Учебно- методический комплект на тему:"Кукла-оберег"
учебно-методический материал по технологии на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект+презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта урока технологии

     Тема: «Кукла- «оберег»»

Цели деятельности учителя:

   - познакомить с понятием «кукла», объяснить его значение;

   - познакомить и научить делать куклу «оберег»;

   - создать условия для формирования интереса к поделкам из ниток;

   - выполнить поделку из шерстяных ниток.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                         

   - развитие логическое мышление, наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Предметные:

   - осознают понятие «кукла» и его практическое применение;

   - приобретут новые знания о кукле-«обереге»;

   - научатся изготавливать изделие из ниток;

   - Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий.

Тип урока: комбинированный (урок нового знания и урок творчества)

Оборудование: ПК, ПО Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, презентация; шаблон для изготовления куклы, нитки, готовая кукла.

п.п

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хр./аж

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Подготовка к уроку

Организационный момент

словесный метод;

-Здравствуйте, дети! И сегодня я проведу у вас урок технологии.

Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке;

II

Инструктаж по ТБ

Методы Актуализация знаний

Фронтальная беседа

-Ответьте пожалуйста на вопрос: чем урок технологии отличается от других уроков?

-А это обычный урок как другие или у него есть какие-то особенности? (мы работаем инструментами).

-А что нужно делать, чтобы наша работа была для нас безопасной? (соблюдать правила). Давайте их повторим. (Чтение правил со слайда). Хорошо. Приступаем к работе.

повторяют правила безопасности, дополняют ответы учителя.

извлечение необходимой

информации из текстов;

III

Актуализация знаний

метод:

репродуктивный;

- чтобы начать урок, давайте отгадаем загадки. (на слайд)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

но с ней не скучно.

(Кукла)

Я, наверно, вам знакома,

Я живу у Тани дома,

С Танечкой хожу гулять,

С Танечкой ложусь в кровать,

И сама, без всякой сказки,

Закрываю сразу глазки,

Я совсем не растеряша

Я игрушка...(Кукла Маша)

Отгадывают загадки

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

VI

Мотивационный этап

Педагогический показ

приём:

проблемная ситуация;

фvhvронтальная беседа;

демонстрация, иллюстрация

10м

- Кто может сформулировать тему  нашего урока? (на слайд)

- Посмотрите на слайд. Прочитайте название темы.

 -Знакома ли она вам?

-Что такое кукла?

-Выскажите ваши предположения. Вы всё правильно говорите, а теперь давайте посмотрим, как более точно дано определение кукле  в словаре.

( на слайд)

- Кто может прочитать его?

-  Посмотрите пожалуйста на эту куклу –«Оберег», это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни:  такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем изучать. 

- а почему куклу называют «обрег»?

- Таких кукул люди вязали для свои домов, для друзей и родственников, чтоб кукла могла защищать их. Таких кукол  вешали  обычно перед входом в дом над дверью или просто ставили дома на полку, а некоторые носили таких кукол с собой.

-Сейчас я вам покажу как выполнять куклу  «оберег» (Выполнение куклы, подробное объяснение, с поэтапным описанием действий на экране, объяснение, из какого материала, цвета)

Ход работы :

*Взять заготовку картонки - большую, намотать нитки (20-30витков) вдоль по длинной стороне.

*под верхний сгиб  пропускаем нить и завязываем узел

*нижний сгиб разрезаем

*Взять меньшую картонку, намотать 10 витков (поперек) по короткой стороне(по ширине)

* разрезать с двух сторон сгибы

* берем нитки и завязать на кончиках, получились ручки.

*оформляем головку куколке. отступаем немного вниз от  узла и обвязываем ниткой, получилась головка.

*под головку вкладываем ручки и подвязываем куколку по талии

* «Оберег» готов.

-аналогично делаем куколку мужского пола

- внизу пучок делим на две ровные части и завязывает нитками кончика обоих частей. получились ножки.

