Рабочая программа по технологии, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Малышева)
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по технологии, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Малышева), 2016- 17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.tehnologiya_4kl_2016-2017uch.g.docx | 467.39 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015№507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о Рабочей программе по ФГОС (утв. приказом от 22.05.2015 №21/1)
- Примерная программа по предмету. Начальная школа. В 2-х частях.. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа Технология. 1-4 классы Н. А. Малышевой, О.Н, Масленикова- М. :Дрофа, 2014
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта «РИТМ»:
- Малышева Н. А. Технология. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
- Малышева Н. А. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь.
Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и психолого-педагогических и концептуальных основах УМК «РИТМ».
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенности системы учебников «РИТМ»:
- интеграция всех предметов программы начальной школы;
- вариативность на всех уровнях;
- обширная информационно-образовательная среда;
- использование современных образовательных ресурсов.
Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включается в активную учебно-познавательную деятельность;
- получает возможность раскрыть свою индивидуальность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.
Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основными целями начального обучения технологии являются:
- осуществление развивающего характера обучения;
- технологическое развитие младшего школьника;
- формирование системы начальных технологических знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального технологического образования.
- Формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- Формирование эстетической культуры на основе знакомства с наиболее распространенными ремеслами и традиционными народными промыслами, профессиями региона, России. Сохранение и развитие культурных традиций. Приобретение знаний о роли трудовой деятельности в создании предметного мира как основной среде обитания современного человека.
- Развитие знаково-символического, пространственного и образного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе способности учащегося к моделированию.
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности.
- Овладение начальными технологическими знаниями и умениями, развитие мелкой моторики рук.
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненного, распределение общего объема работ, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи.
- Овладение начальными формами познавательных универсальных учебных действий (исследовательскими и логическими): наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
- Формирование опыта организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных действий: планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
- Формирование первичных представлений о роли информации и информационных технологий в жизни людей и общества.
- Овладение простейшими приемами работы с компьютерными программными средствами.
- Воспитание таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и его результатам, культурному наследию.
- Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике.
- Развитие знаково-символического, пространственного и творческого мышления творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления.
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.
Реализация указанных задач достигается в результате освоения содержания программы. В про¬цессе решения этих задач в доступной и наглядной форме учащимся предлагаются простейшие технологии по обработке разных материалов (природных, искусственных и синтетических), технологическая, конструкторская, творческая и проектная деятельность.
Особенности УМК
«Технология» в современной школе - это особый предмет. Он может стать связующим звеном между школьными дисциплинами. С первых учебных лет показать ученику на практике важность получаемых знаний, проследить связь с технологиями прошлого, настоящего, заглянуть в будущее. Дети попадают в обширный мир рукоделия и ремёсел, создавая своими руками радостную картину мира. Экспериментируют, придумывают, учатся создавать новое, то чего до этого не было.
В УМК технологии содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
Учебник по предмету «Технология» Н.А. Малышевой, О.Н. Маслениковой построены на основе неординарных методических приемов формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Они практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
Учебник содержит широкий спектр заданий по работе с различными материалами, неожиданные способы их использования, примеры коллективного и самостоятельного творчества.
Для развития творческих способностей детей в комплекте с учебником выпускается рабочая тетрадь. Тетрадь содержит упражнения и задания для обучения первоклассников приемам работы с различными материалами, а также выкройки и шаблоны, необходимые для творческих работ.
Рабочая тетрадь выходит в комплекте с учебником и предназначена для самостоятельной работы учащихся.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 4 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10-11 лет. Класс можно разделить на три группы. Высокий уровень комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Средний уровень входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Низкий уровень составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Также применяется дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).
Алгоритм деятельности с детьми:
а) высокий уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) средний уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;
в) низкий уровень:
- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочаей программы Технологиядля 1—4 классов (авторы: Малышева Н. А., Масленикова О.Н), разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса (учебника, рабочей тетради для ученика). Пособие помогает понять общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «РИТМ» во 3 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование.
2. Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета.
