Исследовательская работа по теме "Кукла - оберег"
материал (3 класс) по теме
Кукла - что это, оберег или игрушка? Что такое оберег? Как его сделать своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_khochu_rasskazat_vam_o_kukle_2.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Я хочу рассказать вам о кукле.
Целью моей работы было:
- Изучить какова была роль кукол у наших предков в древности, как выглядели куклы в давние времена.
- Самостоятельно изготовить куклы - обереги для подарков друзьям и украшения дома.
Гипотеза: Кукла - непросто игрушка.
Методы исследования:
-Анализ литературы
-Анкетирование
План работы:
-Посещение библиотеки (чтение худ. и позн. литературы)
-Обращение к сети "Интернет"
-Составить опросник и провести анкетирование
-Изготовление кукол - оберегов
-Разработать и оформить работу
1. Детство. Игры. Я хочу рассказать вам о кукле. Все девочки играют в куклы. Вы тоже играли в детстве. Давайте подумаем, почему мы играем в куклы и разговариваем с ними. Может кукла непросто игрушка.
Что такое игрушка, кукла? Кукла-это игрушка в виде человека.
Толковый словарь говорит, что это предмет, служащий для игры.
2. В ходе исследования я узнала, что кукла в своём развитии прошла несколько этапов. В Древней Руси кукла была оберегом. А настоящей игрушкой для детей стала к началу 19 века. Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах.
Куклы неразрывно связаны с историей человечества - они её свидетели.
Самыми древними считаются куклы, которые были найдены в Египте при раскопках. Их возраст составляет примерно четыре тысячи лет. Кроме ритуальных кукол в древнем мире также были известны и игровые куклы. Как правило, древние игровые куклы делались из дерева и из глины. На Руси кукла была самой распространенной игрушкой. Существовало более 100 способов изготовления матерчатых кукол. Самая популярная кукла не шилась, ее не касалась игла - ее сворачивали из ткани, а чтобы она не ушла - у нее не было ног, а еще ей не делали глаза, чтобы в куклу не вселилась душа и не навредила хозяину. Изначально кукла была предметом поклонения. И только со временем с нею начали играть. Это связано с желанием девочек подражать мамам , воспитывающим и ухаживающим за детьми .
3.Через пение колыбельных песен, пеленание, кормление, одевание начинается воспитание материнского инстинкта. Играя с куклой, мы, дети, примеряем мир взрослых. Самая любимая игра девочек - «Дочки-матери» . В этой игре ребенок оживляет куклу , наделяет ее действиями, чувствами . Кукла учит доброте, сочувствию, помогает развиваться как личности. Игрушки имеют свой характер, похожий на характер хозяек. А кукла сделанная своими руками отражает внутренний мир человека, который её сделал. Любая кукла обладает душевным теплом, воспитывает девочку , будущую маму, приучает заботиться о близких и помогает в трудную минуту. Кукла - это игрушка для души. Она лечит её как близкий человек. Кукле - оберегу (берегине) девочка может рассказать о своих бедах , неприятностях , потерях , поделиться своими радостями. Кукла, как мама, обязательно поймет и внимательно выслушает. Ведь она наполнена любовью и теплом человека , который ее сделал.
Дети часто копируют мир взрослых. Они живут в своем маленьком мире, где им необходимо общение, поэтому дети разговаривают с куклами . Считается, что они понимают друг друга. Взрослея, дети начинают подражать взрослым, и их опека направлена на кукол: пеленают их, кормят, одевают, как своего «ребенка». Многие народы приносили кукол в жертву богам, чтобы спасти жизнь человека. Куклу делали из березового полена и повязывали яркий цветастый платок. Боги принимали жертву, а куклу называли Коллодией. Для разных богов приносили разных кукол. У каждой было свое имя: Русалка- для вызова дождя, Маслена – для хорошего урожая, Ярило – для теплого лета, Купава для созревания фруктов. Нарядных кукол носили на руках , вокруг них водили хороводы, затевали игры, а потом "отдавали" богам : сжигали, кидали в реку, разрывали и просили взамен хороших урожаев, теплого лета, много фруктов. Многие до сих пор любят праздник Масленица, когда с песнями, играми и блинами провожают зиму и сжигают чучело зимы- Дуню - Маслену . Ткань для кукол, которых отдавали богам, не резали ножницами, не шили иглами и нитки рвали руками. Когда делали игрушку, то думали о самом сокровенном, читали молитвы, все делали с любовью и надеждой. Поэтому эти игрушки дают ощущение тепла, уюта, спокойствия. Их оставляли безликими- ни глаз, ни ртов, ни носов. Кукла без лица не может стать чьим–либо двойником и причинить вред. Допускалось только обозначение лица крестом- древним могущественным солнечным знаком.(рис). Делали кукол только женщины-хранительницы домашнего очага и уюта. До сих пор считают, что каждая женщина немного колдунья. Поэтому говорят , что по колдовским обычаям кукол нельзя делать в «плохое» время - в выходные дни, по средам, пятницам, в праздники. «Хорошее» время – зимние посиделки. Самое главное - куклу необходимо сделать в один прием! Дело, сделанное во второй раз – завтра, перечеркивает все то что было задумано и сделано в первый. Раньше даже хлеб сажали в печь только за один раз, избу не мели в две метлы. Нечисть можно убрать только с первого раза! Кукла - оберег защищала новорожденных , а потом становилась первой игрушкой. По доброму она служила олицетворением родного человека. Ее прятали, всегда носили при себе, это придавало силы. До сих пор многие взрослые с большим удовольствием играют в куклы со своими детьми и внуками. Это потому, что кукла излучает тепло и создает радостное настроение. Есть люди, которые посвятили свою жизнь куклам - они занимаются изготовлением неповторимых экземпляров. Вы спросите меня, а почему у кукол, которых продают в магазине, есть ноги и глаза? Это потому, что этих кукол изготавливают из пластмассы штамповкой на заводе и у них нет души.