- Делаем витой шнурок

*берем нитки 40 см

*скручиваем их и складываем пополам

*концы привязываем к нашим куколкам

- А как вы думаете, как мы с вами можем использовать эту куклу? (подарок, игрушка, оберег, поделка,украшение)

слушают, отвечают на вопросы;

формулируют тему и цели урока;

обобщают информацию;

определяют конкретный смысл понятий.

Слушают учителя

Смотрят пед.показ и запоминают последовательность работы

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками;

V

Физкультминутка

Работа по презентации: выполнение упражнений по образцу.

Выполняют упражнения.

выполнение действия по образцу;

VI

Постановка творческой задачи

методы: репродуктивный,

беседа, наглядный практический

-Сегодня мы с вами должны  изготовить наших куколок. Обращаю ваше внимание на слайд, где написан подробный план работы и на карточки, которые я вам раздала

Повторяют этапы работы

принимать и сохранять творческую задачу и цели;

VII

Включение новых знаний в систему и повторение

Самостоятельная творческая работа

приём:

самостоятельная работа;

20м

Оказание индивидуальной помощи, конструктивная критика, поощрение

выполняют творческое задание  

взаимодействуют друг с другом для взаимопомощи

выполнение действий по

алгоритму;

достижение договорённостей и согласование общего решения;

осознание ответственности за общее дело;

VIII

Выставка творческих работ Выставление оценок

-Заканчиваем работу.

-Все выполнили задание?

-Поднимите вверх ваши «обереги». Покажите друг другу, как вы постарались.

-Посмотрите, какие у нас яркие, красивые получились изделия.

анализируют свою деятельность; отвечают на вопросы;

проверяют правильность выполнения задания;

самооценка на основе критерия

успешности;

выполнение операций анализа, синтеза, сравнения;        адекватно воспринимать оценку учителя.

XI

Рефлексия деятельности.

методы анализа;

фронтальный опрос.

Скажите, а как можно использовать изделия, которые мы сегодня выполнили?

-Что нового узнали? Что еще можно сделать из таких модулей?

- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Вы работали сегодня хорошо!

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока;

Понимать

успешность

деятельности;

умение делать вывод, подводить итог;

X

Домашнее задание

- доделать вторую куклу и соединить их шнурком

На этом наш урок закончен. Желаю творческих успехов в учебной деятельности.

записывают д/з;

выделять существенные признаки из информации.

XI

Уборка рабочих мест

Уберите все свои принадлежности в папку, Если есть обрезки - на перемене выкинете в мусорное ведро. До новых встреч!

прощаются с учителем.

осознанное владение речью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, но с ней не скучно. Кукла

Слайд 3

Ход работы : 1.Взять заготовку картонки - большую, намотать нитки (20 витков) вдоль по длинной стороне.

Слайд 4

2.под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем узел; 3.нижний сгиб разрезаем;

Слайд 5

4.Взять меньшую картонку, намотать 10 витков по короткой стороне(по ширине)

Слайд 6

5. разрезать с двух сторон сгибы; 6. берем нитки и завязать на кончиках, получились ручки.

Слайд 7

7. оформляем головку куколке. отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой, получилась головка.

Слайд 8

8. под головку вкладываем ручки и подвязываем куколку по талии 9. «Оберег» готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»

Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...

Исследовательская работа по теме "Кукла - оберег"

Кукла - что это, оберег или игрушка? Что такое оберег? Как его сделать своими руками....

Мастер -класс на тему: " Кукла -оберег".

Изготовление куклы-оберега...

Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...

Цель: Узнать о куклах-оберегах. Научиться самой изготавливать куклу-оберег и научить других

Задачи исследования:изучить литературу по данному вопросу и выяснить, что такое «оберег», историю его появления;определить разновидности кукол, их назначение;узнать, какие обереги бывают и...

Тема: "Кукла - оберег из ниток" - 4 класс

Цель деятельности учителя: изготовление обучающимися изделия «Кукла из ниток».  Планируемые результаты: Предметные:•       знать...