Программа обеспечивает формирование знаний, умений и навыков в процессе ознакомления учеников с творческими, культурными и эстетическими
ценностями своего и других народов и уважительного отношения к ним. На основе знакомства с традициями народных ремесел школьники учатся создавать произведения декоративного творчества, воплощать свои фантазии в материале, осуществляя технологическую последовательность операций при изготовлении качественных несложных изделий, полезных в быту. Аппликация, мозаика, плетение,
ткачество, вышивание, резьба, вязание — все это приобщает учеников к культуре народа.
Современному обществу нужны творческие личности, которые легко адаптируются в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способны определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость.
Ученики 3 класса учатся чувствовать характер произведений искусства и замечать выразительные средства. Учатся сравнивать, конструировать, моделировать, проектировать, планировать, участвовать в совместной творческой деятельности, осуществлять самоконтроль и корректировку конечного результата, обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках и осваивают другие технологии, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами, выявляя их свойства. Учатся отвечать на вопросы: почему возникла технология? В чем ее суть? Как сделать изделие, конструктор, модель, макет?
Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика (количество проектов, их направленность, время выполнения) нацелен на воспитание творчески активной личности, способной принимать самостоятельно обоснованные решения, представлять и защищать свой проект. Работая в команде над коллективным проектом, почувствовать себя членом команды, совместно решать одну задачу, беря на себя роль руководителя или исполнителя. Метод проекта лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». Он позволит привить ученику навыки самообразования, самовыражения и самоанализа, что ведет к самореализации личности в творческом процессе.
Формы организации детей на уроке различны: коллективная, в малых группах, индивидуальная.
Во время работы прослеживается четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий способствует не только созданию интересных поделок, но и использованию их в играх во внеурочное время, конкурсах, выставках, праздниках, театрализованных представлениях.
Курс позволяет экономно и рационально использовать материалы.
Практическая деятельность рассматривается как средство общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств ученика, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы.
В пределах учебного года материал дан в виде разделов:
работаем с материалами ( природными, пластическими, текстильными, бумагой и картоном, проволокой и фольгой);
- учимся у природы;
- учимся у мастеров;
-учимся конструировать и моделировать
-от замысла- к материалу, от материала- к проекту;
-фантазируем, экспериментируем, создаем;
-учимся экономно расходовать материалы;
-мастерим и играем в театр;
-знакомимся с достижениями человечества;
-осваиваем новые технологические приемы;
-знакомимся с традиционными ремеслами;
-знакомимся с информационными технологиями.
Внутри каждого радела содержание курса выстроено с учетом усложнения технологического процесса обработки материалов по мере развития моторных способностей детей.
Программа предусматривает различные варианты выполнения работ: можно упрощать или усложнять задание, а также конструировать и моделировать, используя работы, сделанные ранее на уроках индивидуально или коллективно, т.е. создавать для себя настольные игры- конструкторы, игрушки, оформлять интерьеры. Такие понятия формируют уважительное отношение к труду человека.
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера)
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения в 4классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- всестороннее развитие каждого ученика на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
- обучение в зоне ближайшего развития (разный уровень развития учащихся предусматривает разную меру трудности заданий, а соответственно помощи и взаимопомощи);
- прочность освоения знаний и умений в технологической области;
- интегрирование с другими учебными предметами;
- умение вести поиск информации и работать
с ней.
В процессе изучения информационных технологий учащиеся знакомятся с помощью справочной системы с возможностями различных виртуальных инструментов, что необходимо для развития самостоятельности, уверенной работы с компьютером, а также для формирования компетентностей по работе в различных программах. Таким образом, реализуется универсальность пропедевтической подготовки и преемственность с учебно-методическими комплектами по информационным технологиям для средней школы, включенными в Федеральный перечень.
Основными задачами курса являются: развитие личности обучаемых, формирование информационной культуры, обучение навыкам построения индивидуально информационного образовательного пространства, умению использовать компьютер как инструмент учебной деятельности.
