Рабочая программа предмета " Технология" 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Технология» и авторской программой Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Технология» и авторской программой Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой.
Цель изучения предмета «Технология» – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно - преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т. ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера;
- поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета
В основу содержания предмета «Технология» положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции – процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий.
Представленная программа закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.
Место предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МОУ «Средняя школа № 27» на 2016-2017 уч. год предмет «Технология» включен в обязательную часть учебного плана, предметную область «Технология», на его изучение отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные
Учащийся научится:
• отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
• проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
• испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
• принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
• опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся будет уметь:
• формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
• открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
• преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
• высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
• уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:
• характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
• профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь:
• узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы
художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
• последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
• линии чертежа (осевая и центровая);
• правила безопасной работы канцелярским ножом;
• косую строчку, её варианты, назначение;
• несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
• композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
• традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
• читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
• выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
• выполнять рицовку;
• оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
• находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
• решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
• простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:
• названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
• основные правила безопасной работы на компьютере.
Учащийся будет иметь общее представление о:
• назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
• выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);
• работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации,
Содержание программы учебного предмета
Информационная мастерская (3ч)
Вспомним и обсудим. Творческая работа. Изделие из природного материала по собственному замыслу. Знакомимся с компьютером. Исследование. Компьютер – твой помощник. Практическая работа. Что узнали, чему научились.
Мастерская скульптора (5)
Как работает скульптор? Беседа. Скульптуры разных времен и народов. Лепка. Статуэтки. Лепка. Статуэтки по мотивам народных промыслов. Рельеф и его виды. Барельеф из пластилина. Как придать поверхности фактуру и объём? Шкатулка или ваза с рельефным изображением.
Мастерская рукодельницы (7)
Конструируем из фольги. Подвеска с цветами. Вышивка и вышивание. Мешочек с вышивкой крестом. Строчка петельного стежка. Сердечко из флиса. Пришивание пуговиц. Браслет с пуговицами. История швейной машины. Бабочка из поролона и трикотажа. Футляры Ключница из фетра. Наши проекты. Подвеска «Снеговик». Что узнали, чему научились.
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов (11)
Строительство и украшение дома. Изба из гофрированного картона. Объём и объёмные формы. Развёртка. Моделирование. Подарочные упаковки. Коробочка для подарка. Декорирование (украшение) готовых форм. Украшение коробочки для подарка. Конструирование из сложных развёрток. Машина. Модели и конструкции. Моделирование из конструктора. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Открытка «Звезда» к 23 февраля. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Цветок к 8 марта. Изонить. Весенняя птица. Художественные техники из креповой бумаги. Цветок в вазе. Что узнали, чему научились.
Мастерская кукольника(8)
Что такое игрушка? Игрушка из прищепки. Театральные куклы. Марионетки. Игрушка из носка. Кукла-неваляшка. Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений.
Тематическое планирование учебного предмета «Технология»
№ п/п | Наименование разделов и темы | Общее коли-чество часов | Из них | |||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные работы | Экскур-сии | |||
1 | Информационная мастерская | 3 | 3 | |||
1.1 | Вспомним и обсудим. Творческая работа. Изделие из природного материала по собственному замыслу. | 1 | 1 | |||
1.2 | Знакомимся с компьютером. Исследование. | 1 | 1 | |||
1.3 | Компьютер – твой помощник. Практическая работа. Что узнали, чему научились. | 1 | 1 | |||
2 | Мастерская скульптора | 5 | 1 | 4 | ||
2.1 | Как работает скульптор? Беседа. | 1 | 1 | |||
2.2 | Скульптуры разных времен и народов. Лепка. | 1 | 1 | |||
2.3 | Статуэтки. Лепка. Статуэтки по мотивам народных промыслов. | 1 | 1 | |||
2.4 | Рельеф и его виды. Барельеф из пластилина. | 1 | 1 | |||
2.5 | Как придать поверхности фактуру и объём? Шкатулка или ваза с рельефным изображением | 1 | 1 | |||
3 | Мастерская рукодельницы | 7 | 7 | |||
3.1 | Конструируем из фольги. Подвеска с цветами. | 1 | 1 | |||
3.2 | Вышивка и вышивание. Мешочек с вышивкой крестом. | 1 | 1 | |||
3.3 | Строчка петельного стежка. Сердечко из флиса | 1 | 1 | |||
3.4 | Пришивание пуговиц. Браслет с пуговицами | 1 | 1 | |||
3.5 | История швейной машины. Бабочка из поролона и трикотажа. | 1 | 1 | |||
3.6 | Футляры Ключница из фетра | 1 | 1 | |||
3.7 | Наши проекты. Подвеска «Снеговик». Что узнали, чему научились. | 1 | 1 | 1 | ||
4 | Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов | 11 | 11 | |||
4.1 | Строительство и украшение дома. Изба из гофрированного картона | 1 | 1 | |||
4.2 | Объём и объёмные формы. Развёртка. Моделирование | 1 | 1 | |||
4.3 | Подарочные упаковки. Коробочка для подарка | 1 | 1 | |||
4.4 | Декорирование (украшение) готовых форм. Украшение коробочки для подарка | 1 | 1 | |||
4.5 | Конструирование из сложных развёрток. Машина | 1 | 1 | |||
4.6 | Модели и конструкции. Моделирование из конструктора | 1 | 1 | |||
4.7 | Наши проекты. Парад военной техники | 1 | 1 | |||
4.8 | Наша родная армия. Открытка «Звезда» к 23 февраля | 1 | 1 | |||
4.9 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Цветок к 8 марта | 1 | 1 | |||
4.10 | Изонить. Весенняя птица | 1 | 1 | |||
4.11 | Художественные техники из креповой бумаги. Цветок в вазе. Что узнали, чему научились. | 1 | 1 | |||
5 | Мастерская кукольника | 8 | 7 | 1 | ||
5.1 | Что такое игрушка? Игрушка из прищепки | 1 | 1 | |||
5.2 | Театральные куклы. Марионетки | 2 | 2 | |||
5.3 | Игрушка из носка | 2 | 2 | |||
5.4 | Кукла-неваляшка | 2 | 2 | |||
5.5 | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений. | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение предмета «Технология»:
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 28.08.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. –31с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 232с.
Учебная литература
1. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Учебник 3 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
2. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс». – М.: Просвещение, 2016. – 96 с. + вкладка: ил.
Учебно-методическая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
- Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. – М.: Просвещение, 2016. -192 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215с.
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
- Электронное сопровождение «Технология. 3 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с ТМНР)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...