Рабочая программа по технологии (1 класс)
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по ФГОС (предмет "Технология", 1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_tehnologiya_1_klass.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ПАНСИОН “ПЛЕСКОВО”
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы
___________________ Анисимова С.В.
«______» _________________ 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Технология»
учителя Губановой Галины Васильевны
КЛАСС 1
ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)и на основе типовой программы Н.А.Цирулик (1 час в неделю). В 2011-12 учебном году по календарному плану –32час).
Данный курс ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Он ориентирован на усвоение понятий и на выработку навыков и умений.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.
Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
- исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
- преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
- показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
- осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
- подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 и 2 классах основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Материал учебников и рабочих тетрадей, реализующих данную программу, представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного занятия (факультатива). Внеурочные кружковые или факультативные занятия должны планироваться как закрепляющие, расширяющие и углубляющие ранее освоенное на уроках, а также ориентироваться на развитие творческих способностей, предоставлять возможности для посильной самореализации каждого ученика. Особенно это касается темы «Практика работы на компьютере». При отсутствии возможностей обеспечить учеников персональными компьютерами на уроках технологии данная тема реализуется главным образом в рамках факультатива. Внеурочную проектную деятельность также рекомендуется выстроить как продолжение проектной урочной деятельности (ввиду малого количества учебного времени). Во внеучебное время учащиеся занимаются поиском, отбором и систематизацией информации, необходимой для выполнения выбранных проектов, делают эскизы и заготовки к ним. В рамках часов общественно-полезной деятельности возможна реализация социальных проектов. Решение о конкретном содержании и планировании внеучебной деятельности учащихся принимает школа. (Более подробные рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся даны в программе далее).
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырех лет обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Содержание курса
1 класс (32ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Планируемые результаты обучения
Результаты изучения технологии в 1 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
- принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- делать выводы о результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
- о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
- о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
- обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
- соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки на глаз, по шаблону;
- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
- клеевой способ соединения;
- способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
- названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы
Уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
- экономно размечать сгибанием, по шаблону;
- точно резать ножницами;
- собирать изделия с помощью клея;
- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- о детали как составной части изделия;
- конструкциях — разборных и неразборных;
- неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
- различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕХНОЛОГИЯ
1 класс 32 часа
№ | Дата | Факт. дата | Тема урока, страницы учебника | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | 1.09 | Знакомство с учебным предметом и учебно-методическим комплектом по технологии. плюс общий обзор всего материала учебника. Экскурсия. | Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и работы на уроках технологии. | Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке. Обсудить информацию. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). | |
2,3 | 8,15. 09 | Наблюдения форм и образов природы. Экскурсия в парк. | Рассматривание и изучение форм и образов природы; обогащение знаний и впечатлений об окружающей действительности. Сбор материалов для практической работы на уроках. | Упражняться в обработке материала Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности собранного материала Рассматривать и анализировать образцы. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | |
4,5 | 22,29. 09 | Формы и образы природы. Работа с засушенными листьями | Ознакомление с новыми материалами и способами работы. Формирование умения наклеивать хрупкие засушенные листья на бумагу. Расширение сенсорного опыта детей. Развитие точности и аккуратности в работе. Формирование представлений о единстве слова и шрифта в декоративной надписи. | Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы, наклеивать листья на картон. *** Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Оценивать результаты выполненной работы. | |
6.7 | 6,13. 10 | Материал и образ. Подбор и простейшие приёмы обработки материалов для создания образа. | Формирование первоначальных представлений о передаче настроения и впечатления с помощью определённых художественных средств (композиции, ритма элементов и цветовых сочетаний) Формирование умения работать с учебником. Обучение приёмам создания композиции на плоскости. Развитие воображения и образного мышления. Развитие мелкой моторики, сенсорного опыта. Создание учебной мотивации, положительного отношения к школе. | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке материала различных видов к работе. Упражняться в смешивании разных цветов и созданию простых форм. Подбирать материал соответствующих цветов для изготовления изделия. Использовать освоенные приемы создания композиции для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | |
8,9 | 20,27. 10 | Лепка из пластилина. Выполнение узоров на пластилиновой основе | Обучение новым приемам лепки. Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в обработке материала Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности собранного материала Рассматривать и анализировать образцы. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | |
