Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Кириленко Светлана Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantaziya_programma_vneuroch.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                    Директор МБОУ «СШ №3»

                                                                                                                                                                    ____________Р.И. Сотник

                                                                                                                                                                    Приказ №  ____ от _______                 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

 «Фантазия»

для 3 класса В на 2017-2018 учебный год

Кириленко Светланы Викторовны,

учителя начальных классов

                                     

                            Рассмотрено на заседании ШМО                                                                         Согласовано

                            Руководитель ШМО                                                                                              Зам. директора ____________Н.В. Прохорова

                            учителей начальных классов                                                                                Принято педсоветом      

                             __________        С.А. Басаримова                                                                       Протокол № ______ от _                        г.

                            Протокол № _____  от                  г.

                                         

                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                                             Десногорск

                                                                                                                   2017

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Фантазия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе авторской программы внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» Т.Н. Просняковой.

Программа в 31 классе рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

        Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств,  постичь их свойства, структуру. Большая роль овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор материала, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Цель курса: 

  • гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование  определённых технологических навыков. Программа позволяет ребёнку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, окружающий мир, литературное чтение и русский язык. Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится разными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счёт приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребёнка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются  навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе ребёнок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.

Задача каждого занятия – освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научиться:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнёра;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по курсу учащиеся получат возможность:

- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать систему УУД;

- сформировать навыки работы с информацией.

Цели программы: 

1. Развитие стремления к общению с искусством, умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.. Развитие элементарных геометрических знаний, умение определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.

2.Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, чувства радости от результатов индивидуальной и  коллективной деятельности, основы для понимания различных конструкций предметов. 

3. Воспитание умения осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческой задачи; стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

  1. Сформировать логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
  2. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
  3. Развивать  у детей творческие способности, художественный  вкус, фантазию, эстетическое чувство понимания прекрасного;
  4. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук и глазомер.
  5. Расширить коммуникативные способности детей.
  6. Сформировать культуру труда и совершенствование трудовых навыков.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: работа с природным материалом, работа с бросовым материалом, работа с бумагой и картоном,  беседы, экскурсии.

Основные виды занятий должны быть связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учётом особенностей времени года и интересов учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся научатся:

работать с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).

 Обладать базовыми компетенциями:

  • умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными  материалами, подручными средствами.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умение (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы.

 Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Учебно-тематический план

№  п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное  занятие

1

1

-

1.

Аппликация и моделирование

24

2

22

2.

Работа с пластическими материалами

10

1

9

3.

Оригами и аппликация из деталей оригами

17

1

16

4.

Модульное оригами

14

1

13

Итого

66

6

60

Содержание программы

№  

темы  

п/п

Кол-во

часов

Название темы / раздела

Материалы

1

1

Вводное занятие. Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

Раздел 1. Аппликация и моделирование -  24 часа

2

1

Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала

3

1

Беседа «Как заготавливать, сушить и хранить материалы». Знакомство с семенами  растений

4

4

Аппликация из природных материалов на картоне

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

5

4

Аппликация из геометрических фигур

Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон

6

2

Аппликация из пуговиц

Пуговицы, картон

7

2

Мозаика из бисера и пайеток

Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки

8

2

Аппликация из круглых салфеток

Салфетки для торта, картон

9

2

Динамическая открытка с аппликацией

Картон, цветная бумага

10

2

Моделирование из бумаги и проволоки

Белая бумага, гофрированная бумага, проволока

11

4

Выпуклая аппликация. Коллективная работа

Калька, гофрированная бумага, цветная бумага

Раздел 2. Работа с пластическими материалами - 10 часов

12

1

Беседа «Техники и приёмы рисования пластилином». Техника безопасности при работе с пластилином

13

2

Отпечатки на пластилине

Пластилин, картон

14

2

Рисование пластилином

Пластилин, картон

15

2

Обратная мозаика на прозрачной основе

Пластилин, прозрачные крышки

16

2

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе

Скорлупа фисташек, пластилин, веточки

17

1

Разрезание смешанного пластилина проволокой

Пластилин, тонкая проволока

Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами - 17 часов

18

1

Беседа «Что такое оригами?»  Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