Учебные материалы позволяют организовать предметно-практическую, знаково-символическую деятельность, развивают интеллектуальные, конструкторские, художественные технологические способности, а также абстрактное, логическое мышление, что раскрывает индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У выпускника начальной школы будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника и принятие образа «хорошего ученика»;
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России;
- целостное восприятие окружающего мира;
- уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, включая социальный, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, расширению знаний и способов действий;
- творческий подход к выполнению заданий;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ, самоконтроль результата, рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры, а именно принятие ценности природы через использование в своей деятельности экономных, безотходных технологий;
- ценностные установки, раскрывающие отношение к труду;
- система норм и правил межличностного общения, обеспечивающая успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты
Выпускник начальной школы научится:
- принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- различать способ и результат действий;
- вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей
- изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по заданным критериям;
- определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи, уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
- пользоваться базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- пользоваться универсальными способами деятельности (применимыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) с использованием ИКТ.
Предметные результаты
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважительно относиться к труду людей;
- разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделие, демонстрировать готовое изделие;
- использовать приобретенные технологические знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры, оформлении своего дома, классной комнаты, создании подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
- решать конструкторские, художественно-конструкторские и технологические задачи, которые лежат в основе развития творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений;
- формировать внутренний план действий, мелкую моторику рук;
- понимать основы планирования и выполнять практическую работу с опорой на пошаговые действия, при необходимости внося коррективы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла (собственного или предложенного учителем);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их, выполнять разметку с опорой на них, изготавливать плоские и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изготовлениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи.
- использовать начальные сведения о компьютере как универсальном средстве обработки информации, инструменте моделирования и конструирования;
- владеть основами культуры работы с компьютерной техникой;
- обрабатывать несложную информацию с помощью компьютера.
Курс технологии наглядно показывает динамику образовательных достижений. Для оценки достижений планируемых результатов начального общего образования, закрепленных в ФГОС НОО, используется портфель достижений ученика. Работы в нем подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объем и глубину знаний. Это формальные и творческие работы, выполненные в ходе обязательных учебных занятий, фото- и видеоматериалы исполнительской деятельности, продукты собственного творчества и проектов. В портфель достижений должны войти стартовые, промежуточные, итоговые стандартизированные работы
6. Содержание учебного предмета
4 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания (4 ч)
Рукотворный мир как результат труда человека История возникновения утюга. Из глубины веков. Ковер, гобелен. Стиль в искусстве, архитектуре, одежде. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда Строительство и отделку зданий осуществляют люди следующих профессий: архитектор, строитель, монтажник, каменщик, крановщик, электрик и др. Современные машины, приборы, станки создают люди этих профессий: дизайнер, инженер-конструктор, инженер-технолог. Люди этих профессий: биолог, технолог, эколог —помогают решать возникшие сегодня экологические проблемы. Мастерство ремесленника. Искусство обработки дерева. Орнамент в народном искусстве. Обработка дерева. Узорное ручное ткачество. Народный костюм. От работы ремесленника к современной технике Памятники архитектуры. Особенности архитектуры жилища, материалов, используемых в строительстве. Ткацкий станок вчера и сегодня. Из истории техники. Двигатели. Из истории техники. Локомотив. Из истории техники. Авиация. Из истории техники. Электричество. Достижения человечества. Совершенствование технологий производства.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (16 ч)
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Сравнение разных приемов плетения из полосок бумаги (плоского, объемного). Подбор материала для плетения (прочный, пластичный). Выбор материала с учетом зависимости размера плетеного изделия от толщины материала. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек.
Исследование (наблюдение, сравнение) шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Сравнение помпонов, выполненных разными способами (плотность, форма, размер). Свойства проволоки, ее обработки. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Правила организации рабочего места и гигиены. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями для обработки дерева, фанеры (пила, лобзик, нож). Правила работы с циркулем. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила техники безопасности при работе электроприборами.
