поколения....
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.
Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...
Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Нормативно-правовая база и методические рекомендации в работе учителя начальных классов в Белгородской области....
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 1)
Научно-практическая конференция педагогов...
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 2)
научно-практическая конференция педагогов...