Рабочая программа по технологии для 1 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе авторской программы Т.Н.Просняковой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tehnologiya_1_klass_shirokih.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

по курсу  «Технология»

1 класс

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения Л.В.Занкова, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников; на основе авторской программы Т.Н.Просняковой «Технология», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров») в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009).

Продолжительность курса «Технология» в 1 классе 33 учебные недели по 1 ч в неделю, курс рассчитан на 33 ч.
Благодаря предметно–практической направленности курса у младших школьников закладывается процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе абстрактного мышления).
Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребёнка(психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
  • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственное восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно- конструкторских и технологических задач;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
  • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
  • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС (33 ЧАСА)

  1. Учимся у природы.  (9 ч)
  1. Виды художественной обработки материалов. Экскурсия в природу.
  2. Конструируем из природного материала и пластилина.
  3. Создаём разные формы.
  4. Рисуем пластилином.
  5. Мозаика из семян на пластилиновой основе. Аппликация из листьев.
  6. Вырезанная из бумаги аппликация.
  7. Мозаика из бумаги.
  8.  "Печатаем" рисунки на пластилиновой основе.
  9. Раскрашиваем пластилином.

  1. Мир сказочных героев.  (7 ч)
  1. Художественное конструирование из природного материала.
  2. Складывание полоски и прямоугольника.
  3. Оригами.
  4. Презентация.
  5. Рисуем жгутиками из пластилина.
  6.  Аппликация из кругов.
  7. Лепка животных.

  1. Шьем, плетём и вышиваем. (10ч)
  1. Конструируем из бумаги. Создание художественных образов.
  2. Необычные "мягкие" игрушки.
  3. Игрушки из скрученных бумажных полосок.
  4. Конструируем из разных материалов.
  5. Презентация.
  6. Плетение в три пряди.
  7. Плетение в две пряди.
  8. Аппликация с использованием "косичек."
  9. Пришиваем пуговицы.
  10. Вышиваем.

  1. Учимся конструировать. (7ч)
  1. Шьём для кукол.
  2. Презентация.
  3. Геометрическая мозаика.
  4. Объёмное моделирование из готовых геометрических форм.
  5. Мир конструктора.
  6. Презентация.
  7. Наш помощник - компьютер. Бытовая техника.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС

1. Общекультурные и общетрудовые   компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа «Человек -  техника», «Человек - природа», «Человек - человек», «Человек - художественный образ». Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, аудио_ и видеоматериалам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов  от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы) до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).

Свойства материалов: бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать; пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или стекой, сминать, придавать разную форму, размазывать; ткань можно резать, сшивать; нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки. Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином. Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

Виды художественной техники

Лепка «Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе. «Рисование» жгутиками из пластилина. Лепка конструктивным способом не сложных фигур. Лепка из снега.

Аппликация Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов). Аппликация из пластилина. Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно дорисовывать. Аппликация с использованием «косичек».

Мозаика Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами. Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание  Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов. Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). Простейшее узелковое плетение.

Шитье и вышивание Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой). Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.

3. Конструирование и моделирование Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по заданным условиям.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны. Геометрическая мозаика.

Объемное моделирование из готовых геометрических форм Создание технических моделей из готовых геометрических форм. Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги  Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания. Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами. Многодетальные  объемные изделия изодних природных материалов.

Моделирование несложных моделей из деталей конструктора

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные универсальные учебные действия обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к занятиям предметно - практической деятельностью;

– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения;

– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Регулятивные универсальные учебные действия обучающийся научится:

– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.

Познавательные универсальные учебные действия обучающийся научится:

– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные универсальные учебные действия обучающийся научится:

– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

– понимать важность коллективной работы;

– контролировать свои действия при совместной работе;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

– следить за действиями других участников совместной деятельности;

– принимать другое мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания.

Предметные результаты. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится:

– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– называть профессии своих родителей;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители, виды и формы контроля

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

1 четверть (9 часов)

1

Виды художественной обработки материалов. Экскурсия в природу.

1

Новый способ лепки.  Свойства материала.

Обучающийся научится:

–воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– называть профессии своих родителей;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

–соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки

материалов, использовавшихся на уроках;

– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;

– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).

– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;

– изменять вид конструкции;

– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;

– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.

– понимать информацию, представленную в учебнике в различных

формах;

– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.

Обучающийся научится:

–воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– называть профессии своих родителей;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

–соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки

материалов, использовавшихся на уроках.

Обучающийся научится:

–воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– называть профессии своих родителей;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

–соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

–отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки

материалов, использовавшихся на уроках;

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– проводить сравнение.

Изготовление изделия

сентябрь

2

Конструируем из природного материала и пластилина.

1

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.

Изготовление изделия

сентябрь

3

Создаём разные формы.

1

Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.

Изготовление изделия

сентябрь

4

Рисуем пластилином.

1

Новый способ лепки. Свойства материала

Изготовление изделия

сентябрь

5

Мозаика из семян на пластилиновой основе.

Аппликация из листьев.

1

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.