Правила техники безопасности при электротехнических работах. Технологические операции ручной обработки материалов Приемы разметки на просвет, складыванием, при помощи угольника, циркуля. Способы геометрической резьбы по дереву. Приемы выпиливания. Способ соединения спилов (клеевой). Особенности выполнения окраски, рисунка по шаблону, трафарету. Приемы работы по схеме. Анализ и чтение схем. Приемы резьбы треугольного элемента. Воплощение мысленного образа в материале, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
Прогнозирование получения практических результатов в зависимости от выполняемых действий. Выбор способа плетения. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и готового изделия. Способы крепления элементов на объемной поверхности. Способы увеличения деталей. Понятие масштаба. Графические изображения в математике, технике и технологии. Выполнение эскиза композиции по собственному замыслу. Сравнение формы готовой композиции с изображением на рисунке или образцом. Изготовление шаблона, трафарета нужной формы. Чтение и понимание технического рисунка, чертежа, схемы, условных обозначений. Умение анализировать конструкторско-технологические особенности задания.
Самостоятельное выполнение эскиза, схемы, технического рисунка, чертежа, лекал (шаблонов), выкроек. Практический поиск и получение новых конструкций, мысленных образов. Технологические процессы практических работ. Изготовление ваз и горшков для цветов из готовых форм. Комбинированная работа с разными материалами. Применение спилов в изделии. Резьба орнамента по дереву. Работы с использованием выпиливания лобзиком. Деление окружности на равные части при помощи измерительных инструментов. Гофрирование прямоугольного листа бумаги. Получение складочек заданной ширины.
Соединение деталей из бумаги и картона. Способы их соединения (клеевое, проволочное, ниточное, винтовое, при помощи щелевого замка). Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Объемная композиция из вырезок (дворцы и замки). Геометрический орнамент. Использование его в оформлении изделия. Вырезание из бумаги орнамента в круге. Плоское и объемное плетение из полосок бумаги, ткани, упаковочной ленты и др. Складывание модулей. Соединение модулей в плоские и объемные изделия. Вышивание при помощи тамбурного, стебельчатого швов, петли в прикреп, навивного узелка. Мелкий ремонт одежды. Аппликация из толстой несыпучей ткани с элементами вышивания. Комбинированная работа из веревки, бусин, нетканых материалов. Изделия из них. Изготовление помпонов и игрушек из них. «Изонить». Разные способы заполнения круга. Моделирование образа из таких элементов.
3. Конструирование и моделирование (7 ч)
Изделие и его конструкция
Изготовление объемных деталей конструктора изготовых форм. Изготовление деталей для технической модели. Проволочное соединение сухих полых отрезков стеблей. Изготовление разных деталей для цветочного шара. Приемы сборки простейшей электрической схемы. Элементарные представления о конструкции Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (разъемное, неразъемное). Выполнение подвижных и неподвижных соединений деталей в макетах и моделях изделий.Винтовое соединение деталей конструкции. Конструирование и моделирование несложных объектов
Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона (архитектура).Изготовление технических моделей по чертежам.
Объемные конструкции из полых отрезков стеблей. Сборка простейшей электрической цепи. Изготовление технической настольной игры «Лабиринт». Конструирование цветочного шара. Проектирование Подготовительный и основной этапы индивидуального проектирования. Коллективный проект «Современный поселок». Проектирование индивидуальное и коллективное. Реализация замысла, использование конструктивных форм и декоративно-художественных образов, материалов и видов конструкций. Творческий проект. Декоративно_художественные образы в технике «изонить».
Индивидуальный проект. Шляпа для карнавала. Комбинированные работы из разных материалов и ранее выполненных элементов и деталей.
4. Практика работы на компьютере (7 ч)
Информация, ее отбор, анализ и систематизация.
Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по тематике, интересной учащимся. Вывод текста на принтер.