19

1

Складывание из прямоугольника

Цветная бумага

20

1

Складывание из квадрата динамических игрушек

Цветная бумага

21

2

Складывание гармошкой

Цветная бумага

22

2

Аппликация из одинаковых деталей оригами

Цветная бумага

23

1

Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков

Бросовый материал

24

2

Композиция из выпуклых деталей оригами

Цветная и белая бумага

25

1

Сказочные образы в технике оригами

Цветная бумага

26

2

Оригами из кругов

Цветная бумага

27

2

Архитектурные сооружения в технике оригами

Цветная бумага

28

2

Коллективные композиции в технике оригами

Цветная бумага

Раздел 4. Модульное оригами -14 часов

29

1

Беседа о возникновении, распространении и значении модульного оригами

30

1

Треугольный модуль оригами

Бумага цветная

31

2

Соединение модулей на плоскости

Бумага цветная и журнальная

32

2

Замыкание модулей в кольцо

Бумага белая

34

4

Объёмные фигуры на основе формы «чаша»

Бумага цветная

35

4

Объёмные игрушки

Бумага цветная

Календарно-тематическое планирование.

№ темы

п/п

Название темы / раздела

Дата

планируемая

фактическая

           1.

Вводное занятие. Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами

2.

Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.

3.

Беседа «Как заготавливать, сушить и хранить материалы». Знакомство с семенами  растений

4.

Аппликация из природных материалов на картоне.

5.

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов.

6.

Аппликация из пуговиц.

7.

Мозаика из бисера.

8.

Аппликация из круглых салфеток.

9.

Беседа «Что такое оригами?» Складывание прямоугольника. Карандаши.

10.

Беседа «Техники и приёмы рисования пластилином».

Техника безопасности при работе с пластилином

11.

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето

12.

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето

13.

Аппликация из геометрических фигур (треугольники)

14.

Аппликация из листьев и цветов

15.

Аппликация из листьев и цветов

16.

Аппликация из различных природных материалов

17.

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты

18.

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты

19.

Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

20.

Гофрирование. Ёжики.

21.

Гофрирование. Ёжики

22.

Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники)

23.

Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники)

24.

Складывание из квадрата динамических игрушек

25.

Разрезание смешанного пластилина

26.

Треугольный модуль оригами

27.

Соединение модулей на плоскости. Бабочки

28.

Соединение модулей на плоскости. Бабочки

29.

Аппликация из пуговиц

30.

Динамическая открытка с аппликацией

31.

Динамическая открытка с аппликацией

32.

Замыкание модулей в кольцо. Снежинки

33.

Замыкание модулей в кольцо. Снежинки

34.

Аппликация из одинаковых деталей оригами

35.

Аппликация из одинаковых деталей оригами

36.

Аппликация из круглых салфеток

37.

Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка

38.

Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка

39.

Мозаика из блёсток и бисера

40.

Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз

41.

Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков

42.

Беседа о возникновении, распространении и значении модульного оригами

43.

Объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди

44.

Объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди

45.

Объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди

46.

Объёмные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди

47.

Рисование пластилином

48.

Рисование пластилином

49.

Оригами из кругов

50.

Оригами из кругов

51.

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

52.

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

53.

Модульное оригами. Объёмные игрушки. Клубника

54.

Модульное оригами. Объёмные игрушки. Клубника

55.

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа

56.

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа

57.

Модульное оригами. Объёмные игрушки. Птенчики

58.

Модульное оригами. Объёмные игрушки. Птенчики

59.

Моделирование из природных материалов на  пластилиновой основе. Фисташковое дерево

60.

Моделирование из природных материалов на  пластилиновой основе. Фисташковое дерево

61.

Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами

62.

Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами

63.

Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги

64.

Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги

65.

Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа

66.

Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности художественной направленности «Фантазия» для 4-х классов

Данная программа разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также с задержкой психического развития....