10, 11 | 10,17. 11 | Складывание простых форм из бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы сгибанием. | Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тонкой моторики, моторно-двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняться в выполнении различных приемов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приемы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. *** Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |
12, 13 | 24,1. 12 | Разрезание бумаги по линиям разметки; приёмы наклеивания деталей; задачи на плоскостное конструирование. | Закрепление приёмов складывания бумаги при изготовлении простых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы сгибанием. Расширение представлений об условной форме в оригами. Развитие тонкомоторных действий, координации движений. Развитие воображения и пространственного мышления. | Анализировать форму и окраску. Сравнивать детали Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы *** Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Оценивать результаты выполненной работы. | |
14, 15 | 8,15. 12 | Разрезание бумаги по линиям разметки; приёмы наклеивания деталей; задачи на плоскостное конструирование. | Обучение разрезанию бумаги по прямым линиям. Обучение приёму наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу. Формирование представлений о приёмах рациональной работы (при вырезании фигур). Развитие внимания, пространственного мышления. Развитие моторики рук, координации движений. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы - разрезание бумаги по прямолинейной разметке. Мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур Составление композиции на плоскости в заданном формате. *** Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы. | |
16, 17 | 22,29. 12 | Разметка деталей по шаблону. | Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приемами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. Развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Формирование коммуникативных навыков. | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приемов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |
18. 19 | 12,26. 01 | Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. | Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приема разметки бумаги способом сгибания. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. | Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |
20, 21 | 2,9.02 | Создание образа по ассоциации с формой модуля. | Обучение приемам работы с пустой яичной скорлупкой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы. *** Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы | |
22, 23 | 16,23. 02 | Лепка из пластилина. Образы зимней сказки | Обучение новым приемам лепки. Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в подготовке пластилина к работе. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия. Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользоваться стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия. Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | |
24, 25 | 8,15. 03 | Бумагопластика. Конструирование ребристых форм. | Ознакомление с новыми приёмами пластической трансформации бумаги. Совершенствование приёмов разметки способом сгибания бумаги. Закрепление навыков сгибания бумаги, работы с ножницами и с клеем. Развитие сообразительности, конструктивности и гибкости мышления. Развитие пространственного воображения и чувства формы. | Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |
26, 27 | 22,29. 03 | Приёмы обработки картона. Тематическая композиция на плоскости | Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приему предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона, развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. Воспитание внимательного и уважительного отношения к защитникам Отечества, к женщинам, к матери. | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приемы работы. *** Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы | |
28, 29 | 5,26. 04 | Приём плетения из трёх прядей | Обучение приёмам связывания нитей узлом, плетения косички из трёх прядей. Закрепление приёмов разметки деталей по шаблону, вырезания и склеивания. Формирование первоначальных представлений о единстве в изделии красоты и пользы. Развитие внимания, мышления, координации движений, мелкой моторики рук. | Осваивать приемы плетения Рассматривать и анализировать разметку деталей по шаблону Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы | |
30 | 3.05 | Использование разных способов выкраивания из бумаги для создания образов | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги (вырезание по криволинейному контуру, обрывание). Обогащение знаний об окружающем мире (разнообразие форм, размеров, окраски цветов; как выглядят цветы в вазе). Развитие вариативности, гибкости мышления. Развитие моторики рук, координации движений. | Анализировать предлагаемое задание: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного Искать, отбирать и использовать необходимую информацию Планировать предстоящую практическую деятельность Организовывать свою деятельность, подготавливать свое рабочее место Оценивать результат своей деятельности | |
31 | 10.05 | Новые приёмы бумагопластики в конструировании | Закрепление правил и приемов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приемами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика).Развитиесообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать образцы, находить закономерности в трансформации плоского листа в объемную форму; Обрабатывать заготовки из бумаги в соответствии с разметкой; трансформация заготовки. Создавать мысленный образ конструкции Оценивать результат своей деятельности | |
32 | 17.05 | Подведение итогов года. Выставка твор. Работ учащихся. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | Восприятие и анализ экспонатов выставки. Краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Оценка итогов, обмен впечатлениями. |
Учебно-методическая литература
- Н.А. Цирулик. Технология « Умные руки». Учебник, 1 класс. Самара: И. «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010г.
- Т.Н. Проснякова. Методические рекомендации. 1 класс. Самара: И. «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009г
Рассмотрено Согласовано
Рук.МО Зам.директора по УВР
Хмелевская Л.С._________ Пономарева В.Т.__________
«___»_______2011г. «__»_________2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...