Учебно – тематический план
№ | Глава | Кол-во часов |
1 | Проверь себя | 1 |
2 | Учимся строить и создавать | 8 |
3 | Знакомимся с достижениями человечества | 4 |
4 | Осваиваем новые технологические приемы | 3 |
5 | Знакомимся с новыми технологическими приемами | 5 |
6 | Фантазируем, экспериментируем, создаем | 5 |
7 | Практика работы на компьютере | 7 |
Итого | 34 |
7. Календарно - тематическое планирование по предмету технология для 4 класса общеобразовательной школы (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Формы контроля | Формы и методы | Основные виды учебной деятельности учащихся | Оборудование | Кол-во часов | Дата | |||||||||||||||||||||
По плану | Фактически | |||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Проверь себя (1 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
Человек - как часть природы. Вводная беседа по ТБ. | Фронтальный опрос (устно). | Вводная беседа. Инструктаж. Фронтальная работа | Организовать свою деятельность, подготовить рабочее место, соблюдать правила гигиены и приемы безопасной работы режущими и колющими инструментами. | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, краски | 1 | |||||||||||||||||||||||
Глава 2. Учимся строить и создавать (8 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
Объемная конструкция из вырезок. | Просмотр творческих работ учащихся | Объяснительно-иллюстративный метод, работа в парах | Наблюдать за конструкциями, знакомиться с искусством возведения построек. Осваивать прием деления листа на равные части складыванием, изготавливать объемную конструкцию из вырезок, руководствоваться планом, схемами, рисунками. Экономить искусственные материалы, использовать обрезки | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | |||||||||||||||||||||||
Разметка окружности. | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Работа в группах, частично- поисковый метод | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Линейный, круговой, сетчатый геометрический орнамент. | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Практический метод, коллективная работа | Размечать окружность при помощи измерительных инструментов: циркуля, линейки, угольника. Освоить приемы разметки окружности Чередовать в орнаменте ритмические элементы, цветовые сочетания. Формировать линейный, круговой геометрический орнамент. Понимать схемы, графическое обозначение. Осваивать приемы разметки (складыванием, по лекалу), вырезания по криволинейному контуру. Соединять вырезку с целлофаном Наблюдать, исследовать новый материал, технологические приемы его обработки. Анализировать задание, понимать цель, отделять известное от неизвестного, использовать оптимальные средства и способы работы. Анализировать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности изделия. Выбирать материал, способ изготовления модуля, изделия. Участвовать в совместной работе Осваивать приемы изготовления объемных деталей и конструировать из них. Оформлять детали модулями. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию об архитектурно-технологических особенностях, материалах, технических устройствах при выполнении макетов и моделей. Проектировать, реализуя замысел, применять разные виды конструкций. | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | |||||||||||||||||||||||
Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона. | Просмотр творческих работ учащихся | Объяснительно-иллюстративный метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, краски, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Практический метод, групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, краски, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Модуль в оригами. | Эстетическая оценка результата творческой работы | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Коллективный проект «Современный поселок». | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Практический метод, работа в группах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Коллективный проект «Современный поселок». | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Объяснительно-иллюстративный метод | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Знакомимся с достижениями человечества (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
Из истории техники | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Практический метод, групповая работа | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять. предложенные технические устройства. Исследовать, от чего зависит скорость велосипеда. Строить логически связанные высказывания. Понимать графическое обозначение, технический рисунок, чертеж Осваивать способы увеличения деталей, рисунка, чертежа. Конструировать модель с учетом технических и декоративно-художественных условий. Определять особенности конструкции, подбирать материал и инструменты, читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу, изготавливать детали для технической модели Знать и соблюдать правила безопасности при электротехнических работах. Читать, понимать условное обозначение на электрических схемах. Осваивать приемы сборки простейшей электрической цепи, изготавливать техническую настольную игрушку | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, цветная бумага. | 1 | |||||||||||||||||||||||