Есть куклы : «Берегиня» , «Зернушка» , « Мартинчик» «,Кукла-куватка», «Коляда», «Закрутка» и др.
Я делаю свои куклы, с ними делюсь радостями, переживаниями, победами, говорю о самом сокровенном.
Я предлагаю Вам просмотреть поэтапную работу изготовления кукол.
Кукла- славянский оберег 1. Наметить ткань на величину ладони. Оторвать прямоугольник. (рис ) 2. Из ткани другого цвета оторвать прямоугольник на величину ладони без пальцев и от него оторвать квадрат. рис 2 3. Сложить края ткани к середине, по длине , а середины сгибов тоже перегнуть к середине. Зажать левой рукой полученную дорожку. (рис) 4. Проложить ткань крестом и перегнуть длинную пополам. (рис) 5. Завязать красными нитками так, чтобы впереди был крест, а сзади две параллельные нитки. Завязать два узелка и нитку оторвать. 6. Оформить куклу по желанию - завязать на рукавах манжеты, на шее продеть нитку, привязать передник. (рис)
Кукла из ниток - Мартинчик. Как обрядовую ее делали красного цвета к приходу весны, белого цвета - к приходу зимы. Одного цвета Неразлучные Мартинчики выполняется на одном плече, как символ единства семьи. А когда в семье рождаются дети они навешиваются на родительские плечи. Для изготовления этой куклы нужно: -25 гр. тонких шерстяных ниток (для двух кукол ); - картон-9 Х 11 см; - лоскут ткани, кусочки ваты или пряжи; - нитки для волос другого цвета. 1.Нитку намотать на картон по длине 40 витков (рис ) 2. Связать сверху. Снять навой. 3. Голову скатать из шерсти, вложить в навой так, чтобы не просвечивалось через нитки .Обмотать нитку вокруг шеи. 4. Нитку намотать на картон по ширине 36 витков. Снять и завязать бантиком .Длинную нить, которую делали вокруг шеи, обмотать вокруг талии, закрепив по середине руки.(рис) 5. Можно сделать кукле волосы и фартук.
4. В ходе работы моя гипотеза подтвердилась, кукла в мире взрослых не просто игрушка, а в мире детей - игрушка, способствующая развитию ребёнка. (материнского инстинкта)
Меня охраняет оберег, сделанный руками моей мамы. Я хочу, чтобы вас и вашу семью тоже охранял оберег. Для этого я дарю вам куклу, начатую сегодня. Предлагаю её закончить, чтобы вы вложили в неё частицу своего тепла и души, с добрыми мыслями о своих близких закрепите на кукле фартук и косынку. Во все времена считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, принесёт счастье.
Желаю тепла, уюта и благополучия вашим домам.
Спасибо за внимание.
1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная работа по теме "ОБЕРЕГИ и СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ"
проектная работв учащихся 4 класса рассказывает о различных оберегах и солярных знаках, сопровождающих нас в жизни, раскрывает их суть и предназначение (с презентацией)...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Исследовательский проект "Народная кукла-оберег. Травница"
Конспект к занятию...
Исследовательская работа "Герань лекарь и оберег".
Научно- исследовательская работа ученицы 3 «В» класса Эйвазовой Арины по теме: «Герань –лекарь и оберег. Выполнена под руководством учителя начальных классов ...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа "Куклы обереги"
Каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа. А кукла является отражением жизни славянского народа. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось ли прежнее назначение куклы или н...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...