Изготовление изделия

октябрь

6

Вырезанная из бумаги аппликация.

1

Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина.

Изготовление изделия

октябрь

7

Мозаика из бумаги.

1

Мозаика (понятие). Приемы работы  с бумагой, свойства материалов

Изготовление изделия

октябрь

8

"Печатаем" рисунки на пластилиновой основе.

1

Мозаика (понятие). Приемы работы  с бумагой, свойства материалов

Изготовление изделия

октябрь

9

Раскрашиваем пластилином.

1

Новый способ лепки. Свойства материала

Изготовление изделия

октябрь

2 четверть (7 часов)

10

Художественное конструирование из природного материала.

1

Свойства материалов. Приемы работы с клеем, пластилином

Изготовление изделия

ноябрь

11

Складывание полоски и прямоугольника.

1

Новый прием складывания бумаги. Оригами (понятие)

Изготовление изделия

ноябрь

12

Оригами.

1

Новый прием складывания бумаги. Оригами (понятие)

Изготовление изделия

ноябрь

13

Презентация.

1

Новый прием складывания бумаги. Оригами (понятие)

Беседао поделке

декабрь

14

Рисуем жгутиками из пластилина.

1

Новый способ лепки. Свойства материала

Изготовление изделия

декабрь

15

Аппликация из кругов.

1

Создание технических моделей из готовых геометрических фигур, размеченных по шаблону. Работа ножницами

Изготовление изделия

декабрь

16

Лепка животных.

1

Создание технических моделей из готовых геометрических фигур, размеченных по шаблону. Работа ножницами

Изготовление изделия

декабрь

3 четверть (10 часов)

17

Конструируем из бумаги. Создание художественных образов.

1

Создание технических моделей из готовых геометрических фигур, размеченных по шаблону. Работа ножницами

Изготовление изделия

январь

18

Необычные "мягкие" игрушки.

1

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.

Аппликация из пластилина.

Изготовление изделия

январь

19

Игрушки из скрученных бумажных полосок.

1

Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.

Изготовление изделия

январь

20

Конструируем из разных материалов.

1

Свойства материалов. Приемы работы с клеем, пластилином

Изготовление изделия

февраль

21

Презентация.

1

Подготовка сообщений.

Беседао поделке

февраль

22

Плетение в три пряди.

1

Приемы плетения из бумаги

Изготовление изделия

февраль

23

Плетение в две пряди.

1

Приемы плетения из бумаги

Изготовление изделия

март

24

Аппликация с использованием "косичек."

1

Приемы плетения из бумаги

Изготовление изделия

март

25

Пришиваем пуговицы.

1

Материалы, их свойства. Приемы работы с ниткой
и иголкой. Правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами

Изготовление изделия

март

26

Вышиваем.

1

Материалы, их свойства. Приемы работы с ниткой
и иголкой. Правила техники безопасности при работе с острыми, колющими, режущими предметами

Изготовление изделия

март

4 четверть (8 часов)

27

Шьём для кукол.

1

Приемы работы с ниткой и иголкой

Изготовление изделия

апрель

28

Презентация.

1

Подготовка сообщений.

Беседа о поделке

апрель

29

Геометрическая мозаика.

1

Создание технических моделей из готовых геометрических форм. Работа с клеем

Изготовление изделия

апрель

30

Объёмное моделирование из готовых геометрических форм.

1

Создание технических моделей из готовых геометрических фигур, размеченных по шаблону. Работа ножницами

Изготовление изделия

апрель

31

Мир конструктора.

1

Использование схем.
Приемы сборки деталей конструктора

Изготовление изделия

май

32

Презентация.

1

Подготовка сообщений.

Беседао поделке

май

33

Наш помощник - компьютер. Бытовая техника.

1

Использование схем.
Приемы сборки деталей конструктора

Изготовление изделия

май

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы (система Л.В. Занкова).- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

  • Проснякова Т.Н.. Методические пояснения к курсу «Технология». 1 класс.  – Самара: Корпорация «Фёдоров».
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения.  В 2 частях. Часть 1.  – Москва «Просвещение».
  • Проснякова Т.Н.. Методические пояснения к курсу «Технология». 1 класс.  – Самара: Корпорация «Фёдоров».
  • Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: учебник для 1 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  • Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

2. Специфическое оборудование:

  • Плакаты к курсу «Технология»;
  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийная установка.
  • Презентации;
  • Шаблоны  и раздаточный материал.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

Рабочая программа по технологии 2 класс система Занкова

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Уроки творчества» ...

рабочая программа по технологии, 2 класс, система Л.В.Занкова

рабочая программа по технологии для 2 класса для учителей, работающих по системе Л.Занкова....

Рабочая программа по технологии 4 класс (система Л.В.Занкова)

1     Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа по технологии, 1 класс, система Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса  разработана на основе авторской программы  курса «Технология» Н.А. Цирулик  (Программы начального общего образования. Система...

Рабочая программа по технологии 2 класс система Занкова

Рабочая программа по технологии (по ФГОС) и тематическое планирование 2 класс система Занкова...