Из истории техники | Просмотр творческих работ учащихся | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, цветная бумага. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Увеличение рисунка (чертежа) | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Практический метод | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, цветная бумага. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Увеличение рисунка (чертежа) | Эстетическая оценка результата творческой работы | Объяснительно-иллюстративный метод | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, цветная бумага. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Глава 4. Осваиваем новые технологические приемы (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
Игрушки из помпонов | Просмотр творческих работ учащихся | Практический метод, работа в группах | Осваивать новый прием формирования шарика из ниток. Моделировать из них игрушки Соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами Осваивать новые приемы выполнения швов, использовать полученные умения при изготовлении салфетки Сравнивать декоративные способы оформления аппликации. Осваивать приемы декоративной обработки: вышивание, аппликация. Выполнять эскиз аппликации по собственному замыслу. Прогнозировать результаты в зависимости от полученных результатов | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, нитки. | 1 | |||||||||||||||||||||||
Игрушки из помпонов | Просмотр творческих работ учащихся | Практический метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Мелкий ремонт одежды | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Аппликация с элементами вышивки | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Знакомимся с новыми ремеслами традиционными (5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||
Искусство обработки дерева | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Объяснительно-иллюстративный метод, работа в парах | Соблюдать правила безопасной работы инструментами для обработки дерева. Осваивать новые приемы обработки дерева, клеевой способ соединения спилов Воплощать мысленный образ в материале, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать новый прием: резьба треугольного элемента Осваивать приемы выпиливания, особенности выполнения окраски рисунка по шаблону, трафарету Сравнивать готовую композицию из полос с изображением на рисунке или образцу. Осуществлять самоконтроль и корректировать ход работы и готовое изделие по критериям оценки. Выбирать материал, способ плетения, выполнять эскиз, выкройку. Вести практический поиск в получении новых конструкций мысленных образов Моделировать плоские и объемные конструкции из полосок, различающихся по материалу и размеру | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы. | 1 | |||||||||||||||||||||||
Орнамент в народном искусстве | Просмотр творческих работ учащихся | Практический метод, групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Из глубины веков: ковер, гобелен | Эстетическая оценка результата творческой работы | Объяснительно-иллюстративный метод, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Узорчатое ручно ткачество | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Проблемно-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Узорчатое ручно ткачество | Эстетическая оценка результата творческой работы | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Глава 6. Фантазируем, экспериментируем, создаем (5 ч) | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Частично-поисковый метод, коллективная работа | ||||||||||||||||||||||||||
Обработка проволоки | Эстетическая оценка результата творческой работы | Практический метод, работа в парах | Сравнивать приёмы использования проволоки (каркас для изделия, материал для соединения деталей) моделирование образа Соединять сухие полые отрезки стеблей при помощи проволоки, выполнять подвижные соединения в конструкциях и моделях Осваивать разные способы заполнения круга ниткой: снежинка, кольцо. Выполнять эскиз, чертеж. Моделировать образ из элементов. Экспериментировать на основе полученных знаний и умений. Проектировать декоративно-художественные образы в технике «изонить» Использовать разные конструктивные особенности в изготовленных изделиях. Осуществлять контроль. Выполнять разные детали, соединять их с основой шара. Моделировать конструкцию шара из цветов, выполненных разными способами из разных материалов | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, нитки. | 1 | |||||||||||||||||||||||
Объемное моделирование из полных стеблей | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Проблемно-поисковый метод, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
«Изонить»: разметка окружности | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Объяснительно-иллюстративный метод, фронтальная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
«Изонить»: разметка окружности | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Частично-поисковый метод, групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Цветочный шар | Просмотр творческих работ учащихся | Практический метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, нитки. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Глава 7. Практика работы на компьютере (7 ч)
| ||||||||||||||||||||||||||||
Информация | Устный опрос | Объяснительно-иллюстративный метод, работа в парах | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию о стиле, способах отображения исторического времени, эпохи в произведениях. Осваивать подготовительный и основной этапы индивидуального проектирования Анализировать конструкторско-технологические особенности проекта «Шляпа для карнавала» Читать и понимать технологический рисунок, схему, изготавливать выкройку, макет головного убора в виде конуса. Познакомиться с особенностями вычерчивания окружности большого размера, определения длины дуги конуса Планировать последовательность практических действий, выполнять рисунок с определением геометрических фигур, из которых состоит цилиндр, определять высоту цилиндра, ширину полей. Выполнять выкройку, цилиндр, его оформление Осваивать комбинированную работу из искусственных и синтетических материалов. Моделировать неразъемную конструкцию из деталей на объемной форме головного убора. Осваивать способы крепления отделки на объемной поверхности Проектировать, реализовать свой замысел, использовать конструктивные формы декоративно-художественных образов, материалов и видов конструкций. Комбинировать работу из разных материалов, ранее выполненных деталей. Создавать образы в соответствии с замыслом, использовать необходимые конструктивные формы Высказывать суждения с использованием технологических терминов, демонстрировать логически связанный рассказ, описывать конструкцию шляпы, материалы, способы обработки. Формулировать выводы | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | |||||||||||||||||||||||
Основные устройства компьютера. | Фронтальный опрос (устно). | Работа в группах, частично- поисковый метод | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Компьютерные программы. Информация и компьютер | Тестирование | Практический метод, коллективная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Графические редакторы. | Просмотр творческих работ учащихся | Объяснительно-иллюстративный метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Создание орнамента | Эстетическая оценка результата творческой работы | Частично-поисковый метод, коллективная работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Текстовый редактор | Презентация своих работ учащимися и оценка результата | Практический метод, групповая работа | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Итоговое занятие | Просмотр творческих работ учащихся | Частично-поисковый метод, работа в парах | Учебное пособие, дидактические средства, альбомы, клей, бумага, ножницы, проволока, краски. | 1 |
8. Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Оценка личностных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка личностных результатов, во-первых, осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований классными руководителями, педагогом-психологом в соответствии с планом мониторинга УУД. Для обязательного мониторинга в начальных классах определены следующие личностные УУД:
Самоопределение, самооценка | - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения; -предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). |
Когнитивный компонент: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием | |
Смыслообразование, Мотивация учебной деятельности | - сформированность учебных, социальных и познавательных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; |
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Одной из форм оценки личностных результатов учащихся также может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Личностные результаты учащихся, в соответствии с требованиями Стандарта, не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы и представляется в соответствии с указанными в таблице сроками в процентном соотношении количества учащихся, достигших необходимого уровня, к общему количеству учащихся.
Мониторинг динамики УУД осуществляется на основе программы мониторинга УУД в начальной школе МКОУ Черемушкинская СОШ.
Оценка метапредметных результатов.
Критерии оценивания.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Целью оценки метапредметных результатов является получение объективной информации об уровне сформированности и динамике формирования УУД у учащихся и установление степени соответствия достигнутых результатов планируемым результатам обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностных и социально-значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметом оценивания являются группы УУД, выступающих в качестве базовых для формирования учебной, коммуникативной, познавательной деятельности на определенном этапе обучения, а также УУД, формирование которых является приоритетным для школы в соответствии с Программой развития школы.
Основным содержанием оценивания метапредметных умений учащихся является установление наличия и степени сформированности у учащихся УУД в соответствии с возрастными и психологическими нормами данного периода обучения.
Оценивание метапредметных результатов осуществляется с использованием уровневой оценки, что соответствует природе УУД и принципу критериального оценивания, заложенному в ФГОС, а также с использованием самооценки учащихся. Требования к уровню сформированности УУД устанавливаются с учетом результатов, достигнутых учащимися в предыдущий период.
Измерение и оценка сформированности УУД осуществляется в рамках текущего и промежуточного оценивания на основе:
- результатов выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
- результатов выполнения предметных (на материале различных учебных предметов) учебных и учебно-практических задач, для которых УУД выступают в качестве инструментальной основы (средства решения);
- результатов выполнения итоговых индивидуальных и групповых проектов по предметам учебного плана;
- результатов (продуктов), достигнутых учащимися во внеурочной деятельности.
Для осуществления оценки сформированности УУД в рамках внутришкольной системы оценки образовательных достижений используются методы и инструментарий, содержащиеся в УМК, по которым ведется обучение, а также иные методики и инструменты, разработанные учителями и утвержденные районным методическим объединением учителей по данному предмету.
Механизм оценки метапредметных результатов
№ | Процедура оценивания | Критерии | Кто оценивает | Сроки | Фиксация результатов |
1 | Наблюдения, индивидуальные беседы | Уровень сформированности УУД | Учитель | В течение уч. года | Листы индивидуальных достижений Портфолио |
2 | Итоговые проверочные работы по предметам | Уровень сформированности УУД | Учитель | По графику проведения контрольных работ | Таблицы результатов в портфолио |
3 | Итоговая комплексная работа (грамотность чтения информационных текстов) | Уровень сформированности УУД | Администрация | Конец уч.года (апрель-май) | Аналитическая справка Таблицы результатов в портфолио |
Основные способы оценивания метапредметных образовательных результатов –педагогическое наблюдение.
Оценка предметных результатов начальной школы.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач (использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.). Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием, способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижений предметных результатов производится по пятибалльной оценочной шкале.
Критерии отслеживания результативности деятельности по технологии.
Преобладающей формой текущего контроля выступают практические работы, творческие проекты.
Программой предусмотрено выполнение практических работ:
- практические работы по образцу;
- практические работы творческого характера;
- выставки творческих работ.
Проводится их анализ в словесной форме, который имеет позитивную направлен-ность.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая после-довательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.
Выполнение изделия в целом.
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетво-рительного: обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее местов соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено самостоятельно, аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета;
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
обучающийся умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; правильно работать ручными инструментами; изделие выполнено с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки в выполнении технологических операций.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; изделие выполнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок в выполнении технологических операций.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обу-чающийся не умеет самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, не экономно и нерационально выполняет разметку; допускает серьёзные нарушения ТБ при работе ручными инструментами; изделие вы-полнено со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно.
За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных облас-тях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сфор-мированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требо-ваниям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, ис-правленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после н е-скольких наводящих вопросов учителя.
Письменная контрольная работа.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.
Отдельные технологические операции.
Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознание крупных семян овощных и цветочно - декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс), составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV класс); умение продемонстрировать изделие в действии (II класс), с объяснением ( I I I - IV классы).
Оценка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4 -5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (II класс) вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс).
Оценка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность:
От 3мм до 10 мм во II классе, от 2 мм до 5 мм в III классе, до 5 мм в IV классе;
неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал
и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием
учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2 - 3 ошибки; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В плане урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников, - умения правильно и точно резать но линиям разметки, у следующих 3-4 учеников - умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда.
Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке.
Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определённые знания и умения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное).
- Ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки.
- Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.
- Предоставление возможности выбора контрольного задания.
- Объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.).
- Разрешение устных ответов по читаемым текстам.
- Оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей.
- Неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов.
- Предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом.
- Акцентирование внимания на достижениях ученика.
9. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература
- Малышева Н. А. Технология. Учебник. В 2 ч.
- Малышева Н. А. Технология. Рабочая тетрадь.
- Н. А. Малышева Технология. 3 класс. Методическое пособие
- Малышева Н. А., Масленикова О.Н. Технология. 1—4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений.
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Фотокамера.
- Экранно-звуковые пособия.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Интернет-ресурсы.
- http://www.proshkolu.ru
- http://pedsovet.org
- http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
- http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате обучения технологии ученик к концу 4 класса будет
знать/понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение материалов и инструментов, различных машин, технических устройств, компьютера;
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;
- новые термины, встречающиеся в программе;
- приемы разметки с помощью выкройки, лекал, циркуля;
- новые технологические операции обработки материалов, предусмотренные программой;
уметь:
- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя технические рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- выполнять технологические операции ручной обработки материалов в соответствии с программой;
- соблюдать технологический процесс при изготовлении и сборке.
№ | Дата | Класс | Характеристика изменения | Причина изменения |
Лист внесения изменений и дополнений
в Рабочую программу по технологии учитель С.Н.Рябцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина)
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина), 2016-17 уч. год...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...